Рабочая программа кружка "Физика вокруг нас"
методическая разработка по физике (7 класс)
Данный кружок имеет естественнонаучную направленность.
Кружок комплектуется из учащихся 7 и 8 классов и рассчитана на 1 год. Программа ориентирована на расширение и углубление знаний по физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Физика вокруг нас" | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ | |
на заседании Метод совета | Директор ГБОУ «РЦО» | |
Протокол № _____ от «____»_________2021 г. | С.П. Новокрещенных |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
кружка «Физика вокруг нас»
Класс: 7,8
Учебный год: 2021-2022 г. г.
Количество часов: 18 часов
Составитель программы: Тугарина В. А.
Улан-Удэ
2021г.
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ_______________________3
- Пояснительная записка_________________________________________________3
- Цели и задачи воспитательной программы ________________________________4
1.1.2. Содержание и формы воспитательной работы______________________________4
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ___________5
2.1. Программа духовно-нравственного воспитания_______________________________5
2.2. Программа воспитания по здоровьесбережению______________________________6
2.3. Программа экологического воспитания______________________________________7
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ___________8
3.1. План – сетка воспитательных мероприятий__________________________________7-10
1.Пояснительная записка.
Кружковая работа «Физика вокруг нас» предназначена для учащихся 7 и 8 классов.
Данная программа является модифицированной и разработана на основе «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Физико-технические кружки, физические производственно-технические кружки». Москва, «Просвещение»,1987г.
Основным учебным пособием для обучающихся является учебник физики – А. В. Пёрышкин 7 класс и учебник А. В. Пёрышкин 8 класс Базовый курс А. В. Перышкина рассчитан в 7, 8 классах.
Данный кружок имеет естественнонаучную направленность.
Кружок комплектуется из учащихся 7 и 8 классов и рассчитана на 1 год. Программа ориентирована на расширение и углубление знаний по физике. «Законы взаимодействия и движения тел» в курсе физики 7 кл представлены настолько сокращенно, что выпадают такие основные понятия, как сила упругости, сила трения, движение под действием этих сил, энергии.
Теоретический материал и система практических заданий расположены в соответствии с учебной программой по физике (Москва, «Дрофа», 2002г.) и учебником Физика 7,8 А. В. Перышкин
Несмотря на определенные достоинства рабочих программ, у них есть недостаток: учащиеся, изучая законы физики, не могут в полной мере использовать их на практике, что приводит в замешательство современного школьника, он начинает задаваться вопросом «Зачем нужна физика?!»
Кружковая работа позволяет ответить на существующий вопрос, применить полученные знания на уроках в жизни, ощутить красоту и полноту физических законов. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла. Не секрет, что школьные лаборатории содержат далеко не все физические приборы, следовательно, проведение некоторых опытов уже вообще неосуществимы или неосуществимы во время уроков во всем классе. В курс кружковой работы входят лабораторные работы, которые учащиеся проводят в школе, а саму лабораторную работу оформляют как проект, в ходе которого они подтверждают закон физики. Тем самым за курс кружковой работы, ребята не только еще раз способны убедиться в достоверности существующих законах, но и научиться создавать проекты.
Основная цель: развитие познавательного интереса учащихся к физике и технике на основе углубления и расширение знаний учащихся; наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.
Основные цели программы:
- создание условий для формирования и развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- формирование интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи программы:
- Образовательные: способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. - Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры. - Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач
- Занимательные опыты по разным разделам физики
- Применение ИКТ
- Занимательные экскурсии в область истории физики
- Применение физики в практической жизни
- Наблюдения за звездным небом и явлениями природы
Форма проведения занятий кружка:
- Беседа
- Экспериментальный практикум
- Экскурсии
- Выпуск стенгазет
- Проектная работа
- Практикум решения физических задач
- Лекции
По окончании программы обучающиеся должны:
- приобрести навыки решения разных типов задач;
- приобрести навыки постановки эксперимента;
- приобрести навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами Интернет;
- иметь первоначальные представления о профессиональном самоопределении;
- уметь наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
- уметь описывать результаты наблюдений;
- уметь делать выводы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Содержательный раздел воспитательной
2.1 Программа духовно-нравственного воспитания
Духовно – нравственное воспитание является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый невосполнимый урон. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает образовательное учреждение и, конечно, педагоги.
В процессе преподавания физики учитель должен систематически ориентировать ученика на значимые для него ценности:
Универсальные ценности:
- человек
- жизнь, природа, общество
- добро, истина, красота
- труд, познание, общение, игра
- свобода, счастье, совесть, равенство, справедливость, братство. Концептуальные ценности:
- место человека в окружающем мире
- диалектика связи человека и природы
- процесс познания человеком природы и себя, как составной части. Личностные ( групповые ) ценности :
- смелость в отстаивании взглядов
- дисциплинированность
- воля
- терпимость
- жизнерадостность
- честность
- ответственность …
Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, я даю представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращаюсь на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе.
Обращаясь на уроках физики к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности, знакомятся с алгоритмами успешной работы в своей профессии и в итоге вырабатывают свои суждения о научной деятельности, научном знании и науке в целом.
В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе.
Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
2.2 Программа воспитания по здоровье сбережению
Оформлении классных комнат соответствует требованиям здоровьесбережения: парты и стулья соответствуют росту учащихся
В течение года проводится мониторинг температуры и влажности воздуха, проверка допустимой освещенности на рабочих местах учителя и ученика.
2.3 Программа экологического воспитания
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека.
Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Кружковцы изучают природу родного края, особенности коренного населения, демографическую ситуацию. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего посёлка и о своём будущем.
Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе, в Интернет-ресурсах.
3. Содержание тем учебного курса 7 класса
- Первоначальные сведения о строении вещества.
Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
- Взаимодействие тел.
Инерция. Плотность вещества. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела.
- Давление.
Давление газов. Атмосферное давление. Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание.
- Работа, мощность, энергия.
Простые механизмы.
- Рассказы об ученых.
Б. Паскаль. М. В. Ломоносов. Архимед. Э. Торричелли.
Содержание тем учебного курса 8 класса
- Тепловые явления
Температура. Способы изменения внутренней энергии.
- Изменение агрегатных состояний вещества.
Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха.
Двигатель внутреннего сгорания.
- Электрические явления.
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Электрический ток. Источники тока. Электрические приборы и их использование.
- Электромагнитные явления.
Электромагниты. Постоянные магниты. Электрический двигатель.
- Световые явления.
Плоское зеркало. Линзы. Глаз и зрение.
- Рассказы об ученых.
Ш. Кулон. А. Ампер. Г. Ом. А. Вольта. Д Уатт. Н. Петров. Лодыгин.
Учебно - тематический план
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов |
1 | Первоначальные сведения о строении вещества | Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 |
2 | Взаимодействие тел. | Инерция. Плотность вещества. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. | 2 |
3 | Давление. Архимедова сила. | Давление газов. Атмосферное давление. Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание | 3 |
4 | Работа, мощность, энергия | Простые механизмы. | 1 |
5 | Рассказы об ученых | Б. Паскаль. М. В. Ломоносов. Архимед. Э. Торричелли. | 1 |
6 | Тепловые явления | Температура. Способы изменения внутренней энергии | 2 |
7 | Изменение агрегатных состояний вещества. | Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха. Двигатель внутреннего сгорания. | 2 |
8 | Электрические явления | Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Электрический ток. Источники тока. Электрические приборы и их использование | 2 |
9 | Электромагнитные явления | Электромагниты. Постоянные магниты. Электрический двигатель | 2 |
10 | Световые явления. Рассказы об ученых | Плоское зеркало. Линзы. Глаз и зрение. Ш. Кулон. А. Ампер. Г. Ом. А. Вольта. Д Уатт. Н. Петров. Лодыгин. | 2 |
Всего часов | 18 |
Список детей посещающих кружок «Физика вокруг нас»
№ | Фамилия, Имя учащегося | класс | Форма посещения |
очная | |||
очная | |||
очная | |||
очная | |||
очная | |||
7. | очная | ||
8 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1 | Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | ||
2 | Инерция. Плотность вещества. | 1 | ||
3 | Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. | 1 | ||
4 | Давление газов. Атмосферное давление. | 1 | ||
5 | Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание | 1 | ||
6 | Простые механизмы. | 1 | ||
7 | Б. Паскаль. М. В. Ломоносов. Архимед. Э. Торричелли. | 1 | ||
8 | Температура. Способы изменения внутренней энергии | 1 | ||
9 | Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха. | 1 | ||
10 | Двигатель внутреннего сгорания. Создатели ДВС | 1 | 21.01.19 | |
11 | Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | ||
12 | Электрический ток. Источники тока. Электрические приборы и их использование | 1 | ||
13 | Электромагниты. Постоянные магниты. | 1 | ||
14 | Электрический двигатель | 1 | ||
15 | Плоское зеркало. | 1 | ||
16 | Линзы. Глаз и зрение. | 1 | ||
17 | Оптические приборы | 1 | ||
18 | Ш. Кулон. А. Ампер. Г. Ом. А. Вольта. Д Уатт. Н. Петров. Лодыгин. | 1 | ||
Итого | 18 |
Материально-техническое обеспечение
- Динамометры;
- мензурки;
- набор по электричеству
- термометры;
- Весы учебные;
- Набор гирь для взвешивания;
- Набор по оптике
Список использованной литературы.
- И.Я.Ланина.100игр по физике. М.: Просвещение, 1995
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике-7-9. - М.: Просвещение, 2002
- Я.И.Перельман. Знаете ли вы физику. – Д.:: ВАП. 1994.
- Я.И.Перельман. Занимательная физика. – Д.: ВАП. 1994.
- Н. П. Наволокова. Предметная неделя. – ИГ «Основа». 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»
Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...
Рабочая программа. Математика (курс по выбору). "Вокруг квадратного трехчлена" 9 класс.
из опыта работы при подготовке к ГИА...
Рабочая программа "Мир вокруг нас"
Цель программы – формирование элементарных представлений о природе, о человеке и обществе, их взаимодействии.Программа носит интегрированный характер, объединяет несколько учебных дисциплин &nda...
Рабочая программа кружка "Вокруг света"
Кружок «Вокруг света», для обучающихся 9-х классов, направлен на реализацию регионального компонента во внеурочной деятельности . Программа строится на региональной характер...