урок по физике " Атмосферное давление. Вес воздуха".
методическая разработка по физике (7 класс)
Методическая разработка урока по физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ves_vozduha._atmosfernoe_davlenie.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.
Урок открытия нового знания
Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цели:
- Объяснить наличие массы у газов.
- Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление.
- Выявить влияние земной атмосферы на окружающий мир.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления.
- Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление.
- Экспериментально доказать его наличие.
- Обосновать существование веса воздуха.
- Развивающие:
- Развивать умение выделять главное.
- Аргументировать свой ответ, приводить примеры.
- Формулировать выводы.
- Анализировать и систематизировать предлагаемую информацию.
- Давать полный развёрнутый ответ.
- Способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
- Воспитательные:
- Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения.
- Показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека.
- Формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся должны знать/понимать: смысл физической величины – атмосферное давление.
Уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: передачу давления жидкостями и газами;
- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления;
- Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной;
- Формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.
Познавательные:
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- Владеть рядом общих приемов решения задачи.
Личностные:
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран; виртуальная модель « Измерение веса воздуха», презентация “Атмосферное давление”; рабочая карта урока для каждого ученика.
- Приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления: шприц, стакан с водой, пробирки,
- Оборудование для фронтального эксперимента: стакан с водой, лист бумаги
- Использованная литература, источники информации:
- Физика. 7 кл. : / А. В. Перышкин. – 3-е изд., доп. – М. : Дрофа, 2014. 224. : ил.;
- Физика. Сборник вопросов и задач. 7 кл.: учебное пособие. / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. – 2-у изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. – 80 с. : ил. А.Е.
- Физика : Дидактические материалы. 7 класс : учебно – методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 123, с. : ил.
- Физика. 7 кл. : тетрадь для лабораторных работ к учебнику А. В. Перышкина / Н. Ф. Филонович, А. Г. Восканян. – М. : Дрофа, 2015. – 48 с.
- Физика : Диагностические работы к учебнику А. В. Перышкина “Физика. 7 класс” : учебно – методическое пособие / В. В. Шахмаева, О. Р. Шефер. – М. : Дрофа, 2015. – 124, с. : ил.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. 1 мин Организационный момент. 2. 3-5 мин Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Создать благоприятный психологическй настрой на совместную работу. Актуализация опорных знаний и способов действий. Обеспечение мотивации учения у уч - ся, принятие ими целей урока. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Что мы изучали на прошлых нескольких уроках? Зачем нам надо знать о давлении в разных средах? Сегодня мы продолжим работу по изучению давления.Повторим пройденный материал: Физический Давление производимое на …………………… или …………. , передается в любую точку ………………………. во всех направлениях.5. Вставьте пропущенные слова: Внутри жидкости существует……………. и на одном и том же уровне оно………………. по всем направлениям. С глубиной давление …………………….. . Удивительное дело – жить в воздушном океане, Голубом, огромном, чистом, «пить» его и не тонуть. Без него, без океана, жизнь была бы очень странной, впрочем, даже и не странной: просто не было б её. О чём речь? А мы сейчас с вами изучаем тему давление. Какое давление мы сегодня будем изучать? Кто знает, что такое атмосфера? | Включаются в деловой ритм урока. Изучали давление твердых тел, жидкостей и газов. Чтобы использовать в повседневной жизни и т.д. Разгадывают: называют, объясняют, формулируют. Получают ключевое слово “Атмосфера”. Воздушная оболочка Земли. Наблюдают. Ответ: Равновесие нарушилось. Делают вывод: воздух обладает массой. Записывают в тетрадь: Р=mg, Р=1,29 кг * 9,8 Н/кг = 13Н. Знакомятся с примерами, приведенными на слайде. | Личностные: самоопреде ление. Регулятивные: инициативность, управление своей деятельностью. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассник. Коммуникативные.: умение кратко и точно отвечать на вопросы. Познавательные: логические - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Личностные:убежденность в возможности познания природы. Регулятивные: целеполагание, управление своей деятельностью. |
