Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Методическая статья и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostno-kompetentnostnyy_podhod.doc | 37.5 КБ |
vystuplenie_na_mezhdunarodnoy_nauchno-prakticheskoy_konferencii.ppt | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Что такое творчество? Прежде всего, это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности; возможность выразить своё неповторимое отношение к миру. Но потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью. Общепризнанно, что особые способности, или одарённость, зависят от врождённых задатков. Есть ли в таком случае педагогическая целесообразность в разработке технологии стимулирования детского творчества в учебно-воспитательном процессе? Не создадим ли мы группу, куда заведомо не попадёт более половины всех учеников, так как, по данным психологов, одарённостью наделены от 5 до 20% учащихся? А что представляют собой дети, наделённые способностями к творческому восприятию, осмыслению и интерпретации получаемой информации? Всегда ли это дети – отличники в учёбе с примерным поведением? Нет, как правило, эти дети неровно успевающие, выбивающиеся из общего темпа, странные в поведении, иногда тугодумы, не умеющие уяснить очевидного. С такими детьми порой бывает трудно, но наша задача – помочь любому ребёнку открыть в себе способности, о которых он ранее и не подозревал, и сделать всё возможное для того, чтобы эти способности нашли своё дальнейшее развитие.
Другой вопрос: как развить способность творить, самовыражаться? Ответом на этот вопрос может быть совсем иное отношение к языку и методике его преподавания. Это может быть нестандартное начало урока: «Ребята, посмотрите, какой сегодня необыкновенный день…» или «Представляете, выхожу я сегодня на улицу и…». Опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию является важным условием развития кретивности у детей.
К великому сожалению, современная культура техногенна. Познавательные и духовно-нравственные горизонты учащегося сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми. Это привело к снижению общего уровня речевой культуры, которая, по мнению большинства лингвистов, характеризуется речевой разнузданностью, неряшливостью, тиражированием речевых ошибок и немотивированными заимствованиями, неумелым использованием окказиональных слов (единичных авторских новообразований), использованием жаргонной лексики. Поэтому на своих уроках я нахожу время для игр. Детские игры – явление многообразное, их содержание усложняется и развивается в тех случаях, если они интересны для детей. А практика показывает, что эта работа действительно интересна детям. Игры учат обдумывать, как осуществить замысел, развивают активность, самостоятельность, интерес к общению, творческое воображение.
На одном из занятий дети получили задание составить анаграммы. С этой работой успешно справились. На другом занятии получили задание сложнее.
Попробуйте решить анаграммные примеры:
Кот + лес =
Задор + ель =
Мел + каска=
Образ + соло + сеть + нить =
Тон + меч + тир + ось + ель + сад + пот =
В качестве домашнего задания детям предлагается самим составить подобные примеры.
На одном из последующих уроков предлагаю вспомнить примеры текстов, где все слова начинаются на одну букву. Дети с удовольствием включаются в игру, приводят примеры. Как продолжение игры, прошу за короткое время придумать свой текст. Букву при этом получает весь класс одинаковую. Это может быть как гласный, так и согласный.
Семеро сверчков смотрели страшный спектакль. Скоро старшему стало смешно, седьмому стало скучно. Сверчки старательно скрывали своё стремление сбежать.
«Странно, стало совсем скучно», - сказал старший. Седьмой сверчок смело спал, скрипя стулом.
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. Для таких уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, стесняются, отказываются сдавать. Но детям нужно внушать, что к любому труду надо относиться с уважением.
При развитии творческого мышления эффективной оказывается работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов.
С.Л. Рубинштейн утверждает, что «само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и её отсутствие или несовершенство, её неадекватность творческим задачам художника…может сковать его воображение». Другими словами, существуют определённые технологии, приёмы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Среди них особый интерес представляют следующие:
Найти новую формулировку проблемы, задачи. Так, привычная тема по литературе в 10 классе «Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? обретёт неожиданный поворот в своём раскрытии, если, исходя из темы, ставятся следующие вопросы: «Ощущают ли счастье герои поэмы?», «Одинаково ли понимают счастье герои поэмы?» и т.д.
Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что, если…?». Учащимся можно предложить на рассмотрение любую проблему, например: «Представь, что ты Родион Раскольников. Хотел бы ты изменить свою судьбу? Что бы ты для этого сделал?» Принимаются любые ответы – от реальных, критических до самых фантастических.
Помнить о том, что юмор – показатель абстрактного мышления, поэтому не нужно бояться шуточных импровизаций. Возможно сочинение монолога от имени вещей, которые нас окружают, от имени домашних животных, от имени бытовых приборов и т.д.
Не бояться самых разных аналогий.
Детское творчество – многогранно, оригинально. Творчество – радость, увлечение и развивающийся талант. Творите сами и убедитесь в том, что вы – человек творческий, нестандартный, азартный…И как нет ребёнка без воображений, так нет и педагога без творческих порывов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Проблема творчества – один из участков педагогической целины» В.А.Сухомлинский
« Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» Э. Золя
Кот + лес = Задор + ель = Мел + каска= Образ + соло + сеть + нить = Тон + меч + тир + ось + ель + сад + пот =
Семеро сверчков смотрели страшный спектакль. Скоро старшему стало смешно, седьмому стало скучно. Сверчки старательно скрывали своё стремление сбежать. «Странно, стало совсем скучно», - сказал старший. Седьмой сверчок смело спал, скрипя стулом. Максим
«Само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и её отсутствие или несовершенство, её неадекватность творческим задачам художника…может сковать его воображение». С.Л. Рубинштейн
Найти новую формулировку проблемы, задачи. Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что, если…?» Помнить о том, что юмор – показатель абстрактного мышления, поэтому не нужно бояться шуточных импровизаций. Не бояться самых разных аналогий .
«Стремление ребёнка показать себя существом изображающим, представляющим должно быть для нас священно». Ф. Фребель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.
Данный материал содержит обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят ....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приём...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Опыт работы за 5 лет...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....