Анализ и оценка обучающей деятельности учителя на уроке в логике деятельностно- компетентностного подхода
методическая разработка по физике (11 класс)

Подкорытова Елена Александровна

Цель: определить критерии оценки обучающей деятельности учителя на уроке с позиции деятельностно- компетентностного подхода (на основе ИКТ и общественной экспертизы)

 

Задачи:

  1. Создать инструмент оценки как механизм перевода от информационной к деятельностно- компетентностной образовательной модели.
  2. Описать через критерии новое качество деятельности учителя для сценирования урока как образовательной ситуации.

Проблема оценки качества педагогической деятельности сегодня приобретает особую значимость в условиях перехода от информационной к системно- деятельностной образовательной модели. Если данную проблему рассматривать с позиции развития внутришкольной системы управления качеством образования, то ее решение связывается с созданием в школе:

  • системы мотивации, поощрения и материального стимулирования педагогического коллектива на основе создания уровневой оценки деятельности педагогов;
  • системы мониторинга педагогической деятельности на основе использования ИКТ для сбора автоматизированного расчета показателей, формирования портфолио учителя;
  • общественной экспертизы в системе внутришкольного мониторинга.

Оценка обучающей деятельности учителя на уроке как важнейшего вида педагогической деятельности подчиняется тем же требованиям и «встраивается» в общую систему оценку качества педагогической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Особенности обучения на уроках физики с учетом подготовки к ЕГЭ и ГИА »

Важность этой темы очевидна, т.к. итоговый экзамен по физике проводится в форме ЕГЭ и ГИА, особенно данная тематика актуальна  в связи со спортивной спецификой наших учреждений.

 В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

        Таким образом, иными становятся и задачи учителя- не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

При этом возникает проблема оценки обучающей деятельности учителя  (по результатам  диагностических работ, ЕГЭ, ГИА обучающихся  по предмету или существуют другие  параметры оценки?)

Для решения данной проблемы проанализированы материалы ежегодной конференции «Использование программных продуктов 1С в учебных заведениях» секции «Технологии фирмы «1С» для организации учебного процесса» по теме «Анализ урока и формирующая оценка обучающей деятельности учителя в логике деятельностно-компетентностного подхода на основе управленческой компьютерной программы «Системный анализ урока».  (Скворцова Г.И., Московский центр качества образования (МЦКО)).

Задачей данного выступления является создание модели и описание критериев нового качества деятельности учителя для сценирования урока как образовательной ситуации.

Назначение модели оценки обучающей деятельности учителя:

- обеспечение объективизации оценки на основе критериев и уровневых показателей качества обучающей деятельности учителей школы с позиции реализации норм деятельностно- компетентностного подхода на уроке;  

-  «сшиваемости» оценочной информации, получаемой из разных источников (результаты внутреннего мониторинга качества обучения, Статград, показатели ЕГЭ и ГИА), от разных субъектов (учителя, ведущего урок, его коллег, анализирующих урок, зам. директора по учебной работе);

- автоматизации расчета результатов оценки на основе использования компьютерной программы «Системный анализ урока»;

- включение групповых форм экспертизы и анализа урока.

При этом решается задача развития экспертно- аналитических, рефлексивных умений каждого учителя и педагогического коллектива школы в целом:

  • освоение позиции эксперта- при посещении уроков у коллег;
  • самодиагностика- при проведении рефлексии собственной обучающей

деятельности на уроке, а также освоение учителем сценарной позиции для организации урока как образовательной ситуации.

Методологическая основа предлагаемой модели: деятельностный, системно- деятельностный подход, формирование субъективной позиции ( Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и другие); компетентностный подход ( В.А. Болотов, А.В. Баранников, О.Е. Лебедев и другие); системностный подход к анализу урока (Ю.А.Конаржевский, Т.И. Шамова).

Подробнее остановимся на критериях оценки обучающей деятельности учителя на уроке.

В основу критериев и уровневых показателей оценки обучающей деятельности учителя на уроке заложен набор принципиальных позиций:

  • ученик сам ставит цель (учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи);
  • ученик сам проектирует или выбирает средства;
  • ученик сам оценивает результат и корректирует свои действия.

Важный принцип компетентностного подхода- диагностичность целей

урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?»

Характеристика уровней обучающей деятельности учителя на уроке

По каждому параметру урока задается 5 качественных уровней обучающей деятельности учителя:

  • нулевой уровень. Фиксирует отсутствие требуемого умения;
  • уровни 1-2. Планирование обучающей деятельности учителя;
  • уровни 3-4. Реализация замысла на уроке ( это важно, т.к. прекрасный замысел м.б. не реализован и наоборот: учитель м. провести очень хороший урок благодаря импровизационным способностям (способности сценирования).

Для оценки используем 10-балльную шкалу.

0-й уровень- 0 баллов;

1-й уровень- 1 балл;

2-й уровень- 4 балла;

3-й уровень 7 баллов;

4-й уровень – 10 баллов.

Для оценки и анализа обучающей деятельности учителя на уроке используются традиционные параметры анализа урока:

  • цели;
  • содержание учебного материала ( тема, фрагмент программы и т.п.);
  • формы;
  • методы;
  • структура урока;
  • межэтапные связи.

Вводится новый параметр в свете деятельностно- компетентностного подхода- содержание образования (деятельностная дидактическая единица для освоения обучающимися на уроке- способ, алгоритм….).

        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии в специальной (коррекционной) школе I, II вида через современные образовательные технологии.

На современном  этапе  перед  школой  ставится  задача  обновления образования  на  компетентностной  основе.  Компетентность  и  деятельнос...

Деятельностно-компетентностный подход в организации обучения иностранному языку

Теоретическое обоснование и опыт практического применения деятельностно-компетентностного подхода на занятиях по иностранному языку...

Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".

Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...

Отличительные черты деятельности учителя в режиме знаниевого и деятельностного подходов

В презентации указаны отличительные черты деятельности учителя в режиме знаниевого и деятельностного подходов на каждом этапе урока....