Рабочие программы по физике
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс)
Рабочие программы по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_7_klass_ktp.docx | 226.61 КБ |
fizika_8_klass.docx | 237.85 КБ |
ktp_9_klass_fizika.docx | 249.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике 7-9 классов УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 №1897).
- Примерной программы, основного общего образования по физике для 7-9 классов (примерная программа по учебным предметам.Физика 7-9 классы. М.:Просвещение,2010год)
- Авторской программы Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И. (Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7—11 классы / авт.-сост. Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский. — М.:Мнемозина,2011.)
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работымеханизмов,высокотехнологичных устройств иприборов,развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательскихзадач.
Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся уменийбезопасно использовать лабораторноеоборудование,проводить естественно-научныеисследованияиэксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученныевыводы.
Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи междуними;
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картинемира;
- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумногоиспользования
- достижений науки в дальнейшем развитиицивилизации;
- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверностинаучных методов егоизучения;
- организация экологического мышления и ценностного отношения кприроде;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильногопредмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явленийприроды;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных иквантовых явлениях, физических величинах, характеризующих этиявления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованиемизмерительных приборов, широко применяемых в практическойжизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод,результат экспериментальнойпроверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностейчеловека.
Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса— объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.
Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний:
молекула— атом; строение атома— электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.
В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления.
Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов. Новым в содержании курса 9 класса является включение астрофизического материала в соответствии с требованиями ФГОС.
Место предмета в учебном плане
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 238 учебных часов, в том числе в 7, 8 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в 9 классе 102 часа 3 учебных часа в неделю.
Содержание программы курса физики
7 класс.
1Физика и физические методы изучения природы (7ч)
Физика — наука о природе. Как физика изменяет мир и наше представление о нём. Наблюдения и опыты. Научный метод. Физические величины иихизмерение. Погрешностиизмерений. Международная системаединиц.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физическиеприборы.
Лабораторныеработы
- Определение цены деления шкалы измерительногоприбора.
- Измерение линейных размеров тел и площадиповерхности.
- Измерение объёма жидкости и твёрдоготела.
- Строениевещества (4ч)
Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов. Движение и взаимодействие молекул. Броуновское движение. Диффузия. Трисостояниявещества.Молекулярное строение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств вещества на основе его молекулярного строения.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения.
Сохранение объёма жидкости при изменении формы сосуда. Сцеплениесвинцовыхцилиндров.
- Движение и взаимодействие тел (22ч)
Механическоедвижение. Относительность движения. Траектория.Путь.Прямолинейноеравномерноедвижение.Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Закон инерции. Масса тела. Измерение массы взвешиванием. Плотность вещества. Силы. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Сила тяжести и всемирное тяготение. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Сила упругости. Вес тела. Состояние невесомости. ЗаконГука. Равнодействующая. Сложениесил, направленныхвдольоднойпрямой.Силы трения. Силы трения скольжения, покоя икачения.
Демонстрации Механическое движение. Относительность движения.
Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное движение.
Взаимодействие тел. Явление инерции.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации пружины. Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Невесомость. Силатрения.
Лабораторныеработы
- Измерениескоростидвижениятела.
- Измерениемассытел.
- Измерение плотности твёрдых тел ижидкостей.
- Конструирование динамометра и нахождение весатела.
- Измерениекоэффициентатренияскольжения.
4. Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 ч)
Давление твёрдых тел. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов. Атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плаваниесудов.
Демонстрации
Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Закон Паскаля.
Зависимость давления жидкости от глубины. Сообщающиеся сосуды.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Лабораторные работы
29. Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание.
- Условия плавания тел вжидкости.
5. Работа и энергия (17 ч)
Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести тела. Механическая работа. Мощность. Коэффициентполезногодействиямеханизмов.Механическая энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии.
Демонстрации
Простые механизмы. Блоки, рычаг, наклонная плоскость. Равновесие рычага.
Закон сохранения механической энергии. Моделивечныхдвигателей.
Лабораторныеработы
- Изучениеусловияравновесиярычага.
- Нахождение центра тяжести плоскоготела.
- Определение КПД наклоннойплоскости.
