Технологическая карта урока физики в 10 классе «Газовые законы».
план-конспект урока по физике (10 класс)

Елена Васильевна Ильина

Тип урока -урок изучения нового материала.

Форма урока - комбинированный урок.

Цели урока:

  • формирование умений объяснять газовые законы с молекулярной точки зрения; изображать графики процессов;
  • формирование алгоритмического мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить;
  • формирование умения работать с таблицами, установление межпредметных связей (математика).

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; 
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

Регулятивные УУД:

  • планирование и организация своей учебной деятельности;
  • определение правильности выполненного задания.

Коммуникативные УУД:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_10_kl_gazovye_zakony_02.04.18_g.docx44.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики в 10 классе А

Тема урока: «Газовые законы».

Учитель Ильина Е.В.                                                                                                Дата проведения: 02.04.2018 г.

Тип урока -урок изучения нового материала.

Форма урока - комбинированный урок.

Цели урока:

  • формирование умений объяснять газовые законы с молекулярной точки зрения; изображать графики процессов;
  • формирование алгоритмического мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить;
  • формирование умения работать с таблицами, установление межпредметных связей (математика).

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

Регулятивные УУД:

  • планирование и организация своей учебной деятельности;
  • определение правильности выполненного задания.

Коммуникативные УУД:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Оборудование – проектор, экран, доска, тематический плакат, презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации.

Цель: создание проблемной ситуации.

1.Фронтальный опрос:

1)Какая физическая идеализированная модель используется в МКТ? Дайте характеристику этой модели.

2) Вспомните формулу связи давления и абсолютной температуры газа.

3) Что такое абсолютный нуль температуры?

4) Вспомните, что такое концентрация вещества?

5) Чему равно количество вещества?

6) Объединив эти уравнения, получим уравнение, связывающее макроскопические параметры газа – давление, объём и температуру.

7) Запишите уравнение состояния идеального газа.

2. Большое практическое значение имеют частные случаи, в которых масса газа и один из трёх макроскопических параметров – давление, объём или температура – остаются неизменными.

Эта ситуация описывается уравнением Клапейрона

р1V1/ T1= р2V2/ T2 

3. На уроке вы должны самостоятельно получить математические зависимости между макроскопическими параметрами в каждом частном случае. Результат мы оформим в виде единой таблицы.

1. Отвечают на вопросы.

1) Идеальный газ:

  • молекулы – материальные точки;
  • взаимодействие между молекулами пренебрежимо мало.
  • взаимодействие молекул происходит только при соприкосновении и носит характер абсолютно-упругого удара.

2) p=nkT

3) Температура, при которой прекратилось бы тепловое движение молекул вещества.

4) Число частиц в единице объема, n = N/V

5) ν = m/M

6) рV= m/MRT

7) уравнение Менделеева-Клапейрона.

2. Воспринимают информацию.

Записывают основное уравнение для частных случаев.

3. Готовят таблицу.

Целеполагание (Р)

Применение предыдущих знаний (Пр)

2.Этап актуализации нового знания.

Цель: поиск решения проблемы.

Разбивает учащихся на 3 группы и раздаёт карточки с заданиями (Приложение 1:

1 карточка:

1. Используя параграф 69 учебника «Физика-10», записать уравнение Клапейрона для изопроцесса, соответствующего состоянию термодинамической системы при постоянной температуре.

Б) заполнить таблицу

Изопроцесс

Закон

Постоянный параметр

Формула

График

2 карточка:

1. Используя параграф 69 учебника «Физика-10», записать уравнение Клапейрона для изопроцесса, соответствующего состоянию термодинамической системы при постоянном давлении.

Б) заполнить таблицу

Изопроцесс

Закон

Постоянный параметр

Формула

График

3 карточка:

1. Используя параграф 69 учебника «Физика-10», записать уравнение Клапейрона для изопроцесса, соответствующего состоянию термодинамической системы постоянном объёме.

Б) заполнить таблицу

Изопроцесс

Закон

Постоянный параметр

Формула

График

Организуют групповую деятельность.

В группах обсуждают и формулируют цель деятельности.

Распределяются виды деятельности между членами группы.

Фиксируют в тетради информацию, соответствующую цели деятельности.

Выполняют задания на карточках.

Целеполагание (Р)

Работа в группе (К)

3.Этап усвоения нового знания.

Цель: открытие нового знания

1. Консультирует в процессе работы учащихся в тетрадях по карточкам.

