Интегрированный урок (интеграция предметов: физика-математика) "Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Гришина Лариса Александровна

Данный урок предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида. План-конспект урока может быть использован на уроках физики в 9 классе общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fizika_matematika_2013g.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (физика + математика) в 12 классе II вида

Тема: «Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров»

Учитель физики: Гришина Лариса Александровна

Учитель математики: Бочкарева Эльвира Владимировна

Цели урока:

Межпредметная связь: Градусная и радианная меры угла, смежные и вертикаа (математика, 5, 7,

       Обучающие:

  • Показать связь двух наук - физики и математики.
  • Ввести понятие геометрического (параллактического), «радиолокационного» и «лазерного» методов определения расстояний до тел Солнечной системы.
  • Вывести формулу для определения радиуса небесных тел Солнечной системы (понятия: линейный радиус, угловой радиус)
  • Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.

Развивающие, воспитательные:

  • Продолжить формирование умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать и систематизировать материал в виде таблиц и схем.
  • Продолжить развитие исследовательской культуры. Показать, что неразрешимая на первый взгляд проблема определения расстояний до небесных тел и радиусов небесных тел решается в настоящее время различными способами.
  • Формировать мировоззренческую идею о познаваемости мира.
  • Продолжить развитие коммуникативной культуры.
  • Продолжить формирование здоровьесберегающего мировоззрения

Коррекционная:

  • Продолжить работу с терминологическим словарем (обогащение, закрепление и активизация совершенствования грамматической правильности речи)

Задачи урока: 

  1. повторить строение Солнечной системы;
  2. повторить вопрос о том  как Эратосфен измерил радиус Земли; 
  3. рассмотреть различные способы определения расстояния до тел Солнечной системы. Дать понятие горизонтального параллакса и закрепить способ нахождения расстояния и размеров тел через горизонтальный параллакс;
  4. рассчитать расстояние от Земли до Луны и диаметр Луны; 
  5. формировать умение работать коллективно, давать взаимооценку. 

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте!

Как Вы меня слышите?  (проверка слух аппаратов)

Дежурный звук «н», говорите хорошо!

1мин

Слайд 1

  1. Постановка задач к уроку

Сегодня необычный урок: перед вами 2 учителя - физики и математики, и значит  рассматривать, сегодняшнюю тему мы будем с двух сторон.

Уч. физики: 

Откройте тетради, запишите тему.

Тема урока: «Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеры» 

Повторение Давайте посмотрим фильм и вспомним – каково строение Солнечной системы? Основываясь на  знании  строения Солнечной системы, вы ответите на вопросы?

Смотрите внимательно.

Демонстрация фильма.

Сколько планет включает в себя Солнечная система?

Назовите эти планеты

Назовите самую большую планету Солнечной системы

Назовите  самую маленькую планету Солнечной системы

Кто впервые оценил размер Земли  в III веке до  н.э.?

Какой прибор изобрёл Эратосфен для измерения зенитного расстояния Солнца?

2мин

Слайды

2-7

  1. Актуализация знаний.

Уч. физики: Мы с вами уже изучали как измерили радиус Земли. Эратосфен наблюдал в Сиене (Асуан), как Солнце проходит в день солнечного солнцестояния через зенит, и его можно видеть даже в глубоких колодцах.

А в Александрии, расположенной на расстоянии 5000 стадий,

с помощью специального прибора, который он назвал «скафис», определил, что Солнце отстоит от вертикали на 1/50 долей окружности (7,2°).

Уч. математики: Обозначив через х длину окружности земного шара Эратосфен составил пропорцию, исходя из следующих соображений: длина окружности земного шара во столько раз больше расстояния между городами( 5000стадий), во сколько раз 360 градусов больше 7,2 градуса. Ребята составте эту пропорцию и найдите х

Работа в группах , после проверка  работ (правильные ответы на слайде).

1 человек работает у доски.