3. 5-6 мин Целеполагание и мотивация | Проблема: Как вы думаете, атмосфера действует своим весом на поверхность Земли и тела на Земле? Ребята, скажите, вы как-то ощущаете на себе действие атмосферы. Вам тяжело? Нет? Так существует ли оно? Обратимся к опыту: “Перевернутый стакан”. Прошу выйти одного ученика к доске и проделать опыт Что наблюдаете? Почему это произошло? Объясняя подобные явления, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления, которое и является темой нашего урока. Мы показали ранее, что воздух имеет вес, значит, он оказывает давление. Запишем тему урока: Вес воздуха. Атмосферное давление. Какова цель нашего урока? | Делают предположения о действии атмосферы на поверхность Земли. Высказывают свои ощущения: Нет. Один ученик выходит к доске. Выполняет просьбу. Отвечают: Высказывают свои мысли: Это потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на лист бумаги, больше , чем вес воды внутри стакана. Поэтому лист бумаги плотно прижат к стакану, не позволяя воде вылиться. Воздух оказывает давление во всех направлениях, даже снизу вверх. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока: мы будем изучать атмосферное давление и доказывать его существование. | Коммуникативные: умение сотрудничать, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; подведение под понятие, выведение следствий, выявление проблемы, причинно-следственных связей, приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации .Личностные: убежденность в возможности познания природы. Коммуникативные: взаимное сотрудничество, развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника | |
4. 10-12 мин Изучение нового материала. Усвоение новых знаний. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Ребята, если мы хорошо поработаем на уроке, то сможем ответить на вопросы относительно существования и применения атмосферного давления. Попробуем дать определение и объяснение атмосферному давлению. Что такое атмосферное давление? Почему возникает атмосферное давление? Докажем существование атмосферного давления на опытах. | Обращают внимание на материал слайда. Ответ: Давление воздушной оболочки на Землю и тела на ней. Ответ: Атмосфера оказывает давление, так как верхние слои воздуха давят на нижние и сжимают их. Наблюдают за опытом. Пробуют объяснить происходящее: при подъёме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода. Отвечают: Грудная клетка расширяется, объем становиться больше. А давление в легких – меньше и туда поступает воздух из атмосферы. | Познавательные: умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, самостоятельного выделение-формулирование познавательной цели и проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; док - во. Регулятивные: планирование прогнозирование, управление своей деятельностью. Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция |
5. 12-15 мин Закрепление изученного (первичное и последующее). | Установление правильности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, для самостоятельной работы по новому материал | А теперь объединитесь в группы (по 4-5 чел.) и вместе продолжите доказывать присутствие атмосферного давления, выполняя задания: Для изучения новых знаний я предлагаю поделиться на группы теоретиков и экспериментаторов. Каждая группа получает задание, которое нужно выполнить в течение 7-10 минут. Учащимся раздаются карточки с заданиями. 1 группа( теоретики): 1. Какую роль играет атмосфера для нашей планеты? Имеет ли массу атмосфера? 2. Как определить массу воздуха? Вследствие чего создается атмосферное давление? Презентация « Воздушный дом» 2 группа (экспериментаторы): 1. Докажите, имеет ли вес воздух? Выполнение виртуальной лабораторной работы «Измерение веса воздуха» 3 группа (экспериментаторы) Опыт 1 . “Самый простенький фонтан” Берем шприц, закрываем отверстие пальцем и перемещаем поршень, увеличивая объём воздуха под поршнем. Затем опускаем шприц в стакан с водой, не открывая отверстия, и убираем палец. В шприце бьёт фонтан. Почему? Объясните. Ответ: Когда мы увеличиваем объём воздуха под поршнем, то при этом уменьшается давление газа. Атмосфера давит на воду в стакане и заставляет её с силой входить в разряжённое пространство под поршнем. Потому и образуется фонтан. 4группа (экспериментаторы) Опыт 2. “Непослушная пробирка” Беру две такие пробирки, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальём немного воды, а затем вставим в неё короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы станем свидетелями интересного явления. Узкая пробирка не падает, а, наоборот, по мере вытекания воды поднимается вверх, втягиваясь в широкую пробирку. Внутренняя пробирка удерживается атмосферным давлением и силами взаимодействия между молекулами воды и стекла. Вода является смачивающей жидкостью по отношению к стеклу, поэтому она стекает по поверхности пробирки. Под действием же вышеуказанных сил пробирка поднимается вверх. Физминутка. (2 минуты) Ребята, сядьте прямо, расслабьте плечевой пояс и сделайте 4-5 глубоких вдохов-выдохов. И ответьте на вопрос: почему воздух поступает в легкие? Молодцы! Атмосферное давление играет значительную роль в нашей жизни. Будьте наблюдательны и вы увидите, как часто атмосферное давление проявляется и используется на практике. | Ребята объединяются в группы, выполняют задания, делают предположения