Место задач с параметрами в изучении свойств квадратичной функции
методическая разработка (алгебра, 8 класс) на тему

Данный материал содержит основные сведения о квадратичной функции на уровне 8ого класса общеобразовательной школы, определения таких понятий как   параметр  ,  задача с параметрами , допустимые значения параметра, решение задачи с пар аметрами, а также ряд разобранных задач из темы "Квадратичная функция", которые, согласно сформулиро ванным определениям, можно отнести к задачам с параметрами. Задачи взяты из задачника Алгебра. 8 класс. [Мордкович А.Г.  и др.] , год издания 2010 и Алгебра. 8 класс. Звавич Л.И., Рязановский А.Р., год издания 2008.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место задач с параметрами в изучении свойств квадратичной функции ,

Содержание

  1. Квадратичная функция, её место в курсе алгебры 8 класса
  2. Что ученик 8 класса знает о квадратичной функции
  3. Что такое параметр, задача с параметром, допустимое значение параметра и решение задачи с параметром
  4. УМК А.Г. Мордковича, базисный уровень, задачи
  5. Звавич Л.И., Рязановский А.Р., Алгебра 8, задачник для учащихся общеобразовательных учреждений

  1. Квадратичная функция, её место в программе

№  п/п

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Элементы содержания

Цели урока

Дата

49

Как построить график функции , если известен график функции

Комбинированный

1

Параллельный перенос, параллельный перенос вправо (влево), вспомогательная система координат; алгоритм построения графика функции

, если известен график функции .

  1. Актуализировать правила построения графиков квадратичной функции  и функции обратной пропорциональности ;
  2. сформулировать правило построения графика функции , если известен график функции ;
  3. сформировать умение строить графики функций .

50

Как построить график функции , если известен график функции

Учебный практикум

1

  1. Закрепить умение строить графики функций ;
  2. формировать навыки решения примеров различного уровня сложности
  3. развивать самостоятельность учащихся.

51

Как построить график функции , если известен график функции

Комбинированный

1

Параллельный перенос, параллельный перенос вверх (вниз), вспомогательная система координат; алгоритм построения графика функции

, если известен график функции .

  1. Познакомить учащихся с правилом построения графика функции , если известен график функции ;
  2. сформировать умение строить графики различных функций вида .

52

Как построить график функции , если известен график функции

Учебный практикум

1

  1. Продолжить формировать умение строить графики различных функций;
  2. развивать творческий подход у учащихся при самостоятельном выполнении заданий.

53

Как построить график функции , если известен график функции  

Комбинированный

1

Параллельный перенос, параллельный перенос вправо (влево), параллельный перенос вверх (вниз), вспомогательная система координат; алгоритм построения графика функции  

, если известен график функции .

  1. Повторить правила построения графиков функций  и , если известен график функции ;
  2. познакомить учащихся с понятием вспомогательная система координат;
  3. добиться чёткого понимания алгоритмов построения графиков функций .

54

Как построить график функции , если известен график функции

Учебный практикум

1

  1. Сформировать умение строить графики функций, используя вспомогательную систему координат;
  2. научить учащихся строить график функции, используя метод выделения полного квадрата;
  3. развивать самостоятельность учащихся.

55

Функция , её свойства и график

Комбинированный

1

Функция , квадратичная функция, её свойства и график; парабола, ось симметрии параболы, ветви параболы, направление ветвей параболы, вершина параболы, формула абсциссы вершины параболы; алгоритм построения графика функции .

  1. Познакомить учащихся с понятиями квадратный трёхчлен, старший член квадратного трёхчлена, старший коэффициент, квадратичная функция, график квадратичной функции;
  2. сформировать умение строить график функции ;
  3. познакомить учащихся со свойствами квадратичной функции;
  4. сформировать умение строить график функции .

Функция , её свойства и график

Комбинированный

1

  1. Продолжить формирование умения строить графики функций ;
  2. отрабатывать умения описывать свойства квадратичной функции, умение графически решать квадратные уравнения, находить значение функции;
  3. развивать самостоятельность учащихся.

56

Функция , её свойства и график

Учебный практикум

1

  1. Сформировать умение решать задачи, используя свойства квадратичной функции;
  2. развивать навыки построения графика функции .

57

Функция , её свойства и график

Учебный практикум

1

  1. Продолжать формировать умение использовать свойства квадратичной функции при решении различных задач;
  2. развивать умение преодолевать трудности в учении, сводя к минимуму помощь учителя.

58

Графическое решение квадратных уравнений

Комбинированный

1

Квадратное уравнение; несколько способов графического решения квадратного уравнения.

  1. Сформировать навыки графически решать квадратные уравнения различными способами;
  2. сформировать понимание того, что графический способ решения уравнений не является универсальным;
  3. продолжать формирование навыков умения решать текстовые задачи.

59

Контрольная работа № 5

по теме «Свойства и график функции . Построение графиков , , , если известен график функции »

Контроль знаний, умений и навыков

1

60

Итоговый урок

по теме «Квадратичная функция. Функция ».

