Техкарта урока физики в 9 классе «Происхождение и строение Солнечной системы».
план-конспект урока по физике (9 класс)
Тип урока: освоение нового знания.
Цели урока: формирование понятий о происхождении и составе Солнечной системы.
Задачи:
образовательные: сформировать представление о происхождении и строении Солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы;
развивающие: развивать логическое мышление путём систематизации фактов, развивать наблюдательность, развивать познавательную активность, умение делать выводы, применять полученные знания для объяснения явлений; способствовать формированию астрономического мировоззрения;
воспитательные: развивать коммуникационные компетенции, развивать умение говорить и слушать других, содействовать формированию идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира за пределами видимого.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок физики в 9 классе Б
Дата проведения: 28.04.2021 год
Учитель: Ильина Елена Васильевна
Тема урока: «Происхождение и строение Солнечной системы».
Тип урока: освоение нового знания.
Цели урока: формирование понятий о происхождении и составе Солнечной системы.
Задачи:
образовательные: сформировать представление о происхождении и строении Солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы;
развивающие: развивать логическое мышление путём систематизации фактов, развивать наблюдательность, развивать познавательную активность, умение делать выводы, применять полученные знания для объяснения явлений; способствовать формированию астрономического мировоззрения;
воспитательные: развивать коммуникационные компетенции, развивать умение говорить и слушать других, содействовать формированию идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира за пределами видимого.
Планируемые результаты
Предметные | - формирование понятия о звёздах, планетах, астероидах; - усвоение представления о строении Солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы; - формирование целостной научной картины мира. |
Метапредметные | Регулятивные: - овладение способностью формулировать цель и задачи занятия, составлять индивидуальный план действий, подводить итог занятия, анализировать индивидуальные достижения; - формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные: - формирование навыков планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - формирование навыков работы в группе в соответствии с нормами общения, взаимопонимания, правилами поведения и этикета; - формирование навыков умения слушать собеседника и вести диалог. Познавательные: - выделять необходимую информацию; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; овладевать при поддержке учителя учебно-организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями. |
Личностные | - формирование навыков умения работать в коллективе и готовности к сотрудничеству; - формирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся. |
Компетенции, формируемые на уроке:
Общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.
Методы, используемые в ходе урока:
Словесные: беседа, объяснение, чтение.
Наглядные: компьютерная презентация; видеоролик.
Практические: выполнение устных и письменных заданий.
Педагогические технологии, применяемые на уроке: «Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, метод проблемного обучения и критического мышления».
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа учащихся, работа в парах, фронтальный опрос.
Оборудование: учебник, мультимедиа.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
I. Самоопределение к деятельности Цель этапа: создание спокойной эмоциональной атмосферы, положительный настрой на урок. | Приветствие. Выяснение причин отсутствия учащихся. Выявление ситуаций неполной подготовленности к работе на уроке (раздать ручки нуждающимся). | Приветствуют учителя | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
II. Постановка учебной проблемы Цель этапа: создание проблемной ситуации, ее анализ поиск путей решения. С 39 сек до | Назовите объекты окружающего вас мира, т.е. физические тела. Но ограничен ли наш мир только этими телами? Демонстрирует фрагмент видеофильма «Наше место во Вселенной». с 3 мин до конца Сформулируем тему сегодняшнего урока «Происхождение и строение Солнечной системы». Слайд1 В ходе урока вы узнаете о происхождении Солнечной системы и подробнее изучите состав Солнечной системы. | Называют физические тела, которые находятся в кабинете, на улице. Возможно, говорят о Солнце и Солнечной системе. Смотрят фрагмент видеофильма. Записывают тему урока. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: формулирование проблемы, формулирование темы урока и познавательной цели. | |
