Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы Земляне" для 5 - 7 класса
рабочая программа по физике (5, 6, 7 класс)
Программа расчитана на 3 года ( 5-7 классы) Занятия представлены в игровой форме путешествия кораблика «МЫ ЗЕМЛЯНЕ» по морю Физики. В основе курса разнообразные эксперименты и исследования физических явлений и законов, которые могут провести под руководством учителя обучающиеся 11-13 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_my_zemlyane_5_-_7_klass_2021_-_2022_uch.god_.docx | 58.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Синеборская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)
основного общего образования
внеурочной деятельности (интеллектуальное направление)
«Мы земляне»
5 - 7 классы
на 2021-2022 учебный год.
Составитель: Ордина Галина Михайловна, учитель математики и физики высшей категории
п. Синий Бор
№ п/п | Содержание | стр. |
1 | Аннотация | стр.3 -5 |
2 | Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Мы земляне» | стр.6-8 |
3 | Содержание курса внеурочной деятельности «Мы земляне» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности | стр.9-13 |
4 | Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, форм организации учебных занятий | стр.14 |
5 | 3.1 Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 5 класс | стр.15-16 |
6 | 3.2 Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 6 класс | стр.17-18 |
7 | 3.3 Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 7 класс | стр.19-20 |
8 | Методическое обеспечение предмета и перечень литературы. | стр.21 |
Аннотация
В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функции. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманистический потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся.
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе совершено новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разнообразными знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений. Происходят серьезные и глубокие изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. Семья и сам школьник все настойчивее требуют внести изменения в содержание образования с тем, чтобы помочь выпускнику приобрести социальный опыт, который поможет ему быстрее адаптироваться в обществе, получить профессию, найти достойную работу, создать семью, грамотно отстаивать свои гражданские права.
Занятия представлены в игровой форме путешествия кораблика «МЫ ЗЕМЛЯНЕ» по морю Физики. В основе курса разнообразные эксперименты и исследования физических явлений и законов, которые могут провести под руководством учителя обучающиеся 11-13 лет.
Программа внеурочной деятельности «МЫ ЗЕМЛЯНЕ» для 5-7 классов рассчитана на 102 часа (3 года по 1 часу в неделю).
Актуальность
Исходя из идеи непрерывности естественно-научного образования и ориентируясь на структуру содержания школьного обучения физике, данный курс выполняет роль ранней пропедевтики и позволяет реализовать принцип развивающего обучения на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет реализовать развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Образовательная деятельность и учебное сотрудничество в ходе изучения курса служит достижению целей личностного и социального развития обучающихся. В ходе его изучения они вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки теоретических выводов.
Изучение курса позволяет подготовиться к сознательному усвоению систематического курса физики в 7-9 классах. Если в 5-6 классах будет заложена база, то в 7-9 классах больше времени может быть отведено на изучение языка физики, математической интерпретации фундаментальных законов и решение задач.
Курс знакомит учащихся с многочисленными явлениями физики через наблюдения, эксперименты, игровые ситуации. Изложение материала нетрадиционно - рисунок является основным средством подачи материала. Много внимания уделено фронтальному эксперименту.
Логика подачи материала в программе выстроена от наблюдения и анализа окружающих явлений к выводам и знаниям, помогающим их объяснить с научной точки зрения.
В работе с данным содержанием возможны виды деятельности: фронтальный эксперимент, наблюдения, сообщения учащихся. По желанию можно предлагать домашние практические задания, творческие задания. Доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу – время, когда он может проявить инициативу – составляет три четверти курса. Материал сгруппирован по годам обучения и блокам:
Промежуточная аттестация проводится в форме устного опроса (3-5 минут). В конце года коллективное представление презентации “Как мы путешествовали по морю Физики” на школьной научно-практической конференции.
Изложение ведётся нетрадиционно - рисунок, эксперимент являются основными средствами подачи материала. Много внимания уделено фронтальному эксперименту. Экспериментальная часть программы базируется на исследовательском методе, что позволяет развивать мыслительную деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.)
Методологическая основа программы базируется на личностно-ориентированном подходе с учётом возрастных особенностей обучающихся11-13 лет.
Основополагающие принципы обучения:
- Здоровье сберегающее обучение;
- Преемственность в обучении;
- Интеграция с другими предметами;
- Научность.
Целью курса внеурочной деятельности является: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира, развитие у обучающихся интереса к изучению физики и подготовка их к систематическому, углублённому изучению курса физики.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных), ознакомить обучающихся с простейшими механизмами и увлекательно-познавательными опытами, в основе которых лежат физические законы. Раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое применение.