Промежуточная аттестация за курс 7 класса (тест) Резерв учебного времени (1 ч)
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересамии
возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебны-
ми действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать
свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования— знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
- цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин,не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость длядругих;
- учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована такимобразом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
- организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этихвидахдеятельности
могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год
Предмет: физика. Класс: 7
№ п/п | Темаурока | Основноесодержаниеурока | Видыдеятельностиобучающихся | Кол-вочасов | Дата |
Физика и физические методы изучения природы 7 часов (л.р. – 3; к.р. - 1 ) | |||||
1/1 | Инструктаж по ТБ Физика — наука о природе. | Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. | Беседа, обсуждение.работа с учебником. | ||
2/2 | Как физика изменяет мир и наше представление о нём | Беседа, обсуждение.работа с учебником. | |||
3/3 | Наблюдения и опыты. Научный метод. | Беседа, фронтальная работа, наблюдение опытов, работас учебником | |||
4/4 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа. №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | Выполнение лабораторной работы по инструкции | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
5/5 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности». | Выполнение лабораторной работы по инструкции | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
6/6 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 3 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела». | Выполнение лабораторной работы по инструкции | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
7/7 | Контрольная работа.№1 по теме «Физика и физические методы изучения природы» | Оценка и коррекция знаний и способов деятельности. | Индивидуальнаяработа, решениезадач | ||
Строение вещества 4 ч (л.р. – 0; к.р. - 1) | |||||
8/1 | Атомы и молекулы | Молекула. Атом. Строениевещества. | Беседа, обсуждение.работа с учебником, опыты |
9/2 | ДвижениемолекулВзаимодействиемолекул | Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение Диффузия. Взаимодействие молекул. | Беседа, обсуждение.работа с учебником, опыты | ||
10/3 | Трисостояниявещества | Три состояния вещества. Модели газа, жидкости и твёрдого тела. | Беседа, обсуждение.работа с учебником, опыты | ||
11/4 | Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества» | Строениевещества. Взаимодействиемолекул | Индивидуальнаяработа, решениезадач | ||
Движение и взаимодействие тел 22ч ( л.р. – 5; к.р. - 2) | |||||
12/1 | Механическоедвижение | Механическое движение. Относительность движения. Траектория и путь. Геоцентрическая и гелио- центрическая системы мира. | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
13/2 | Прямолинейноеравномерноедвижение | Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Скоростьотносительногодвижениядвухтел. | Работа с учебником, решение задач, индивидуальная работа, составление алгоритма | ||
14/3 | Графикипрямолинейногоравномерногодвижения | Путь. Скорость прямолинейного равномерного движения. | Работа с учебником, решение задач, индивидуальная работа, составление алгоритма | ||
15/4 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 4 «Измерение скорости движения тела». | Методы измерения пути и скорости | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
16/5 | Неравномерноедвижение | Механическое движение. Прямолинейное неравномерное движение. | Опрос, проверка домашнего задания, решение задач, работа в парах | ||
17/6 | Контрольная работа№3 по теме «Механическое движение». | Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Скорость. | Индивидуальнаяработа, решениезадач |
Взаимодействиетел. | |||||
18/7 | Законинерции. Массатела | Взаимодействиетел. Инерция. Масса. | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
19/8 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 5 «Измерение массы тел». | Плотность. | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
20/9 | Плотность вещества. | Масса, плотность | Беседа, обсуждение.работа с учебником, опыты | ||
21/0 | Решение задач на тему "Плотность вещества" | Масса. Измерениемассы | Решения задач, работа по алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||
22/11 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей». | Масса, объём, плотность. Измерение (вычисление) плотности вещества. | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
23/12 | Силы. Силатяжести. | Силы в природе. Сила. Измерение силы. Сила тяготения. Всемирное тяготение | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
24/13 | Силаупругости. Вес. | Силы в природе. Сила. Измерение силы. Сила упругости. Вес. Состояние невесомости. | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
25/14 | ЗаконГука. Равнодействующаясил. | ЗаконГука. Равнодействующая | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
26/15 | Решение задач на тему Сила тяжести и вес тела | Сила тяжести. Вес. Сила упругости. ЗаконГука. Равнодействующая | Решения задач, работа по алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||
27/16 | Контрольная работа 4 | Силы в природе. Сила. Измерение силы. | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
28/17 | Сила трения скольжения | Сила трения. Сила трения скольжения. Коэффициенттрения. | Объяснение нового материала, решение задач, |
работа с учебником. | |||||
29/18 | Сила трения покоя и качения | Сила трения. Сила трения покоя и качения | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
30/19 | Решение задач на тему: Сила трения | Сила трения. Сила трения скольжения. Коэффициент трения. Сила трения покоя и качения | Решения задач, работа по алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||
31/21 | Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел» | Силы в природе. Сила. Измерение силы. Сила тяжести, сила упругости, сила трения. Вестела. ЗаконГука, законВсемирноготяготения. | Систематизация учебного материала. Фронтальная и индивидуальная работа, решения задач | ||
Давление. Закон Архимеда. Плавание тел 16 ч ( л.р. – 2; к.р. - 1 ) | |||||
32/1 | Давление твёрдых тел | Давление. Единицыдавления. | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
33/2 | Лабораторная работа № 7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела» | ||||
34/3 | Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля | ||||
35/4 | Лабораторная работа №8 «Измерение коэффициента трения скольжения» | Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
36/5 | Зависимость давления жидкости от глубины | Давлениежидкости | Беседа, обсуждение.работа с учебником, опыты | ||
37/6 | Решение задач на тему давление твёрдых тел. | Давление. Единицыдавления. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. | Решения задач, работа по алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||
38/7 | Закон сообщающихся сосудов | Сообщающиесясосуды. | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
