Рабочая программа физика 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс)
Рабочая программа по физике составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта общего образования
- авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_10_klass_2019.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта общего образования
- авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2016).
Всего часов 68
Количество часов в неделю 2
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
- формирования основ научного мировоззрения
- развития интеллектуальных способностей учащихся
- развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
- знакомство с методами научного познания окружающего мира
- постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин:скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Основное содержание (68 часов)
Тема | Количество часов | к/р | Лабораторные работы |
ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования | 1 | ||
МЕХАНИКА | 25 | 3 | 2 |
Кинематика | 8 | 1 | 2 |
Динамика и силы в природе | 9 | 1 | 2 |
Законы сохранения в механике. Статика | 8 | 1 | 2 |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА | 21 | 3 | 1 |
Основы МКТ | 9 | 1 | 1 |
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела | 4 | 1 | |
Термодинамика | 8 | 1 | |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 20 | 2 | 2 |
Электростатика | 8 | 1 | |
Постоянный электрический ток | 6 | 2 | |
Электрический ток в различных средах | 6 | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ | 1 | ||
ИТОГО | 68 | 8 | 9 |
Лабораторные работы | |
№ | Тема |
1 | Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести |
2 | Измерение жесткости пружины |
3 | Измерение коэффициента трения скольжения |
4 | Изучение движения тела, брошенного горизонтально |
5 | Изучение закона сохранения механической энергии |
6 | Изучение равновесия тела под действием нескольких тел |
7 | Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака |
8 | Последовательное и параллельное соединение проводников |
9 | Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источников тока |
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
- Мякишев Г.Я. Физика: учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев,Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010
- Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
- Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе
- В столбце «Типы урока»:
- ОНМ – ознакомление с новым материалом
- ЗИ – закрепление изученного
- ПЗУ – применение знаний и умений
- ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
- ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
- К – комбинированный урок
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Уч.матер. дом.зад | Требования к базовому уровню подготовки | Тип урока | |
ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования (1 ч) | |||||
1 | Физика и познание мира | введение | Знать/понимать цепочку: научный эксперимент→физическаягипотеза-модель→физическаятеория→критериальный эксперимент | ОНМ | |
МЕХАНИКА (22 ч) | |||||
Кинематика (8 ч) | |||||
Основные понятия кинематики | § 1-3 | Знать различные виды механического движении; знать/понимать смысл физических величин: координата, скорость, ускорение, относительность движения; уметь описывать равномерное прямолинейное движение Знать уравнение зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении; уметь описывать свободное падение Знать/понимать смысл понятий: частота и период обращения, центростремительное ускорение Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полёта, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту Знать/понимать смысл понятий: поступательное движение, вращательное движение Уметь применять полученные знания при решении задач | К | ||
Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. | § 4-8 | ||||
Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. | § 9-14 | ||||
Лабораторная работа № 1 Изучение движения тела, брошенного горизонтально | Л | ||||
Равномерное движение материальной точки по окружности | § 15 | ||||
Лабораторная работа № 2 Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | Л | ПКЗУ | |||
Кинематика абсолютно твердого тела | § 16-17 | ||||
Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика» | К | ||||
Динамика и силы в природе (9 ч) | |||||
Масса и сила. Основное утверждение механики. | § 18-19 | Знать/понимать смысл величин: масса, сила; знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов Знать/понимать смысл понятий: инерциальная и неинерциальная система отсчёта, смысл принципа относительности Галилея; уметь различать единицы масс и сил, решать задачи Знать/понимать смысл понятий: деформация, жёсткость; смысл закона Гука Знать историю открытия закона всемирного тяготения; знать/понимать смысл понятий: всемирное тяготение, сила тяжести, невесомость, сила трения; смысл физических величин: постоянная всемирного тяготения, ускорение свободного падения | К | ||
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. | §20-23 | ||||
Третий закон Ньютона. Геоцентрическая система отсчета. | §25-26 | ||||
Силы в природе. Сила тяжести и вес. Невесомость. | § 27-33 | ||||
Силы упругости и деформация. Закон Гука. | § 34-35 | К | |||
Лабораторная работа № 3 Измерение жесткости пружины | Инстр.клаб.раб. | ПЗУ | |||
Силы трения | § 36-37 | К | |||
Лабораторная работа № 4 Измерение коэффициента трения скольжения | Инстр.клаб.раб. | Л | |||
Контрольная работа № 2 по теме «Динамика. Силы в природе» | ПКЗУ | ||||
Законы сохранения в механике. Статика (8 ч) | |||||
Импульс мат. Точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | § 38-39 | Знать/понимать смысл величин: импульс тела, импульс силы; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения Знать/понимать смысл закона сохранения импульса Уметь объяснять и описывать реактивное движение и его использование Знать/понимать смысл физических величин: механическая работа, мощность, энергия; уметь вычислять работу сил тяжести и упругости, потенциальную и кинетическую энергию тела Знать/понимать смысл закона сохранения энергии в механике Уметь применять полученные знания при решении задач Знать/понимать виды равновесия и его законы Уметь применять полученные знания при решении задач | К | ||
Механическая работа и мощность силы. | § 40 | ОНМ | |||
Энергия. Кинетическая энергия. | § 41-42 | К | |||
Консервативные силы. Потенциальная энергия. | § 43-47 | Л | |||
Лабораторная работа № 5 Изучение закона сохранения механической энергии | Инстр.клаб.раб. | ||||
Динамика вращательного движения тела. Равновесие тел. | § 48-52 | ||||
Лабораторная работа № 6 Изучение равновесия тела под действием нескольких сил | Инстр.клаб.раб. | Л | |||
Контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения в механике | ПКЗУ | ||||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (21 ч) | |||||