Таким образом, он определил  длину окружности Земли в 250 000 стадий (40000 км).

А как можно измерить радиус Земли, если мы знаем длину окружности Земли?

Длину окружности можно определить по формуле с=2πR, следовательно R = C/2π

Если длина окружности Земли равна 40 000км, то радиус Земли равен

                  R=40000км/2π = 6378км

1 человек работает у доски (правильные ответы на слайде).

 

Вопросы с/з и  За экраном.

Кто хочет к доске.

Кто хочет ответить?

Иди к доске К………

Ответь А………….

Зарядка для глаз

7мин

Слайды

8 - 14

IV.Изучение нового материала по физике.

Уч. физики: Небесные светила являются недоступными для точного измерения, а человеку всегда хотелось знать о том, каково расстояние между планетами. Как быть? На этот вопрос готова ответить математика.

Уч. математики: Допустим, надо измерить расстояние от В до недоступной точки А.

 Из точек С и В угломерным геодезическим инструментом измеряют углы. Расстояние ВС тоже можно измерить. Таким образом, в треугольнике АВС известны углы и сторона ВС. КАК НАЙТИ ДРУГИЕ СТОРОНЫ ТРЕУГОЛЬНИКА? А если угол АВС прямой? Чему равен Sin угла А? Сторона АС равна.

(Ребята получают формулу АС = ВС/sin)

Отрезок АС, длина которого тщательно измерена, называется базисом.

Угол АВС, под которым из недоступного места виден базис, называется параллаксом.

Аналитико синтетический метод

Послушайте!

Прочитаем.

… Параллакс

Па- ра- ллакс

Пара- ллакс

Параллакс

Прочитай К…….,

Прочитай Н……..

Уч. физики:

 

При определении расстояний до тел солнечной системы в качестве базиса используют радиус Земли, т.е. АC = Rз = 6378 км

Запишем это в тетрадь.
Угол АВС, под которым из недоступного места виден базис, называется
параллаксом и обозначается – р.

. Параллакс – угол, под которым со светила, находящегося на горизонте, виден радиус Земли.

Запишем в тетрадь определение

Определите расстояние от Земли до Луны, по известным базису (R з = 6378 км.) и параллаксу для Луны (р0 = 0057I).

Решение задачи на доске и в тетрадях.

При определении расстояний до ближайших звезд за базис принимают большую полуось земной орбиты, т.е.

АС = 150 000 000 км = 1 а.е. (1 астрономическая единица)

Угол, под которым радиус земной орбиты, перпендикулярный лучу зрения, виден из звезды, называется годичным параллаксом.

Тогда расстояние r до звезды равно: r = a / sinp

Годичный параллакс всех звёзд очень мал: он всегда меньше 1"

Годичный параллакс Проксима Центавра (ближайшая к нам звезда) равен 0,76"

Годичный параллакс Веги (α Лиры) равен 0, 12"

Зная расстояние до светила D, можно определить, например, радиус светила, если измерить угловой радиус р.

Угловой радиус - это угол, под которым с Земли виден радиус светила.

Запишем в тетрадь определение

Определим радиус светила R.

Из прямоугольного треугольника R=D*Sinp, а расстояние до светила D = Rз /Sinp0.

Подставив D в формулу для R, получим: R = Rз Sinp/Sinp0

Углы р и р0 - малые углы, поэтому можно записать:

R = Rз *р/р0

Горизонтальный параллакс Луны р0 = 0057'

Угловой радиус Луны р = 15I30II

Радиус Луны  Rл = р / р0 * Rземли

Следовательно, радиус Луны равен:

Rл=15,5/57*6378км = 0,27*6378км=1734км

Радиолокационный способ измерения расстояний.

