Тема урока: « Агрегатное состояние вещества. График плавления и отвердевания».
план-конспект занятия по физике (8 класс) по теме

Данный урок проводится по физике в 8 классе при изучении раздела " Тепловые явления". На уроке применяются различные технологии, что позволяет облегчить детям усвоение нового материала. Дети сами ставят проблему и находят её решение. На уроке задаётся очень много познавательных вопросов, ответы на которые дети дают из своих наблюдений. Особый интерес на уроке вызывает применение L-микро лаборатории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_fizike.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Агрегатное состояние вещества.

График плавления и отвердевания».

     Проблема: Учащиеся знают агрегатные состояния вещества, взаимный     переход вещества из жидкого состояния в твёрдое, но не знают, как строится график «Плавления и отвердевания кристаллических тел» и не знают где применяется он на практике.

     Цель урока: Построить график плавления и отвердевания экспериментально с помощью L-микро лаборатории, создать условия для формирования умений читать графики тепловых процессов и применять формулу по данной теме при решении количественных задач .

      Задачи урока:

  -    образовательные: систематизировать знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; методом экспериментального исследования сформировать умения строить график тепловых процессов и отработать умения читать график на практике;

 -  развивающие : развивать логическое мышление,  самостоятельность учащихся,  расширять кругозор учащихся.

-   воспитательные: воспитывать познавательные потребности, прививать интерес к предмету, формировать ключевые компетенции.

     Планируемые результаты:  

  • учащиеся знают об агрегатных состояниях вещества и практическое применение взаимного перехода вещества из одного состояния в другое;
  • учащиеся умеют строить график плавления и отвердевания , и умеют анализировать полученный результат;
  • выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы,        поставленной на уроке;
  • осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения;
  • используют приобретенные знания в творческой работе;
  • совместно с учителем проводят исследовательскую работу;

  • проводят личностную рефлексию.

     Использованные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие.   

     Тип урока:   комбинированный

     Оборудование:  медиа - класс: проектор, интерактивная доска, L –микро лаборатория по теме «Тепловые явления» , презентация, лист оценивания, маршрутные листы .

      Ход урока

I.         Организационный момент. Класс делиться на группы ( 1-ая группа «Снег», 2-ая группа «Иней», 3-я группа «Льдинки», 4-ая группа «Вода»), им раздаются маршруты  и листы оценивания.

II.        Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

    Командам объявляется , что сегодня на уроке они отправляются в путешествие по маршруту, вид которого определится экспериментально.        

Станция проблемная.

Учитель:  

     Зимний вечер упруг и свеж,

     По сугробам зашагали тени,

     В инее серебряном олени,

     А мороз всю ночь ломился в сени.

Вопрос-проблема: Почему «в инее серебряном олени?»

На основе уже полученных знаний из географии и природоведения учащиеся пробуют ответить на поставленный вопрос и делают вывод.

     Учащиеся работают с учебником п.12 и отвечают на вопросы после параграфа.

     Ставятся проблемные вопросы:

     Учитель:

      В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?

      Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?

     Можно ли ртутный термометр взять на север?

     Итак, учащиеся делают вывод, что явление перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое имеет важное практическое значение.

    Ребята! Вы с успехом прошли первую станцию!!!

    А знаете ли вы какой вид имеет график этих процессов? Если у нас есть проблема, то какова тема нашего урока? Учащиеся формулируют тему урока.

 Учитель объявляет следующую станцию:

 « Станция проектная.»

И вместе с учащимися формулируют проблему, цели, задачи, находят пути решения и решают проблему экспериментальным способом.

Наши задачи:

- собрать установку;

- провести эксперимент;

- получить график на интерактивной доске;

- проанализировать участки графика    

     А чтобы узнать дальнейший маршрут, давайте рассмотрим более подробно процесс плавления и отвердевания кристаллических тел.

     Изучить эти процессы нам поможет эксперимент.

     На компьютере с помощью оборудования L-микро лаборатории вычерчивается график, а учитель для объяснения использует увеличенный график «Плавление и отвердевание» на интерактивной доске.