и обосновывают свои ответы. Ответ: 1. Значение атмосферы огромно. Она защищает всё живое на Земле от разрушительного действия ультрафиолетовых лучей, от быстрого нагревания лучами Солнца и остывания. Она является передатчиком звука, рассеивая солнечный свет, она освещает те места, куда не попадают прямые лучи Солнца. Один из слоёв её – термосфера – даёт возможность установить дальнюю связь на коротких волнах. Человек использует движущийся воздух для получения электрического тока (ветряные электростанции), в атмосфере пролегают трассы авиалиний. Получается, что атмосфера определяет все жизненные процессы на Земле и оказывает большое влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Атмосфера играет важнейшую роль в тепловом балансе земли. Атмосфера отражает и поглощает большую часть излучения, проходящего к Земле из космического пространства. Атмосфера предохраняет нас от непрерывной бомбардировки микрометеоритов. Атмосферное давление имеет большое значение в быту и в медицине. Атмосфера – крыша нашей Земли, под этой одной крышей живут люди разной национальности и мы должны беречь от загрязнения нашу атмосферу. 2. Беру шприц, закрываю отверстие пальцем и перемещаю поршень, увеличивая объём воздуха под поршнем. Затем опускаем шприц в стакан с водой, не открывая отверстия, и убираем палец. В шприце бьёт фонтан. Почему? Объясните. Ответ: Когда мы увеличиваем объём воздуха под поршнем, то при этом уменьшается давление газа. Атмосфера давит на воду в стакане и заставляет её с силой входить в разряжённое пространство под поршнем. Потому и образуется фонтан. 3. Беру две такие пробирки, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальём немного воды, а затем вставим в неё короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы станем свидетелями интересного явления. Узкая пробирка не падает, а, наоборот, по мере вытекания воды поднимается вверх, втягиваясь в широкую пробирку. Почему внутренняя пробирка не падает, а поднимается вверх? Внутренняя пробирка удерживается атмосферным давлением и силами взаимодействия между молекулами воды и стекла. Вода является смачивающей жидкостью по отношению к стеклу, поэтому она стекает по поверхности пробирки. Под действием же вышеуказанных сил пробирка поднимается вверх. | .Познавательные: умение анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, решения проблемы, приобретение опыта по получению, преобразованию и применению нового знании. Коммуникативные: умение работать в группе, управление своим поведением и поведением партнеров в группе, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
6. 3 мин Подведение итога урока. | Выявление уровня усвоения знаний, недостатков в знаниях. Установление причин выявленных недостатков. Оценка работы класса и отдельных уч-ся. | Подведем итоги урока. Для этого в предложения вставьте пропущенные слова: осстановите предложения, заполнив пропуски . Вокруг Земли существует _________________, которая удерживается благодаря ________________. Воздушный слой, прилегающий к Земле, сжат и по закону ___________ передает производимое на него ___________ по всем направлениям. С увеличением высоты атмосферное давление _____________________. | Отвечают, вставляют пропущенные слова. Ответ: ( силе притяжения, давление, атмосфера, уменьшается, Паскаля) | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7. 2 мин Информация о домашнем задании. 8. 1 мин. Рефлексия | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Инициировать рефлексию детей по поводу психо-эмоциональногосостояния, мотивации. их собственной деятельности и взаимодействия с «У» и «у» учителем и учащ | Д/з: 1.Обязательный уровень: §§ 42, 43; Упр. 19, 20. 2. Желающие могут приготовить доклад или опыт о проявлении атмосферного давления. Опыты можно найти в книгах “Занимательная физика” Перельмана и других ,а также на сайтах http://vpl54.narod.ru/FOKUS.html http://www.lmagic.info. Лист самоанализа: (нужное подчеркнуть)
Молодцы! СПАСИБО за урок. | Записывают в дневники д/з Выполняют желаемые действия. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока на тему: "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Урок содержит видеофрагменты опытов, опрос в виде тестов, демонстрация опытов, иллюстрации применения атмосферного давления животными....
Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"...
Конспект урока «Решение задач по теме атмосферное давление. Вес воздуха»
Конспект урока в 7 классе...
Презентация к уроку по физике на тему: " Вес воздуха. Атмосферное давление "
Данная презентация предназначена для подготовки к уроку в 7 классе по теме: " Вес воздуха. Атмосферное давление."...
Разработка урока "Атмосферное давление. Вес воздуха"
План урока для учащихся. Урок в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха." Урок построен по ФГОС...
Технологическая карта к уроку "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Урок по ФГОС в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха"...
Урок физики в 7 классе. Тема: "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление. Вес воздуха"...