- развивать внимание, умение наблюдать физические явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
- способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- повышение познавательного интереса учащихся к изучению физики;
- активное участие в конкурсах, олимпиадах, исследовательской работе.
Мониторинг отслеживания освоения программы базируется на:
- методах психолого-педагогической диагностики (наблюдение,анкетирование, собеседование);
- методе контроля и самоконтроля выполнения творческих заданий, практических работ.
Программа внеурочной деятельности «МЫ ЗЕМЛЯНЕ» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях, с такими учебными дисциплинами, как биология, основы безопасности жизнедеятельности, химия, физическая культура, астрономия.
I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Мы земляне»
1.1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
1 год обучения.
Личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2 год обучения.
Личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками - совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 год обучения.
Личностные результаты
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание учащимися тесной связи человека с законами природы, необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
- социальная адаптация детей, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
- умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
В результате прохождения программного материала учащиеся должны:
- Иметь представление о наиболее общих законах физики;
Уметь проводить простые опыты для подтверждения истинности действия законов физики;
- Владеть определенными навыками исследовательской работы;
- Иметь представление о методах исследования живой природы.
Оценка знаний и умений обучающихся может быть проведена в форме творческих работ (докладов, рефератов, плакатов и т. д.), итогового теста, который включает вопросы основных разделов курса. А также через диагностику, мониторинг обучения учащихся. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей физических явлений; второй — поведенческий, позволяющий закрепить полученные знания в исследовательской и проектной деятельности.
Мотивация к исследованию физических законов может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в выполнение физического практикума. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого курса в форме учебного проекта, при организации коллективного творческого дела.
Компетенции результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником деятельности.
II. Содержание курса внеурочной деятельности «Мы земляне» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.
Демонстрации
- Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжение стального шара магнитом, свечение нити электрической лампы.
Лабораторные работы и опыты
- Определение цены деления шкалы измерительного прибора
- Измерение длины.
- Измерение объема жидкости и твердого тела.
- Измерение температуры.
- Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Механические явления
Механическое движение. Траектория. Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Условия равновесия твердого тела. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД).
Демонстрации
- Равномерное прямолинейное движение
- Свободное падение тел в трубке Ньютона
- Явление инерции
- Взаимодействие тел
- Сила трения
- Второй закон Ньютона
- Третий закон Ньютона.
- Невесомость.
- Закон сохранения импульса.
- Реактивное движение.
- Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
- Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
- Гидравлический пресс.
- Закон Архимеда.
- Простые механизмы.
Лабораторные работы и опыты:
- Измерение скорости равномерного движения.
- Измерение массы.
- Измерение силы динамометром.
- Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
- Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.
- Изучение условий плавания тел.
Тепловые явления
Строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Тепловое равновесие. Температура. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
- Сжимаемость газов.
- Диффузия в газах и жидкостях.
- Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
- Сцепление свинцовых цилиндров.
- Принцип действия термометра.
- Конвекция в жидкостях и газах.
- Явление испарения
- Кипение воды
- Явления плавления и кристаллизации
- Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром
Лабораторные работы и опыты
- Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
- Изучение явления теплообмена
- Измерение влажности воздуха
Электрические и магнитные явления
Электризация тел. Постоянный электрический ток. Сила тока. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока. Постоянные магниты. Взаимодействия магнитов. Электродвигатель постоянного тока трансформатор.
Демонстрации
- Электризация тел.
- Проводники и изоляторы.
- Электризация через влияние.
- Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
- Измерение силы тока амперметром.
- Измерение напряжения вольтметром.
- Устройство электродвигателя
Лабораторные работы и опыты
- Наблюдение электрического взаимодействия тел.
- Изучение принципа действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принцип радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнитная волна. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Оптические приборы.
Демонстрации
- Устройство трансформатора
- Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
- Принципы радиосвязи
- Источники света.
- Изображение в плоском зеркале.
- Преломление света.
- Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
- Модель глаза.
Лабораторные работы и опыты
- Изучение принципа действия трансформатора.
- Изучение явления распространения света..
- Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
- Наблюдение явления дисперсии света.
Содержание учебного курса (1 год обучения)
Тема №1 « Введение» Техника безопасности. Показываю опыты. План работы.
Тема №2 «Состояние вещества»- 18 ч.
Изучение свойств жидкости: Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.
Замерзание воды уникальное свойство: Рассматриваем, как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.
Вода растворитель:. Опыты на растворимость. Наблюдаем за растворимостью. Делаем выводы.
Очистка воды фильтрованием: Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.
Воздух. Свойства воздуха: Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.
