Постоянные магниты. Изучение свойств магнита.
учебно-методический материал по физике (8 класс)
Матералы к открытому уроку по теме "Постоянные магниты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_veb.pptx | 1.79 МБ |
rabochaya_karta_urok_izuchenie_svoystv_postoyannyh_magnitov.docx | 26.74 КБ |
otkrytyy_urok.docx | 213.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Да/Нет» 1. Магнитное поле – это вид материи 2 . Магнитное поле можно увидеть 3 . Магнитное поле образуется вокруг любых зарядов 4. Катушка с током и сердечником называют электромагнитом 5 . Магнитные свойства катушки с током зависят только от тока в нем 6. Магнитное поле обнаруживается по действию на магнитную стрелку 7. Магнитная стрелка поворачивается под действием магнитного поля 8 . Электромагнит имеет один полюс – северный 9. Магнитные полюса электромагнита можно установить при помощи магнитной стрелки 10 . На полюсах электромагнита самые сильные свойства 11. Магнитное поле можно изобразить 12. Магнитное поле изображают при помощи магнитных линий 13. Магнитные линии – это замкнутые кривые 14 . Магнитные линии не имеют направления 15. Направление магнитных линий указывает южный полюс магнитной стрелки 16. Магнитные линии пересекаются между собой 17. Магнитные линии замкнуты 18. Магнитное поле образуется только вокруг проводников с током
«Камень, имеет душу и потому двигает железо…» Фалес Милетский
Тема урока: Постоянные магниты
Виды магнитов полосовой , дуговой (подковообразный), кольцевой . естественные ( природные) и искусственные Постоянные и временные магниты
Классификация постоянных магнитов (по способу получения) Естественные Магнитный железняк Искусственные Железо, кобальт, никель, сплавы
Практическая работа «Изучение свойств постоянных магнитов» Задание 1. Голландия, XIV век Какие вещества притягиваются? Задание 2. Англия, XVII век. Можно ли доказать существование магнитного поля?
Практическая работа «Изучение свойств постоянных магнитов» Задание 3. Китай, 2 тыс лет до н.э.
Закрепление 2.
https:// www.menti.com/ Код для голосования 2217 6345
Предварительный просмотр:
Практическая работа: «Изучение свойств постоянных магнитов»
Оборудование:
1. Магниты разной формы.
2. Магнитная стрелка (компас).
3. Металлические опилки.
4. Набор тел из различных материалов.
Порядок проведения работы
- Определить, какие материалы притягиваются к магниту, а какие нет.
тело | вещество | действие |
Сделайте вывод:______________________________________________
_____________________________________________________________
2. Касаясь скрепкой магнита (дугообразного и полосового), определите в каких областях магнита магнитное поле самое сильное, а в каких – самое слабое.
Сделайте вывод:______________________________________________
_____________________________________________________________
3. Выясните, как взаимодействуют северные полюса магнитов, южные. Что происходит, если к северному полюсу поднести южный полюс. Сделайте вывод:______________________________________________
_____________________________________________________________
4. Пододвигайте магнит к компасу сначала южным полюсом, затем северным, но не касайтесь его, чтобы не допустить перемагничивания стрелки. Зарисуйте положение магнитной стрелки в этих точках.
5. Подвесьте к магниту цепочку из скрепок, не связанных между собой. Затем, взявшись за верхнюю скрепку, уберите магнит. Что происходит с цепочкой? Зарисуйте. Ответ обоснуйте.
6. Металлические опилки, помещенные в магнитное поле, намагничиваются, превращаясь в маленькие магнитные стрелки. Они располагаются вдоль линий магнитного поля, позволяя увидеть их расположение.Накройте магнит бумагой и аккуратно рассыпьте опилки. Внимательно посмотрите на узор, образованный металлическими опилками в магнитном поле, создаваемым одним магнитом.Нарисуйте линии магнитного поля (сначала полосового, затем дугообразного).
Предварительный просмотр:
Тема урока: Постоянные магниты
Цель урока: ввести понятие постоянного магнита, изучить свойства и магнитное поле магнитов.
Задачи урока:
- познавательная (формирование познавательных УУД): при помощи физического эксперимента познакомить учащихся с основными свойствами магнитного поля.
- развивающая (формирование коммуникативных и личностных УУД): развивать внимание, умение анализировать и объяснять магнитные явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры из повседневной жизни.
- воспитательная (формирование регулятивных УУД): формировать научное мировоззрение, показать роль эксперимента в изучении физики, повышать интерес к физике.
Результаты УУД:
- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.
- познавательные: определять способы решения проблем под руководством учителя; выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; формировать новые знания совместными групповыми усилиями.