    Учитель обращает внимание, что участок АВ графика соответствует нагреванию вещества.

     Станция аналитическая.

    Учитель:

     Какому процессу соответствует каждый участок графика? Каждая точка графика?

     Ученики отвечают на вопросы учителя.

     Учитель:

     В каком состоянии находится вещество АВ? Участок ВС? Почему несмотря на то, что энергия поступает, температура остаётся постоянной?

     Наводящий вопрос: Чем отличается строение твёрдых и жидких веществ?

    Ученики вспоминают материал 7 класса «Строение веществ» . (Как располагаются молекулы) .

    Итак, в каком состоянии вещество при одинаковой температуре имеет большую внутреннюю энергию? Почему?

     Учитель обращает внимание, что на графике температура плавления льда 00 С.

     Вопрос: Будет ли плавиться лёд, внесённый в помещение где 00 С?

     Ответ некоторых учеников «да».

     Пронаблюдаем и постараемся проанализировать, почему лёд от -400 С до 00 С нагревается, а при 00 С уже нет теплообмена с комнатой и нет необходимости энергии для разрушения кристаллической решётки. Следовательно, плавления нет.

     Учитель:

     А может ли кислород быть в трёх агрегатных состояниях?

     Ученики анализируют таблицы № 3,5.

     Появляется мнение, что «да» и учитель  добавляет, что кислород при температуре -2190 С плавится, при температуре – 1830 С кипит, поэтому в обычных условиях кислород в газообразном состоянии.

     Вопросы:

     Приведите примеры температур плавления некоторых веществ?

     Какие металлы можно расплавить в кипящей воде?

Продолжаем наблюдать за графиком изменения температуры, обнаруживаем, что вещество нагревается в жидком состоянии до определённой температуры, пока не отключили источник энергии. Если отключим источник энергии происходит процесс охлаждения, отвердевания, охлаждения.

      Участок EF графика соответствует отвердеванию вещества.

      В каком состоянии находится вещество в точках E, F?

      Что происходит с веществом на участке EF?

      Что происходит с внутренней энергией на участке EF? Почему?

Итак, проанализировав полученный график учащиеся отвечают вопросы:

      В каком состоянии находится вещество на участках АВ, ВС, СД, ДЕ, EF, FG; а в точках А, В, С, Д, Е, F, G?

     Учащиеся отвечают на вопросы и объясняют почему?

     Закрепление: Упражнение 7 (1,2) письменно.  (Сильные учащиеся успевают всё задание).

     Объявляется Физминутка.

     Станция решебная.

     Учитель обращает ещё раз внимание учащихся на участки графика ВС и EF, и вводит понятия удельной теплоты плавления.

    λ – удельная теплота плавления, измеряется в Дж/кг.

   Вводит формулу для расчёта количества теплоты, которое нужно для нагревания и которое выделяется при отвердевании. (Q= λm ) .

     Разбирается пример задачи

     Станция тестирования.

     Учащимся раздаются текстовые задания на листах.

    Станция домашнее задание (дифференцированное).

    Домашнее задание § 14, 15.

    1-ая группа -  изготовить плакат «График плавления и отвердевания»

    2-ая группа – найти или составить творческие вопросы, задачи или загадки по теме «Тепловые явления».

   3-я группа – задание 2 №1, стр. 39

   4-ая группа – задание 2 № 2, стр.39 Приготовить доклад или презентацию.

Рефлексия.

(По листу оценивания учащиеся проводят самооценку и самоанализ).

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел" 8 класс

Тема: Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.Предназанчена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.Использовались материалы других учителей, материалы...

Тема урока: Агрегатные состояния вещества

Агрегатные состояния вещества...

Тема урока: Агрегатные состояния вещества

Агрегатные состояния вещества...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Технологическая карта урока Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

Российская школа находится сегодня в полосе реформирования. Образовательная среда "Мобильное Электронное Образование" позволяет использовать  электронные образовательные ресурсы и диста...

Конспект урока по теме Обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества»

Обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс...