Рабочая программа 8 класс физика
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО зам. директора по УР и введено в действие
Протокол №______ «____»______2011г. Приказ №__________
От «_____»_______2011г. _________ О. Ю. Лабурина От «_____»________2011г.
___________М.В.Чернова Директор школы:
_________ С.С.Сурайкин
Рабочая программа
учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по физике
для 8-х классов
Составитель: учитель__1__квалификационной категории
Тетерева О.В.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин-Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа-2009г.»
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Кроме того, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Поэтому при отборе материала по физике учитываются индивидуальные показатели, скорость и качества усвоения физических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся.
В курсе 8 класса рассматриваются тепловые явления, электрические и световые явления.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
по программе-ч. планирование-ч.
Тепловые явления 26 24
Электрические явления и
Электромагнитные 32 33
Световые 8 8
Резерв времени 3 часа использовать на повторение учебного материала (2ч.)и итоговую контрольную работу.
Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Перышкин «Физика» -8 класс, Москва, Дрофа 2009г.
Образовательный минимум содержания
основной образовательной программы
Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопередача, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Зкон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, ДВС, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты. удельнойтеплоемкости,удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Электрические и электромагнитные явления
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействие электрических зарядов и магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, объяснение этих явлений.
Измерение фических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления. работы и мощности тока.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению электрического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током., последовательного и параллельного соединения проводников. зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объктов: амперметра, вольтметра, динамика и микрофона, электрогенератора. электродвигателя.
Световые явления
Наблюдение и описание отражения. преломление света. обяснение этих явлений.
Измерение физических величин: фокусного расстояния линзы.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения., очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
Знать/понимать:
смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле. атом. атомное ядро. ионизирующее излучение.
смысл физических величин: кпд, внутренняя энергия,температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха.электрический заряд,сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах. сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля -Ленца, прямолинейного распространения света.
Уметь:.
описывать и объяснять физические явления:теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию,электризацию, взаимодействие электрических зарядов. взаимодействие магнитов,действыие магнитного поля на проводник с током. тепловое действие тока, электромагнитную индукцию. отражение, преломление света.
использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока. напряжения. электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи. угла отражения от угла падения.
Выражать результаты измерений и расчетов Международной системы:
Приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных и квантовых явлениях.
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно – научного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных. ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационнго фона.
Тематическое планирование
8 класс
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено на основе программы основной школы (авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин) - Программа для общеобразовательных учреждений: физика, астрономия 7-11Кл. (Ю.И. Дик, В.А. Коровин) Дрофа, 2009г. и Стандарта основного общего образования по физике от 5 марта 2008 г. № 1089. Учтены образовательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки учащихся, примерная программа основного общего образования.
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч., в том числе резерв-3 часа
Сроки (примерные) | Тема | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
Тепловые явления | 12 | 2 | 1 |
Агрегатное состояние вещества | 12 | 1 | 1 |
Электрические явления | 27 | 5 | 1 |
Электромагнитные явления | 6 | 1 |
Световые явления | 8 | 1 | 1 |
Резерв | 3 | 1 |
Всего | 6565 68 | 10 | 5 |
Учебно-методический комплекс
