Рабочая программа.Физика 8 класс.
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.8.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы «Физика. 7-9 классы», Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Источник: Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. /сост. В.А. Коровин, В.А.Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 334, [2]с.
УМК содержит:
- Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2010 год
- Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2007 год
- А.В. Постников: проверка знаний учащихся по физике: 6-7 кл. Дидактический материал. - -М.: Просвещение, 1986 г.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. - -М.: Просвещение, 1996 г.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007 г.
Цели и задачи курса:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общая характеристика учебного курса:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, физической географии, технологии, ОБЖ..
Место курса «Физика» в учебном плане:
Курс «Физика» рассчитан на 68 часов. Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №11» на изучение курса «Физика» в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты:
Личностные:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей человека;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуре;
-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Предметные:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
-умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- понимать и объяснять физические явления;
-измерять физические величины;
- владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости физических величин;
- понимание смысла основных физических законов и применение их на практике;
- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и материальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснении известных фактов;
- формирование умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Межпредметные связи:
Межпредметная интеграция с другими естественно-научными предметами и предметами гуманитарного цикла.
Основными формами и методами обучения являются:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Формы проведения занятий: комбинированные уроки, урок-практикум, самостоятельная работа с дополнительной литературой, выполнение индивидуальных заданий, проектов.
Рабочая программа по физике 8 класс
№ урока | Тема урока | Дата прове дения по кален дарю | Дата факт. прове дения | Тип урока | Форма контроля | Лабораторные работы | Демонстрации | Примечание |
ПОВТОРЕНИЕ |
1 | Повторение курса физики 7 класса | Повторение и систематизация знаний. | задача в тетради |
2 | Вводная контрольная работа | Проверка знаний и умений. | Контрольная работа |
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
Планируемые результаты освоения предметных знаний: Температура. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Виды теплопередач: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Ученик научится: вычислять с применением количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче, количество теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования. Пользоваться термометром и калориметром. Ученик получит возможность научиться: применять полученные знания для обсуждения экологического последствия применения ДВС, тепловых и гидроэлектростанций. |
3 | Тепловое движение. Температура. | Объяснение нового материала. | Фронтальный опрос, устные ответы | Опыты, показывающие изменение внутренней энергии при трении, ударе, деформации | § 1 |
4 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. | Комбинированный | Фронтальный опрос, устные ответы | Колебания нитяного и пружинного маятников. Падение стального и пластилинового шариков на стальную и покрытую пластилином плиту. Нагревание тел (опыты по тис. 4,5 учебника). | § 2,3. Задание 1. |
5 | Теплопроводность. | Комбинированный | Тест . Заполнить таблицу веществ, обладающих хорошей и плохой теплопроводностью | Теплопроводность металла (рис. 6), различие теплопроводностей твердых тел (рис. 9), теплопроводность жидкостей и газов (рис. 7 и 8 стр. 12) | § 4, упр. 1 § 1 стр. 178 |
6 | Конвекция. Излучение. | Комбинированный (беседа) | Заполнение таблицы | Конвекция в газах по рис. 10, в жидкостях по рис. 11. | § 5,6, упр. 3 |
7 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. | Комбинированный | Л., № 792, 793, 796 Работа с таблицами, справочным материалом | Зависимость количества теплоты от массы и рода вещества. | § 7-8 |
8 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого им при охлаждении. | Решение задач. | Л., № 795, 797, 810 | § 9, упр. 4 |
9 | Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуре». | Урок-практикум | Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод. | Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуре | § 7-8 |
10 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | Урок-практикум | Измерение удельной теплоемкости твердого тела | § 7-8 |
11 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Изучение нового материала. | Л., № 825, 828, 830 | § 10, упр. 5 №1,3 |
12 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Комбинированный. | Л., № 835, 834. Физический диктант | § 11,упр. 6 № 2-4 |
13 | Обобщение по теме «Тепловые явления». | Обобщающе-повторяющий | Л., № 809, 813, 827, 839 | § 7-11, задача в тетр. |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | Проверка знаний и умений. | Контрольная работа | Кроссворд. |