Обобщение и систематизация знаний умений и навыков

1

  1. Что ученик 8 класса знает о квадратичной функции:
  1. Определение: Функцию , где  - произвольные числа, причём , называют квадратичной функцией.
  2. Теорема: Графиком квадратичной функции  является парабола, которая получается из параболы  параллельным переносом, при котором вершина параболы оказывается в точке с координатами .

Замечание: В этой теореме присутствуют формулы для вычисления координат вершин параболы : (*), (**). На практике вместо (**) используют выражение .

  1. Область определения функции есть множество действительных чисел или интервал .
  2. - непрерывная функция.
  3. Осью симметрии параболы служит прямая .

;

 не существует.

Замечание: Ветви параболы направлены вверх.

;

 не существует.

Замечание: Ветви параболы направлены вниз.

  1. Функция убывает  при , возрастает при .
  1. Функция возрастает  при , убывает при .
  1. Функция ограничена снизу и не ограничена сверху.
  1. Функция ограничена сверху и не ограничена снизу.
  1. Область значений функции есть луч .
  1. Область значений функции есть луч .
  1. Функция выпукла вверх.
  1. Функция выпукла вниз.

  1. Что такое параметр, задача с параметром, допустимое значение параметра и решение задачи с параметром

Для того чтобы понять, что такое параметр, задача с параметром, допустимое значение параметра и решение задачи с параметром я предлагаю отправиться на страницы книги Мирошина В.В. «Задачи с параметрами. Теория и практика». Там можно найти необходимые определения, следствия из них и сопровождающие комментарии. Если «вырезать» из изложения большинство примеров, приводимых автором, то получается что-то наподобие витаминного коктейля с высокой концентрацией питательных веществ, что, безусловно, полезно, но может вызвать некоторый временный шок. Если Вам следующий текстовый блок будет даваться с трудом, открывайте книгу Мирошина.

Определение: Параметром называется независимая переменная величина, входящая в условие задачи или появляющаяся в процессе её решения, «управляющая решением» задачи.

Определение: Задача, условие которой содержит или в ходе решения которой появляется хотя бы одна независимая переменная, удовлетворяющая определению понятия параметр, называется задачей с параметрами.

Следствие 1: Все величины, входящие в аналитическое выражение, задающее условие задачи, подразделяются на две категории: постоянные и переменные.

Определение: Постоянными называются величины, значения которых остаются неизменными в условиях любой задачи, использующей их.

Следствие 2: Объявление тех или иных независимых переменных искомыми или параметрами определяется либо условиями задачи, либо методами, используемыми в ходе её решения.

Следствие 3: Любая переменная, входящая в аналитическое выражение, задающее условие задачи, может быть объявлена неизвестной (аргументом).

Следствие 4: Все оставшиеся переменные объявляются параметрами, которым «присваиваются по умолчанию» некоторые числовые значения, входящие в область определения аналитического выражения, задающего условие задачи.

Определение: Допустимым значением параметра будем называть такое его значение, при котором область определения данной задачи есть непустое множество.

Другими словами: значение параметра считается допустимым , если найдется хотя бы один набор значение других переменных, входящих в условие данной задачи, при подстановке которого совместно с данным значением параметра в аналитическое выражение, задающее условие оно (выражение) имеет смысл.

Пример: В уравнении  допустимым является любое значение параметра, хотя для каждого из них существует единственное значение переменной, при котором данное уравнение имеет смысл.

Все задачи с параметрами делятся на два класса «по условию». В одном из них ставится условие отыскать решение задачи, а во втором -  отыскать некоторое подмножество допустимых значений параметра или параметров, при каждом из которых соответствующие решения задачи обладают указанными свойствами.

Определение: (первый класс задач) Решить задачу с параметрами –  это значит, установив множество допустимых значений параметра, решить каждую частную задачу, получающуюся при каждом из таких значений.

Определение: (второй класс задач) Решить задачу с параметрами – это значит найти подмножество допустимых значений параметра, при каждом из которых решение частной задачи отвечает условиям задачи.

  1. УМК А.Г. Мордковича, базисный уровень, задачи

22.28. Найдите значение коэффициента , если известно, что график функции  пересекает ось ординат в точке .

Решение

Задачу можно отнести ко второму классу задач с параметрами. Далее будем коротко обозначать принадлежность данному классу задач следующим образом:

ЗсП_2

Множество допустимых значений коэффициента , который в нашей задаче является параметром (в силу данного выше определения), совпадает с множеством действительных чисел.

При любом значении  графиком данной функции будет некоторая парабола, пересекающая ось ординат в единственной точке (в силу определения функции). Аналитическое задание функции, график которой проходит через точку  обращается в верное числовое равенство при подстановке координат данной точки вместо независимой переменной  и зависимой переменной . А выражение  - в уравнение относительно :

, откуда следует, что = 2.