Основы молекулярно-кинетической теории (9) | |||||
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. | § 53,54 | Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула; основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества Знать/понимать смысл величин: молярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро; уметь решать задачи на данную тему Знать основные характеристики движения и взаимодействия молекул Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана; уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре Знать уравнение состояния идеального газа; уметь решать задачи с применением уравнения Менделеева-Клапейрона Знать/понимать смысл законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | ||
Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Агрегатные состояния тел. | К | ||||
Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа | § 57-58 | ОНМ | |||
Температура и тепловое равновесие. | § 59 | ОНМ | |||
Определение температуры. Энергия теплового движения молекул. | § 60-62 | К | |||
Уравнение состояния идеального газа. | § 63-64 | К | |||
Газовые законы | § 65-67 | ПЗУ | |||
Лабораторная работа № 7Опытная проверка закона Гей-Люссака | Инстр.клаб.раб. | ||||
Контрольная работаКонтрольная работа № 4 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа | ПКЗУ | ||||
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела (4) | |||||
Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. | § 68-69 | Знать/понимать смысл понятия «реальный газ»; смысл величин: относительная влажность, парциальное давление; уметь решать задачи на данную тему Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | ||
Влажность воздуха. | § 70-71 | К | |||
Кристаллические и аморфные тела. | § 72 | К | |||
Контрольная работа№ 5 по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов» | ПКЗУ | ||||
Термодинамика (8) | |||||
Термодинамика как фундаментальная физическая теория | конспект | Знать/понимать смысл величины «внутренняя» энергия; формулу для вычисления внутренней энергии; смысл понятий: количество теплоты, работа; уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии Знать/понимать смысл первого закона термодинамики; уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов Знать/понимать смысл второго закона термодинамики Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД Уметь решать задачи с применением изученного материала | ОНМ | ||
Внутренняя энергия. | § 73-75 | ||||
Работа в термодинамике. | ЗИ | ||||
Теплопередача. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. | § 76-77 | ОСЗ | |||
Первый закон (начало) термодинамики | § 78-80 | К | |||
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики | § 81 | ||||
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | § 82-83 | ||||
Контрольная работа № 6 по теме «Термодинамика» | ПКЗУ | ||||
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (21 ч) | |||||
Электростатика (8) | |||||
Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. | § 84-86 | Знать/понимать смысл физических величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд; знать смысл закона сохранения заряда Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия Знать/понимать смысл величины «напряжённость», уметь вычислять напряжённость поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков Знать/понимать основные энергетические характеристики, смысл понятия «эквипотенциальная поверхность»; уметь объяснять и описывать связь напряжённости и разности потенциалов Знать/понимать смысл величины «электрическая ёмкость» | К | ||
Электрическое поле. Напряженность. Поле точечного заряда. | § 87-91 | К | |||
Проводники и диэлектрики. Потенциальная энергия заряженного тела. | § 92-93 | ||||
Потенциал электростат. поля. Разность потенциалов. | § 94 | ||||
Проводники и диэлектрики в электрическом поле | § 95-97 | ||||
Связь между напряженностью и напряжением. Эквипотенциальные поверхности. | § 95-96 | ||||
Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора | § 97-99 | ||||
Контрольная работа№ 7 «Электростатика», коррекция | ПКЗУ | ||||
Постоянный электрический ток (6) | |||||
Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | § 100-101 | Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин: сила тока, сопротивление, напряжение, ЭДС; смысл закона Ома Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока Знать/понимать смысл величины «электродвижущая сила»; знать формулировку и формулу закона Ома для полной цепи Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи | ОНМ | ||
Схемы электрических цепей. Последовательное и параллельное соединение проводников. | § 102-103 | ЗИ | |||
Лабораторная работа №8. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников | Инстр.клаб.раб. | ПЗУ | |||
Работы и мощность постоянного тока. | § 104 | ||||
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | § 105-107 | К | |||
Лабораторная работа № 5 «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока» | Инстр.клаб.раб. | ПЗУ | |||
Электрический ток в различных средах (6) | |||||
Электрическая проводимость веществ. Проводимость металлов. | § 108 | Знать/понимать и уметь объяснять основные положения электронной теории проводимости металлов Знать/понимать, как зависит сопротивление металлического проводника от температуры Знать/понимать понятия: собственная и примесная проводимость, уметь объяснять и описывать два вида проводимотс металлов, электронно-дырочный переход, назначение принцип действия транзистора Знать/понимать понятие электролиза; смысл и формулировку закона Фарадея Знать/понимать понятие «плазма», уметь объяснять и описывать существование электрического тока в газах, применение плазмы Уметь решать задачи с применением изученного материала | К | ||
Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. | § 109 | ||||
Ток в полупроводниках. Примесная проводимость. | § 110-111 | ||||
Закономерности протекания тока в вакууме. Электронно-лучевая трубка. | § 112 | ||||
Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях и газах. | § 113-116 | ||||
Контрольная работа№ 8 по теме «Постоянный электрический ток» | |||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч) | |||||
Итоговое повторение | § 1-116 | Уметь решать задачи с применением изученного материала | ОСЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа физика 7-9 класс
рабочая программа физика 7-9 класс...
Рабочая программа 9 класс физика
Рабочая прграмма...
Рабочая программа (физика 7 класс)
Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...
Рабочая программа .Физика 7 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....
Рабочая программа.Физика 8 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....
Рабочая программа физика 8 класс
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...