Что происходит с воздухом при его нагревании. Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы.Запуск китайских фонариков. Проверяем свойства газа и доказываем, что теплый воздух легче холодного, поэтому китайский фонарик будет подниматься наверх.
Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании.
Тема №3 «Теплота основа жизни» – 15ч
Что холоднее?.Понятие температура и градусник. История создания градусника. Изоляция тепла. Шуба греет!. Загадки. Как согреется зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказ учителя Назначение верхней одежды и принцип многослойности в одежде. Термос и его устройство. Изготовление самодельного термоса. Как сохранить тепло? холод? Зачем сковородке деревянная ручка?
Ожидаемые результаты.
По окончании первого года обучающиеся должны знать и уметь:
овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное),
знать понятие температуры, умение определять по градуснику,
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
Содержание учебного курса (2 год обучения)
Тема № 1Введение.
Обзор тем курса. Техника безопасности.
Тема № 2 Свойства жидкости. 11ч
Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими. Почему одни тела тонут, а другие нет. Явление смачивания жидкостью тел. Плавание судов.Воздухоплавание. Урок игра. Брейн-ринг Загадки ребусы.
Тема № 3. Наша атмосфера- 8ч.
Атмосфера. Её влияние на микроклимат Земли. Атмосферное давление. Доказательство атмосферного давления.Зависимость атмосферного давления от высоты. Знакомство с прибором для измерения давления «барометр». Влияние атмосферного давления на живые организмы.
Тема № 4.Звук вокруг нас-14ч.
Источники звуков. Различные звуки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков разной частоты. Причина возникновения звуков. Эхо. Эхолокация. Высокий и низкий тембр. Экскурсия. Звуки природы.
Содержание учебного курса (3год обучения)
Тема № 1 «Вводное занятие».
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса.
Тема № 2 Магнетизм. 9 ч
Компас. Принцип работы Магнит. Магниты полосовые, дуговые.
Магнитная руда. Магнитное поле Земли. Изготовление магнита.
Тема №3 Электростатика. 9ч.
Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество
Электричество в игрушках. Электричество в быту. Устройство батарейки.
Тема № 4 Свет. 15ч.
Источники света Устройство глаза. Солнечные зайчики. Тень. Затмение.
ТЦвета компакт диска. Мыльный спектр. Радуга в природе.. Учим (Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь). Лунные и Солнечные затмения. Как сломать луч? Как зажечь огонь?
Ожидаемые результаты.
По окончании третьего года обучающиеся должны знать и уметь:
уметь пользоваться компасом;
знать принцип его действия;
уметь объяснять природные явления;
уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока;
уметь перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
уметь кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
III.Календарно – тематическое планирование с указанием количества часов.
Содержание предмета | Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Формы организации учебных занятий |
5 класс | ||
Состояние вещества.(19 часов) | Познавательная, игровая | Беседа, презентация, практическая игра |
Теплота основа жизни (15 часов) | Познавательная, игровая | Беседа, презентация, практическая игра |
6 класс | ||
Свойства жидкости. (12 часов) | Познавательная, игровая, проблемно- ситуационная | Практические занятия. Дидактические игры и задания, игровые упражнения |
Наша атмосфера- (8часов) | Познавательная, игровая, проблемно- ситуационная | Практические занятия. Дидактические игры и задания, игровые упражнения |
Звук вокруг нас-(14часов). | Познавательная, игровая, проблемно- ситуационная | Дидактические игры и задания, игровые упражнения Практические задания |
7 класс | ||
Повторение ( 2 часа) | Познавательная, игровая | Практическая игра. |
Магнетизм.( 9 часов) | Познавательная, игровая, проблемно- ситуационная | Практические задания. Дидактические игры и задания, игровые упражнения |
Электростатика ( 9 часов) | Познавательная, игровая, проблемно- ситуационная | Проблемные ситуации. Дидактические игры и задания, игровые упражнения |
Свет ( 15 часов) | Познавательная, игровая, проблемно- ситуационная | Проблемные ситуации. Дидактические игры и задания, игровые упражнения |
3.1 Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мы земляне» 5 класс ( 1 час) всего:35 ч.
