Профессиональная компетентность – основа качественного образования
материал
Существует такая легенда.
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональная компетентность
– основа качественного образования»
(РМО учителей физики)
Подготовила: учитель физики
МБОУ СОШ п.свх. Агроном
Рябцева А.П.
2019/2020гг
Слайд 1. Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход. В чем его суть?
Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства. Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Слайд 2. Профессор А.А. Крылов пишет: «... мастер педагогического труда – это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения».
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений». Кратко остановлюсь на понятии компетенция, компетентность, профессионализм.
Слайд 3. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.
Авторы трактуют “компетентность” как производное понятие, вторичное по отношению к “компетенции”.
Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность.
Слайд 4. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях.
Компетентность предполагает умения:
- искать (опрашивать окружение, консультироваться, получать информацию)
- думать (уметь отстаивать свою позицию, вырабатывать собственное мнение)
- сотрудничать (работать в группе, договариваться, улаживать конфликты)
- адаптироваться (стойко противостоять трудностям, находить новые решения)
Профессиональная компетентность –
интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?
Слайд 5. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) (Браже Т. Г.)
Слайд 6. Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является в средства формирования личности учащегося (Кузьмина Н. В.).
Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л. М.).
Слайд 7-13 Базовые компетентности педагога: личностные качества, компетенции в организации учебной деятельности, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация учебной деятельности, информационная компетентность, разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений, компетенции в организации учебной деятельности.
Слайд 14. Компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
Слайд 15. Профессионализм-это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельность, общения, личности педагога). Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Слайд 16. В системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов»
Проблема профкомпетентности активно изучается зарубежными и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000].В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н. Розов, Е.В. Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].
Что должен уметь компетентный педагог?
- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
- привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
- нужно быть готовым к постоянным переменам;
- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
- главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
- любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
- по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
- передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
- придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
- следовать мелочным правилам и инструкциям.
Слайд 17.Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- участие в педагогических чтениях, семинарах;
- подготовка публикаций, статей;
- использование активных и интерактивных форм проведения занятий;
- взаимопосещение занятий;
- создание профессионального портфолио;
- освоение новых педагогических технологий;
- участие в педагогических конкурсах, фестивалях, конференциях;
- организация и проведение кружков
- организация и проведение научно-исследовательской работы с учащимися;
- курсы повышения квалификации, стажировки и др.
Слайд 18.На сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение, и как говорилось выше постоянно стремиться к профессиональному самосовершенствованию.
Необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов обозначена в документах Правительства. Так, в Концепции Модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что «Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России».
В модели «Российское образование – 2020», отмечается, что «в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».
В послании Президента Российской федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию от 5 ноября 2008 года обозначено пять основных направлений Национальной образовательной стратегии, в одном из них ключевая роль в школе отводится учителю. Объявляя 2010 год – Годом Учителя, президент подчеркнул «мы сделаем всё, чтобы учитель стал уважаемой фигурой».
Мы понимаем, что и в Новой школе, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек – это УЧИТЕЛЬ – образец поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих воспитанников на учение.
В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Слайд 19. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. М. Барбер
Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом. Я желаю, чтобы каждый из Вас был таким учителем. Успехов Вам, здоровья и профессионального роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования
Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...

Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования школьников
"Делайте то, что любите делать и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня", - говорил древнекитайский мыслитель Конфуций. В предлагаемой статье представлен самоанализ опыта работы учителя техноло...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС
В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

"Профессиональная компетентность педагога - главный фактор повышения качества образования".
В статье кратко рассматриваются новые компетенции педагога: информационная грамотность и информационная компетентность....

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)Качество образования рассматривается как к...