Методическая разработка урока физики "Кипение" 8 класс
методическая разработка по физике (8 класс)

Андреева Ольга Владимировна

 

Используемые современные педагогические технологии:

- информационно-коммуникативные технологии;

-  технология критического мышления;

 - технология проблемного обучения;

Методические рекомендации:

методическая разработка рекомендуется учителям физики общеобразовательных школ. Наряду с использованием современных педагогических технологий  для повышения познавательной активности школьников, автор использует приём описания темы урока младшими школьниками (видеосюжет), логическую загадку, проведение фронтального опыта. С целью осознания российской гражданской идентичности автор сообщает о существовании в России чайных клубов, прививающих культуру чаепития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andreeva_o._v._shkola_469_urok_kipenie.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики "Кипение"
8 класс (базовый уровень, 68 часов в год, 2 часа в неделю)

Тема урока

Кипение

Тип урока

Изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока

Обеспечение понимания протекания физического процесса кипения

Задачи урока

 - организовать фронтальную и групповую работу в классе, в результате которой объяснить этапы нагревания и кипения жидкости, дать определение кипения, температуры кипения; выяснить причину постоянной температуры жидкости во время кипения;

- провести опыты по выяснению условия кипения жидкости;

- организовать проведение учащимися опыта, подтверждающего зависимость температуры кипения от внешнего давления;

- произвести сравнительную характеристику двух процессов парообразования: испарения и кипения;

- актуализировать познавательные умения учащихся посредством формирования УУД при выполнении заданий и представлении результатов своей работы;

- создать условия для реализации УУД при работе на уроке;

- воспитывать организованность, инициативность.

Методы обучения

Частично-поисковый, проблемный; самостоятельная работа в малых группах с использованием проблемно-поискового  метода.

Основные понятия темы

Кипение, температура кипения, условия кипения жидкости.

Применяемые современные технологии

Технология проблемного обучения, технология критического мышления, элементы технологии организации исследовательской деятельности.

Обучение в сотрудничестве (работа в малых группах) при выполнении заданий. Элементы ИК-технологии (в течение всего урока – учебная презентация), здоровьесберегающей технологии (в течение урока доброжелательный тон, смена видов деятельности).

Организация пространства

Кабинет физики

Ресурсы

Оборудование: комплекс мультимедийного оборудования; демонстрационное оборудование кабинета физики (температурный датчик лаборатории "Архимед", стеклянный чайник, термостойкие колбы с пробками, стаканы с холодной водой, шприцы, вакуумный насос, электрическая плитка).

Дидактическое обеспечение урока: учебник А.В. Перышкин «Физика 8.», рабочая карта, иллюстративный материал.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать определение процесса кипения, температуры кипения;

- уметь объяснять этапы кипения жидкости;

- уметь строить график зависимости температуры кипения жидкости от времени в процессе её нагревания;

- уметь объяснять причину постоянной температуры жидкости во время её кипения;

- знать условия кипения жидкости;

- уметь сравнивать процессы испарения и кипения.

познавательные УУД: принимать учебную цель и задачи; уметь классифицировать, сравнивать и анализировать, обобщать данные, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию из проведённых опытов;

регулятивные УУД: уметь составлять алгоритм и определять последовательность действий; уметь работать по алгоритму; научиться ставить цель; вносить необходимые коррективы в ходе работы; учитывать характер сделанных ошибок, уметь оценивать свои действия;

коммуникативные УУД: уметь слушать; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; быть ответственным за результат своих действий; наблюдать за действием одноклассников, анализировать их деятельность; уметь видеть неточности и корректировать их, представлять результаты своей работы.

формировать познавательный интерес к предмету; творческие способности и практические умения; самостоятельность в приобретении знаний; принимать решения и обосновывать их; развивать инициативу.

Ход урока

Этапы организации  учебной деятельности

Формируемые УУД

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Вводно-мотивационный

ЛУУД (самоопределение)

Приветствует учащихся, организует начало урока

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

ПУУД (общеучебные)

осознанное построение речевого высказывания

- Каждый человек видит мир по-своему. На телевидении есть игра «Устами младенца», на которой дети объясняют какое-то понятие, а взрослые пытаются понять, о чём идёт речь. Явление, о котором поведут речь сегодня младшеклассники нашей школы в видеосюжете вам хорошо знакомо. Ваша задача ответить на вопрос, о каком явлении идёт речь?

Слушают учителя. Смотрят видеосюжет. Выполняют задание: делают предположение, о каком физическом явлении идёт речь в видеосюжете.

ПУУД (логические)

анализ с целью выделения признаков

- “Существуют явления, на которые никогда не надоедает смотреть. Кипение воды - наслаждение зрелищем воды и огня, таинством их взаимодействия. Эта изменчивая картина завораживает. Закипая, чайник начинает разговаривать” [1].