№ п\п | Авторы,составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-8кл | 2009 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2008 | М.Просвещение |
3. | Л.А.Кирик | Самостоятельные и контрольные работы-8 класс | 2008 | М. Илекса |
4. | Р.Д. Минькова Е.Н. Панаиоти | Тематическое и поурочное планирование по физике -8 класс | 2008 | М. Дрофа |
5. | А.В.Перышкин | Сборник задач | 2008 | М. Экзамен |
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Поурочное планирование – 8 класс
№ п/п | Программное содержание | кол-во часов | О М С | практическая часть | Дата |
Тепловые явления | 12 | л/р-2, к/р-1 |
1.1 | Тепловое движение. Внутренняя энергия § 1,2 | Внутренняя энергия | 4.09.12. |
2.2. | Способы изменения внутренней энергии § 3 | Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела | 6.09.12. |
3.3. | Теплопроводность § 4 | Теплопроводность. Наблюдение теплопроводности | 11.09.12 |
4.4. | Конвекция. Излучение § 5,6 | Конвекция. Излучение . Наблюдение различных видов теплопередачи | 13.09.12 |
5.5. | Количество теплоты. Единицы количества теплоты § 7 | Количество теплоты | 18.09.12 |
6.6. | Удельная теплоемкость § 8 | Удельная теплоемкость | 20.09.12 |
7.7. | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания и выделяемого при охлаждении § 9 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | 25.09.12 |
8.8. | Лабораторная работа №1 « Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Наблюдение закона сохранения энергии в тепловых процессах. Измерение температуры и количества теплоты | 27.09.12 |
9.9. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания § 10 | Удельная теплота сгорания | 2.10.12 |
1010. | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессов § 11 | Закон сохранения энергии тепловых процессах | 4.10.12 |
11.11. | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости вещества» | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | 9.10.12 |
12.12. | Контрольная работа «Тепловые явления» | Удельная теплота сгорания Количество теплоты. Удельная теплоемкость | 11.10.12 |
Агрегатные состояния | 12 | л/р-1, к/р-1 |
1.13. | Агрегатные состояния вещества § 12 | 16.10.12 |
2.14. | Плавление и отвердевание кристаллических тел § 13,14 | Плавление и кристаллизация | 18.10.12 |
3. 15. | Удельная теплота плавления § 15 | Удельная теплота плавления | 23.10.12 |
4.16. | Решение задач « Плавление и кристаллизация» § 15 | Плавление и кристаллизация Удельная теплота плавления | 25.10.12 |
5.17. | Повторение «Тепловые явления» § 13, 14,15. | 6.11.12 |
6.18. | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при ее конденсации § 16, 17. | Испарение и конденсация | 8.11.12 |
7.19. | Кипение § 18 | Кипение | 13.11.12 |
8.20. | Влажность воздуха § 19 | Измерение влажности воздуха. Измерение температуры | 15.11.12 |
9.21. | Удельная теплота парообразования и конденсации § 20 | Испарение и конденсация Удельная теплота парообразования и конденсации | 20.11.12 |
10.22. | Работа газа и пара при расширении. КПД теплового двигателя § 21,24 | Преобразование энергии в тепловых машинах. | 22.11.12 |
11.23. | Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина § 22,23. | Д В С. Паровая турбина, реактивный двигатель | 27.11.12 |
12.24. | Контрольная работа «Агрегатные состояния вещества» | 29.11.12 |
Электрические явления | 27 | Л/р – 5 К/р - 1 |
1.25. | Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. § 25,26 | Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два вида зарядов. | 4.12.12 |
2. 26 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества § 27 | Проводники. полупроводники. диэлектрики. | 6.12.12 |
3. 27. | Электрическое поле § 28 | Электрическое поле Действие по на заряды. | 11.12.12 |
4.28 | Делимость электрического заряда Электрон § 29 | 13.12.12 |
5. 29. | Строение атома § 30 | Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Радиоактивность. Виды излучения. | 18.12.12 |
6.30 | Объяснения электрических явлений § 31 | Закон сохранения электрического заряда | 20.12.12 |
7.31 | Электрический ток. Источники электрического тока § 32 | Постоянный электрический ток. Источники тока. | 25.12.12 |
8.32 | Электрическая цепь и ее составные части § 33 | Электрическая цепь. Источники тока | 27.12.12 |
9.33 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. § 34, 35 | Действия электрического тока. | 15.01.13 |
10.34 | Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. § 36, 37 | Сила тока. | 17.01.13 |
11.35 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 «сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» § 38 | Измерение силы тока. | 22.01.13 |
12. 36 | Электрическое напряжение. Единица напряжения. § 39, 40 | Напряжение. | 24.01.13 |
13.37 | Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках цепи» § 41 | Измерение напряжения. | 29.01.13 |
