Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС
статья по алгебре по теме
В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной компетентости педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_professionalnoy_kompetentnosti_pedagoga.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС
Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принципов образования, проявлением у обучающихся отрицательной мотивации к обучению, поиском нового содержания и инновационных технологий, соответствующих современному уровню развития науки.
Основополагающим принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Необходимость реализации этой задачи привела к разработке Федеральных образовательных стандартов второго поколения.
Наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определены основные группы профессионально-педагогических компетенций:
1) общекультурные компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы человеческого существования, использование знаний научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе;
2) общепрофессиональные компетенции, предполагающие осознание педагогом социальной значимости своей профессии, умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций;
3) профессиональные компетенции, включающие умения реализовать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания;
4) компетенции в области культурно-просветительской деятельности, включающие способности к взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности, использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.
Следует отметить, что профессионально-педагогическая компетентность учителя не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить уроки или внеклассные мероприятия. Особенность профессионально-педагогической компетентности как готовности учителя к педагогической деятельности заключается в том, что она приобретается и проявляется в ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательном процессе школы.
Кроме того, в стандартах второго поколения перечислены и базовые компетенции педагога, о которых я тоже хочу коротко сказать.
№ п/п | Базовые компетентности педагога | Характеристики компетентностей |
I. Личностные качества |
1.1 | Вера в силы и возможности обучающихся | Снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности |
1.2 | Интерес к внутреннему миру обучающихся | Предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся |
1.3 | Открытость к принятию других позиций, точек зрения | Это готовность гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции, не навязывание своего мнения |
1.4 | Общая культура | Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся |
1.5 | Эмоциональная устойчивость | Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. |
1.6 | Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе | Вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. |
II. Постановка целей и задач педагогической деятельности |
2.1 | Умение перевести тему урока в педагогическую задачу | Это основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. |
2.2 | Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся | Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью |
III. Мотивация учебной деятельности |
3.1 | Умение обеспечить успех в деятельности | Компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих. |
3.2 | Компетентность в педагогическом оценивании | Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании |
3.3 | Умение превращать учебную задачу в личностнозначимую | Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности |
IV. Информационная компетентность |
4.1 | Компетентность в предмете преподавания | Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения |
4.2 | Компетентность в методах преподавания | Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. |
4.3 | Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) | Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. |
4.4 | Умение вести самостоятельный поиск информации | Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. |
V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений |
5.1 | Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты | Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся |
5.2 | Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях | Педагогу приходится постоянно принимать решения: — как установить дисциплину; — как мотивировать академическую активность; — как вызвать интерес у конкретного ученика; — как обеспечить понимание и т. д. Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные |
VI. Компетенции в организации учебной деятельности |
6.1 | Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений | Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса. |
6.2 | Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности | Добиться понимания учебного материала — главная задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путём демонстрации практического применения изучаемого материала |
6.3 | Компетентность в педагогическом оценивании | Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога |
6.4 | Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося | Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы осуществить или организовать поиск необходимой для ученика информации |
6.5 | Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно- воспитательного процесса | Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса |
6.6 | Компетентность в способах умственной деятельности | Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций |
Как организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности? Что делать нам, учителям, чтобы изменить свое сознание, как учить детей по новым образовательным стандартам, все эти вопросы, думаю, волнуют каждого учителя. Многие образовательные учреждения нашего города с 2012/2013 учебного года перешли на новые стандарты в 5-х классах.
Итак, к механизмам развития профессиональной компетентности педагога можно отнести следующие:
- Курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные (не реже 1 раза в пять лет)
- Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет)
- Самообразование
- Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов
- Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных
- Участие в различных конкурсах, исследовательских работах
- Обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций
Остановимся на некоторых механизмах подробнее.
Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:
- обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
- принятие идеологии ФГОС общего образования;
- освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
- овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- Просмотр телепередач, чтение прессы
- Знакомство с педагогической и методической литературой
- Регулярное использование информации из Интернета
- Посещение семинаров, мастер-классов, конференций, уроков коллег
- Систематическое повышение квалификации
- Изучение современных психологических и педагогических методик
- Систематическая демонстрация собственного педагогического опыта
- Внимание к собственному физическому и психическому здоровью
Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Не все работники в одинаковой мере подготовлены к внедрению стандартов и обучению учащихся по новым технологиям. Недостаточна ещё мотивация, отсутствует система контроля за правильным внедрением новых стандартов, остаётся слабым местом комплексное методическое обеспечение стандартов. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профессиональная компетентность педагога - главный фактор повышения качества образования".
В статье кратко рассматриваются новые компетенции педагога: информационная грамотность и информационная компетентность....
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения....
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования
В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем учителе.Какой он – учитель XXI века? Можно написать его портрет красками, а можн...
Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения
Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...
2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования»
2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества о...
2017Выступление на педагогическом совете на тему «Система работы мо учителей математики по развитию компетентности педагога как фактор повышения качества образования»
2017Ипатова Выступление на педагогическом совете на тему «Система работы мо учителей математики по развитию компетентности педагога как фактор повышения качества образования»...
«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС третьего поколения» ( выступление на ШМО учителей - предметников)
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.Под профессиональной компетентностью понимается совокупность професс...