III. Актуализация знаний Цель этапа: фиксация затруднения; определение границ материала, необходимого для «открытия нового знания». | Возвращаясь к видеофрагменту, может возникнуть вопрос «Откуда взялся весь окружающий нас мир?» Из чего состоят окружающие тела? Из чего состоят молекулы? Как устроен атом? Это мы описали «погружение» в микромир. А если «шагать» в обратную сторону на увеличение размеров! | Из молекул. Из атомов. Описывают строение атома. Описывают «переход» от макромира человека к мега-миру космоса. | Личностные развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные Уметь слушать учителя и адекватно реагировать на его речевую деятельность. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | |
IV. Усвоение новых знаний. Цель этапа: организация работы по формированию новых, развитию имеющихся знаний, умений, навыков | При изучении небесного пространства ученых всегда интересовали самые разные вопросы, поэтому возникла наука астрономия. Слайд2 Астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Изучение небесных тел происходило с древних времен. Слайд3 Древо астрономии Назовите самые важные ближайшие к нам небесные тела. Слайд4 Солнечная система – это комплекс небесных тел, имеющих общее происхождение: звезда Солнце, планеты, астероиды, кометы и метеороиды. Как же возникли эти физические объекты колоссальных размеров? Одной из гипотез о возникновении нашей звёздной системы является так называемый гравитационный коллапс. Демонстрирует видеофрагмент о гравитационном коллапсе и протозвезде. С 58 сек до 2.27 Так образовалась наша звезда – СОЛНЦЕ! Познакомьтесь с внутренним строением нашей звезды. Слайд5 внутреннее строение Солнца в разрезе Назовите планеты Солнечной системы. Слайд6 все планеты Запишите их в тетрадь согласно их месту. Слайд7 таблица В таблице представлены некоторые характеристики планет. Предлагает проанализировать данные таблицы с характеристиками планет и ответить на вопрос почему их делят на группы? Слайд8 планеты земной группы Слайд9 внутр строение планет зем гр Слайд10 планеты-гиганты Слайд11 внутр строение планет-гигантов. Имеют много спутников До 2006 года планет было 9. Но ученые выделили новую группу небесных тел Солнечной системы планеты-карлики. Они располагаются в поясах астероидов. Слайд12 малые тела СС Демонстрирует видеофрагмент Спутники и карлики 4,50 до конца 5,30 Слайд13, Пояс Койпера Слайд 14 Запишите названия самых крупных астероидов – карликовых планет. Вот такая обширная «родня» у нашей Земли!!!!!!! | Записывают под диктовку определение астрономии. Анализируют «Древо развития астрономии». Называют науки, изучавшие и изучающие небесные тела. Называют Луну и Солнце. Записывают под диктовку определение Солнечной системы. Читают вслух в учебнике стр.270 последний абзац. Смотрят видеофрагмент о гравитационном коллапсе и протозвезде. Рис.в учебнике на стр.288 Называют слои Солнца. Называют планеты. Записывают планеты земной группы и планеты-гиганты. Изучают данные таблицы характеристик планет и дают свою оценку группам планет. Найдите и прочитайте в учебнике на стр.271 в последнем абзаце описание планет земной группы. Сравнивают и анализируют внутреннее строение планет земной группы. Найдите и прочитайте в учебнике на стр.271 в последнем абзаце описание планет-гигантов. Сравнивают и анализируют внутреннее строение планет-гигантов. Анализируют расположение поясов астероидов. Записывают названия самых крупных астероидов – карликовых планет. | Познавательные Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, анализ и сравнение информации для поиска правильного ответа. Коммуникативные (сотрудничество с одноклассниками) Умение работать с партнёрами, учитывать разные мнения. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи членов коллектива. Личностные Определять значимость полученных на уроке знаний для себя. Регулятивные Умения самостоятельно осуществлять выбор заданий, начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент. | |
