Технологическая карта учебного занятия по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»
план-конспект урока по физике (7 класс)

Карюкина Светлана Валериевна

Технологическая карта занятия по физике в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_plotnost_7kl._tehnologicheskaya_kartadocx.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

Северная средняя школа

Технологическая карта учебного занятия по физике в 7 классе по теме

«Плотность вещества»

Карюкина Светлана Валериевна,

        учитель  физики

                                                                                                                                           

2021

                                   

Технологическая карта занятия по физике в 7 классе

1

Наименование дисциплины

физика

2

Тема занятия

Плотность вещества

3

Тип и вид занятия

Изучения новых знаний и их первичного закрепления.

4

Цели занятия (как ожидаемые результаты обучения)

Личностные:

  • развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
  • развитие у учащихся умения оценивать результаты своей собственной деятельности.

Метапредметные: развитие у учащихся универсальных учебных действий:

  • проводить эксперимент по предложенному плану;
  • на основании результатов эксперимента формулировать обобщающий вывод;
  • соотносить полученный вывод с гипотезами и на этом основании делать вывод о верности гипотез.

Предметные:

  • формирование представлений учащихся о плотности вещества.

5

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические,  игровые методы обучения

6

Формируемые компетенции (общие компетенции и профессиональные компетенции)

Умения самоорганизации учащихся, готовность к самостоятельной познавательной деятельности, общей грамотности, сотрудничества

7

Используемые средства, в том числе средства ИКТ

  • рабочий лист;
  • компьютерная презентация «Плотность вещества»;
  • компьютер, проектор.;

--   оборудование для экспериментального исследования.

8

Образовательные ресурсы)

  1. Презентация «Плотность вещества»

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность
педагога

Деятельность
учащихся

Формируемые УУД.
Результаты

Организационный момент
1 мин
Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Волевая саморегуляция 

Проверка домашнего задания
3 мин

Проводит фронтальную проверку домашнего задания у всех учеников с целью выявления школьников, не выполнивших данный вид работы; организует повторение базового теоретического материала, 

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы.

Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить.

Актуализация знаний
5 мин
Цельактуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала.

- Какую физическую величину изучали на прошлом уроке?
- Для этого нам сейчас с вами нужно вспомнить понятия, которые нам пригодятся сегодня на уроке.
Повторим физическую величину – массу.
Дополните предложения:
Свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии называют ……
Масса –это…

Обозначение массы …
Единица измерения массы …
Прибор, с помощью которого измеряют массу тела …
Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда нужно …

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: осознание учеником того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Умение слушать и вступать в диалог,выражать свои мысли, строить высказывания.

Создание проблемной ситуации
3 минут
Цель: организация учащихся по принятию познавательной задачи.

Постановка проблемы.
На столе лежит деревянный брусок. Как используя только линейку определить его массу?
Затрудняетесь? Мы вернемся к этому вопросу позже, только вы его запомните.

Возьмем три цилиндра одинакового объема. Как вы думаете, а массы будут одинаковыми или разными?

Появились две точки зрения. В физике что является подтверждением истинности того или иного высказывания?
Проверяем гипотезы на опыте.
Опыт показал, что масса цилиндров разная.
Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Отвечают на вопросы педагога.
Рассматривают цилиндры, сравнивают массы (эксперимент), объёмы цилиндров.
Участвуют в процессе постановки учебной проблемы. 
Выполняют эксперимент, анализируют и делают выводы

Регулятивные: определять цели учебной деятельности.
Познавательные: видеть проблему, осознание возникшей трудности.

Коммуникативные: участие в обсуждении проблемы, проявление интерес к мнениям других и уметь высказывать свои.

Личностные: понимать неполноту знаний, интересоваться новым знанием,
выработка умения анализировать информацию

Целеполагание, постановка учебной задачи
3 мин

Как Вы думаете, есть ли связь между массой, объемом тела и родом вещества?
Влияет ли род вещества на массу тел при одинаковом или разном объеме?
Сегодня на уроке мы и узнаем об этом.
Физики говорят, что тела различаются своей плотностью.
Определите цели урока.
Какова тема урока?

Формулируют цели:
узнать определение плотности;
узнать, как она обозначается;
узнать от чего она зависит;
узнать какие единицы измерения;
узнать способы измерения.
Учащиеся записывают тему урока и ключевые слова.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Изучение новых знаний
8 мин
Цель: обеспечить восприятие, осмысление, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Излагает новый материал.
Работа с текстом учебника §22.
Изучите опыты, описанные в учебнике
(стр. 60-61), и записать вывод.
Дайте определение плотности и запишите на доске формулу.

Рассказать о единицах плотности и записать на доске.

Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы.
Изучают.
Записывают в тетрадь: что показывает плотность, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м
3.
Читают. Находят определение плотности, обозначение, формулу, единицы плотности. Делают записи в тетради.

Регулятивные: фиксировать результаты опытов и делать выводы;
Познавательные: выделять существенную информацию из учебника. Совершенствование навыков с формулами
Коммуникативные: уметь представлять информацию в письменной форме.
Личностные: проявлять интерес к учебной деятельности

 

Работа с таблицей стр. 63-64. Сравнить плотности разных веществ, назвать вещество с самой большой плотностью и самой маленькой.
В чем их отличие (состояния вещества)?

Сравнивают.
Отвечают: плотность жидкостей,
твердых тел и газов. Три агрегатных состояния вещества. Отвечают: молекулы, промежутки
между молекулами.
Вывод: плотность вещества связана с
промежутками между молекулами.

 

Первичная проверка понимания изученного
5 мин
Цель: фиксация полученных знаний при решении задач.

Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена перед вами в начале урока. Как же можно измерить массу деревянного бруска с помощью линейки?

Учащиеся называют способ нахождения массы, один из них идёт к доске решать задачу на нахождение массы Измеряют размеры бруска, рассчитывают объем, по таблице определяют плотность вещества, а далее по формуле массу бруска.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную информацию.
Коммуникативные: получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками
Личностные: умение принимать решение.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация
10 мин
Цель: фиксация полученных знаний при решении задач.

1.Найдите правильный ответ.

Плотность вещества показывает

1) чему равен объём вещества массой 1 кг
2) чему равна масса вещества объёмом 1 м
3
3) чему равен объём любой массы вещества
4) чему равна масса любого объёма вещества

2.  Решить задачу на определение плотности вещества.
Масса литровой бутылки с подсолнечным маслом 0,43 кг. Определите плотность подсолнечного масла. (Массой бутылки пренебречь).

Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. 

Вызывается ученик и записывает решение задачи на доске

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

Приложение.

Контроль и самоконтроль, коррекция
4 мин

Тест по проверке знаний по теме.
Отвечать в тетради.
Тест
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму 

б) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе
в) физическое тело
г) физическое явление
2. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см3  б) г/л
в)  м3/кг г) кг/м3
3. Плотность данного вещества зависит …
 а) от его массы б) от его объёма
в) от его размеров
 г) нет правильных ответов
4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…
а) такого же стакана с чистой водой. б) такого же стакана с молоком.
в)  такого же стакана со спиртом.
г) такого же стакана с мёдом
5. При замерзании воды плотность её вещества…
а) может и увеличиваться, и уменьшаться
б)  увеличивается в) уменьшается
 г) не меняется

Выполняют тест. Проверяют по ключу, самоконтроль. 

1. а

2. г

3. г

4. в

5. в

Регулятивные: уметь анализировать степень усвоения нового учебного материала на основе сопоставления решения с образцом для самопроверки, уметь производить коррекцию.

Познавательные: закрепить общеучебные и логические умения и навыки. Постановка и решение проблем.

Коммуникативные:
получать необходимую информацию

Поставьте себе оценку по результатам теста. Если у вас нет ошибок – 5, если 1 ошибка - 4. Если ошибок больше, то пока ничего не ставьте.
Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки.

Учащиеся проверяют тест и ставят отметки.

 

Подведение итогов урока, рефлексия
2-3 мин
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 
Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

  • сегодня я узнал:
  • было интересно:
  • было трудно:
  • я почувствовал, что:
  • я приобрел:
  • я научился:
  • я смог:
  • я попробую:
  • меня удивило:
  • урок дал мне для жизни:

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 

Регулятивные: оценка степени достижения цели урока.
Познавательные: умение анализировать усвоение материала
Коммуникативные строить понятные для собеседника высказывания
Личностные: осознание личной значимости владения методами научного познания;

Домашнее задание
1–2 мин
Цель: дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

Параграф 22, прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Упр. 7 (1,2,3).
Творческое задание. Определить плотность кусочка мыла. Составить план эксперимента. Определить плотность вещества. Сделать соответствующие выводы.

Записывают в дневник домашнее задание.

Записывают задание в тетрадь.

Познавательные: выделять существенную информацию
Коммуникативные получать необходимую информацию

Приложение.

Планируемый результат

Учебные действия, характеризующие достижения результата

Задание

Требования к результату из ФГОС ООО

плотность вещества

Правильно трактовать физический смысл физической величины

Плотность вещества показывает

1) чему равен объём вещества массой 1 кг
2) чему равна масса вещества объёмом 1 м
3
3) чему равен объём любой массы вещества
4) чему равна масса любого объёма вещества

Л3,М6,П2

плотность вещества

На основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины

Масса литровой бутылки с подсолнечным маслом 0,43 кг. Определите плотность подсолнечного масла. (Массой бутылки пренебречь).Запишите формулу и сделайте расчёты.

Л3,М7,П2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"

Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Типовая технологическая карта учебного занятия по физике в 8 классе.

Типовая технологическая карта учебного занятия по физике в 8 классе. III четверть.  Предмет ФизикаКласс 8 вТема учебного занятияЗависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цеп...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 7 класс «Основы рационального питания. Минеральные вещества»

Цели обучения Познавательные: дать представление о значении рационального питания в жизни человека, роли минеральных веществ, их содержание в пищевых продуктах.Воспитательные:  формирование ответ...