Слушают учителя. Анализируют информацию.

КУУД (постановка вопросов; контроль, коррекция)

- Попробуйте теперь  сами дать определение процессу кипения.

Работают в мини-группах (четвёрках). Формулируют определение процесса кипения. Каждая группа зачитывает вслух получившееся определение.

КУУД (постановка вопросов; контроль, коррекция)

ЛУУД (самоопределение)

 РУУД (контроль)

ПУУД

(логические: построение логической цепи рассуждений)

- Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая.  Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит полцарства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование. Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости.  Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.

 «Мои любимые дочери, – начал свою речь царь, – сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».  Как ни странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери.   Почему? [2].

Работают в мини-группах (четвёрках). Отгадывают логическую загадку. Озвучивают свой ответ.

ПУУД (общеучебные: формулирование познавательной цели)

РУУД (целеполагание)

Предлагает сформулировать тему урока и вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении данной темы.

Участвуют в беседе. Называют тему урока. Записывают тему урока в рабочую карту. Формулируют вопросы по теме урока и цель урока.

ПУУД (логические: анализ с целью выделения признаков)

-  На востоке отношение к чаепитию особое. В Китае и Японии чайная церемония была частью встреч философов и художников. Во время традиционного восточного чаепития произносились мудрые речи, рассматривались произведения искусства. Чайная церемония специально оформлялась для каждой встречи, подбирались букеты цветов. Использовалась специальная посуда для заварки чая. Особенное отношение было к воде, которая бралась для заваривания чая. При приготовлении кипятка внимательно наблюдали за этим процессом. Любители чайных церемоний выделяют четыре стадии внешнего вида кипятка, которые соответственно называют “рыбий глаз”, “крабий глаз”, “жемчужные нити” и “бурлящий источник” [3].

Слушают учителя. Анализируют информацию.

РУУД (планирование)

Предлагает учащимся составить план действий по изучению процесса кипения.

Участвуют в беседе. Предлагают варианты плана действия.

ПУУД (логические)

анализ с целью выделения признаков

КУУД (планирование, управление точностью выражать свои мысли)

Предлагает ученикам, исходя из собственного жизненного опыта, изобразить на рисунке, как выглядят четыре стадии кипения воды.

Работают в мини-группах (четвёрках). Изображают внешний вид жидкости, соответствующий каждому этапу кипения. Схематичный рисунок помещают на доску.

ЛУУД (мотивация учения; осознание российской гражданской идентичности)

- В России тоже есть  чайные клубы, которые прививают культуру чаепития. В чайной церемонии, которая называется Лу Юй (в честь святого покровителя чая), или кипячение воды на открытом огне, можно наблюдать все стадии кипения воды. Такие эксперименты с процессом кипения воды можно провести и в домашних условиях, и прямо на уроке. Для этого будем использовать прозрачный чайник [4].

- В ваших рабочих картах есть таблица, которую вы будете заполнять по мере проведения эксперимента.

Слушают учителя. Готовятся выполнять задания  с преобразованием информации из одной формы в другую.

2.Технологический

ПУУД (умение извлекать информацию; умение работать с таблицей)

Учитель вместе с учеником-ассистентом проводят эксперимент. Демонстрируют процесс кипения. С помощью температурного датчика фиксируют температуру воды, соответствующую каждой стадии.

Извлекают информацию из эксперимента. Заполняют таблицу в рабочих картах (время наблюдения, температура жидкости, схематичный рисунок, объяснение протекания этапа). Не заполняют последний столбик.

ПУУД (умение преобразовывать информацию; осознанное построение речевого высказывания)

Ученик-ассистент обращает внимание на то, что с момента закипания температура воды не меняется.

Учитель в ходе фронтальной беседы обращает внимание на причину постоянной температуры во время кипения жидкости.

Дают определение температуры кипения жидкости. Объясняют, почему температура кипения жидкости не меняется. Строят график зависимости температуры от времени в процессе нагревания кипения жидкости.

РУУД (самоконтроль, коррекция)

Предлагает сравнить рисунки состояния жидкости на различных этапах кипения, сделанные в начале урока (прикреплены на доске) со схематическими рисунками, сделанными во время наблюдения процесса кипения.

Сравнивают рисунки, анализируют информацию, корректируют знания.

РУУД (самоконтроль, коррекция)

Предлагает обсудить в мини-группах, какие явления происходили с жидкостью на каждом этапе.

Работают в мини-группах (четвёрках). Предлагают объяснение протекания каждого этапа.

ПУУД (построение логической цепи рассуждений)

В ходе фронтальной беседы, помогает учащимся дать правильное объяснение протекания процесса нагревания и кипения.

