Тема урока: « Агрегатное состояние вещества. График плавления и отвердевания».
план-конспект занятия по физике (8 класс) по теме
Данный урок проводится по физике в 8 классе при изучении раздела " Тепловые явления". На уроке применяются различные технологии, что позволяет облегчить детям усвоение нового материала. Дети сами ставят проблему и находят её решение. На уроке задаётся очень много познавательных вопросов, ответы на которые дети дают из своих наблюдений. Особый интерес на уроке вызывает применение L-микро лаборатории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_fizike.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Агрегатное состояние вещества.
График плавления и отвердевания».
Проблема: Учащиеся знают агрегатные состояния вещества, взаимный переход вещества из жидкого состояния в твёрдое, но не знают, как строится график «Плавления и отвердевания кристаллических тел» и не знают где применяется он на практике.
Цель урока: Построить график плавления и отвердевания экспериментально с помощью L-микро лаборатории, создать условия для формирования умений читать графики тепловых процессов и применять формулу по данной теме при решении количественных задач .
Задачи урока:
- образовательные: систематизировать знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; методом экспериментального исследования сформировать умения строить график тепловых процессов и отработать умения читать график на практике;
- развивающие : развивать логическое мышление, самостоятельность учащихся, расширять кругозор учащихся.
- воспитательные: воспитывать познавательные потребности, прививать интерес к предмету, формировать ключевые компетенции.
Планируемые результаты:
- учащиеся знают об агрегатных состояниях вещества и практическое применение взаимного перехода вещества из одного состояния в другое;
- учащиеся умеют строить график плавления и отвердевания , и умеют анализировать полученный результат;
- выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке;
- осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения;
- используют приобретенные знания в творческой работе;
- совместно с учителем проводят исследовательскую работу;
- проводят личностную рефлексию.
Использованные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: медиа - класс: проектор, интерактивная доска, L –микро лаборатория по теме «Тепловые явления» , презентация, лист оценивания, маршрутные листы .
Ход урока
I. Организационный момент. Класс делиться на группы ( 1-ая группа «Снег», 2-ая группа «Иней», 3-я группа «Льдинки», 4-ая группа «Вода»), им раздаются маршруты и листы оценивания.
II. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.
Командам объявляется , что сегодня на уроке они отправляются в путешествие по маршруту, вид которого определится экспериментально.
Станция проблемная.
Учитель:
Зимний вечер упруг и свеж,
По сугробам зашагали тени,
В инее серебряном олени,
А мороз всю ночь ломился в сени.
Вопрос-проблема: Почему «в инее серебряном олени?»
На основе уже полученных знаний из географии и природоведения учащиеся пробуют ответить на поставленный вопрос и делают вывод.
Учащиеся работают с учебником п.12 и отвечают на вопросы после параграфа.
Ставятся проблемные вопросы:
Учитель:
В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?
Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?
Можно ли ртутный термометр взять на север?
Итак, учащиеся делают вывод, что явление перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое имеет важное практическое значение.
Ребята! Вы с успехом прошли первую станцию!!!
А знаете ли вы какой вид имеет график этих процессов? Если у нас есть проблема, то какова тема нашего урока? Учащиеся формулируют тему урока.
Учитель объявляет следующую станцию:
« Станция проектная.»
И вместе с учащимися формулируют проблему, цели, задачи, находят пути решения и решают проблему экспериментальным способом.
Наши задачи:
- собрать установку;
- провести эксперимент;
- получить график на интерактивной доске;
- проанализировать участки графика
А чтобы узнать дальнейший маршрут, давайте рассмотрим более подробно процесс плавления и отвердевания кристаллических тел.
Изучить эти процессы нам поможет эксперимент.
На компьютере с помощью оборудования L-микро лаборатории вычерчивается график, а учитель для объяснения использует увеличенный график «Плавление и отвердевание» на интерактивной доске.
Учитель обращает внимание, что участок АВ графика соответствует нагреванию вещества.
Станция аналитическая.
Учитель:
Какому процессу соответствует каждый участок графика? Каждая точка графика?
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Учитель:
В каком состоянии находится вещество АВ? Участок ВС? Почему несмотря на то, что энергия поступает, температура остаётся постоянной?
Наводящий вопрос: Чем отличается строение твёрдых и жидких веществ?
Ученики вспоминают материал 7 класса «Строение веществ» . (Как располагаются молекулы) .
Итак, в каком состоянии вещество при одинаковой температуре имеет большую внутреннюю энергию? Почему?
Учитель обращает внимание, что на графике температура плавления льда 00 С.
Вопрос: Будет ли плавиться лёд, внесённый в помещение где 00 С?
Ответ некоторых учеников «да».
Пронаблюдаем и постараемся проанализировать, почему лёд от -400 С до 00 С нагревается, а при 00 С уже нет теплообмена с комнатой и нет необходимости энергии для разрушения кристаллической решётки. Следовательно, плавления нет.
Учитель:
А может ли кислород быть в трёх агрегатных состояниях?
Ученики анализируют таблицы № 3,5.
Появляется мнение, что «да» и учитель добавляет, что кислород при температуре -2190 С плавится, при температуре – 1830 С кипит, поэтому в обычных условиях кислород в газообразном состоянии.
Вопросы:
Приведите примеры температур плавления некоторых веществ?
Какие металлы можно расплавить в кипящей воде?
Продолжаем наблюдать за графиком изменения температуры, обнаруживаем, что вещество нагревается в жидком состоянии до определённой температуры, пока не отключили источник энергии. Если отключим источник энергии происходит процесс охлаждения, отвердевания, охлаждения.
Участок EF графика соответствует отвердеванию вещества.
В каком состоянии находится вещество в точках E, F?
Что происходит с веществом на участке EF?
Что происходит с внутренней энергией на участке EF? Почему?
Итак, проанализировав полученный график учащиеся отвечают вопросы:
В каком состоянии находится вещество на участках АВ, ВС, СД, ДЕ, EF, FG; а в точках А, В, С, Д, Е, F, G?
Учащиеся отвечают на вопросы и объясняют почему?
Закрепление: Упражнение 7 (1,2) письменно. (Сильные учащиеся успевают всё задание).
Объявляется Физминутка.
Станция решебная.
Учитель обращает ещё раз внимание учащихся на участки графика ВС и EF, и вводит понятия удельной теплоты плавления.
λ – удельная теплота плавления, измеряется в Дж/кг.
Вводит формулу для расчёта количества теплоты, которое нужно для нагревания и которое выделяется при отвердевании. (Q= λm ) .
Разбирается пример задачи
Станция тестирования.
Учащимся раздаются текстовые задания на листах.
Станция домашнее задание (дифференцированное).
Домашнее задание § 14, 15.
1-ая группа - изготовить плакат «График плавления и отвердевания»
2-ая группа – найти или составить творческие вопросы, задачи или загадки по теме «Тепловые явления».
3-я группа – задание 2 №1, стр. 39
4-ая группа – задание 2 № 2, стр.39 Приготовить доклад или презентацию.
Рефлексия.
(По листу оценивания учащиеся проводят самооценку и самоанализ).
Спасибо за урок!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел" 8 класс
Тема: Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.Предназанчена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.Использовались материалы других учителей, материалы...
Тема урока: Агрегатные состояния вещества
Агрегатные состояния вещества...
Тема урока: Агрегатные состояния вещества
Агрегатные состояния вещества...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
Технологическая карта урока Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание
Российская школа находится сегодня в полосе реформирования. Образовательная среда "Мобильное Электронное Образование" позволяет использовать электронные образовательные ресурсы и диста...
Конспект урока по теме Обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества»
Обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс...