Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по физике

Антошкина Елена Вячеславовна

Рабочая программа внеурочной деятельности « Физика в задачах» ориентирована на развитие интереса обучающихся  к изучению физических процессов, происходящих в природе, к овладению физическими методами познания разнообразных явлений окружающего мира, формирование умений наблюдать и выделять явления в природе, описывать их физическими величинами и законами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnaya_deyatelnost.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

областное государственное бюджетное

профессиональное  образовательное учреждение

 «Смоленская академия профессионального образования»

Программа внеурочной деятельности

Физика в задачах

Смоленск 2020 г.


    Рабочая программа внеурочной деятельности «Физика в задачах»  разработана  в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на основе рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика».

Организация разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования»

Разработчик: Антошкина Е.В.  преподаватель физики ОГБПОУ СмолАПО,

г. Смоленск

Утверждена Научно - методическим советом  ОГБПОУ СмолАПО

Протокол №__ от _______ 20 ___  г.

Рассмотрена на заседании кафедры  информационных технологий

Протокол № __ от «__ »    _______ 20__г.

Зав. кафедрой __________

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………………..5

Общая характеристика курса «Физика в задачах» …………………………………..6

Результаты освоения курса ……………………………………………………………7

Содержание курса ……………………………………………………………………..9

Перечень учебно-методических средств обучения………………………………….11

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности « Физика в задачах» предназначена для студентов 1 курса в рамках реализации образовательных программ СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Цель программы - гармоничное развитие личности студента с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление задатков и способностей каждого обучающегося.

Задачи курса:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к физике и её приложениям;
  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  • оптимальное развитие способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
  • развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • расширение и углубление представлений учащимися о практическом значении физики в технике и практике.

Общая характеристика курса «Физика в задачах»

Рабочая программа внеурочной деятельности « Физика в задачах» ориентирована на развитие интереса обучающихся  к изучению физических процессов, происходящих в природе, к овладению физическими методами познания разнообразных явлений окружающего мира, формирование умений наблюдать и выделять явления в природе, описывать их физическими величинами и законами.

Программа предусматривает как индивидуальную, так и групповую работу на занятиях и дома.

   Умение качественно решать   физические задачи разного уровня сложности является необходимым условием для профессионального развития, построения профессиональных планов, а также формирования профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена.

   Студенты могут   углублять полученные на основных уроках знания, дополнительно занимаясь на курсе внеурочной деятельности, решая задачи различного уровня сложности и разными методами, тем самым глубже постигать сущность физических явлений и закономерностей, совершенствовать знание физических законов.


Результаты освоения курса

Освоение содержания курса «Физика в задачах» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностные результаты: 

— умение управлять своей познавательной деятельностью;

 — готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

— умение сотрудничать со взрослым, сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;

— чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;

— положительное отношение к труду, целеустремлѐнность.

Метапредметными результатами освоения курса  являются:

— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

— определять несколько путей достижения поставленной цели;

— задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

 — сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

— распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

— осуществлять развѐрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

— искать и находить обобщѐнные способы решения задач;

— анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

— развѐрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Предметными результатами освоения курса являются:

— владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

— сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи

— владение умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

— умение решать физические задачи.


Содержание курса

При реализации содержания программы внеурочной деятельности «Физика в задачах» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 20 часов.

№ п/п

Наименование разделов

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

1.

Введение. Методы решения физических задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления, формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

2

2.

Механика. Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Координатный метод решения задач по механике. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.

4

3.

Молекулярная физика и термодинамика. Задачи на описание поведения идеального газа и свойств паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния вещества. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Качественные и количественные задачи.

4

4.

Электродинамика. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.  

4

5.

Оптика. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: линзы, зеркала.

2

6.

Квантовая физика. Комплексные задачи на применение основных понятий раздела: фотоэффект, фотон, гипотеза Планка о квантах, уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта, строение атома и атомного ядра, энергия связи и расщепления атомного ядра.

2

7.

Итоговое занятие

2


Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная литература

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
  2. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.И.Трофимовой. — М., 2018.
  3. Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, - М: «Форум», 2019  
  4. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: Сборник задач. — М., 2017.

Интернет - ресурсы

1. http://www.physics.ru/ -"Открытая физика";

2. http://www.fizika.ru/ - сайт для учащихся и преподавателей физики;

3. http://www.fipi.ru/ - сайт ФИПИ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...