Рабочая программа физика 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс)
Рабочая программа по физике составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования
авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_11_klass.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта общего образования
- авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2014).
Всего часов 68
Количество часов в неделю 2
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
- формирования основ научного мировоззрения
- развития интеллектуальных способностей учащихся
- развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
- знакомство с методами научного познания окружающего мира
- постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Основное содержание (68 часов)
Тема | Количество часов | к/р | Лабораторные работы |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) | 11 | 2 | 2 |
Магнитное поле | 6 | 1 | 1 |
Электромагнитная индукция | 5 | 1 | 1 |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 12 | 1 | 1 |
Механические колебания | 2 | 1 | |
Электромагнитные колебания | 5 | ||
Механические волны | 2 | ||
Электромагнитные волны | 3 | 1 | |
ОПТИКА | 15 | 1 | 5 |
Световые волны | 9 | 4 | |
Элементы теории относительности | 3 | ||
Излучение и спектры | 3 | 1 | 1 |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 14 | 2 | 0 |
Световые кванты | 3 | ||
Атомная физика | 3 | 1 | |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы | 8 | 1 | |
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА | 1 | ||
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 8 (10 в авт.план.) | ||
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ | 7 | ||
ИТОГО | 68 | 6 | 8 |
Контрольные работы | Лабораторные работы | |||
№ | Тема | № | Тема | |
1 | Стационарное магнитное поле | 1 | Наблюдение действия магнитного поля на ток | |
2 | Электромагнитная индукция | 2 | Изучение явления электромагнитной индукции | |
3 | Колебания и волны | 3 | Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника | |
4 | Оптика | 4 | Экспериментальное измерение показателя преломления стекла | |
5 | Световые кванты. Атомная физика | 5 | Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы | |
6 | Физика ядра и элементы физики элементарных частиц | 6 | Измерение длины световой волны | |
7 | Оценка информационной емкости компакт-диска | |||
8 | Наблюдение сплошного и линейчатого спектров | |||
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
- Мякишев Г.Я. Физика: учеб.для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010
- Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
- Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Уч.матер. дом.зад | Требования к базовому уровню подготовки |
ЭЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) – 10 ч | |||
Стационарное магнитное поле. Индукция магнитного поля. | § 1 | Знать и уметь применять правило буравчика и правило левой руки, уметь вычислять силу Ампера; знать/понимать смысл величины «магнитная индукция» Уметь определять величину и направление силы Лоренца; знать/понимать явление действия магнитного поля на движение заряженных частиц; уметь приводить примеры его практического применения в технике и роль в астрофизических явлениях | |
Сила Ампера | § 2-3 | ||
Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Инстр. | ||
Сила Лоренца | § 4-5 | ||
Магнитные свойства вещества | § 6 | ||
Контрольная работа № 1 по теме «Стационарное магнитное поле» | § 1-6 | ||
Электромагнитная индукция (5 ч) | |||
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. | § 7 | Знать/понимать смысл физических величин: индуктивность, ЭДС индукции, энергия магнитного поля; понятий: вихревой ток, явление самоиндукции; смысл закона электромагнитной индукции; уметь решать задачи по данной теме | |
Направление индукционного тока. Правило Ленца. | § 8-10 | ||
Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Инстр. | ||
Явление самоиндукции. Индуктивность. | § 11-12 | ||
Контрольная работа № 2 по теме «Электромагнитная индукция» | § 7-12 | ||
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (10 ч) | |||
Механические колебания (2 ч) | |||
Свободны колебания. Гармонические колебания. Резонанс. | § 13-16 | Знать/понимать смысл понятий: колебательное движение, свободные вынужденные колебания, резонанс;; уметь объяснять и описывать механические колебания | |
Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» | Инстр. | ||
Электромагнитные колебания (5 ч) | |||
Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | § 17-18 | Знать схему колебательного контура, формулу Томсона; уметь объяснять и применять теоретическое и графическое описания электромагнитных колебаний; уметь решать простейшие задачи по данной теме Понимать принцип действия генератора переменного тока, уметь составлять схемы колебательного контура с разными элементами | |
Гармонические ЭМ колебания. Формула Томпсона. | § 19-20 | ||
Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока. | § 21-22 | ||
Резонанс в электрической цепи. Автоколебания. | § 23-25 | Знать/понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии; знать экономические, экологические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и уметь перечислить пути их решения | |
Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и использование электрической энергии | § 26-28 | ||
Механические волны (2 ч) | |||
Волна. Свойства волн и основные характеристики. Уравнение бегущей волны. | §29-30 | Знать/понимать смысл понятий: механическая волна, звуковая волна;; смысл уравнения волны; уметь объяснять и описывать механические волны, решать задачи на уравнение волны | |
Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн. | §31-34 | ||
Электромагнитные волны (3 ч) | |||
ЭМ поле. ЭМ волна. Опыты Герца. | § 35-36 | Знать историю создания и экспериментального открытия электромагнитных волн; знать основные свойства электромагнитных волн Знать/понимать смысл понятий: интерференция, дифракция, поляризация; уметь описывать и объяснять явления интерференции, дифракции и поляризации электромагнитных волн; уметь приводить примеры их практического применения | |
Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи | § 37-43 | ||
Контрольная работа № 3 по теме «Колебания и волны» | |||
ОПТИКА (13 ч) | |||
Световые волны (9 ч) | |||
Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | § 44-46 | Знать/понимать, как развивались взгляды на природу света Знать/понимать смысл законов отражения и преломления света, смысл явления полного отражения; уметь определять показатель преломления Уметь строить изображения в тонких линзах; знать/понимать смысл понятий: фокусное расстояние, оптическая сила линзы; знать формулу тонкой линзы и уметь применять её при решении задач Знать/понимать смысл понятий: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света; уметь описывать и объяснять эти явления; уметь приводить примеры их практического применения | |
Законы преломления света. Полное отражение света. | § 47-49 | ||
Линзы. Построение изображений. Формула тонкой линзы. Увеличение. | § 50-52 | ||
Дисперсия, дифракция и интерференция света. Границы применения. | § 53-57 | ||
Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. | § 58-60 | ||
Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» | Инстр. | ||
Лабораторная работа № 5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | Инстр. | ||
Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны» | Инстр. | ||
Лабораторная работа № 7 «Оценка информационной емкости компакт-диска» | Инстр. | ||
Элементы теории относительности (3 ч) | |||
Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. | § 61-63 | Знать/понимать смысл постулатов СТО; уметь описывать и объяснять относительность одновременности и основные моменты релятивистской динамики | |
Элементы релятивистской динамики. | § 64-65 | ||
Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» | |||
Излучение и спектры (3 ч) | |||
Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений | § 66-68 | Знать/уметь смысл понятий: спектр, спектральный анализ; уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения, их применение | |
Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | Инстр. | ||
Контрольная работа № 4 по теме «Оптика», коррекция | |||
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (13 ч) | |||
Световые кванты (3 ч) | |||
Фотоэффект. Применение фотоэффекта. | § 69-70 | Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон; знать и уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач Знать историю развития взглядов на природу света; уметь описывать и объяснять применение вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов в технике Знать/понимать смысл явления давления света; уметь описывать опыты Лебедева; решать задачи на давление света | |
Фотоны. Гипотеза де Бройля | § 71 | ||
Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света | § 72-73 | ||
Атомная физика (3 ч) | |||
Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Модель атомов водорода. | § 74-75 | Знать/понимать смысл экспериментов, на основе которых была предложена планетарная модель строения атома Знать/понимать сущность квантовых постулатов Бора Знать и уметь описывать и объяснять химическое действие света, назначение и принцип действия квантовых генераторов, лазеров; знать историю русской школы физиков и её вклад в создание и использование лазеров | |
Лазеры | § 76-77 | ||
Контрольная работа № 5 по темам «Световые кванты», «Атомная физика», коррекция | |||
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (8 ч) | |||
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Обменная модель. | § 78-79 | Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада, записывать реакции альфа-, бета- и гамма-распада Знать/понимать смысл понятий: естественная и искусственная радиоактивность, уметь приводить примеры практического применения радиоактивных изотопов Знать/понимать условия протекания и механизм ядерных реакций, уметь рассчитывать выход ядерной реакции; знать схему и принцип действия ядерного реактора; знать/понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики | |
Энергия связи атомных ядер. | § 80-81 | ||
Радиоактивность. Период полураспада. Виды радиоактивного распада. Методы наблюдения и регистрации частиц. | § 82-86 | ||
Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. | § 87-88 | ||
Ядерный реактор. Термоядерные реакции. | § 89-91 | ||
Применение ядерной энергии. Изотопы. Применение изотопов. Биологическое действие излучений. | § 92-94 | ||
Развитие физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Лептоны. Адроны. Кварки. | § 95-98 | ||
Контрольная работа № 6 по теме «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц», коррекция | |||
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА (1 ч) | |||
Физическая картина мира | Стр. 408 | Знать и уметь описывать современную физическую картину мира и роль физики для научно-технического прогресса | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (15 ч) | |||
Магнитное поле. | Гл.1,2 | Знать: действия магнитного поля на ток; правило Ленца Уметь: проводить наблюдения за действием магнитного поля на ток; демонстрировать явление электромагнитной индукции, проверять выполнение правила Ленца Знать: основные понятия и формулы по теме «Колебания и волны», как определять ускорение свободного падения Уметь: определять ускорение свободного падения при помощи маятника Знать: материал по главе «Световые волны»; как измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы Уметь: применять знания по главе 8 на практике; измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы Знать: теоретический материал глав 8 и 10; как измерить длину световой волны; как наблюдать сплошной и линейчатый спектры Уметь: применять теоретический материал по главам 8 и 10 на практике; измерять длину световой волны; наблюдать сплошной и линейчатый спектры Знать основной материал 11-14 глав Уметь применять его на практике | |
Электромагнитная индукция. | |||
Механические колебания. | Гл.3, 4 | ||
Электромагнитные колебания. | |||
Производство, передача и использование электрической энергии. | Гл.5,6 | ||
Механические волны. | |||
Электромагнитные волны. | Гл.7,8 | ||
Световые волны. | |||
Элементы теории относительности. Излучения и спектры. | Гл.9,10 | ||
Световые кванты. Атомная физика. | Гл.11,12 | ||
Физика атомного ядра. Элементарные частицы | Гл.13,14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа физика 7-9 класс
рабочая программа физика 7-9 класс...
Рабочая программа 9 класс физика
Рабочая прграмма...
Рабочая программа (физика 7 класс)
Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...
Рабочая программа .Физика 7 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....
Рабочая программа.Физика 8 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....
Рабочая программа физика 8 класс
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...