39/8 | Решение задач на сообщающиеся сосуды | Давление. Единицыдавления. | Решение задач, работа по |
Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. Сообщающиесясосуды. | алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||||
40/7 | Атмосферное давление | Давление. Атмосферноедавление. Барометры. | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
41/8 | Выталкивающая сила. Закон Архимеда | Выталкивающаясила. ЗаконАрхимеда. | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
42/9 | Решение задач на закон Архимеда | Выталкивающаясила. ЗаконАрхимеда. | Решения задач, работа по алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||
43/10 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 9 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание» | Условияплаваниятел. | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
44/11 | Плавание тел | Условияплаваниятел. | Беседа, обсуждение, опрос, работа с схемой, опыты. | ||
45/12 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 10 «Условия плавания тел в жидкости» | Воздухоплавание. Плаваниесудов | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
46/13 | Воздухоплавание. Плавание судов | ЗаконАрхимеда | Беседа, обсуждение, опрос, опыты. | ||
47/14 | Решение задач на плавание тел | Условияплаваниятел. | Решения задач, работа по алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||
48/15 | Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел» | Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плаваниесудов. | Систематизация учебного материала. Фронтальная и индивидуальная работа, решения задач | ||
49/16 | Контрольная работа №5 по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел» | Оценка и коррекция знаний и способов деятельности | Индивидуальнаяработа, решениезадач | ||
Работа и энергия 17 ч. (л.р. – 3; к.р. - 1) |
50/1 | Простые механизмы. | Простые механизмы. Блоки. Наклоннаяплоскость. | Беседа, обсуждение, опрос, работа с схемой, опыты. | ||
51/2 | «Золотое правило» механики. | «Золотоеправило» механики. | Беседа, обсуждение, опрос, опыты. | ||
52/3 | Рычаг. | Простыемеханизмы. Рычаг | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
53/4 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №11 «Изучение условия равновесия рычага» | Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Рычаг. «Золотое правило» механики. | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
54/5 | Решение задач на рычаги | Измерениерасстояний. | Решения задач, работа по алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||
55/6 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 12 (дом) «Нахождение центра тяжести плоского тела». | Работа. | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
56/7 | Механическая работа. | Мощность. | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
57/8 | Мощность. | КПД простыхмеханизмов | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
58/9 | Коэффициент полезного действия механизмов. | КПД простыхмеханизмов. | Объяснение нового материала, решение задач, работа с учебником. | ||
59/10 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 13 «Определение КПД наклонной плоскости». | Центртяжеститела. | Самостоятельноевыполнениеработы | ||
60/11 | Решение задач на КПД | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическаяэнергия. | Решения задач, работа по алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||
61/12 | Механическая энергия. | Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон | Объяснение нового материала, решение задач, |
сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии. | работа с учебником. | ||||
62/13 | Закон сохранения механической энергии. | Энергия. Кинетическаяэнергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Законсохраненияэнергии. | Беседа, обсуждение, опрос, работа с схемой, опыты. | ||
63/14 | Решение задач на закон сохранения энергии | Простые механизмы. Измерение расстояний. КПД механизмов. | Решения задач, работа по алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||
64/15 | Обобщающий урок по теме «Работа и энергия» | Работа. Мощность. Простыемеханизмы. Измерение расстояний. КПД механизмов. Энергия. Кинетическаяэнергия. Потенциальнаяэнергия. Законсохранениямеханическойэнергии | Систематизация учебного материала. Фронтальная и индивидуальная работа, решения задач | ||
65/16 | Контрольная работа №6 по теме «Работа и энергия» | Оценка и коррекция знаний и способов деятельности | Индивидуальнаяработа, решениезадач | ||
66/17 | От великого заблуждения к великому открытию. | Урок-повторение курса физики «Наши предки и физика» | Решения задач, работа по алгоритм, самостоятельное решение задач, письменный опрос | ||
67 | Промежуточная аттестация за курс 7 класса (тест) | Элементы содержания всего курса физики 7 класса. | Индивидуальнаяработа | ||
68 | Резерв | Игра «Знаешь ли ты учебник физики? – путешествие по страницам учебника» Игра «Морской бой». Игра «Восхождение на пик ЗНАНИЙ!» |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В.Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник « Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы», Дрофа, 2013г.
На реализацию данной программы, согласно учебному плану учреждения, отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Используемый учебник: Физика: учебник для 8 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2014 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Тепловые явления
Учащийся научится:
- распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
- различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические явления
Учащийся научится:
- распознавать электрические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное).
- составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
- описывать изученные свойства тел и электрические явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
- анализировать свойства тел, электрические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях.
- решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания об электрических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца.)
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Магнитные явления
Учащийся научится:
- распознавать магнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу.
- описывать изученные свойства тел и магнитные явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
- анализировать свойства тел, магнитные явления и процессы, используя физические законы; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний о магнитных явлениях
- решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины; на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о магнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов.
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об магнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи метода оценки.
Световые явления
Учащийся научится:
- распознавать световые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
- использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
- описывать изученные свойства тел и световые явления, используя физические величины: фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
- анализировать свойства тел, световые явления и процессы, используя физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях.
- решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания осветовых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов;
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний осветовых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Личностные результаты
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№п/п | Название тем | Количество отводимых часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1 | Тепловые явления | 23 | 2 | 3 |
2 | Электрические явления | 28 | 1 | 4 |
3 | Магнитные явления | 5 | 1 | 2 |
4 | Световые явления | 10 | 1 | 1 |
5 | Повторение | 2 | 1 | - |
ИТОГО | 68 | 6 | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№/№ | Наименования разделов/темы уроков | Количество часов | Дата план. | Дата факт. |
Тема 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (23 часа) | ||||
1/1 | Вводный инструктаж по охране труда. Тепловое движение. Внутренняя энергия. | 1 | ||
2/2 | Способы изменения внутренней энергии. | 1 | ||
3/3 | Виды теплопередачи. Теплопроводность.Конвекция. Излучение. | 1 | ||
4/4 | Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и в технике. | 1 | ||
5/5 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. | 1 | ||
6/6 | Расчет количестватеплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении | 1 | ||
7/7 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 1 ″Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры” | 1 | ||
8/8 | Решение задач на расчет количества теплоты, нахождение удельной теплоемкости вещества. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | ||
9/9 | Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | ||
10/10 | Обобщающее Повторение по теме «Тепловые явления» | 1 | ||
11/11 | Контрольная работа №1 ″Тепловые явления” | 1 | ||
12/12 | Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Различные агрегатные состояния вещества. | 1 | ||
13/13 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. | 1 | ||
14/14 | Удельная теплота плавления. | 1 | ||
15/15 | Испарение и конденсация. | 1 | ||
16/16 | Относительная влажность воздуха и ее измерение. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 3 “Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра” | 1 | ||
17/17 | Кипение, удельная теплота парообразования | 1 | ||
18/18 | Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах. | 1 | ||
19/19 | Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | ||
20/20 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | ||
21/21 | Повторение темы “Тепловые явления” | 1 | ||
22/22 | Контрольная работа № 2 «Тепловые явления» | 1 | ||
23/23 | Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщение по теме «Тепловые явления» | 1 | ||
Тема 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (29 часов) | ||||
24/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. | 1 | ||
25/2 | Электрическое поле. Делимость электрического заряда. | 1 | ||
26/3 | Строение атома. | 1 | ||
27/4 | Объяснение электризации тел. | 1 | ||
28/5 | Электрический ток. Электрические цепи. | 1 | ||
29/6 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | 1 | ||
30/7 | Сила тока.Измерение силы тока. Амперметр. | 1 | ||
31/8 | Контрольная работа №3 | 1 | ||
32/9 | Электрическое напряжение. | 1 | ||
33/10 | Электрическое сопротивление проводников | 1 | ||
34/11 | Лабораторная работа № 4 “Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках”Реостаты. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте | 1 | ||
35/12 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | ||
Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения»Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте | ||||
36/13 | Решение задач на закон Ома. | 1 | ||
37/14 | Решение задач на закон Ома | |||
38/15 | Расчет сопротивления проводников. | 1 | ||
39/16 | Последовательное соединение проводников. | 1 | ||
40/17 | Параллельное соединение проводников | 1 | ||
41,42/18,19 | Решение задач по теме «Параллельное и последовательное соединения проводников». | 2 | ||
43/20 | Работа и мощность электрического тока | 1 | ||
44/21 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 6 “Измерение мощности и работы тока в электрической лампе”. | 1 | ||
45/22 | Конденсатор. | 1 | ||
46/23 | Нагревание проводников электрическим током | 1 | ||
47/24 | Короткое замыкание. Предохранители. | 1 | ||
48,49/25,26 | Решение задач по теме «Электрические явления» | 2 | ||
50/27 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 7 “Измерение мощности и работы тока в электрической лампе”. | 1 | ||
51/28 | Обобщение знаний по теме «Электрические явления» | 1 | ||
Тема 3. МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (5часов) | ||||
52/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | ||
53/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | ||
54/3 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | ||
55/4 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | 1 | ||
56/5 | Контрольная работа №4 по теме «Магнитные явления» | 1 | ||
Тема 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов) | ||||
57/1 | Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Источники света.Прямолинейное распространение света | 1 | ||
58/2 | Видимое движение светил | 1 | ||
59/3 | Отражение света. Законы отражения. | 1 | ||
60/4 | Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света | 1 | ||
61/5 | Преломление света. Закон преломления света. | 1 | ||
62/6 | Линзы. Изображения, даваемые линзами | 1 | ||
63/7 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №10“Получение изображения при помощи линзы” | 1 | ||
64/8 | Решение задач на построение в линзах. | 1 | ||
65/9 | Контрольная работа № 5 “Световые явления” | 1 | ||
66/10 | Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Глаз и зрение. Очки. Фотографический аппарат. | 1 | ||
Тема 4. ПОВТОРЕНИЕ (1 час) | ||||
67/1 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
68/2 | Итоговое повторение | 1 | ||
Итого: | 68 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1.Федеральный закон «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 года «С изменениями и дополнениями».2.Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/ под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009 3.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. 4.Требованияк освоению образовательной программы основного общего образования. Настоящая рабочая программа включает в себя следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2.Общая характеристика предмета «Физика»
3.Место предмета в учебном плане
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса предмета «Физика»
5. Содержание учебного курса
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Общая характеристика предмета «Физика».
Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит основополагающий вклад в формирование знаний об окружающем мире. Школьный курс физики является системообразующим для других предметов естественнонаучного цикла – химии, биологии, географии и астрономии. Программой предусмотрено выполнение фронтальных лабораторных работ, экспериментальных и теоретических заданий творческого характера, домашних лабораторных работ. Эти виды деятельности направлены на развитие умений обучающихся наблюдать физическое явление, выдвигать гипотезу исследования, проводить экспериментальную работу, измерять физические величины, анализировать полученные экспериментальные данные. В начале курса физики 9 класса рассматриваются методы описания механического движения, основная задача механики для движения тела под действием силы тяжести, методы решения задач по динамике и на применение законов сохранения. После этого изучается учебный материал о механических колебаниях и волнах. Далее обучающиеся знакомятся с электромагнитными явлениями, при этом магнитное поле рассматривается как составная часть единого электромагнитного поля. В последующих главах представлен учебный материал об оптических явлениях, элементах квантовой физики, физики атома и атомного ядра. Научные знания об элементах физики атома и атомного ядра формируются на основе законов сохранения энергии и электрического заряда, а также понятия о фундаментальных взаимодействиях. В заключительной главе курса физики основной школы рассказано о геоцентрической и гелиоцентрической системах мира, законах Кеплера, физической природе планет земной группы, планет – гигантов и малых тел Солнечной системы; приведены краткие сведения о физической природе Солнца – одной из звёзд нашей Галактики. В главе проводится методологическое обобщение изученного материала в рамках элементов физической картины мира.
Цели изучения физики:
формирование у обучающихся представлений о физической картине мира;
понимание обучающимися сущности основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними, условий их применимости;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе формирования системы научных знаний и опыта познавательной деятельности.
Достижение данных целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство обучающихся с научным методом познания и методами исследования объектов и явлений природы;
усвоение обучающимисязнаний о тепловых, электрических явлениях и физических величинах характеризующих эти явления;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, модель, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
приобретениеобучающимися умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов, применяемых на практике;
понимание обучающимисяотличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых и культурных потребностей человека, для дальнейшего научно-технического прогресса.
Учебный материал в каждой главе изложен по единой теоретической схеме: Физическое явление модели физических объектов понятия (физические величины) законы следствия из них.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе авторской программы Л.С. Хижняковой «Физика: программа 7-9 классы Л.С. Хижнякова, А. А. Синявина, С. А. Холина. М: Вентана - Граф 2012 г». Программа конкретизирует содержание обязательной части учебного курса, соответствующей требованиям образовательного стандарта по физике. Она ориентирована на реализацию системно- деятельностного подхода к процессу обучения. Наряду с этим представлена авторская концепция, которая учитывает тесную взаимосвязь системы научных знаний и методов познания природы, главными из которых являются эксперимент и моделирование
Тема | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
Методы изучения механического движения и взаимодействия тел. | 10 | - | - |
Механические колебания и волны. | 15 | 2 | 1 |
Магнитное поле. | 15 | 2 | - |
Электромагнитная индукция. | 5 | 1 | - |
Электромагнитные колебания и волны. | 12 | -- | 1 |
Световые волны. Построение изображений в зеркалах и линзах. | 18 | 3 | 1 |
Элементы квантовой физики. | 3 | - | - |
Физика атома и атомного ядра. | 9 | - | - |
Строение Вселенной. Элементы научной картины мира. | 7 | - | - |
Повторение. | 7 | - | 1 |
Итоговая контрольная работа | 1 | ||
102 | 8 | 4 |
Программа разработана в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для основного общего образования, который предусматривает по физике в 9 классе 3 часа в неделю и с учетом 35 учебных недель общая программа курса составляет 105 часов. При этом п.5 раздел 1 ФБУП предусматривает, что количество учебных недель может быть определено от 34 до 37 по решению ОУ. В 2020-2021 учебном году годовым календарным учебным графиком предусмотрено 34 учебные недели для 9-х классов (3 часа в неделю), итого:
Количество учебных часов – 102ч.
Количество лабораторных работ – 8ч.
Количество контрольных работ – 4ч.
Учебно-тематический план
Результаты освоения содержания курса физики
Личностные результаты:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей: объяснение физических явлений, знакомство с работами физиков – классиков, обсуждение достижений физики как науки, выполнение исследовательских и конструкторских заданий;
- Формирование убеждённости в необходимости познания природы, развития науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества: знакомство со становлением и развитием физики как науки, обсуждение вклада отечественных и зарубежных учёных в освоении космоса, развитие телевидения, радиосвязи, ядерной энергетики и др.;
- Развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний и умений: экспериментальное исследование объектов физики, опытное подтверждение физических законов, объяснение наблюдаемых явлений на основе физических законов;
- Ценностное отношение к физике и результатам обучения, воспитание уважения к творцам науки и техники: обсуждение вклада учёных в развитие механики, термодинамики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой, атомной и ядерной физики;
- Формирование мотивации образовательной деятельности и оценки собственных возможностей и личных интересов при выборе сферы будущей профессиональной деятельности: выполнение творческих заданий, проектов, обсуждение основополагающих достижений классической и современной физики.
Метапредметные результаты:
- Овладение основными способами учебной деятельности: постановка целей, планирование, самоконтроль, оценка полученных результатов и др.;
- Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели физических явлений, экспериментально проверять выдвигаемые гипотезы, выводить физические законы из экспериментальных фактов и теоретических моделей, предсказывать результаты опытов или наблюдений на основе физических законов и теорий;
- Понимание различий между теоретическими и эмпирическими методами познания, исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
- Приобретение опыта самостоятельного поиска информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных тексов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета) и информационных технологий, её обработки и представления в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- Готовность к самостоятельному выполнению проектов, докладов, рефератов и других творческих работ;
- Формирование умений выражать свои мысли, выслушивать разные точки зрения, признавать право другого человека на иное мнение, вести дискуссию, отстаивать свои взгляды и убеждения, работать в группе с выполнением различных социальных ролей.
