Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости"
план-конспект урока по физике (10 класс)
Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости" (углубленный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fizike_soo.doc | 518.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1
Волоконовского района Белгородской области»
Технологическая карта урока
по учебному предмету «физика»
в 10 классе
по теме «Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости»
Наименование УМК, автор: Физика. Углубленный уровень. 10 класс: учебник / В.А. Касьянов. - М.: Дрофа, 2019
Автор: Вартанян Марина Анатольевна,
учитель физики, высшее образование,
педагогический стаж – 25 лет,
высшая квалификационная категория
2021
Аннотация
Данный урок в образовательной программе 10 класса по физике является девятым в разделе «Электростатика». Основной дидактической задачей этого урока является формирование у обучающихся новых знаний.
Урок проведен по технологии системно-деятельностного подхода, основанной на формировании у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности. Использование проблемного метода, ИКТ технологий совместно с ЦОРом позволяют сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.
Организация учебного процесса логически выстроена, включает в себя ряд последовательных этапов: от вводно–мотивационного до этапа подведения итогов и рефлексии.
В процессе такого урока учащиеся изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока соответствует возрасту учащихся, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе с различными видами информации.
В процессе работы происходит смена деятельности: проведение опроса, проблемный диалог, парная и самостоятельная работа, решение задач и дискуссия внутри группы, физкультминутка.
Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной активности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.
Данный материал может быть использован учителями физики общеобразовательных учреждений для проведения урока в классе с углубленным изучением физики.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по получению, осмыслению и первичному закреплению блока новой учебной информации (электрическое поле вне и внутри заряженной сферы, линии напряженности вокруг заряженной сферы и заряженной плоскости, формулы для вычисления напряженности поля вне заряженной сферы и возле заряженной плоскости).
Задачи урока:
а) формирование представлений об электрическом поле вне и внутри заряженной сферы, направлении линий напряженности вокруг заряженной сферы и заряженной плоскости, способах вычисления напряженности возле заряженной сферы и плоскости (предметный результат);
б) развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, обобщать и делать выводы (метапредметный результат);
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации раскрытием связи физики с жизнью, развитие внимания, памяти, логического мышления (личностный результат).
Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, таблицы самооценки для учащихся, листы с тестовыми заданиями.
Видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=YyksRq14tsA
Технологическая карта урока
Ход урока | Формируемые УУД | |||||
Позновательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
1. Вводно-мотивационный этап | ||||||
Здравствуйте! Я хочу, чтобы мы поделились позитивным настроем на урок. Успехов вам в познании нового на сегодняшнем уроке. В течение урока вы будете заполнять таблицу самооценки, которая у вас на листах. (Приложение 1) | Выделение существенной информации из слов учителя. | Слушание учителя | Умение настраиваться на занятие | |||
2. Актуализация знаний учащихся | ||||||
Мы продолжаем изучать раздел физики «Электростатика». С какими электростатическими явлениями мы встречаемся в жизни? (Ответы учащихся) 1. Известно, что на текстильных фабриках нити чесальных машин прилипают к гребням. Как объяснить это явление и как избежать этого? 2. В кабине бензовоза имеется надпись "При наливе и сливе горючего в цистерну включите заземление". Почему необходимо выполнить это требование? Фронтальный устный опрос (ученики, отвечающие правильно ставят 1 балл в таблицу с/о): 1. Что такое электрическое поле? 2. Назовите свойства электрического поля. 3. Назовите силовую характеристику электрического поля. Напишите формулу для нахождения напряженности. 4. Дайте определение точечного заряда. 5. Что является источником электростатического поля? 6. Опишите принцип суперпозиции полей. 7. Дайте определение линиям напряжённости. 8. Какое электрическое поле называется однородным? 1 чел выполняет у доски домашнее задание (№1 к п.83) Остальные ученики и 1 чел. у доски решают задачу: Заряды 40 нКл и 10 нКл расположены в вершинах квадрата со стороной 6 см (рис.) Найти напряженность поля в центре этого квадрата. Проверка решенных задач. (Самооценка) Молодцы! Не забывайте ставить баллы в лист с/о. Выполнения теста самостоятельно с последующей взаимопроверкой. (Приложение 2) Ответы:
| Компетенция учащихся в области физики. Умение строить речевое высказывание Построение понятных для собеседника высказываний. Компетенция учащихся в области физики. Выполнение тестовых заданий | Умение вступать в диалог. Дополнение высказываний обучающихся Исправление ошибок | Взаимо- и самооценка. Взаимопроверка Самопроверка и взаимопроверка Взаимопроверка | |||
3. Этап целеполагания | ||||||
- Ребята, скажите, вы слышали о шаровой молнии? Шарова́я мо́лния — светящийся плавающий в воздухе шар, уникально редкое природное явление электрического происхождения, естественной природы, то есть представляет собой особого вида молнию, существующую продолжительное время и имеющую форму шара, способного перемещаться по непредсказуемой, иногда удивительной для очевидцев траектории. Тема урока «Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости». Сформулируйте цели урока. | Формулирование цели урока. Выделение существенной информации из слов учителя. | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Принятие и сохранение учебной цели и задач. | |||
4. Этап открытия новых знаний | ||||||
Изучение нового материала организовано в форме проблемного диалога. Пусть мы имеем заряженную сферу, известного радиуса. Найдём напряжённость поля в произвольной точке А (вне сферы), находящейся на расстоянии r от центра сферы, используя принцип суперпозиции полей. Как это сделать?
