Достижение современного качества образования в условиях реализации ФГОС как следствие развития профессиональных компетенций учителей физики
статья по физике

В соответствии с требованиями ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов достижения обучающимися планируемых результатов образовательных программ. В новых условиях изменились подходы к конструированию урока и требования к профессиональной деятельности педагога. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Достижение современного качества образования в условиях реализации ФГОС  как следствие развития профессиональных компетенций учителей физики

Интенсивное внедрение цифровых технологий во все стороны жизни, в том числе и в систему образования, а также введением ФГОС общего и среднего (полного) образования и профессионального стандарта педагог, предусматривающих проведение комплекса модификаций как в системе профессионального образования в целом, так и в предметной области.

В соответствии с требованиями ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов достижения обучающимися планируемых результатов образовательных программ. В новых условиях изменились подходы к конструированию урока и требования к профессиональной деятельности педагога.

При этом принципиально важным является создание инновационной образовательной среды, способствующей эффективной индивидуализации процесса обучения, достижению каждым обучающимся успешных личностных, предметных и метапредметных результатов как основы успешного становления, готовности к выполнению самостоятельной и ответственной деятельности.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним Компетентность – специальная способность человека, необходимая ему для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области ( в том числе и узкоспециализированные знания)

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это формирование творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Для осуществления учебной деятельности на основе компетентностного подхода учитель физики должен обладать ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми, личностного совершенствования.

Компетентность учителя проявляется в демонстрации знаний и соответствующих умений в конкретной работе, исключая простое воспроизведение определенных изолированных знаний из различных естественно - научных дисциплин.

Профессиональная компетенция учителя физики может быть представлена как качественная характеристика личности учителя, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики и математики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличия устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным, интереса к профессиональной компетентности своего профиля, т.е. определяется как органическое единство частных компетенций в области каждой из наук повышать свою квалификацию или полностью переучиваться; быстро оценивать ситуацию и свои возможности; самостоятельно учиться; принимать решения и нести за них ответственность; адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации. Учитель физики должен обладать общепедагогическими компетенциями.

Предметные компетенции учителя физики представляют адаптированную систему: научных знаний; способов деятельности (умения действовать по образцу); опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Общепредметная компетентность культурой коммуникации при взаимодействии с людьми; умением получать информацию в своей предметной области; преобразуя  ее  в  содержании  обучения  и  используя для самообразования; умением передавать свою информацию обучающимся учителя физики предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями:

Методическая компетенция учителя физики Предметная компетентность является одной из основных составляющих профессиональной компетентности учителя физики и отражает наличие необходимых профессиональных знаний (в данном случае знаний по физике).

Формирование предметной компетенции плавно переходит в формирование методической компетенции учителя. Методическая компетенция учителя включает методологические знания, профессионально-методические умения и навыки:

  • умения сформулировать конечные и промежуточные цели
  • спланировать, провести и проанализировать урок,
  • установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами естественного цикла, психолого-педагогического и общекультурного циклов,
  • обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения физики,
  • выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, условий среды,
  • адаптировать учебные материалы.

Педагогические компетенции учителя физики владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ; владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях; иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной.

Актуальные стандарты достаточно абстрактны, однако в целом они охватывают все то, что следует знать и уметь современному выпускнику.

Вот что должны дать ребенку естественно-научные предметы:

  1. Представления о целостной научной картине мира.
  2. Понимание важнейшей роли науки в становлении и развитии человечества.
  3. Практические умения в решении задач через научные подходы.
  4. Умение выдвигать и доказывать гипотезы.
  5. Способность применять теоретические и экспериментальные знания в обычной жизни.
  6. Понимание ответственности человека за состояние окружающей среды.
  7. Экологическое мышление (через экосистемную познавательную модель).
  8. Понимание важной роли концепции устойчивого развития.
  9. Умение безопасно использовать лабораторное оборудование, оценивать результат работы.

Компетентностные и некомпетентностные формы обучения

Цель любого занятия (в том числе и занятия по физике), заключается в формировании у учащихся компетенций: знаниевой, практической, исследовательской, учебно-информационной. Формируются эти компетенции у учащихся только в опыте собственной деятельности.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».

Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные требования к профессиональным компетенциям педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС

Модель базовых профессиональных компетенций педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС...

Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС

 Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Роль применения новых ИКТ в достижении современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС

В современном образовательном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии чтобы повысить эффективность и качество образовательных программ. Использование технологии дополне...