Предметные результаты:
- Понимание смысла понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле и магнитное поле как частные случаи проявления электромагнитного поля, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- Понимание смысла физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы;
- Понимание смысла физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, закона всемирного тяготения, сохранения импульса и полной механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;
- Формирование знаний о становлении физики как науки, о вкладе отечественных и зарубежных классиков физики в развитие науки и техники, об экологических проблемах и путях их решения;
- Приобретение умений пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить эксперименты с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений, решать задачи на применение изученных физических законов;
- Понимание и способность объяснить физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передача давления жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, механические колебания и волны, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающегося | Дата по плану | Дата по факту | |||||
1 | 1 | Методы описания механического движения. Векторные и скалярные физические величины. Правила техники безопасности. | Познакомиться с методом координат для описания механического движения. Повторить физические величины, характеризующие равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Анализировать равномерное и равноускоренное прямолинейное движение с помощью метода координат. Повторить разные способы выражения связей между физическими величинами: в виде уравнений, графиков, таблиц. Решать задачи на использование законов Ньютона и законов сохранения в механике. Проводить анализ движения тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально. Изучать алгоритмы решения задач по кинематике, динамике, на применение законов сохранения импульса и полной механической энергии. На основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, и приводить расчеты. Использовать формулу определения механической работы (для общего случая) и теорему о кинетической энергии при решении задач. Осуществлять самостоятельно поиск информации о методах исследования механического движения и взаимодействия тел с использованием различных источников. | ||||||
2 | 2 | Решение основной задачи механики для движения тела под действием силы тяжести. | |||||||
3 | 3 | Решение задач на методы описания механического движения, движения тела под действием силы тяжести. | |||||||
4 | 4 | Методы решения задач по динамике. | |||||||
5 | 5 | Движение под действием нескольких сил. | |||||||
6 | 6 | Методы решения задач на применение законов сохранения в механике. | |||||||
7 | 7 | Решение графических задач. | |||||||
8 | 8 | Координатный метод решения задач | |||||||
9 | 9 | Решение задач на закон сохранения импульса. | |||||||
10 | 10 | Решение задач на законы сохранения. Самое важное в главе №1. | |||||||
11 | 1 | Периодические движения. Равномерное движение по окружности | Изучать физические величины, характеризующие периодические и колебательные движения. Наблюдать и объяснять колебательные движения простейших колебательных систем — пружинного и математического маятников. Объяснять графическую зависимость смещения тела от времени при колебательном движении. Экспериментально исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его массы и длины. Наблюдать вынужденные колебания и явление резонанса. Наблюдать возникновение механических волн. Объяснять процесс образования механической волны с помощью модели «волновой всплеск». Решать задачи на использование графика зависимости мгновенного смещения (координаты) частиц упругой среды от положения равновесия при распространении волны вдоль оси Х. Вычислять длину и скорость распространения волны. Исследовать условие распространения звуковых волн. Наблюдать колебания звучащего тела. Сравнивать границы частот слышимых звуковых колебаний | ||||||
12 | 2 | Центростремительное ускорение | |||||||
13 | 3 | Колебательное движение | |||||||
14 | 4 | Свободные колебания пружинного и математического маятников | |||||||
15 | 5 | График колебательного движения | |||||||
16 | 6 | Л/Р№1«Исследование колебаний пружинного маятника» | |||||||
17 | 7 | Л/Р№2«Исследование колебаний математического маятника» | |||||||
18 | 8 | Вынужденные колебания. Резонанс | |||||||
19 | 9 | Польза и вред резонанса | |||||||
20 | 10 | Решение задач на периодические движения, равномерное движение по окружности, свободные колебания пружинного и математического маятников, вынужденные колебания. | |||||||
21 | 11 | Механические волны | |||||||
22. | 12 | Звуковые волны. Характеристика звука | |||||||
23. | 13 | Решение графических задач | |||||||
24. | 14 | Решение задач на механические и звуковые волны. | |||||||
25. | 15 | Контрольная работа № 1 «Методы изучения механического движения и взаимодействия тел» и «Механические колебания и волны». | |||||||
26 | 1 | Постоянные магниты. Магнитное взаимодействие токов | Наблюдать взаимодействие постоянных магнитов. Наблюдать и объяснять опыт Эрстеда. Наблюдать магнитное взаимодействие проводников с токами. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Наблюдать и объяснять зависимость силы, действующей на проводник с током со стороны магнитного поля, от силы тока и длины участка проводника. Изучать понятие магнитной индукции. Наблюдать картины магнитных полей вокруг прямолинейного проводника, витка, катушки с токами. Находить направление линий индукции магнитного поля проводника с током с помощью правила буравчика (правого винта). Использовать правило левой руки для определения направления силы Ампера. Наблюдать действие магнитного поля на рамку с током. Изучать действие электродвигателя постоянного тока на его модели. Наблюдать действие магнитного поля Земли на магнитную стрелку компаса. Познакомиться с действием магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Познакомиться с понятием сторонних сил в источнике тока. Наблюдать возникновение электрического тока в замкнутом проводящем контуре при движении участка проводника в однородном магнитном поле. Познакомиться с понятием ЭДС как характеристикой источника тока. | ||||||