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | Дата | ||
план | факт | ||||
1 | Введение. Правила по ТБ. Урок знакомства | Демонстрационные опыты. Слайдовая презентация |
| ||
Состояние вещества.(18 часов) | |||||
2 | Состояние вещества | Пластиковые бутылочки по 0,5 л 1- воздух, 2- вода, 3- замороженная вода. |
| ||
3 | Изучение свойств жидкости | Ёмкость для воды, раздаточный материал. |
| ||
4 | Замерзание воды уникальное свойство. | Кубики льда, ёмкость для воды. Бутылочка с замороженной водой |
| ||
5 | Вода растворитель | Ёмкость, соль ,краски, речной песок, глина. |
| ||
6 | Вода в жизни человека | Фильм о воде. |
| ||
7 | Очистка воды. | Слайдовая презентация |
| ||
8 | Изготовление фильтра для воды | Воронка, ёмкость для воды, песок, ватные диски, краска. |
| ||
9 | Проекты. |
| |||
10 | Воздух. Свойства воздуха. | Слайдовая презентация. Раздаточный материал. |
| ||
11 | Что происходит с воздухом при его нагревании. | Термометр, шарик, бутылка пластиковая, горячая вода, свеча |
| ||
12 | Экскурсия .Запуск китайских фонариков. | Китайские фонарики. спички |
| ||
13. | Какие бывают газы. | Слайдовая презентация. |
| ||
14 | Свойства твердых тел. | Монетка, спички, шарик с кольцом. |
| ||
15. | Измерение объемов тела правильной формы. | Тела. Линейка. |
| ||
16. | Закон Паскаля. Легенда об Архимеде. | Мультфильм |
| ||
17. | Измерение объемов тела неправильной формы. | Тела. Мензурка. Сливной стакан. Вода. |
| ||
18. | Проект. |
| |||
19. | Урок обобщение. Игра. | Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. Изготовление коллажа. |
| ||
Теплота основа жизни (15 часов) | |||||
20 | Что холоднее? | Фокусы –опыты с монетой, сравнение металлические тела, деревянные и т.д. градусник |
| ||
21 | Градусники. Их виды. | Градусники. Фильм |
| ||
22 | Измеряем температуру. | Градусники. Вода разной температуры. |
| ||
23 | Изоляция тепла. Шуба греет!? | Беседа . Макеты теплоизоляционных материалов . |
| ||
24 | Способы передачи тепла. | Спиртовка. Пробирка. Вода. Вертушка. Эл. Плитка. |
| ||
25 | Почему возникла жизнь на Земле? | Презентация. | |||
26 | Термос. | Интернет ресурсы, анимационный фильм | |||
27. | Изготовление самодельного термоса. | Приспособления для изготовления термоса. | |||
28. | Как сохранить тепло? холод? | Презентация. |
| ||
29 | Откуда берется теплота? | Фильм. | |||
30 | Зачем сковородке деревянная ручка? | Спиртовка. Трубочки из разных материалов. | |||
31-32 | Проекты. |
| |||
33 | Заключительный урок игра. | Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. | |||
34-35 | Резервное занятие. |
|
3.2 Календарно –тематическое планирование (6 класс) 1 час в неделю, всего 35 часов
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | дата | |||
план | факт | |||||
1 | Введение. Техника безопасности. | |||||
Свойства жидкости. (11часов) | ||||||
2 | Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. | Ёмкость для воды, тела одинаковой формы но разной массы, разной формы но одинаковой массы. | ||||
3 | Измерение объёмов тел различными способами. | Ёмкость для воды, тела разной формы. Линейка. Мензурка. | ||||
4 | Плавание различных тел? | Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе, соль, картошка. | ||||
5 | Почему в воде тела кажутся более легкими. | Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе. Динамометр. | ||||
6 | Почему одни тела тонут, а другие нет? | Пластилин, сосуд с водой, крышка с закраинами. | ||||
7 | Плавание судов. | Видеофильм. | ||||
8 | Мастерим кораблики. | Бумага. Деревянные бруски. | ||||
9 | Явление смачивания жидкостью тел. | Листки бумаги смазанные парафином, различные куски материала смачиваемые водой и нет, перья водоплавающих птиц (гусь, утка) | ||||
10-11 | Проект. |
| ||||
12 | Урок игра. Брейн-ринг | Загадки, ребусы, слайдовая презентация. | ||||
Наша атмосфера- (8часов) | ||||||
13 | Атмосфера | Плакаты, слайдовая презентация. | ||||
14 | Атмосферное давление | Стакан, блюдце, свеча, шприц. Эвристическая беседа. | ||||
15 | Измеряем атмосферное давление | Барометр. | ||||
16 | Зависимость атмосферного давления от высоты. | Беседа. Презентация | ||||
17 | Влияние атмосферного давления на погоду. | Беседа .Анимационный фильм, ресурсы интернет | ||||
