Конспект открытого занятия в старшей группе с применением цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии. Тема : "Удивительные свойства магнита"
план-конспект
Конспект открытого занятия в старшей группе с применением цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии. Тема : "Удивительные свойства магнита"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_opytno-issledovatelskoy_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности
в старшей группе
Тема: «Удивительные свойства магнита»
Цель: Расширение и систематизация знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы», сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле»; продолжать учить самостоятельно, принимать решение в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление; социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование: металлические, пластмассовые, деревянные предметы, магниты разного вида. Вода в стаканчиках, зажимы, бабочка на магните, лист картона, пластмассовый лабиринт, карандаши, карты наблюдений, надувной бассейн, удочки, рыбки, одноразовые тарелки.
Техническое оснащение: цифровая лаборатория Наураша в стране Наурандии, проектор, ноутбук, интерактивная доска, аудио звук.
Методы: словесные - беседа, объяснение. Наглядные – показ приемов работы. Практические – физкультминутка, самостоятельная работа. Игровые - игровая мотивация, загадки.
Ход опытно-исследовательской экспериментальной
деятельности:
1.Организационный момент:
(Дети заходят в лабораторию, где уже находятся педагоги)
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас в своей мини лаборатории. Обратите внимание, на нашем исследовании сегодня присутствуют гости, это научные сотрудники данной лаборатории, давайте с ними тоже поздороваемся. А вы хотите не на долго стать младшими сотрудниками?
Дети: Да.
Педагог: Давайте возьмёмся за руки и произнесем волшебное заклинание:
1-2-3-4-5
Начинаем колдовать
Наши дети изменились
И в учёных превратились!
Педагог: Теперь вы настоящие учёные - исследователи. И мы отправляемся в лабораторию.
2. Правила работы в лаборатории.
Педагог: Но прежде, мы должны вспомнить, как нужно себя вести в лаборатории и обратимся к схемам:
- не шуметь;
-на столах ничего не трогать, без разрешения;
-ничего не брать в рот;
-бережно обращаться с оборудованием.
Педагог: Теперь можно проходить в лабораторию, занимайте свободные места.
Педагог: Давайте узнаем, над какой темой работают научные сотрудники, присоединимся к ним!
Педагог: Ребята, вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, он находится в этой коробке, чтобы узнать, что это за предмет вам нужно отгадать загадку. Попробуете?
Загадывает загадку:
Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев.
Дети: Магнит.
Педагог: Правильно, магнит!
Педагог: Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Педагог: Знаком ли вам этот предмет?
Дети: да, знаком.
Педагог: Скажите, что такое магнит? Какой он?
Дети: Магнит – это предмет, сделанный из специального материала, который создает магнитное поле. Он черный, гладкий, холодный.
Педагог: Магнит это камень, он обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.
Обратите внимания, магниты бывают плоские, подковообразные, кольцевые.
3. Опытно-экспериментальная часть.
ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».
Педагог: У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свой магнит с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Педагог: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, синего цвета, а с другой – «южный» полюс красного цвета.
Педагог: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.
( Воспитатель берет стойку для кольцевых магнитов и надевает на нее поочередно сначала оранжевый, затем фиолетовый магниты.)
Педагог: Что произошло?
Вывод: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к другу, либо отталкиваются.
ОПЫТ №2
Педагог: Ребята, а как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?
Дети: Да, нет.
Педагог: Сейчас мы это с вами проверим.
Педагог: У вас на столах, в тарелочке находятся предметы из разных материалов.
Проблемная ситуация.
Педагог: Старшие научные сотрудники выполнили эту работу по разделению материалов. Но они не учли того, что один сотрудник пришёл со своим маленьким сыном и тот поиграл за столами, перемешав все предметы. Давайте выполним эту работу заново. Проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.
Педагог: Что нам понадобится для этого?
Дети: Магнит.
Педагог: Как мы это сможем сделать?
Дети: Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.
Педагог: Приступим. Ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на белую тарелочку, а те которые не притягивает – на жёлтую.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
Педагог: Назовите, какие предметы притянул магнит.
Дети: Скрепки, монеты, гвоздь…
Педагог: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Дети: Из металла, железа.
Педагог: Они какие?
Дети: Металлические.
Педагог: А какие предметы не притянул магнит?
Дети: Спичечный коробок, крышка от бутылок, кубик пластмассовый…
Педагог: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? Дети: Из дерева, пластика, бумаги и т. д.
Педагог: Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Педагог: Давайте при помощи карты наблюдений зафиксируем вывод.
На карточках обведите те предметы, которые притягивает к себе магнит.
А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.
Педагог: Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.
4. Физкультминутка. Рыбалка.
(раздается звук сигнала SOS?)
Педагог: Ребята, сработала кнопка SOS, кому то нужна наша помощь.
(Аудио сообщение)
Здравствуйте, дорогие ребята! Вас беспокоит Золотая рыбка. У меня беда! Любимый пруд, в котором я живу уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много мусора. Помогите мне очистить пруд. Только одно условие. Нельзя вылавливать рыбок.
Педагог: Ну, что поможем Золотой рыбке и обитателям пруда?
Дети: Да.
