Рабочая программа .Физика 7 класс.
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.7.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
«Физика 7 класс»
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы «Физика. 7-9 классы», Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Источник: Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. /сост. В.А. Коровин, В.А.Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 334, [2]с.
УМК содержит:
- Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2006 год
- Физика. 7 класс: рабочая тетрадь / Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов. – М. : Дрофа, 2007 год
- Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2007 год
- А.В. Постников: проверка знаний учащихся по физике: 6-7 кл. Дидактический материал. - -М.: Просвещение, 1986 г.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. - -М.: Просвещение, 1996 г.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007 г.
Цели и задачи курса:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общая характеристика учебного курса:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, физической географии, технологии, ОБЖ..
Место курса «Физика» в учебном плане:
Курс «Физика» рассчитан на 68 часов. Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №11» на изучение курса «Физика» в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты:
Личностные:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей человека;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуре;
-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интнресами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Предметные:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
-умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- понимать и объяснять физические явления;
-измерять физические величины;
- владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости физических величин;
- понимание смысла основных физических законов и применение их на практике;
- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и материальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснении известных фактов;
- формирование умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Тип урока | Форма контроля | Лабораторные работы | Демонстрации | Примечание |
по кален дарю | фактически |
Введение. Физика и физические методы изучения природы. Планируемые результаты освоения предметных знаний: Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Международная система единиц. Ученик научится: наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления прибора. Ученик получит возможность научиться: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, пользоваться мензуркой, вычислять погрешность измерений. |
1 | Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Физика –наука о природе | Комбинированный | Движение шарика по наклонной плоскости. Звучание камертона. Нагревание током проволоки. Действие магнитов. Получение изображения при помощи линзы. | § 1,2,3 Л. №5,12 |
2 | Физические величины. Измерение физических величин Система единиц | Комбинированный | Тест (дать определение вещества) | Физические приборы | § 4,5 Л. №25 |
3 | Физика и техника. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | Урок- практикум | Умение работать с лабораторным оборудованием. Оформление работы, вывод | Определение цены деления шкалы измерительного прибора | §6 «Физика.Техника.Природа». Составить кроссворд. |
Раздел I. Первоначальные сведения о строении вещества. Планируемые результаты освоения предметных знаний: Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатные состояния вещества. Ученик научится: наблюдать и объяснять явление диффузии. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. Ученик получит возможность научиться: выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Раскрывать особенности явления диффузии, броуновского движения. Определять размеры малых тел. Записывать большие и малые числа. |
4 | Строение вещества. Молекулы. | Комбинированный. | Фронтальный опрос. Тест | Опыт по рис. 19 | § 7,8 Л.№53,54 |
5 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». | Урок -практикум. | Умение работать с лабораторным оборудованием. Оформление работы, вывод | Измерение размеров малых тел | Л.№23,24 |
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела. | Комбинированный. | Тест . Дидактический материал | Распространение запаха пахучих тел. Диффузия в газах и жидкостях. Модель броуновского движения. | §9, за-дание 2(1) |
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Комбинированный | Фронтальный опрос | Демонстрация взаимодействия стеклянной пластинки с водой | §10, упр. 2(1).Л.№74, 80 |
8 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Комбинированный | Физический диктант. Составление классификационной таблицы. | Модели молекул кристаллических веществ | §11 |
9 | Обобщение и контроль знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». | Обобщение и систематизация знаний | Тест | § 12 Л .№65, 67 |
Раздел II. Взаимодействие тел. Планируемые результаты освоения предметных знаний: Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Единицы измерения физических величин. Ученик научится: рассчитывать скорость, путь тела при равномерном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Измерять массу тела. Находить плотность тела. Измерять силу . Ученик получит возможность научиться: определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути от времени движения. Графически изображать силы. Находить равнодействующую силу. Вычислять массы тела по плотности и по объему. Пользоваться: весами, динамометром, таблицей плотности веществ.