Сейчас в астрономии используют радиолокационный способ измерения расстояний, который был разработан советскими физиками Л.И. Мандельштамом и Н.Д. Папалекси

Суть радиолокационного способа в том, чтобы измерить время, за которое посланный к небесному телу луч пройдет путь до объекта и обратно. За скорость распространения волны в космосе принимают скорость света 300 000км/с. Тогда расстояние до небесного тела можно определить по формуле

              D = Vсвета * t / 2

Лазерный способ измерения расстояний.

В 1969 г. произведена первая лазерная локация Луны квантовым генератором (лазером). Зеркала для отражения лазерного луча на Луне установили астронавты США. Точность измерения составляет ±30см. Лазерные уголковые отражатели работают и сейчас.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ЗВЁЗД И ПЛАНЕТ

Давайте посмотрим видео.

http://www.astrolab.ru/cgi-bin/kz.cgi?id=113

20мин

Слайды

15 - 34

  1. Закрепление изученного материала

Выполнение задания в форме игры. «Вопрос-ответ». 

1.
 Назовите самую большую известную звезду.

                                              Цефея.

2. Галактика, в которой находится Солнечная система называется...

                                              Млечный Путь.

3. Назовите планеты земной группы.

                                              Меркурий, Венера, Земля и Марс.

4.Назовите планеты – гиганты

                                                Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

5. Угол, под которым с наблюдаемого светила виден радиус Земли, перпендикулярный лучу зрения, называется...

                                                горизонтальный параллакс.

6. Что принимается за базис при определении расстояний до тел Солнечной системы?

                                                Радиус Земли.

7. Астрономическая единица (а.е.) равна...

                                                 ≈ 150 млн км.

6мин

Слайды

35-36

  1.  Домашнее задание

Упражнение 6.5 стр.164

1мин

Слайд 37

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что существует тесная связь физики и математики. Без математики, а именно геометрии и тригонометрии, невозможно бы было решение многих практических физических задач.

Повторили с вами строение Солнечной системы, как измерил радиус Земли Эратосфен.

Измерили расстояние до Луны и нашли радиус Луны

- Что мы делали сегодня на уроке?

Мы смотрели видео, отвечали на вопросы, изучали новую тему

-Какую тему мы изучали на уроке?

                               Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеры

-Что нового вы узнали?

Кто сегодня работал хорошо, кто отлично?

Какую оценку можем поставить?

У кого какие оценки?

А насколько хорошо вы сегодня поработали, нам  покажет табличка «для меня сегодняшний урок…» заполните ее, и оставьте на столах.

Рефлексия  «для меня сегодняшний урок…»

Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

УРОК

Я на уроке

В итоге

Интересно

1.работал

1. понял и усвоил  материал

Скучно

2.   ничего не делал

2. узнал новое

Безразлично

3.  помогал другим

3. не понял

Урок окончен. Спасибо! До свидания!

3мин

курий]й]

  1. Ученый, создате
  2. ]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока по предмету Численные методы и Основы алгоритмизации и программирования

Методическая разработка к уроку будет полезна преподавателям в подготовке к уроку по данной теме. Также к ней предлагаеncz презентация выполненная в офисной программе Power Point, что позволит провест...

Интегрированные уроки по предметам естественно-математического цикла

Развитие интереса к окружающему миру - одна из самых главных задач обучения, а окружающий мир разнолик и многогранен. Его деление на части неизбежно, как и объединение этих частей. Интеграция знаний п...

Конспект урока по ФГОС по географии 5 класс Земля - часть Солнечной системы

Данный урок  идет  6 по счету, и 1 в теме   раздела Земля – планета Солнечной системы...

Интегрированный урок по математике и информатике в 7 классе по теме «Системы уравнений. Графики и диаграммы».

Цели:образовательные: повторение алгоритмов решения систем линейных уравнений различными способами;  отработка практических навыков решения систем уравнений; умение правильно выбирать способ реше...

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.

Цель: Рассмотреть различные способы определения расстояния до тел Солнечной системы. Дать понятие горизонтального параллакса и закрепить способ нахождения расстояния и размеров тел через горизонт...