Оборудование к уроку: полосовые магниты, подковообразные магниты, магнитные стрелки на подставке, модель строения магнитного поля магнита, стальные скрепки, различные тела, сделанные из разных материалов (деревянные, пластмассовые, железные, алюминиевые, медные), железные опилки, листы белой бумаги размером А4, презентация.
Метод обучения:
- словесные: беседа, объяснение, инструктаж;
- наглядные: мультимедийные иллюстрации;
- частично-поисковый: выполнение фронтального эксперимента.
ПЛАН УРОКА
1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.
2. Целеполагание и мотивация
3. Этап усвоения новых знаний и умений.
4. Этап закрепления новых знаний и умений.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.
Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.
В начале урока мы с вами вспомним основные термины и понятия, которые нам могут пригодиться. Поиграем в игру «ДА/НЕТ». Я буду зачитывать утверждения, а вы должны будете подтвердить или отвергнуть его. Итак,
1. Магнитное поле – это вид материи (да)
2. Магнитное поле можно увидеть (нет)
3. Магнитное поле образуется вокруг любых зарядов (нет.Только вокруг неподвижных)
4. Катушка с током и сердечником называют электромагнитом (да)
5. Магнитные свойства катушки с током зависят только от тока в нем (нет, еще зависят от количества витков в катушке и наличия сердечника в ней)
6. Магнитное поле обнаруживается по действию на магнитную стрелку (не только по действию на магнитную стрелку, но и по действию на проводник с током)
7. Магнитная стрелка поворачивается под действием магнитного поля (да)
8. Электромагнит имеет один полюс – северный (нет, два полюса: северный и южный)
9. Магнитные полюса электромагнита можно установить при помощи магнитной стрелки (да)
10. На полюсах электромагнита самые сильные свойства (да)
11. Магнитное поле можно изобразить (да)
12. Магнитное поле изображают при помощи магнитных линий (да)
13. Магнитные линии – это замкнутые кривые (да)
14. Магнитные линии не имеют направления (нет, имеют)
15. Направление магнитных линий указывает южный полюс магнитной стрелки (нет, направление магнитной линии указывает северный полюс магнитной стрелки)
16. Магнитные линии пересекаются между собой (нет)
17. Магнитные линии замкнуты (да)
18. Магнитное поле образуется только вокруг проводников с током (нет, магнитное поле образуется вокруг постоянных магнитов).Правильно, магнитное поле образуется и вокруг постоянных магнитов.
Хорошо, ребята. Вспомнили материал прошлых уроков.
2. Целеполагание и мотивация
А теперь посмотрите на экран и скажите: Что связывает все физические тела на коллаже? (слушаю ответы)
Часто в быту, технике встречаются постоянные магниты?
Какие устройства содержат постоянные магниты?
Как вы думаете, отличается ли поле, образованное постоянными магнитами, от поля, образованного проводником с током?
Есть необходимость в изучении поля, образованного постоянными магнитами?
СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ НАШЕГО СЕГОДНЯЩНЕГО УРОКА
Правильно, это «ПОСТОЯННЫЕ МАГНИТЫ»
На сегодняшнем уроке мы познакомимся еще с одним явлением, открытым Фалеса из Милеты. Аристотель приписывает Фалесу изречения: «камень (т.е. магнит) имеет душу и потому двигает железо».
Магнит – это ещё одна волшебная сказка от науки, очередная благодарность Природе. Эти три элемента: железо, кобальт и никель – последние элементы, что рождается на Солнце из гелия, и принесены на Землю солнечными выбросами. Природа «подумала» и наделила их магнитными свойствами, чтобы человек разумный это использовал в своей жизнедеятельности. Много легенд ходит о магнитах. Одна из них рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть ‘камнем Магнуса’ или просто ‘магнитом’, по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа.
«КОРЗИНА» Что вы уже знаете о магнитах? (слушаю ответы учащихся)
-притягиваются
-полюса и т.д.
Какие то свойства магнитов вы назвали, но не совсем точные. Постарайтесь сформулировать цель сегодняшнего урока.
-ознакомиться с магнитными явлениями, изучить свойства магнитов.
Открываем тетради, записываем число (23.03).работать будем в рабочих картах к уроку.
3. Этап усвоения новых знаний и умений.
Что можно сказать о формах магнитов?
Виды магнитов: полосовой, дуговой (подковообразный), кольцевой.
Разновидность магнитов: естественная (природная) и искусственная
Магниты свои свойства сохраняют долго? Постоянные и временные магниты
*Голландия, 15 век, ярмарки, представление с бумажными актерами.театр фигурок, которые парили. Как двигаются такие «актеры»?