|
10 | Механическое движение | Урок изучения нового материала | Опорный конспект | Демонстрация относительности движения. Демонстрация равномерных и неравномерных движений | § 13, задание №4, Л. №99, 101,103 |
11 | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Сравнение двух равномерных движений. Движение шарика по наклонной плоскости | § 14,15 Упр. 4 (1,4) |
12 | Расчет скорости, пути и времени движения | Урок решения задач | Решение задач. Физический диктант | § 16 Упр.5(2,4) |
13 | Расчет скорости, пути и времени движения | Урок закрепления знаний | Решение типовых задач. Дидактический материал | § 16 задачи |
14 | Инерция | Комбинированный | Опорный конспект | Движение шарика при подталкивании. Движение шарика по окружности | § 17 |
15 | Взаимодействие тел | Комбинированный | Тест | Демонстрация движения шариков по желобу | § 18. Л. 207, 209 |
16 | Масса тела. Единицы массы Измерение массы тела на рычажных весах. | Комбинированный | Опорный конспект. Упр. 12 (1,3,4,5) | Наблюдение за изменением скоростей взаимодействующих тележек. Рычажные весы. | § 19,20 |
17 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы вещества на рычажных весах». | Урок-практикум | Оформление работы, вывод к работе. Умение работать с лабораторным оборудованием | Измерение массы вещества на рычажных весах | § 19,20 |
18 | Плотность вещества | Комбинированный | Тест | Демонстрация набора тел одинакового объема | § 21 Л 265 |
19 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема твердого тела» | Урок-практикум | Оформление работы, вывод к работе. Умение работать с лабораторным оборудованием | Измерение объема твердого тела | § 21 Упр.7 (1,2) |
20 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела». | Урок-практикум | Оформление работы, вывод к работе. Умение работать с лабораторным оборудованием | Определение плотности твердого тела | Упр.7 (3,4) |
21 | Расчет массы и объема вещества по его плотности. | Комбинированный | Решение задач. | § 22 |
22 | Подготовка к контрольной работе | Обобщение и систематизация знаний | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | § Задача Упр.8 (3,4) |
23 | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.» | Проверка знаний и умений. | Контрольная работа | Повтр. |
24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Опорный конспект | Демонстрация изменения скорости движения тележки под действием руки. Изменение скорости движения куска железа под действием магнита. Наблюдение за полетом тела, брошенного горизонтально | §24,23 |
25 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Тест | Демонстрация деформации пружины | § 25.26 |
26 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Фронтальный опрос. Тест | § 27, упр. 9 (1,3) |
27 | Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Умение работать с чертежным инструментом | Динамометр. Демонстрация, показывающая, как измеряют силы динамометром. Сложение сил. | § 28,29 упр.10 (1,3), упр.11 (2,3) |
28 | Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Урок- практикум. | Оформление работы, вывод | Градуирование пружины и измерение сил динамометром | § 28,29 |
29 | Сила трения. Трение скольжения. | Комбинированный | Тест | Измерение силы трения. Демонстрация зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей. | § 30 |
30 | Трение покоя. Трение в природе и технике. | Комбинированный | Тест | §31, 32 Составить кроссворд |
Раздел III. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Планируемые результаты освоения предметных знаний: Давление. Единицы измерения давления. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Ученик научится: обнаруживать существование атмосферного давления. Рассчитывать давление твердых тел, жидкостей и газов. Измерять силу Архимеда Ученик получит возможность научиться: объяснять причины плавания тел. Исследовать условия плавания тел. Объяснять причину возникновения давления внутри жидкости, газа. Объяснять устройство и действие шлюзов, водомерного стекла. Пользоваться: манометром, насосом, барометром-анероидом. |
31 | Давление способы уменьшения и увеличения давления. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Опорный конспект | Демонстрация действия силы давления. Демонстрация зависимости давления от площади опоры и величины силы давления. | § 33,34 |
32 | Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Проверка опорного конспекта. Решение задач | Изменение давления газа от температуры. Передача давления жидкостями. Передача давления газами. | § 35.36 упр. 14 (3) |
33 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Решение задач | Модель уровня. Уровень. Давление жидкости на дно и боковую стенку. | § 37,38 упр.15(1) |
34 | Сообщающиеся сосуды | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Тест | Демонстрация уровня жидкости в сообщающихся сосудах. Демонстрация уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах. | § 39 упр. 16(1,2) |
35 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Фронтальный опрос | Ход воды за поршнем. | § 40,41 упр. 17,18 |
36 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Тест | Опыт Торричелли. | § 42 |
37 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного. | Работа с приборами, знание их устройства | Таблица «Барометр-анероид». Демонстрация металлического барометра. Определение давления по барометру. | § 43,44 упр.20,упр. 21(1,2) |
38 | Манометры. | Ознакомление с новым материалом Обобщение полученных знаний. | Тест. Фронтальный опрос | Демонстрация манометра. | § 45 |
39 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | Ознакомление с новым материалом Обобщение полученных знаний. | Решение задач | Модель поршневого жидкостного насоса. Модель гидравлического пресса. | § 46.47 |
40 | Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Урок закрепления знаний. | Решение типовых задач. Дидактический материал по данной теме. | Задача. |
41 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | Комбинированный | Опорный конспект | Выталкивающее действие воды на поплавок, погруженный в воду. Демонстрация зависимости силы, выталкивающей тело из жидкости, от плотности жидкости и объема погруженного тела. | § 48.49 |
42 | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Урок-практикум. | Оформление работы, вывод. Уметь работать с физическими приборами | Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | § 8, стр.183 |
43 | Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. | Комбинированный | Отработка формул. Решение задач | § 50-52 Подготовить сообщения по теме. |
44 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости». | Урок практикум | Оформление работы, вывод. Умение работать с физическими приборами | Выяснение условий плавания тел в жидкости | § 50-52 |
45 | Подготовка к контрольной работе. | Обобщение и систематизация знаний. | Решение типовых задач | Повт. |
46 | Контрольная работа №2 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Проверка знаний и умений. | Контрольная работа | Кроссворд |
Раздел IV. Мощность и работа. Энергия. Планируемые результаты освоения предметных знаний: Механическая работа. Мощность. Единицы измерения работы и мощности. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Ученик научится: измерять работу силы. Измерять мощность. Объяснять устройство и уметь чертить схемы простых механизмов. Решать задачи с применением изученных законов и формул. Измерять КПД наклонной плоскости. Ученик получит возможность научиться: изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы. Пользоваться рычагом. Использовать закон сохранения энергии. |
47 | Механическая работа. Единицы работы. | Урок изучения нового материала. | Решение задач. Тест | Демонстрации по определению величины работы при равномерном движении тела по горизонтальной плоскости и при поднятии его вверх. | §53 упр. 28 (3,4) |
48 | Мощность. Единицы мощности. | Комбинированный. | Решение задач. Тест | § 55 упр. 29(3,6) |
49 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Урок изучения нового материала. | Тест | Уравновешивание сил на рычаге | § 55.56 зад.2 |
50 | Момент силы. | Комбинированный. | Решение задач | § 57 |
51 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага». | Урок-практикум. | Оформление работы, вывод | Выяснение условия равновесия рычага | § 58 |
52 | Применение закона равновесия рычага к блоку. | Закрепление изученного | Физический диктант | Действие неподвижного блока. Действие подвижного блока. | § 59 |
53 | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | Комбинированный. | Решение задач | Демонстрация равенства работ на рычаге. | § 60 упр.31(5) |
54 | Коэффициент полезного действия. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного | Тест | § 61 |
55 | Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | Урок- практикум. | Оформление работы, вывод | Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости | § 61 |
56 | Энергия. Кинетическая энергия. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного | Составление опорного конспекта. | Демонстрация движения цилиндра под действием скатывающегося с наклонной плоскости шара. | § 62,63 |
57 | Потенциальная энергия. | Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного | Решение задач. Проверка опорного конспекта | § 63 |
58 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | Урок повторения и обобщения | Тест | Падение шара на металлическую плиту | § 64 |
59 | Подготовка к контрольной работе. | Обобщение и систематизация знаний. | Решение типовых задач. | § 53-64 |
60 | Контрольная работа №3. «Работа и мощность. Энергия» | Проверка знаний и умений. | Контрольная работа | Кроссворд. |
Повторение |
61 | Итоговое повторение. «Строение вещества» | Обобщение и систематизация знаний. | Тест | Задание в тетради. |
62 | Итоговое повторение. «Взаимодействие тел» | Обобщение и систематизация знаний. | Решение типовых задач | Задание в тетради. |
63 | Итоговое повторение. «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Обобщение и систематизация знаний. | Решение типовых задач | Задание в тетради. |
64 | Итоговая контрольная работа. | Проверка знаний и умений. | Контрольная работа |
65 | Анализ контрольной роботы | Комбинированный |
66 | Решение качественных задач | Урок решения задач | Решение качественных задач |
67 | Урок занимательной физики | Комбинированный |
68 | Подведение итогов | Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа физика 7-9 класс
рабочая программа физика 7-9 класс...
Рабочая программа 9 класс физика
Рабочая прграмма...
Рабочая программа (физика 7 класс)
Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...
Рабочая программа.Физика 8 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....
Рабочая программа физика 8 класс
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...
Рабочая программа физика 9 класс
Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Пёрышкин Е.М. Гутник «Физика» -9 класс, Москва, Дрофа 2010 г....