Методическая разработка «Люди, творцы событий, нашу мечту оживите!»
план-конспект занятия (5 класс)
Материал полезен: педагогам-организаторам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Мероприятие может быть приурочено ко Дню Защитника Отечества, Дню Народного единства, можно повести как урок мужества и военно-патриотической направленности. Фрагменты мероприятия можно использовать на уроках истории, литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_rukovoditel.docx | 297.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовное и нравственное воспитание
Тематическое направление
«Люди, творцы событий, нашу мечту оживите!»
Тема методической разработки
Рыжикова Ольга Александровна,
Учитель Истории
МАОУ СОШ №11
имени Юрия Абдашева
г. Краснодар
2022
1. Пояснительная записка.
1.1 Духовно-нравственное воспитание школьников
1.2 Тема: «Люди, творцы событий, нашу мечту оживите!».
Значительным этапом в формировании и закреплении принципов духовно-нравственного воспитания современного подростка является внеурочная деятельность. Обращение к примерам и способам формирования нравственной и духовной базы на примере общественных организаций прошлого столетия с применением современных технологий.
1.3 разработку данного мероприятия можно реализовать в 5-7 классе.
1.4 Материал полезен: педагогам-организаторам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Мероприятие может быть приурочено ко Дню Защитника Отечества, Дню Народного единства, можно повести как урок мужества и военно-патриотической направленности. Фрагменты мероприятия можно использовать на уроках истории, литературы.
1.5 Цель:
• прививать необходимую основу для развития чувств истинного патриотизма, а именно: любви, гордости и преданности Родине.
• познакомить учащихся с общественными организациями.
Задачи:
• вспомнить имена героев, основные события, даты, названия,
• систематизировать знания о важнейших событиях исторического прошлого страны и края,
• продолжить развитие мышления, внимания, навыков командной игры у школьников,
• способствовать развитию умения слушать, а также уважительного отношения к другому человеку.
Формируемые УУД
1) Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
- гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознание
своей этнической принадлежности;
- становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
2) Регулятивные: самоконтроль и оценка своих действий
3) Познавательные: умение сформулировать проблему, найти и выделить новые знания, проанализировать информацию, подвести итог.
4) Коммуникативные: развитие навыков командной работы; уметь контролировать, корректировать и оценивать действия друг друга и команды в целом; проявлять инициативу; уметь найти и выделить нужную и важную информацию
Ход внеклассного мероприятия
1.6 Организационный момент.
Классный руководитель приветствует учеников.
Хочу побеседовать с вами о связи эпох, о молодежных общественных организациях и объединениях.
Какие молодежные организации вам известны? Ребята отвечают (октябрята, пионеры, комсомольцы, называют современные детские и молодежные организации, волонтеры, творческие союзы и т. д.)
Сегодня мы побеседуем с вами о молодежных организациях прошлого и настоящего. Могут ли быть актуальными в сегодняшнее время принципы и идеологические установки школьников тех лет.
1.7 Мероприятие проходит в форме беседы, диалога с привлечением интерактивных технологий. Работа в группах.
1.8 Мультимедийный экран, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, отрывки из кинофильмов, раздаточный материал, сертификаты участника игры «Азбука пионерского движения». В классе слева от экрана оформлена книжная выставка. На классной доске изображение флага России, флаг Советского Союза. На столе учителя пионерский горн, пионерский галстук, октябрятский, пионерский и комсомольский значки.
1.9 Проводя мероприятия духовно-нравственной направленности, нужно учитывать специфику возрастных особенностей. Педагогу следует быть готовым к тому, что в классе могут быть негативно и скептически настроенные дети. Могут быть выкрики, высказывания, разного рода комментарии, озвучена неправильно сформулированная кем-то из взрослых точка зрения, ссылка на интернет источники. В такие моменты учителю нужно продолжать беседу спокойно, четко и внятно, не давая себя перебить пустыми репликами.
2. Основная часть.
2.1 Для подготовки данного мероприятия детям было дано задание: поинтересоваться у старших родственников, какие молодежные организации прошлого века они знают и состояли сами в какой-либо из них?