2. Предлагает рассказать последовательность действий при выполнении работы.

1. Выполняют задания на карточках, делая соответствующие записи в тетрадях.

2.Участвуют в обсуждении хода работы по карточкам.

Умение выдвигать версии, обосновывать (П),

Умение применять имеющиеся знания для решения поставленных задач (Пр).

Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и умений при работе с учебником (Л)

4.Этап первичного закрепления нового знания.

Цель: первичное закрепление нового знания.

Предлагает обобщить полученные в ходе работы по карточкам результаты, объединив их в одну таблицу. (Приложение 2)

Обобщают полученные результаты, дополняя в тетради таблицу для всех изопроцессов.

Таблицу по очереди заполняют на доске представители от каждой группы.

Остальные члены группы имеют право делать дополнения.

Умение слушать друг друга, работать в команде (К).

Формирование умения выступать публично (Л).

5.Этап применения полученного нового знания при решении физических задач.

Цель: применение полученного нового знания.

1.Раздаёт карточки с заданиями по группам. (Приложение 3)

2.Консультирует учащихся в процессе работы в тетрадях по карточкам.

3. Выводит на экран доски верные решения.

Выполняют задания на применение знаний о зависимостях между макропараметрами.

Проверяют, обсуждают, задают вопросы учителю, корректируют ответы, добиваясь правильного результата самостоятельно.

Умение слушать друг друга, дополнять, обобщать; умение работать в команде (К)

Умение качественно выполнять чертежи (Пр)

6.Этап рефлексии.

Цель: обобщение результатов деятельности.

Предлагает высказаться о том, как сегодня работали (фронтальная рефлексия). Что было интересно, что вызвало затруднения.

Объявляет отметки активным участникам групп, учитывая самооценку учащегося и оценку группы.

Высказывают своё мнение. В некоторых группах не все ученики активно работали, но все поняли смысл деятельности. То есть цель была достигнута.

Оценивают работу друг друга в группах в течение урока.

Умения оценки и самооценки. (Л)

Умение давать и принимать конструктивную критику и оценку деятельности. (Л,К)

Приложение 1

1 карточка

Изопроцесс

Закон

Постоянный параметр

Формула

График

1. Используя параграф 69 учебника «Физика-10», записать уравнение Клапейрона для изопроцесса, соответствующего состоянию термодинамической системы при постоянной температуре.

Б) заполнить таблицу

2 карточка:

Изопроцесс

Закон

Постоянный параметр

Формула

График

1. Используя параграф 69 учебника «Физика-10», записать уравнение Клапейрона для изопроцесса, соответствующего состоянию термодинамической системы при постоянном давлении.

Б) заполнить таблицу

3 карточка:

Изопроцесс

Закон

Постоянный параметр

Формула

График

1. Используя параграф 69 учебника «Физика-10», записать уравнение Клапейрона для изопроцесса, соответствующего состоянию термодинамической системы постоянном объёме.

Б) заполнить таблицу

Приложение 2.

Изопроцесс

Закон

Постоянный параметр

Формула, зависимость

График

Изотермический,

Бойля-Мариотта

Т=const

р1V12V2

р ~ 1/V

P

                       V

Изобарный,

Гей-Люссака

р= const

V1 = T1

V2     T2

V ~ T

V

                        T

Изохорный,

Шарля

V= const

T1 = р1

T2    р2

р ~ T

T

                         P

Приложение 3.123_3000

1 карточка

Даны графики процессов в различных системах координат

Найти: изохоры.

123_3000

2 карточка:

Даны графики процессов в различных системах координат

Найти: изотермы.

3 карточка:123_3000

Даны графики процессов в различных системах координат

Найти: изобары.

Ответы:

1 карточка: 3,2,1

2 карточка: 1,3,2

3 карточка: 2,1,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока физики 7 класс " Инерция"

Составлена и готова к использованию,технологическая капта урока физики в 7 классе по теме " Инерция"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ 8 КЛАСС " АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА."

Технологическая карта урока по физике "Амперметр. Измерение силы тока" 8 класс уч. Перышкина...

Технологическая карта урока. Физика 9 класс.

Образец технологической карты урока. Технологическая карта урока физики 9 класс по теме: "Законы сохранения в механике". Анализ технологической карты....

Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»

Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии....

Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"...

Технологическая карта урока физики 7 класса "Сила упругости. Закон Гука"

Технологическая карта урока физики 7 класса "Сила упругости. Закон Гука"...