V. Первичное закрепление изученного материала Цель этапа: - закрепление полученных знаний; - организация усвоения учащимися нового знания с помощью коммуникативного взаимодействия. | Для закрепления полученных знаний предлагаю вам решить ребусы. (Приложение) Объяснить слово - ребус. Рассказать всё, что узнали про небесное тело. | Получают задания и работают в парах. Решают полученный ребус. Объясняют, что узнали об угаданном небесном теле. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | |
VI. Итог урока. Рефлексия Цель этапа: обобщение учебной деятельности на уроке | И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира. Какая информация была для вас интересной сегодня? | Оценивают результаты своей учебной деятельности на уроке, выявляют наиболее интересную информацию по теме. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать вывод. Регулятивные: оценивание учебной деятельности своих одноклассников и своей деятельности Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме; осознавать свои действия; владеть вербальными и невербальными средствами общения. | |
VII. Домашнее задание Цель этапа: организовать выполнение домашнего задания | Чтобы вам было интересно знакомиться с астрономией в роли домашнего задания я вам предлагаю решить кроссворд. -Спасибо за урок! | Получают карточки с домашним заданием. | Коммуникативные: обращаться за помощью, объяснять свои затруднения. Познавательные: осуществлять анализ информации. |
Приложение
Ответ: луноход
Ответ: астрономия
Ответ: спутник
Ответ: планета
Ответ: космос
Ответ: телескоп
Ответ: Солнце
Ответ: Юпитер
Ответ: Сатурн
Ответ: Плутон
Ответ: Нептун
Ответ: Венера
Ответ: Меркурий
Ответ: Уран
Ответ: Марс
Ответ: Земля
Кроссворд «Элементы Солнечной системы»
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 |
- Спутник Марса.
- Газовая оболочка планеты.
- Спутник Нептуна.
- Крупнейший спутник Сатурна.
- Самый крупный астероид внутреннего пояса астероидов.
- Крупный астероид пояса Койпера.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.
Солнечная система – это комплекс небесных тел, имеющих общее происхождение: звезда Солнце, планеты, астероиды, кометы и метеороиды.
Основные характеристики планет Солнечной системы Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Диаметр 0,382 0,949 1 0,532 11,209 9,44 4,007 3,883 Масса 0,055 0,815 1 0,107 318 95 15 17 Орбитальный период 0.24 0.62 1 1.88 11.86 29.46 84.01 164,8 Средняя плотность 5.43 5.25 5.52 3.93 1.33 0.71 1.24 1.67 Количество спутников 0 0 1 2 63 62 27 13 Кольца нет нет нет нет да да да да
Общая характеристика планет земной группы Планеты, относящиеся к земной группе имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников ( у Меркурия и Венеры их вообще нет).
Общая характеристика планет-гигантов Планеты-гиганты имеют большие размеры и массы, низкую среднюю плотность. Планеты-гиганты находятся далеко от Солнца, на них всегда господствуют низкие температуры. Эти планеты отличаются большим числом спутников. Каждая из них имеет кольца, у них нет твёрдой или жидкой поверхности.
Кроме планет вокруг Солнца движутся так называемые малые тела Солнечной системы : карликовые планеты, астероиды, кометы, метеорные тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 5 класс ФГОС "Земля-планета Солнечной системы"
Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС...
Интегрированный урок (интеграция предметов: физика-математика) "Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров"
Данный урок предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида. План-конспект урока может быть использован на уроках физики в 9 классе общеобразовательной школы....
Строение солнечной системы. Урок в 11 классе
Самостоятельная (исследовательская методика) работа учащихся с различными источниками информации, оформление добытой информации в удобном виде (презентация, устный рассказ с показом ...
План- конспект урока в 5 классе (ФГОС) "Земля-планета Солнечной системы" с использованием ЭОР
Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметны...
Конспект урока географии 5 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы"
конспект урока географии в 5 классе. используется учебник Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений....
Презентация "Строение Солнечной системы" к уроку астрономии
Презентация "Строение Солнечной системы" создана с помощью Prezi.com . Может быть использована на уроках астрономии....
Урок физики 7 класс на тему: "Строение вещества. Молекулы".
№Этапы работы (УУД)Деятельность учителяДеятельность учащихся1Организационный момент.(Задача - создать положительный эмоциональный настрой, мобилизовать внимание)Учитель: Здравствуйте, ребята! По...