2.2. В советских школах система организации воспитательной работы выстраивалась в соответствии с четкой вертикальной структурой:
1 ступень – это принятие в октябрята (в честь Октябрьской революции 1917 года). Происходило это, как правило, в начальной школе в возрасте 7-9 лет. Для ребенка уже в таком возрасте было важно осознать свою причастность к огромной и могущественной организации, к школе, к своей бескрайней Стране, Родине. Это была лишь первая ступень политического просвещения и приобщения: наставничество над юными ленинцами осуществляли пионеры. Я прекрасно помню этот праздник. Память сохранила именно этот волнующий момент принятия в Октябрята. Когда на моей груди появилась маленькая Красная звездочка! Это была огромная ответственность! Ребенок должен был доказать своим примерным поведением и достижениями в учебе право быть принятым в октябрята. С каждым кандидатом проводилась беседа: знает ли он основные заповеди Октябрят, хороший ли он товарищ? Одноклассники открыто могли делиться своими мнениями о друге. После официального вступления в ряды октябрят, а это проходило очень торжественно, на общешкольной линейке, маленький обладатель заветной красной звездочки ежедневно должен был доказывать своими добрыми делами, что старшие товарищи не зря оказали ему доверие (слайд 2)
Класс делился на звенья (звездочки), каждое звено соревновалось с другими звеньями в учебе, в тимуровских делах, в примерном поведении. Руководство страны понимало, чтобы вырастить достойных граждан, следует уделять внимание духовному и физическому развитию будущего поколения. Это маленькие первооткрыватели, путешествующие по «Страницам Октября»
Ребята, хотели бы вы сейчас на секундочку переместиться во времени и сами увидеть настоящих октябрят? (Слайд 3).
Звучит «Марш октябрят». Учитель обращает внимание на строчки:
Все привыкли мы к порядку,
Утром делаем зарядку,
И хотим отметку «пять»
На уроках получать!
Мы читаем и считаем,
На Луну слетать мечтаем,
Будем крепко мы дружить
И стране родной служить!
Ответьте мне, о каких принципах говорится в тексте? Применимы ли они сегодня? (здоровый образ жизни, стремление к знаниям, о будущих свершениях, о дружбе и служении Отечеству). Да!
Давайте поговорим о служении Отечеству. Что значит служить?
Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. Служением может быть помощь и поддержка кого-нибудь, строгое и точное, с самоотдачей выполнение своих прямых профессиональных функций, выполнение не по обязанности, а из внутренней гражданской позиции. Оно основано на чувстве любви и сотрудничестве. Служить это ежедневно вносить свой посильный вклад в какое-то общее дело, совершать малые и большие подвиги: трудовые, научные, духовные, боевые. (слайд 4)
Вот такие гражданские и нравственные ценности прививались юному поколению.
2 ступень – вступление в пионерскую организацию (слайд 5). Самая массовая детская организация, основана 19 мая 1922 г. решением Всероссийской конференции комсомола для организации детей в возрасте от 9 до 14 лет. Обычно принятие в пионеры проходило в несколько этапов, приуроченных к праздникам 7 ноября (для самых активных и отличившихся ребят), 23 февраля и 22 апреля. (слайд 6) Неотъемлемым атрибутом ленинца был красный цвет и красный галстук – треугольник. Он символизировал нерушимое единство и связь: пионеры – комсомольцы – коммунисты. Это часть знамени! Дети с честью носили уголок знамени на шее и в своем сердце, как частичку родины, коллективной памяти! Детская пионерская организация охватывала не только разные слои населения, но и другие государства. 19 мая 2022 г. ей исполнилось 100 лет!
- Можете ли вы предположить, для чего она была создана? Какие функции выполняла? (ответы детей)
Послушайте лозунги (правила, которым неукоснительно следует юный ленинец):
Пионер – означает первый! Пионер – всем ребятам пример!
Пионер! Всегда будь смелым,
Не бросай на ветер слов
И проверить слово делом
Будь готов!
- Всегда готов!
Будь готов отдать все силы
Делу славному отцов,
Послужить Отчизне милой
Будь готов!
- Всегда готов!
Согласитесь, пионерские девизы и лозунги нисколько не устарели! Здесь призыв к труду, к проявлению твердости в принятии решений и снова быть готовым послужить Отчизне! Эта ступень системы формировала политически активную патриотически настроенную молодежь с четкой жизненной позицией.
Ставьте перед собой цели и стремитесь к их достижению! Боритесь с трудностями и двигайтесь только вперед!
(слайд 7) В нашей памяти навсегда останутся имена юных героев-антифашистов. Маленькие солдаты большой войны! Давайте назовем их: Герои Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик, Саша Чекалин – когда-то их лица знал каждый школьник. Портреты этих ребят, положивших на кон войны свое детство, висели в каждой школе. А помнят ли их сейчас их сверстники? День юного героя-антифашиста ежегодно отмечают с 8 февраля 1964 г. (слайд 8).