18 | Влияние атмосферного давления на живые организмы | Беседа .Анимационный фильм, ресурсы интернет, присоски. | ||||
19 | Влияние атмосферного давления на человека. | Беседа. Презентация. | ||||
20 | Измерение давления человека. | Тонометр. | ||||
Звук вокруг нас-(14часов). | ||||||
21 | Источники звуков. | Презентация, видеоролик Звуки природы. | ||||
22 | Орган слуха человека. | Беседа. Презентация. | ||||
23 | Одинаковый ли слух у животных | Беседа.Презентация. | ||||
24 | Причина возникновения звуков | Беседа, опыты (линейка, камертон, хрустальный бокал). Изготовление телефонной связи (нитка, одноразовые стаканчики). | ||||
25. | Музыкальные инструменты. | Беседа.Презентация. Инструменты. | ||||
26 | Самодельные «музыкальные» инструменты. | Бутылки, банки,нитки, дощечки и т.п. | ||||
27 | Эхо. Эхолокация. | Беседа.Презентация. | ||||
28 | Экскурсия. Звуки улицы. | Прогулка. | ||||
29 | День непослушания | Занимательные опыты «Бутылочный орган» | ||||
30 | Игра урок. Высокий и низкий тембр. | Угадай инструмент. Звуки разных инструментов. (совместно с учителем музыки). | ||||
31 | Экскурсия. Звуки природы | Поход в лес | ||||
32-33 | Проект | |||||
34-35 | Резервное время. |
Календарно –тематическое планирование (7 класс) 1 час в неделю, всего 35 часов
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | Дата | |
План | факт | |||
1 | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса. Слайдовая презентация. | ||
Магнетизм.( 9 часов) | ||||
2 | Компас. Принцип работы. | Пробка, иголка, ёмкость для воды | ||
3 | Ориентирование с помощью компаса | Компас. План местности. | ||
4 | Магнит. | Магниты полосовые, дуговые, | ||
5 | Занимательные опыты с магнитами. | Магниты. Вода. Мелкие предметы из разных материалов. | ||
6 | Магнитная руда. | Намагничивание металлических предметов. Картина магнитного поля земли (картон, металлические опилки). | ||
7 | Магнитное поле Земли | Как ориентируются птицы и насекомые. Слайдовая презентация, интернет ресурсы | ||
8 | Как изготавливают магниты. | Видеофильм. | ||
9 | Изготовление магнита. | Медная проволока. Гвоздь. Батарейка. | ||
10 | Урок игра. | Кроссворд, загадки, ребусы. | ||
Электростатика. 9ч. | ||||
11 | Электричество на расческах. | Электролизация шарика, воды, мыльного пузыря. | ||
12 | Осторожно статическое электричество. | Материалы шерсть, шелк, синтетика. | ||
13 | Занимательные опыты. | |||
14 | Электричество в игрушках | Дети приносят игрушки | ||
15 | Электричество в быту. | |||
16 | Устройство батарейки. | Батарейка. Презентация. | ||
17 | Изобретаем батарейку. | Лимон. Картошка. Провода. Лампочка. | ||
18 | Урок-игра | Загадки, кроссворды, ребусы | ||
19 | Проекты. | |||
Свет .( 15часов) | ||||
20 | Источники света. | Спички. Свечи. Светящиеся палочки. | ||
21 | Как мы видим? | Макет глаза. | ||
22 | Почему мир разноцветный. | . Слайдовая презентация | ||
23 | Театр теней | Источник света. Экран. | ||
24 | Солнечные зайчики | Зеркало источник света. Слайдовая презентация. | ||
25 | Цвета компакт диска. Мыльный спектр | Компакт диски, мыльный раствор , коктельные трубочки | ||
26 | Радуга в природе. | Интернет ресурсы. Карандаши альбом. | ||
27 | Как получить радугу дома. | Источник воды. Шланг. | ||
28 | Экскурсия. | |||
29 | Лунные и Солнечные затмения | Источник света. Мячи. | ||
30 | Как сломать луч? | Источник света. Линзы, призмы, сосуд с водой. | ||
31 | Зазеркалье | Зеркало. | ||
32 | Можно ли льдом зажечь огонь? | Источник света. Линзы. | ||
33 | Проекты. | |||
34-35 | Заключительное занятие | Проекты |
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА И ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);
- Примерная программа по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2010;
- А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 классы»
- Большая книга экспериментов для школьников/под ред. Антонеллы Мей Яни; пер.с ит Э.И. Мотылёвой.- М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2019. - 264 с.
- Большая книга экспериментов/пер с нем П.Лемени - Македона.- М.: Эксмо, 2019. - 128 с.
- Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ пер.с нем. П.Лемени - Македона. - М.: Эксмо, 2020.-192 с.
- Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
- Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
- Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...