15 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания | Урок изучения нового материала | Работа с графиками | Наблюдение за таянием кусочка льда в воде (отмечается постоянство температуры смеси при плавлении). | § 12, 13, 14; упр. 7 № 1-3 |
16 | Удельная теплота плавления. | Комбинированный. | Л., № 864, 869, 875 | § 15,упр.8 № 1-3 |
17 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | Изучение нового материала. | Фронтальная проверка, устные ответы | Зависимость скорости испарения от рода жидкости, движения воздуха. | § 16-17, упр. 9 № 1-4 |
18 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | Изучение нового материала. | Л., № 901, 902, 905 Тест | § 18,20 упр. 10 №2,3 |
19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | Комбинированный. | Фронтальная проверка, устные ответы | Гигрометр, психрометр. | § 19 |
20 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Комбинированный. | Фронтальная проверка, устные ответы | Модель ДВС. | § 21,22 |
21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | Изучение нового материала. | Тест | § 23-24 |
22 | Обобщение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Обобщение и систематизации знаний. | Решение задач | § 12-24, повт. формулы |
23 | Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | Урок оценивания знаний по теме. | Контрольная работа | § 12-24 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
Планируемые результаты освоения предметных знаний: Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Проводники и диэлектрики. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Ученик научится: применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существование проводников и диэлектриков. Собирать и испытывать электрическую цепь. Измерять силу тока в электрической цепи. Измерять напряжение на участке цепи. Определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра. Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока. Решать задачи с применением изученных законов и формул. Ученик получит возможность научиться: пользоваться электроизмерительными приборами; знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока. |
24 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода заряда. | Изучение нового материала. | Фронтальный опрос | Электризация стержней из эбонита и плексигласа трением; обнаружение заряда на них по притяжению кусочков бумаги, струйки воды, линейки. Взаимодействие двух бумажных заряженных султанов | § 25-26 |
25 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | Изучение нового материала. | Тест | Устройство электроскола. Опыт по рис. 36. | § 27 |
26 | Электрическое поле. | Изучение нового материала. | Физический диктант | § 28 |
27 | Делимость электрического заряда. Электрон. | Комбинированный. | Тест | Опыт по рис. 38 | § 29 |
28 | Строение атома. | Комбинированный. | Тест. Составление схем атомов различных элементов | §30 упр. 11 № 1,2 |
29 | Объяснение электрических явлений. | Комбинированный. | Фронтальный опрос | Опыт по рис.40,41; притяжение к заряженной палочке листочков султана | § 31, упр. 12 № 1,2 |
30 | Электрический ток. Источники электрического тока. | Изучение нового материала. | Физический диктант | Источники электрического тока | § 32, задание 6 |
31 | Электрическая цепь и ее составные части. | Комбинированный. | Составление схем электрической цепи | Приборы для составления электрической цепи. Составление простейшей цепи | § 33.упр. 13 № 1,2,5 |
32 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | Комбинированный. | Физический диктант | § 34,35 |
33 | Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. | Комбинированный | Решение задач Л., №1025, 1026
| § 36,37 упр. 14 № 3 |
34 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | Урок-практикум. | Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод. | Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках | Опыт по рис. 61 | § 38 |
35 | Электрическое напряжение. Единицы измерения. | Комбинированный | Практическая работа с приборами. Составление электрических цепей | Опыт по рис. 63,64,66 | § 39-40 |
36 | Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | Урок-практикум. | Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод. | Измерение напряжения на различных участках электрической цепи | § 41, упр. 16 № 1,2,3. |
37 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | Комбинированный | Решение задач Л., №1030, 1036 | Определение сопротивления катушек и лампочек по показаниям амперметра и вольтметра | § 42,43, упр. 18 |
38 | Закон Ома для участка цепи. | Комбинированный | Решение задач Л., № 1046, 1053, 1058 | Опыт по рис. 71 | § 44, упр. 19 № 1,2,7. |
39 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | Урок закрепления знаний. | Решение задач Л., № 1079, 1083 | Опыт по рис. 74 | § 45, упр. 20 № 1,2 |
40 | Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Решение задач. | Решение задач. | Решение типовых задач. Самостоятельная работа (20 минут) | § 46 |
41 | Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом». | Комбинированный | Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод. | Регулирование силы тока реостатом | Опыт по рис. 75 | § 47 |
42 | Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | Урок-практикум. | Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод. | Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра | § 32-47 |
43 | Последовательное соединение проводников. | Комбинированный | Решение задач Л., № 1119, 1121 | Демонстрация опыта электрической цепи при выключении одной из последовательно соединенных ламп | § 48. упр. 22 №1.2 |