Юноши и девушки, состоящие в пионерской организации, активно помогали пожилым людям, работали на полях в совхозе, ухаживали за животными, ходили в походы, принимали участие в военно-спортивных мероприятиях. Чтобы говорить о самом важном и главном, дети со всех уголков страны собирались на пионерский слет в Артеке. Это было местом главного пионерского сбора, куда приглашали самых достойных.
3 ступенью был комсомол (слайд 9). Аббревиатура ВЛКСМ расшифровывается как Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи, созданный 29 октября 1918 г. Это активный помощник и резерв коммунистической партии. Они первыми записывались в ряды Красной армии. После Великой отечественной войны, когда страна была в руинах и многие комсомольцы с большим рвением включились в работу по ее восстановлению. О комсомольцах была написана масса книг, рассказов, стихов, снято много фильмом. Ярким примером был Павел Корчагин из фильма «Как закалялась сталь», подвиг героев членов организации «Молодая гвардия» из Краснодона с которыми зверски расправились фашисты в годы войны. (слайд 10).
У многих людей до сих пор хранятся комсомольские значки.
Это были первые политические сообщества, отстаивающие интересы юношества. Это желание принимать активное участие в жизни государства, желание быть вовлеченными во власть. Детские и молодежные организации играют значимую роль в формировании гражданского общества. Как правило, новые современные организации создаются на базе старых, уже существующих и существовавших организаций. (слайд 11) Это, например, современное Российское Движение Школьников, которое было образовано 29 октября 2015 г. и многочисленные волонтерские организации. Деятельность данного движения полностью сосредоточена на развитии и воспитании школьников в духе патриотизма и гражданских ценностях, формировании личности.
(слайд 12). С нового учебного года во всех школах страны появилась добрая традиция поднятия государственного флага и исполнения гимна России, края (области), города! Это очень почетное мероприятие, т. к. правом поднятия флага будет удостоен ученик, добившийся успехов в учебной, научной, спортивной, творческой деятельности. В особых случаях это могут сделать родители. В эти торжественные минуты мы должны вспоминать наших героев, чтить их подвиги, отдавать дань уважения. Мы должны быть едиными! Всеобщее единение несет уверенность в нашем будущем, в завтрашнем дне, дарит чувство защищенности. Наша Великая Держава должна быть сильной, крепкой. Именно об этом мечтали ваши предшественники: «Люди, творцы событий, нашу мечту оживите!». Мечта каждого поколения о мире, дружбе и независимости.
- Сейчас прошу вас построиться в шеренгу. (дети выстраиваются в линейку):
«Встанем ровным строем: К охране исторической памяти и традиций будем готовы!» – «Всегда готовы!».
На память о нашем мероприятии приготовлены красные галстуки. Мы научимся их завязывать и обязательно поделитесь впечатлениями, что вы испытываете, повязав его. (Ребята учатся завязывать галстуки, помогают друг другу, делятся впечатлениями)
Друзья мои, предлагаю вам небольшую викторину (предварительно детей нужно разделить на три команды):
1. Участники получают буквы и из этих букв они должны собрать слово. У первой группы получается слово – октябрята, у второй – пионеры, у третьей – комсомольцы. Каждая команда должна назвать по 3-4 атрибута названной организации.
2. Каждой команде дается лист бумаги и набор карандашей. 1 команда рисует символ октябрят, 2 команда изображает символ пионеров, 3 команда – комсомольцев. Готовые работы размещаются на доске.
На экран выводится онлайн-тест. Тест "Азбука пионерского движения"
По окончанию теста все участники получают именные сертификаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка детской игровой программы "Наша дружная семейка"
В разработке представлена игровая программа в образцовом хореографическом коллективе "Искорка" которая направлена на ознакомление детей и родителей с традициями коллектива; организация совместного дос...
Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"
Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....
Учебно-методическая разработка по теме "События"
Учебно-методическая разработка по теме "События". Презентация к уроку....
Методическая разработка "Люди разные, а страна одна!"
Цель: познакомить детей с некоторым сходством фольклора русских и ненцев...
Методическая разработка "Люди на обочине войны"
Данная методическая разработка представлена в виде сценария для проведения классного часа, посвящённого Великой Отечественной войне. Предлагается групповая работа с представлением исследовательс...
Методическая разработка "Как школьнику накопить на мечту"
Методическая разработка урока в 8 классе по финансовой грамотности в соответствии с требованиями ФГОС "Как школьнику накопить на мечту"....
Методическая разработка "Как школьнику накопить на мечту"
Методическая разработка урока в 8 классе по финансовой грамотности в соответствии с требованиями ФГОС "Как школьнику накопить на мечту"....