14.38 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления . § 42, 43 | Исследование зависимости силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. | 31.01.13 |
15.39 | Закон Ома для участка цепи. § 44 | Закон Ома | 5.02.13 |
16.40 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. § 45 | Электрическое сопротивление проводника. | 7.02.13 |
17.41 | Решение задач. § 44, 45 | Сила тока. Напряжение. Сопротивление. | 12.02.13 |
18.42 | Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом» § 47 | Исследование зависимости силы тока от сопротивления. | 14.02.13 |
19.43 | Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра. Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления» | Измерение силы тока, напряжение сопротивление. | 19.02.13 |
20.44 | Последовательное соединение проводников § 48 | Последовательное соединение проводников. Исследование последовательного соединения. | 21.02.13 |
21. 45 | Параллельное соединение. § 49 | Параллельное соединение проводников. Исследование параллельного соединения. | 26.02.13 |
22. 46 | Работа и мощность электрического тока. § 50, 51, 52 | Работа и мощность Эл. тока. | 28.02.13 |
23. 47 | Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы». | Измерение мощности и работы тока. | 5.03.13 |
24.48 | Нагревание проводников эл. током. Закон Джоуля - Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания § 53, 54 | Закон Джоуля -Ленца. Тепловое действие тока. Безопасное обращение с бытовыми эл. приборами. | 7.03.13. |
25.49 | Короткое замыкание. Предохранители короткого замыкания. Решения задач. § 55 | Работа и мощность тока. Закон Джоуля -Ленца. Закон Ома. Сопротивление. | 12.03.13 |
26.50 | Обобщающий урок «Электрические явления» | 14.03.13 |
27.51 | Контрольная работа «Электрические Явления» | 19.03.13 |
Электромагнитные явления | 6 | Л/р - 1 |
1.52 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. § 56, 57 | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. | 21.03.13 |
2.53 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применения. § 58 | Электромагнит | 26.03.13 |
3.54 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. § 59, 60 | Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 28.03.13 |
4.55 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. § 61 | Действие поля на проводник с током. Устройство электрического двигателя. | 9.04.13 |
5.56 | Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя» | Изучение устройства и принципа действия электродвигателя. | 1104.13 |
6.57 | Обобщающий урок «Электромагнитные явления» | 16.04.13 |
Световые явления | 8 | Л/р – 1 К/р - 1 |
1.58 | Источники света. Распространение света. § 62 | Закон прямолинейного распространения света. Свет - электромагнитная волна. | 18.04.13 |
2.59 | Отражение света. § 63 | Отражение света. Закон отражения. Наблюдения отражения. Исследование угла отражения от угла падения | 23.04.13 |
3.60 | Плоское зеркало. § 64 | Плоское зеркало. Элементы геометрической оптики. | 25.04.13 |
4.61 | Преломление света. § 65 | Преломление света. Исследование угла преломления от угла падения. | 30.04.13 |
5.62 | Линзы. Оптическая сила линзы. § 66 | Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. | 7.05.13 |
6.63 | Изображения даваемые линзой. § 67 | Элементы геометрической оптики. | 14.05.13 |
7.64 | Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы» | Элементы геометрической оптики. | 16.05.13 |
8.65 | Контрольная работа «Световые явления» | 21.05.13 |
23.05.13 |
Резерв | 3 |
1.66 | Повторение «тепловые явления» и «электрические явления» | 28.05.13 |
2.67 | Итоговая контрольная работа. | 30.05.13 |
3.68 | Итого | 68 | Л/р – 10 К/р - 5 |
График контрольных и лабораторных работ-8 класс
Тепловые явления
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | 8-10 октябрь | Тепловые явления | 14-18 октябрь |
И Измерение удельной теплоемкости твердого тела | 6-8 ноябрь | 6-12 ноябрь |
Агрегатные состояния веществ
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Измерение влажности воздуха | 14-17 ноябрь | Агрегатные состояния вещества | 1-2 декабрь |
Электрические явления
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Сборка эл. цепи и измерение силы тока | 20-24 декабрь | Электрические явления | 20-23 март |
Измерение напряжения на различных участках цепи | 10-16 январь |
Регулирование силы тока реостатом | 16-22 январь |
Измерение сопротивления с помощью вольтметра и амперметра | 29-6 февраль |
Измерение мощности эл. тока |
Электромагнитные явления
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Изучение электрического двигателя | 16-20 март |
Световые явления
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Получение изображения при помощи линзы | 15-20 май | Световые явления | 22-25май |
Итоговая контрольная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...