44 | Параллельное соединение проводников. | Комбинированный | Решение задач Л., № 1128, 1151 | Опыт по рис. 79 | § 49, упр. 23 № 1,2 |
45 | Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Электрический ток. Соединение проводников». | Урок оценивания знаний по теме. | Контрольная работа | § 50 |
46 | Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике | Урок изучения нового материала | Решение задач Л., №1168, 1176 | Измерение мощности тока в лабораторной электроплитке | § 51-52, упр. 24 № 1,2 |
47 | Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | Урок - лабораторная работа. | Самостоятельная работа с оборудованием. Оформление работы, вывод. | Измерение мощности и работы тока в электрической лампе | § 50-51 |
48 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | Комбинированный | Решение задач Л., №1216, 1221
| § 53, упр. 27 № 1,2 |
49 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | Комбинированный | Фронтальный опрос Тест | Лампы накаливания | § 54-55 |
50 | Обобщение по теме «Электрические явления». Подготовка к контрольной работе. | Обобщение и систематизация знаний. | Раздаточный дидактический материал | § 37-55 |
51 | Контрольная работа № 4 по теме «Электрические явления» | Урок оценивания знаний по теме. | Контрольная работа |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
Планируемые результаты освоения предметных знаний: Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Электродвигатель постоянного тока. Ученик научится: изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя. Ученик получит возможность научиться: экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. |
52 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Комбинированный | Фронтальный опрос | Опыты по рис. 90-92 | § 56,57 |
53 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. | Комбинированный | Вопросы к § 58 | Демонстрация действия модели подъемного крана и электрического звонка | § 58, упр. 28 № 1,3 |
54 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Комбинированный | Тест | Опыты по рис. 104-110 демонстрация взаимодействия магнитов | § 59, 60 |
55 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | Комбинированный | Тест | Модель электродвигателя постоянного тока | § 61 |
56 | Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». | Урок-практикум. | Оформление работы, вывод. | Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели) | Зад. 11 |
57 | Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа «Электромагнитные явления» | Урок оценивания знаний по теме | Контрольная работа | Амперметр, вольтметр |
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
Планируемые результаты освоения предметных знаний: Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Ученик научится: получать изображение с помощью собирающей линзы. Строить изображения предмета в плоском зеркале и тонкой линзе. Решать задачи на законы отражения света. Ученик получит возможность научиться: экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. |
58 | Источники света. Распространение света. | Урок изучения нового материала. | Фронтальный опрос | Излучение света различными источниками, получение тени, полутени. | § 62,упр. 29 № 1-3 |
59 | Отражение света. Законы отражения света. | Урок изучения нового материала. | Тест | Опыт по рис. 129 | § 63, упр.30 |
60 | Плоское зеркало. | Урок изучения нового материала. | Построение изображений в плоском зеркале | Опыт по рис. 133 | § 64, упр. 31 |
61 | Преломление света. | Урок изучения нового материала. | Работа со схемами и рисунками | Опыт по рис. 137 | § 65,упр. 32 |
62 | Линзы. Оптическая сила линзы. | Урок изучения нового материала. | Тест | Демонстрация линз из набора «Геометрическая оптика». Опыты по рис. 144,146,147 | § 66, упр. 33 |
63 | Изображение, даваемое линзой. | Урок изучения нового материала. | Построение изображения с помощью линз | Опыт по рис. 149 | § 67, упр. 34 |
64 | Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы». | Лабораторная работа. | Оформление работы, вывод | Получение изображения при помощи линзы | § 62-67 |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ |
65 | Обобщающее повторение за курс физики 8 класса. | Применение знаний и умений. Обобщение и систематизация знаний. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | Задачи в тетради. Повторить понятия и формулы. |
66 | Обобщающее повторение за курс физики 8 класса. | Применение знаний и умений. Обобщение и систематизация знаний. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | Задачи в тетради. Повторить понятия и формулы. |
67 | Годовая контрольная работа. | Применение знаний и умений. | Контрольная работа |
68 | Итоговый урок | Теоретический материал за курс 8 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (физика 7 класс)
Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...
Рабочая программа .Физика 7 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....
Рабочая программа физика 8 класс
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...
Рабочая программа физика 9 класс
Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Пёрышкин Е.М. Гутник «Физика» -9 класс, Москва, Дрофа 2010 г....
Рабочая программа физика 8 класс
Рабочая программа по физике к учебнику "Физика 8" , автор Гуревич А.Е....
Рабочая программа физика 7 класс
Рабочая программа к учебнику "Физика 7", автор Гуревич А.Е....