Рисунок 1

Ответ: при = 2 график функции  пересекает ось ординат в точке , Рисунок 1.22.30. Найдите значение коэффициента , если известно, что осью симметрии графика функции является прямая .

Решение

ЗсП_2

Множество допустимых значений коэффициента , который в нашей задаче является параметром (в силу данного выше определения), совпадает с множеством действительных чисел.

Для решения задачи вспомним, что уравнение оси симметрии параболы выглядит так: . Так как старший коэффициент квадратного трехчлена нам известен (), то необходимо решить уравнение  относительно . Получаем, что .

Рисунок 2

Ответ: при  осью симметрии графика функции является прямая , Рисунок 2.22.49. При каком значении коэффициента  вершина параболы  находится на расстоянии 5 от начала координат?

Решение

ЗсП_2

Множество допустимых значений коэффициента , который в нашей задаче является параметром (в силу данного выше определения), совпадает с множеством действительных чисел.

В силу справедливости формул для координат вершины параболы

, , координаты вершины нашей параболы , задаются алгебраическими выражениями, зависящими от параметра : , .

Расстояние от начала координат до вершины параболы можно рассмотреть как гипотенузу прямоугольного треугольника, катеты которого равны  и , по теореме Пифагора. Тогда справедливо уравнение относительно параметра  : . Воспользовавшись свойством модуля, можно упростить правую часть данного уравнения и свести его к квадратному уравнению вида , которое имеет два решения: , .

Ответ: при  и при  параболы  находится на расстоянии 5 от начала координат.

22.54. График какой квадратичной функции проходит через точки , , ?

Решение

Эта задача может быть переформулирована следующим образом: найдите значения коэффициентов   квадратичной функции , график которой проходит через точки , , .

ЗсП_2

Множества допустимых значений коэффициентов и, которые в нашей задаче является параметрами (в силу данного выше определения), совпадают с множеством действительных чисел. А множество допустимых значений коэффициента , который в нашей задаче также является параметром (в силу данного выше определения) есть объединение двух открытых лучей: .

Так как график функции  проходит через точку, то , откуда  = 1.

С учетом найденного значения параметра и координат еще двух точек графика ( и ) получим систему двух уравнений от двух переменных:   и .

, решением которой является пара чисел

Ответ: график функции проходит через точки , , .

  1. Звавич Л.И., Рязановский А.Р., Алгебра 8, задачник для учащихся общеобразовательных учреждений

20.40. При каких значениях параметра  функция  убывает на промежутке ?

Решение

ЗсП_2

Множество допустимых значений параметра  совпадает с множеством действительных чисел.

Так как старший коэффициент положителен, то функция убывает  при .

Воспользуемся формулой координаты вершины параболы:  и значениями коэффициентов нашей квадратичной функции, второй из которых зависит от параметра , тогда . Следовательно функция убывает при  и при промежуток  принадлежит промежутку убывания функции.

Ответ: при  убывает на промежутке .

20.44. Найдите все значения параметра , при которых функция  принимает равные значения в точках -5 и 3.

Решение

ЗсП_2

Множество допустимых значений параметра  совпадает с множеством действительных чисел.

Рисунок 3

Квадратичная функция принимает равные значения в точках симметричных относительно оси параболы. Точки -5 и 3 симметричны на числовой прямой относительно -1, следовательно  - уравнение оси параболы и . Воспользуемся формулой координаты вершины параболы:  и значениями коэффициентов нашей квадратичной функции, второй из которых зависит от параметра , тогда , то есть  и . Ответ: при  функция  принимает равные значения в точках -5 и 3.

20.92. Рассмотрите график функции  (Рисунок 3). Найдите все такие значения , при которых .

Ответ: при .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение свойств квадратичной функции при решении уравнений и неравенств с параметрами

Применение свойств квадратичной функции при решении уравнений и неравенств с параметрами...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЙСТВ КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ С ПАРАМЕТРАМИ

Рабочая программа элективного курса по выбору для 9 класса "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЙСТВ КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИИ  ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ С ПАРАМЕТРАМИ"...

"Решение задач по исследованию квадратного трехчлена с использованием свойств квадратичной функции". Алгебра. 9 класс (углубление).

Представлен графический метод исследования квадратного трёхчлена, который весьма эффективен для решения рассматриваемого типа задач.Материал рассчитан на два урока....

Конспект урока "Задачи с параметрами на исследование свойств функций".

Конспект урока на котором рассматриваются новые методы решения задач....

Использование графического калькулятора "Desmos" при изучении свойств квадратичной функции

При изучении свойств квадратичной функции большую помощь может оказать применение графического калькулятора "Desmos". Быстрое построение графиков, сдвиг вдоль осей, влияние коэффициентов на ...

Презентация "Свойства квадратичной функции для решения квадратичных неравенств"

Презентация может пригодиться для урока, на котором Вы планируете подготовить обучающихся к изучению алгоритма рещения квадратичных неравенств....