Педагог: А вот и наш пруд. Посмотрите, как загрязнили пруд, в котором живет рыбка! Если мы не поможем, обитатели пруда могут погибнуть!
Педагог: Как мы можем помочь Золотой рыбке, чтобы нам не потревожить жителей пруда и достать весь мусор?
Дети: Выловить мусор удочкой.
Педагог: Только удочки у нас непростые, вместо крючков у нас магниты. Давайте выловим весь мусор, не потревожив жителей пруда.
Педагог: Вот как с помощью магнитов, мы сделали доброе дело.
ОПЫТ № 3
Педагог: Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, пластмасс, стекло и воду?
Дети: Да! Нет!
Педагог: Хорошо. Давайте проверим.
Педагог: Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона. У меня в руках бабочка с магнитом. Как вы думаете, если я приложу бабочку к картону, она будет держаться на картоне?
Дети: Нет.
Педагог: Почему?
Дети: Картон не металлический предмет.
Педагог: Я возьму магнит и приложу его с другой стороны картона на уровне бабочки.
Педагог: Что вы видите?
Дети: Бабочка держится на картоне.
Педагог: Магнит притягивает к себе магнит через преграду картон.
Педагог: Двигаю магнитом с задней стороны картона и бабочка тоже двигается.
Педагог: Бабочку двигает магнитная сила.
Педагог: Проходит магнитная сила через преграду картон?
Дети: Да.
Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.
Педагог: Зафиксируем вывод в карточках наблюдениях.
А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.
ОПЫТ № 4
Педагог: Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через преграду – стекло и воду?
Дети: (Да! Нет!)
Педагог: У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него зажим и представьте, что это затонувший корабль.
Педагог: Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло и воду достать затонувший корабль со дна моря?
Дети: Да, нет.
Педагог: Прислоняем магнит к стакану на уровне зажима. После того как зажим приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Педагог: Что мы видим?
Дети: Зажим следует за движением магнита и поднимается вверх…
Педагог: Действует магнитная сила через препятствие стекло и воду?
Дети: Да.
Педагог: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила действует через преграду – стекло и воду.
Педагог: Зафиксируем наш вывод в карточках наблюдения.
А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.
ОПЫТ №5
Педагог: Как вы думаете, действует ли магнитная сила через преграду пластмасс?
Дети: Да, нет.
Педагог: В этом нам поможет следующий эксперимент. Перед вами лабиринт. Поместите Божью коровку в угол лабиринта. Возьмите магнит и проведите им под лабиринтом, непосредственно под божьей коровкой.
Вывод: Магнитная сила действует через преграду - пластмасс.
Педагог: Зафиксируем наш вывод в карточках наблюдения.
А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.
Педагог: Молодцы, ребята, вы – настоящие исследователи! Ну а теперь нас ждет в своей лаборатории хорошо нам знакомый мальчик по имени Наураша. Кто он, этот мальчик?
Дети: Маленький ученый.
Педагог: Наураша тоже приготовил для вас увлекательные эксперименты. И приглашает вас в свою лабораторию.
( Дети переходят в цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии)
Блок «Магнитное поле»
(Педагог совместно с детьми по заданию Наураша проводит опыты)
5. Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле».
Задания на сравнительные измерения по инструкции «Наураша»
По окончанию занятия в цифровой лаборатории дети делают вывод:
Дети: Не две гирьки поднялись на экране, потому что от датчика до магнита было больше расстояние.
Дети: Измеряли кольцевой магнит и плоскостной. При измерении кольцевого магнита большая гиря то поднималась, то опускалась. При сравнении с плоскостным магнитом две гирьки поднялись и крепко держались, потому что датчик соприкасается с магнитом.
Дети: При сложении магнитов гирьки тоже поднимались вверх и крепко держались.
Дети: Молодцы ребята! Опыты удались! Вы отличные ученые исследователи!
6. Рефлексия
Педагог: Как быстро летит время, к сожалению, пришла пора покинуть нашу лабораторию и возвратится в свою группу. Но перед тем как вернуться в группу, я хочу задать вам несколько вопросов.
Педагог: С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?
Дети: Магнитом.
Педагог: Какие предметы притягивает магнит?
Дети: Металлические.
Педагог: Как называется свойство притягивать к себе предметы?
Дети: Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими.
Педагог: Сколько полюсов у магнита?
Дети: Два. Северный и южный.
Педагог: Какой опыт вам запомнился?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…
Педагог: Ребята, спасибо вам за вашу научную работу, вы отлично справились со всеми опытами и экспериментами, в знак этого хочу вас наградить медалью юного исследователя.
Педагог: Давайте попрощаемся с научными сотрудниками и вернемся в свою группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в группе барабанщиц
Данное занятие является первой ступенькой к освоению дополнительной образовательной программы барабанщиц "Можайские гусарочки"...
Конспект открытого занятия в группе I года обучения.
Коллективная творческая деятельность в технике квиллинг. Метод проведения занятия - групповой....
Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"
Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...
Конспект занятия «Знакомство с цифровой лабораторией "Наураша в стране Наурандии"
Знакомство с программой, оборудованием, главным героем – мальчиком Наурашей. Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «...