Методическая разработка Мастер-класса "Урок – событие, или как научиться смотреть на мир по-другому"
статья по физике
Методическая разработка Мастер-класса "Урок – событие, или как научиться смотреть на мир по-другому"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_sobytie_ili_kak_nauchitsya_smotret_na_mir_po-drugomu.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Попрошу сразу включиться в работу фокус-группу. Вы работаете командой. Задание перед вами. Результаты нужно записать на доске.
Пока фокус-группа выполняет задание, хочу обратиться к зрителям. Есть ли в зале физики? Поднимите, пожалуйста, руки. Нас всего трое. Однако все присутствующие учились в школе, изучали этот предмет. Попрошу вспомнить уроки физики и ответить на вопрос: «Что вы делали на уроках физики?»
(Выслушивает, раскачивает публику…)
Обратим внимание на слайд (оформлено, как в игре - самые популярные ответы, где угадывают какой ответ самый популярный)
Ваши ответы вошли в число самых популярных ответов. Самым популярным ответом стал «Решали задачи».
Ответы |
Решали задачи |
Изучали законы |
Проводили опыты |
Готовились к экзаменам |
Работали с учебником |
Но почему-то мало кто отвечает на этот вопрос так:
Удивляться
Изобретать
Открывать
Наверное, чтобы услышать такие ответы, нужно, чтобы урок стал событием
Урок – событие, или как научиться смотреть на мир по-другому - тема моего мастер-класса
Основной характеристикой события является проактивность. Это осознанное желание и умение человека влиять на происходящие вокруг него явления, даже управлять ими. (3 минуты.)
Что же поможет организовать СОБЫТИЙНОЕ пространство? Пространство, которое формирует проактивность?
Проведем эксперимент.
Мне нужен один доброволец. Надеваем повязку – вы ничего не должны видеть. Ответьте на вопрос: «Какой предмет у меня в руках?».
Коллеги, почему не смог ответить? Не ощущает этот предмет, не потрогал (не ощутил). Проверим вашу гипотезу.
(Дает телефон в руки).
Теперь какой предмет у вас в руках?
Что помогло ответить на вопрос? Ощущения.
Результат эксперимента. Первое, что необходимо, чтобы познать мир, - это ощущения. «Мир – это объективная реальность, которая дана человеку в ощущениях» - говорил еще В.И. Ленин.
О каких ощущениях говорят великие ученые, обращаясь к Физике?
Перед вами – высказывания Нильса Бора, Эдварда Вестона, Эрнеста Резерфорда, Альберта Эйнштейна.
Ответ |
«Физик - это способ атома взглянуть на самого себя». Нильс Бор |
«Сверяться с правилами композиции, чтобы сделать снимок, - все равно что сверяться с законами тяготения, отправляясь на прогулку». |
«Все науки делятся на физику и коллекционирование марок». Эрнест Резерфорд, лауреат Нобелевской премии, предложил, пожалуй, самые интересные замечания по поводу физики: |
«Есть только два способа прожить свою жизнь: первый - так, будто никаких чудес не бывает, второй - так, будто всё на свете является чудом.» Альберт Эйнштейн |
Посмотрим, какие смысловые тэги обозначила фокус-группа, работая с высказываниями.
Представляют – 2 минуты.
Я с вами полностью согласен – мои ответы совпадают с вашими (или немного отличаются)
Ответ | Смысловое поле |
«Физик - это способ атома взглянуть на самого себя». Нильс Бор | Познавать и раскрывать себя |
«Сверяться с правилами композиции, чтобы сделать снимок, - все равно что сверяться с законами тяготения, отправляясь на прогулку». | «Все в окружающем нас мире подчиняется законам природы – нужно научиться чувствовать и понимать окружающий мир» |
«Все науки делятся на физику и коллекционирование марок». Эрнест Резерфорд, лауреат Нобелевской премии, предложил, пожалуй, самые интересные замечания по поводу физики: | «Физики рассчитывают будущее, планируют его» |
«Есть только два способа прожить свою жизнь: первый - так, будто никаких чудес не бывает, второй - так, будто всё на свете является чудом.» Альберт Эйнштейн | Удивлять и удивляться. |
Физика, по мнению великих ученых, - это возможность познавать себя и окружающий мир, это возможность удивлять и удивляться. Все ответы объединяет ощущение чуда и открытий. С помощью которого мы познаем окружающий мир с разных сторон.
Итак, уважаемая фокус-группа, представьте, что все вы ученики 7 класса. Физика только началась, и у нас новая тема: «Атмосферное давление»
У вас на столах ручки и бумажки. Первое, что нам необходимо сделать – перерисовать рисунок опыта Торричелли, переписать и выучить формулы, проанализировать график зависимости атмосферного давления от высоты. Затем в конце необходимо решить три типовые задачи. Станет ли такой урок событием? Честно сказать, если бы я попал на такой урок, мне бы уже захотелось с него убежать.
Ну что ж, давайте создадим другую ситуацию.
Итак, у нас есть вода, есть поршень. Начинаем поднимать поршень, и вода тоже начинает подниматься. Почему? Аристотель предположил: «Природа не терпит пустоты».
А что же скажете вы? (на слайд)
Что давит на воду? Ответы участников. (Воздух)
Почему вода поднимается? (Когда поршень поднялся, а вода еще нет, образовался вакуум. В вакууме маленькое давление. А воздух имеет давление. Именно он и загоняет).
Мы справились с этой задачей. Перейдем к обычной житейской ситуации.
Дарья, попрошу вас выйти. У нас есть сок. Вы не могли бы его налить в стакан. Обратите внимание, когда мы наливаем сок, он начинает брызгать. Как избежать такой ситуации? Народная молва говорит, что необходимо сделать еще одно отверстие. Давайте я подержу сок, а вы, соблюдая технику безопасности, сделаете еще одно отверстие. Итак, попробуйте теперь налить. Обратите внимание, народная молва не врет. Второе отверстие помогает соку течь тихо и спокойно. Почему?
Есть гипотезы? Когда выливался сок, выходил и воздух, давление внутри становилось меньше. А значит жидкость поднимается, и течение становится «резко шустрым». Когда проделали второе отверстие, часть воздуха вышла через одно отверстие, а через второе – зашло. Сколько вышло, столько и зашло. Значит, давление внутри коробки становится постоянным. В результате, сок начинает двигаться более тихо.
Ну что, Наталья, давайте попробуем этот сок. Попробуйте выпить этот сок из трубочки. А теперь попробуйте сделать то же самое, не вдыхая воздух из трубочки. Не получается? Как вы думаете, почему? Вспоминаем наш первый опыт. Т.е. смотрите, как интересно получается. Когда мы ртом вытягиваем воздух из трубочки, там образуется вакуум, а сок, стремясь его заполнить, поднимается вверх по трубочке до тех пор, пока давление в трубочке не будет равно атмосферному давлению.
Первую задачу с соком мы смело можем назвать изобретательской. Обычная задача становится изобретательской, когда для её решения необходимо устранить противоречие и дать новое, полезное решение.
- Моделирование такой ситуации позволяет дать ребенку ощущение уникальности, формирует умение посмотреть на окружающий мир совершенно с другой стороны.
В заключение хотел бы обратиться к задаче, которую я всегда задаю на первом уроке физике.
Назовите по указанным признакам объект.
1. Цвета сирена.
2. Впереди и сзади видит одинаково.
3. На трех ногах и прыгает выше дома.
Белая хромая слепая лошадь.
Как правило возникает много Почему? Какие почему возникли у вас? Конечно же, это сложная задача, но это замечательный тест на уникальность.
Лев Николаевич говорил: «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Самое нужное знание, по моему мнению, - это
умение смотреть на мир по-другому. Это умение человека влиять на происходящие вокруг него события, понимая себя и окружающий мир. И в этом мне помогает физика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...
Учебно-методическая разработка по теме "События"
Учебно-методическая разработка по теме "События". Презентация к уроку....
Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: «Приятель. Друг. Товарищ », с использованием ИКТ.
Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: "Приятель. Друг. Товарищ", с использование ИКТ. Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших челове...
Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»
Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.». Урок музыки по ФГОС НОО УМК «Школа России» проводится в начальном звене во 2 классе....
Методическая разработка «Люди, творцы событий, нашу мечту оживите!»
Материал полезен: педагогам-организаторам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Мероприятие может быть приурочено ко Дню Защитника Отечества, Дню Народного единства, можно по...
Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».
Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы»....
Методическая разработка по теме "Случайное событие. Вероятность случайного события" 6 кл автор Мерзляк
Вводится понятие вероятности и понятие случайного события....