Участвуют в беседе. Заполняют последний столбик таблицы.

КУУД (умение формулировать, аргументировать своё мнение)

РУУД (контроль; коррекция)

Предлагает, опираясь на полученные знания о процессе кипения, скорректировать определение кипения, которое было дано учащимися в начале урока.

Помогает сформулировать определение кипения [5].

Вносят изменения в определение. Участвуют в беседе, предлагая свои варианты изменений и дополнений к определению.

Записывают определение кипения в тетрадь.

ПУУД (умение перерабатывать информацию)

РУУД (планирование, прогнозирование)

Демонстрирует опыты, которые позволяют установить от чего зависит температура кипения.

Предлагает учащимся предположить, что можно сделать, чтобы уменьшить внешнее давление.

Проводит опыты:

Опыт 1. Наполняет колбу наполовину водой комнатной температуры, закрывает её пробкой, в которую плотно входит стеклянная трубка, соединённая резиновой трубкой с воздушным насосом, и откачиваем воздух. По мере уменьшения давления в колбе наблюдаются этапы закипания жидкости, при этом температура остаётся комнатной.

Опыт 2.  Закрывает крышкой колбу с кипящей водой. Переворачивает колбу. Кипение не наблюдается. Поливает сверху колбу холодной водой, вода в колбе снова закипает.

Опыт 3. Колбу с кипящей жидкостью закрывает пробкой с вставленной в неё грушей. При нажатии на грушу кипение в колбе прекращается.

Отвечают на вопросы. Предлагают возможные варианты опытов.

Наблюдают опыты. Объясняют причины наблюдаемых явлений.

РУУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция)

КУУД (умение работать в группе)

Предлагает, используя оборудование на столах учащихся (шприц, кусочек пластилина, стакан с водой), самостоятельно провести опыт и объяснить его результат.

Проводят опыт в парах.

Опыт 4. Набирают воду в шприц так, чтобы она закрыла примерно половину его объёма. Двигая поршень вверх, выдавливают пузырёк воздуха из шприца. Закрывают отверстие шариком из пластилина. Тянут поршень вниз. Вода в шприце закипает.

Объясняют причину закипания воды.

КУУД (умение доносить свою позицию до других)

Предлагает сформулировать первое условие кипения жидкости

Называют первое условие кипения жидкости (зависимость температуры кипения от внешнего давления)

РУУД (планирование, прогнозирование)
КУУД (умение доносить свою позицию до других)

Проводит опыт и предлагает выяснить, от чего в данном случае зависит температура кипения жидкости.

Опыт 5: В кипящую воду насыпает поваренную соль. Вода перестаёт кипеть. Через некоторое время солёная вода закипает, и термометр показывает температуру немного выше 100 °С.

Наблюдают опыт. Называют второе условие кипения жидкости (температура кипения зависит от рода жидкости)

ПУУД (умение анализировать, сравнивать, обобщать)

Обращает внимание учащихся на то, что, произошло знакомство с двумя видами парообразования: испарением и кипением. Просит произвести сравнительную характеристику этих процессов.

Сравнивают процессы испарения и кипения. Одновременно заполняют таблицу.

3. Рефлексивный

РУУД (осознание качества и уровня усвоения)

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

Просит задать вопросы учителю для коррекции своих знаний. Предлагает в рабочей карте любым условным знаком расположить себя на "Лестнице успеха" (см. Приложение, "Рабочая карта").

Просит выбрать любое из незаконченных предложений и завершить его (см.  Приложение, "Рабочая карта", «Предложения для рефлексии»).

Оценивает активно работающих на уроке обучающихся. Предлагает домашнее задание на выбор обучающихся  (см.  Приложение, "Рабочая карта", Д/З на выбор обучающихся).

Задают вопросы.

Отмечают своё положение на "Лестнице успеха".

Завершают любое из предложений (в рабочей карте).

Несколько учащихся озвучивают получившиеся предложения.

Знакомятся с  домашним заданием

Приложение

Рабочая карта

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов

  1. Самоконтроль.
  2. Мониторинг работы каждого ученика фронтально и в мини-группе (паре).
  3. Наблюдение за развитием коммуникативных навыков учащихся при работе в группах и парах.
  4. Рефлексия учащихся.

Литература

1.  https://en.ppt-online.org/284543

2. http://log-in.ru/articles/zadachka-pro-trekh-sester/

3. https://ru-cartman.livejournal.com/11673.html

4. https://delo-press.ru/journals/documents/formula-uspekha/48093-chaepitie-kak-masterstvo/

5. Перышкин А.В. - Физика 8 класс. - Москва, Дрофа, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...