Результирующая напряжённость направлена радиально, от сферы. Сравните линии напряжённости поля, созданные заряженной сферой, с линиями напряжённости точечного положительного заряда. (Они совпадают) В центре сферы напряжённости поля, созданного любыми диаметрально противоположными зарядами q1 и q1´, одинаковы по модулю и противоположны по направлению. Какова будет напряжённость поля внутри сферы? Напряжённости полей в любой точке внутри сферы компенсируют друг друга. Внутри заряженной сферы электростатическое поле отсутствует. Е=0. Рассмотрим бесконечную плоскость, заряженную положительно. Найдём напряжённость поля в произвольной точке, находящейся на небольшом расстоянии r от плоскости. Как получить вектор напряженности в этой точке? (Используя принцип суперпозиции полей) Куда будет направлен вектор Е? (Перпендикулярно этой плоскости, от неё) Введем физическую величину – поверхностную плотность заряда. Самостоятельная работа с учебником: -Найдите определение поверхностной плотности заряда в параграфе 83, выпишите обозначение, формулу, единицы измерения. Демонстрация видеоролика по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=YyksRq14tsA Вопросы к фильму: 1) По какой формуле можно рассчитать напряжённость вне сферы в точке, находящейся на расстоянии r от заряженной сферы? 2) По какой формуле можно рассчитать напряжённость в точке, находящейся на расстоянии r от заряженной плоскости? 5. Физкультминутка. Выполнение упражнений для кровоснабжения головного мозга: наклоны, повороты и круговые вращения головы. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Конспектируют, участвуют в диалоге Чтение текста, просмотр видеоролика, выделение существенной информации. Получение информации из текста и видео. Делают выводы, конспектируют. | Слушание учителя и товарищей Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Поиск информации в тексте учебника и в ЦОРе. | Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Планировать свои действия. Корректировать свои действия Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Осуществление самоконтроля. | |||
6. Этап первичного закрепления изученного | ||||||
«Человек знает физику, если он умеет решать задачи» - Энрико Ферми. Решение задач в парах практического применения изученного материала с последующим выступлением перед одноклассниками. №1. Электрическое поле создается заряженной сферой радиусом R. Найдите отношение напряженности поля в точке, удаленной от поверхности сферы на расстояние, равное 2R к напряженности поля на поверхности сферы. №2. Равномерно заряженный проводящий шар радиусом 5 см создаёт на расстоянии 10 см от его поверхности электрическое поле напряжённостью 4 Н/Кл. Найдите напряжённость поля на расстоянии 10 см от центра шара. №3. Капелька массой г, находится в равновесии в электрическом поле с напряженностью 98 Н/Кл. Найти величину заряда капельки. | Самостоятельное решение задач. Установление причинно-следственных связей. Применение изученных знаний. | Понимание вопросов, умение использовать внутреннюю речь для выбора ответа | Контроль и оценка процесса и рез-тов действия. Управление процессом деятельности | |||
7. Проверка выполненного задания | ||||||
Учащиеся объясняют решение задач. Ответы: 1. 1/9 2. 9 3. q = Кл За выполнение задания поставьте баллы в лист самооценки. | Анализ, сравнение. Контроль и оценка процесса и результатов действия. | Понимание затруднений | Осуществление самоконтроля. Коррекция. Самооценка. | |||
8. Подведение итогов | ||||||
Скажите, мы достигли поставленных задач в начале урока? Ответьте на вопросы:
| Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Понимание на слух ответов обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. | |||
9. Рефлексия. | ||||||
Продолжите предложение: Материал, изученный на уроке, был для меня …. | Рефлексия способов и условий действий. | Умение формулировать собственное мнение. | Саморегуляция. Рефлексия. | |||
10. Информация о д.з. | ||||||
п.83 (с.385-388), решить задачу №4 с.389, по желанию выполнить проект «Шаровая молния». | Выделение существенной информации из слов учителя | Слушание учителя | Регуляция учебной деятельности. Выбор задания | |||
11. Выставление оценок. | ||||||
Подсчитайте количество баллов. Критерии оценивания: Критерии оценивания: 10 и более баллов - «5» 7-9 баллов – «4» 5-6 баллов – «3» Встаньте, пожалуйста, у кого «5», «4». Кто сегодня не дотянул до хорошей оценки, не расстраивайтесь. Поставьте оценку в дневник. Молодцы, СПАСИБО за урок. | Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействии заряженных тел"
Технологическая карта урока "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействии заряженных тел"...
Технологическая карта урока в 9 классе по теме Движение тела по наклонной плоскости
Технологическая карта урока в 9 классе по теме Движение тела по наклонной плоскости...
Технологическая карта урока 8 кл. Тема: "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичном...
Технологическая карта урока 7 класс "Энергия магнитного поля"
Технологическая карта урока ФГОС, В.М. Казакевич, 7 класс "Энергия магнитного поля"...