1 задание. Действительно ли все вещества притягиваются к магнитам? (магниты, различные тела)
*Англия 17 века. «Вечный двигатель»
Почему не работал такой двигатель? (сильный, слабый магнит) В чем причина? (в силе магнита)
Можно ли доказать существование магнитного поля вокруг постоянного магнита? Что нам понадобится? (железо, опилки)
2 задание.Металлические опилки, помещенные в магнитное поле, намагничиваются, превращаясь в маленькие магнитные стрелки. Они располагаются вдоль линий магнитного поля, позволяя увидеть их расположение.
*Китай, 2 тыс лет до н.э. Компас. Китайский император Хуан-ди воевал с одним монгольским ханом. После поражения монголы стали отступать в пустыню, а китайские войска долго преследовали их. Однако монгольские всадники устроили хитрость: они подняли такую пыль, что она заслонила солнце, по которому в древности люди ориентировались на местности. Когда же пыль рассеялась, монголы уже скрылись из виду. Преследователи бросались то в одну, то в другую сторону, но нигде не встречали даже признаков человеческого жилья. Они поняли, что заблудились. У них кончалось продовольствие, они стали страдать от невыносимой жажды.
И тогда император Хуан-ди вспомнил про крошечного железного человечка, которого ему подарил один мудрец. Этот человечек, как его ни поставь, всегда показывал рукой на юг. Император установил человечка на своей колеснице и повел измученное войско в ту сторону, куда указывала рука человечка. И скоро все увидели знакомые места.
3 задание. Взаимодействие магнитной стрелки и магнита.
4. Этап закрепления новых знаний и умений.
Решение теоретических заданий из ОГЭ.
1. Ученик получил фотографии, на которых изображены картины линий магнитного поля, полученные от немаркированных полосовых магнитов с помощью железных опилок.
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам анализа полученных фотографий и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
1) Магнитное действие магнитов зависит от материала, из которого изготовлен магнит.
2) Магнитное взаимодействие магнитов зависит от свойств среды.
3) Магниты 1 и 2 на фотографии 1 приближены друг к другу одноимёнными полюсами.
4) Магнит 1 приближен к магниту 2 на фотографии 1 южным полюсом.
5) Магниты 3 и 2 на фотографии 2 приближены друг к другу одноимёнными полюсами.
2. На рисунке показаны постоянный магнит и несколько линий создаваемого им магнитного поля. Четыре стороны магнита пронумерованы. Укажите полюсы магнита.
1) 1 — северный полюс, 3 — южный полюс
2) 2 — северный полюс, 4 — южный полюс
3) 3 — северный полюс, 1 — южный полюс
4) 4 — северный полюс, 2 — южный полюс
3. Стальную пластину расположили между полюсами магнита. Через некоторое время пластина намагнитилась. Какие точки соответствуют полюсам намагниченной пластины?
1) 1 – северному полюсу, 3 – южному
2) 3 – северному полюсу, 1 – южному
3) 2 – северному полюсу, 4 – южному
4) 4 – северному полюсу, 2 – южному
ВОЗВРАЩАЕМСЯ ИЗ НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ В 22 ВЕК. Когда мы сейчас ориентируемся на местности какой прибор помогает найти координаты? (компас, навигатор)
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Отправим друг другу телеграммы. Много слов писать не получится, только 1-3. На слайде qr-код отсканируйте или наберите mentimetr.com и заполните фразу (пропущены слова).
Мне было знакомо…
Меня удивило…
Я смогу применить на практике…
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: пар.60, мини-сочинение «Такой разный компас».
На этом урок закончен. Выходя, я попрошу вас на доску приклеить свою реакцию от урока на Лестницу успеха.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место задач с параметрами в изучении свойств квадратичной функции
Данный материал содержит основные сведения о квадратичной функции на уровне 8ого класса общеобразовательной школы, определения таких понятий как параметр , задача с параме...
Изучение свойств тканей в 5-ом классе
В данном материале представлен урок по материаловедению, кроссворд и презентация....
Водная среда обитания - изучение свойств вод океана
урок природоведения в 5 классе. урок необычный, рассматриваются свойства вод океана, использование вод океана....
урок-исследование:"Постоянные магниты.Электромагниты.Применение магнитов"
Урок- исследование по теме " Постоянные магниты. Электромагниты. Применение магнитов"проводится в 8классе. Учащихся знакомятся с работой электромагнита, с областями применения электромагнитов, с...
Постоянные магниты. Магнитное поле магнита и Земли
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме Постоянные магниты. Магнитное поле магнита и Земли...
Волшебные свойства магнита
НОД в старшей группе...
Конспект открытого занятия в старшей группе с применением цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии. Тема : "Удивительные свойства магнита"
Конспект открытого занятия в старшей группе с применением цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии. Тема : "Удивительные свойства магнита"...