27 | 2 | Магнитная индукция. Правило правого винта | |||||||
28 | 3 | Линии индукции магнитного поля. | |||||||
29 | 4 | Л/Р№3 «Наблюдение действия магнитного поля» | |||||||
30 | 5 | Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. | |||||||
31 | 6 | Решение задач на магнитное взаимодействие токов, магнитную индукцию, линии индукции магнитного поля. | |||||||
32 | 7 | Действие магнитного поля на рамку с током. Электродвигатель. | |||||||
33 | 8 | Л/Р № 4 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока» | |||||||
34 | 9 | Магнитное поле Земли | |||||||
35 | 10 | Решение задач на закон Ампера. | |||||||
36 | 11 | Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца. | |||||||
37. | 12 | Сторонние силы. | |||||||
38. | 13 | Электродвижущая сила. | |||||||
39. | 14 | Решение задач на движение заряженных частиц в магнитном поле, силу Лоренца, сторонние силы, ЭДС. | |||||||
40. | 15 | Решение задач на закон Ампера и силу Лоренца. «Самое важное в главе 3». | Систематизировать научные знания о магнитных явлениях. | ||||||
41 | 1 | Магнитный поток. | Изучать понятие магнитного потока. Наблюдать и объяснять опыты Фарадея по электромагнитной индукции. Изучать понятие электромагнитного поля. Объяснять явление электромагнитной индукции, используя понятие электромагнитного поля. Находить направление индукционного тока с помощью правила Ленца. | ||||||
42 | 2 | Явление электромагнитной индукции. | |||||||
43. | 3 | Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. | |||||||
44. | 4 | Л/Р № 5 «Изучение явления электромагнитной индукции» | |||||||
45. | 5 | Способы получения индукционного тока. | |||||||
46. | 1 | Вынужденные электромагнитные колебания. | Изучать устройство и действие индукционных генераторов. Наблюдать осциллограмму переменного тока. Различать мгновенное и действующее значения силы тока и напряжения в цепи переменного тока. Решать задачи на использование графиков зависимости силы тока и напряжения от времени в цепи переменного тока с активным сопротивлением. Изучать устройство трансформатора и наблюдать его действие. Решать задачи на использование формулы определения коэффициента трансформации. Наблюдать и объяснять по схеме передачу электрической энергии на большие расстояния. Наблюдать опыты, подтверждающие, что: заряженный конденсатор обладает энергией, катушка с сердечником в цепи переменного тока обладает энергией. Объяснять возникновение гармонических электромагнитных колебаний в идеальном колебательном контуре. Познакомиться с гипотезой Максвелла. Обсуждать возникновение и распространение в пространстве переменного электромагнитного поля с помощью линий напряжённости электрического поля и линий индукции магнитного поля. Рассчитывать основные характеристики гармонической электромагнитной волны. Анализировать графики зависимостей проекции вектора напряжённости электрического поля и проекции вектора магнитной индукции гармонической электромагнитной волны от координаты в фиксированный момент времени. Наблюдать опыты Герца по обнаружению электромагнитных волн. Экспериментально исследовать свойства электромагнитных волн. Познакомиться со шкалой электромагнитных волн. Изучать устройство и действие радиопередатчика и детекторного радиоприёмника. Обсуждать вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие радиосвязи и телевидения | ||||||
47. | 2 | Трансформатор. | |||||||
48. | 3 | Передача электрической энергии. | |||||||
49. | 4 | Энергия электрического поля конденсатора. Энергия магнитного поля катушки | |||||||
50. | 5 | Свободные электромагнитные колебания. | |||||||
51. | 6 | Резонанс в электрических цепях. | |||||||
52. | 7 | Гипотеза Максвелла. Электромагнитные волны | |||||||
53. | 8 | Опыты Герца. Свойства электромагнитных волн | |||||||
54. | 9 | Принципы радиосвязи и телевидения. | |||||||
55. | 10 | Влияние электромагнитных излучений на живые организмы | |||||||
56. | 11 | Решение задач на электромагнитные колебания и волны. | |||||||
57. | 12 | Контрольная работа №2 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания и волны». | |||||||
58. | 1 | Прямолинейное распространение света. Принцип Гюйгенса | Обсуждать вклад учёных в развитие оптики. Изучать основные модели геометрической оптики: точечный источник света, однородная среда, световой луч, тонкая линза. Наблюдать прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Обсуждать с помощью принципа Гюйгенса распространение, отражение и преломление света. Изучать законы отражения и преломления света и решать задачи на их применение. Изучать понятия абсолютного и относительного показателей преломления. Обсуждать практическое применение явлений отражения и преломления света. Наблюдать явление дисперсии света. Познакомиться с теоретическим методом построения изображений Кеплера. Объяснять построение изображений предмета в плоских зеркалах. Измерять фокусное расстояние тонкой собирающей линзы. Получать с помощью тонкой собирающей линзы изображение предмета, находящегося между фокусом и двойным фокусом. Наблюдать преломление света в тонкой собирающей и рассеивающей линзах. Изучать устройство и действие некоторых оптических приборов. Использовать формулу тонкой линзы для решения задач. Изучать с помощью модели оптическую систему глаза. Объяснять с помощью схем дефекты и коррекцию зрения | ||||||
59. | 2 | Отражение света | |||||||
60. | 3 | Преломление света | |||||||
61. | 4 | Дисперсия света. | |||||||
62. | 5 | Л/Р № 6«Наблюдение дисперсии света» | |||||||
63. | 6 | Решение задач на законы прямолинейного распространения, отражения и преломления света, дисперсию света. | |||||||
64. | 7 | Решение задач на законы прямолинейного распространения, отражения и преломления света, дисперсию света. | |||||||
65. | 8 | Построение изображений в плоских зеркалах. | |||||||
