Достижение современного качества образования в условиях реализации ФГОС как следствие развития профессиональных компетенций учителей физики
статья по физике
В соответствии с требованиями ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов достижения обучающимися планируемых результатов образовательных программ. В новых условиях изменились подходы к конструированию урока и требования к профессиональной деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostizhenie_sovremennogo_kachestva_obrazovaniya_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Достижение современного качества образования в условиях реализации ФГОС как следствие развития профессиональных компетенций учителей физики
Интенсивное внедрение цифровых технологий во все стороны жизни, в том числе и в систему образования, а также введением ФГОС общего и среднего (полного) образования и профессионального стандарта педагог, предусматривающих проведение комплекса модификаций как в системе профессионального образования в целом, так и в предметной области.
В соответствии с требованиями ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов достижения обучающимися планируемых результатов образовательных программ. В новых условиях изменились подходы к конструированию урока и требования к профессиональной деятельности педагога.
При этом принципиально важным является создание инновационной образовательной среды, способствующей эффективной индивидуализации процесса обучения, достижению каждым обучающимся успешных личностных, предметных и метапредметных результатов как основы успешного становления, готовности к выполнению самостоятельной и ответственной деятельности.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним Компетентность – специальная способность человека, необходимая ему для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области ( в том числе и узкоспециализированные знания)
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это формирование творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Для осуществления учебной деятельности на основе компетентностного подхода учитель физики должен обладать ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми, личностного совершенствования.
Компетентность учителя проявляется в демонстрации знаний и соответствующих умений в конкретной работе, исключая простое воспроизведение определенных изолированных знаний из различных естественно - научных дисциплин.
Профессиональная компетенция учителя физики может быть представлена как качественная характеристика личности учителя, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики и математики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличия устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным, интереса к профессиональной компетентности своего профиля, т.е. определяется как органическое единство частных компетенций в области каждой из наук повышать свою квалификацию или полностью переучиваться; быстро оценивать ситуацию и свои возможности; самостоятельно учиться; принимать решения и нести за них ответственность; адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации. Учитель физики должен обладать общепедагогическими компетенциями.
Предметные компетенции учителя физики представляют адаптированную систему: научных знаний; способов деятельности (умения действовать по образцу); опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Общепредметная компетентность культурой коммуникации при взаимодействии с людьми; умением получать информацию в своей предметной области; преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования; умением передавать свою информацию обучающимся учителя физики предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями:
Методическая компетенция учителя физики Предметная компетентность является одной из основных составляющих профессиональной компетентности учителя физики и отражает наличие необходимых профессиональных знаний (в данном случае знаний по физике).
Формирование предметной компетенции плавно переходит в формирование методической компетенции учителя. Методическая компетенция учителя включает методологические знания, профессионально-методические умения и навыки:
- умения сформулировать конечные и промежуточные цели
- спланировать, провести и проанализировать урок,
- установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами естественного цикла, психолого-педагогического и общекультурного циклов,
- обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения физики,
- выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, условий среды,
- адаптировать учебные материалы.
Педагогические компетенции учителя физики владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ; владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях; иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной.
Актуальные стандарты достаточно абстрактны, однако в целом они охватывают все то, что следует знать и уметь современному выпускнику.
Вот что должны дать ребенку естественно-научные предметы:
- Представления о целостной научной картине мира.
- Понимание важнейшей роли науки в становлении и развитии человечества.
- Практические умения в решении задач через научные подходы.
- Умение выдвигать и доказывать гипотезы.
- Способность применять теоретические и экспериментальные знания в обычной жизни.
- Понимание ответственности человека за состояние окружающей среды.
- Экологическое мышление (через экосистемную познавательную модель).
- Понимание важной роли концепции устойчивого развития.
- Умение безопасно использовать лабораторное оборудование, оценивать результат работы.
Компетентностные и некомпетентностные формы обучения
Цель любого занятия (в том числе и занятия по физике), заключается в формировании у учащихся компетенций: знаниевой, практической, исследовательской, учебно-информационной. Формируются эти компетенции у учащихся только в опыте собственной деятельности.
В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».
Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные требования к профессиональным компетенциям педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС
Модель базовых профессиональных компетенций педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС...
Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС
Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации ФГОС
Доклад на педсовете...
Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации ФГОС
Презентация к докладу на педсовете...
Роль применения новых ИКТ в достижении современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС
В современном образовательном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии чтобы повысить эффективность и качество образовательных программ. Использование технологии дополне...