66. | 9 | Линзы. | |||||||
67. | 10 | Построение изображений в тонкой собирающей и рассеивающей линзах. | |||||||
68. | 11 | Формула тонкой линзы. | |||||||
69. | 12 | Решение задач на построение изображений в плоских зеркалах и тонких линзах. | |||||||
70. | 13 | Л/Р №7«Получение с помощью тонкой собирающей линзы изображения предмета, находящегося между фокусом и двойным фокусом» | |||||||
71. | 14 | Глаз как оптическая система | |||||||
72. | 15 | Л/Р №8«Измерение фокусного расстояния тонкой собирающей линзы разными способами» | |||||||
73. | 16 | Решение задач на построение изображений в тонких линзах. | |||||||
74. | 17 | Решение задач на формулу тонкой линзы, линейное увеличение тонкой линзы. | |||||||
75. | 18 | Контрольная работа №3 «Световые волны. Построение изображений в зеркалах и тонких линзах». | |||||||
76. | 1 | Непрерывный и линейчатый спектры | Познакомиться с историей возникновения квантовой физики и вкладом учёных в её развитие. Обсуждать диапазоны частот, источники инфракрасного и ультрафиолетового излучений и области их применения. | ||||||
77. | 2 | Поглощение и испускание света атомами | |||||||
78. | 3 | Модель атома водорода. | |||||||
8. Физика атома и атомного ядра. (9 часов) | |||||||||
79. | 1 | Радиоактивность. Состав атомного ядра | Обсуждать вклад учёных в развитие физики атома и атомного ядра, ядерной энергетики. Познакомиться с явлением радиоактивности, опытами Резерфорда по исследованию его свойств, с методом исследования заряженных частиц в камере Вильсона. Изучать протонно-нейтронную модель атомного ядра, понятия нуклона, массового и зарядового чисел, изотопа, атомной единицы массы. Познакомиться с ядерными силами и их особенностями. Изучать понятия энергии связи ядра, удельной энергии связи ядра и использовать их при решении задач. Исследовать графическую зависимость удельной энергии связи атомного ядра от числа нуклонов в нём (массового числа). Познакомиться с явлением радиоактивного распада, ядерными реакциями, делением и синтезом ядер Объяснять по схеме возникновение цепной ядерной реакции. Рассматривать особенности протекания термоядерных реакций. Объяснять устройство и действие ядерных реакторов. Обсуждать проблемы, связанные с эксплуатацией атомных электростанций, и пути их решения. Познакомиться с ионизирующим излучением, его биологическим действием и способами защиты от него. Изучать устройство и действие дозиметра | ||||||
80. | 2 | Ядерные силы | |||||||
81. | 3 | Радиоактивный распад. Ядерные реакции | |||||||
82. | 4 | Деление и синтез ядер. Цепная реакция | |||||||
83. | 5 | Ядерный реактор | |||||||
84. | 6 | Ионизирующее излучение и его биологическое действие | |||||||
85. | 7 | Решение задач на определение физических величин, характеризующих атом и атомное ядро. | |||||||
86. | 8 | Решение задач на использование законов сохранения зарядового и массового чисел. | |||||||
87. | 9 | Решение задач на расчет энергии связи атомных ядер. | |||||||
88. | 1 | Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы Кеплера. | Познакомиться с созвездиями и наблюдать суточное вращение звёздного неба. Наблюдать движение Луны, солнца и планет относительно звёзд. Познакомиться с историческими этапами развития физической картины мира. Приводить примеры элементов физической картины мира. Познакомиться с фундаментальными взаимодействиями в физике. | ||||||
89. | 2 | Планеты земной группы Солнечной системы. | |||||||
90. | 3 | Планеты-гиганты и малые тела Солнечной системы. | |||||||
91. | 4 | Солнце – одна из звёзд нашей Галактики. | |||||||
92. | 5 | Физическая картина мира – модель природы. | |||||||
93. | 6 | Решение задач на применение основных понятий квантовой физики, физики атома и атомного ядра. | |||||||
94. | 7 | Контрольная работа №4 «Элементы квантовой физики, физика атома и атомного ядра, строение Вселенной, элементы научной картины мира». | |||||||
95. | Повторение «Законы движения и взаимодействия» | Обобщение и систематизация полученных знаний. | |||||||
96. | Повторение «Законы движения и взаимодействия» | Обобщение и систематизация полученных знаний. | |||||||
97. | Повторение «Механические колебания и волны» | Обобщение и систематизация полученных знаний. | |||||||
98. | Повторение «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» | Обобщение и систематизация полученных знаний. | |||||||
99. | Повторение «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» | Обобщение и систематизация полученных знаний. | |||||||
100. | Повторение «Строение атома и атомного ядра» | Обобщение и систематизация полученных знаний. | |||||||
101. | Обобщение и систематизация полученных знаний. Итоговый урок. | Обобщение и систематизация полученных знаний. | |||||||
102. | Итоговый тест. |
- Использование физических приборов и измерительных инструментов для измерения физических величин: расстояние, промежуток времени, масса, сила, давление, температура, влажность воздуха, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние собирающей линзы;
- Приобретение умений вычислять физические величины: скорость, ускорение, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, удельную теплоёмкость вещества, относительную влажность воздуха, электрический заряд, оптическую силу линзы;
- Владение экспериментальными методами исследования в процессе представления результатов измерений с помощью таблиц, графиков и выявления на этой основе эмпирических зависимостей: пути и перемещения от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды, периода колебаний математического маятника от длины нити, периода колебаний физического маятника от массы груза и от жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, объёма газа от давления при постоянной температуре, силы тока от электрического напряжения на участке цепи, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники, контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов, оценки безопасности радиационного фонда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...