Методическая разработка урока
методическая разработка по физике
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplovye_dvigateli.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
(Методическая разработка открытого занятия по физике)
Разработчик: преподаватель ГБПОУ ВО «ЛАТТ»
Ремизова О. И.
Тема урока: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Эпиграф: «Человек становится геологической силой,
способной изменить лик Земли».
В. И. Вернадский.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.) - блестящий минералог, кристаллограф, геолог, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист, глубоко интересовавшийся философией, историей религий и общественными науками.
Цели урока:
обучающая: познакомить учащихся с важнейшими направлениями теплотехники, сформировать у учащихся представления о принципе действия, устройстве, видах и применении тепловых двигателей; рассмотреть экологическую проблему создания тепловых двигателей;
развивающая: развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных вопросов и исторического материала; способствовать развитию навыков работы с дополнительной литературой;
воспитательная: показать сложность и перспективы развития теплотехники, способствовать формированию научного мировоззрения и любознательности обучающихся.
Форма проведения урока: урок – конференция.
Активные и интерактивные формы обучения: тематическая дискуссия.
Межпредметные связи: экология, электротехника, история, литература, медицина, информатика.
Оборудование:
1) макет двигателя внутреннего сгорания;
2) изображение паровой турбины;
3) изображение паровой машины;
4) таблица – опорный конспект урока.
5) раздаточный материал - опорный конспект урока.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Урок разработан для студентов 1 курса в соответствии с программой по физике и с учетом требований стандарта образования. Урок является обобщающим по теме «Термодинамика», способствует развитию познавательной активности студентов путем привлечение дополнительных источников информации.
Урок в основном направлен на развитие любознательности, на формирование научного мировоззрения и на осознание существующих проблем экологии и теплотехники.
На уроке рассмотрены вопросы профессиональной направленности:
1) виды источников энергии;
2) виды электростанций;
3) принцип работы паровой турбины;
4) применение паровой турбины.
Урок способствует формированию глубоких знаний, как по физике, так и по предметам профессионально – технического цикла.
Урок предусматривает использование наглядного материала и оборудования, что способствует развитию познавательного интереса.
Обучающиеся должны знать:
Виды тепловых двигателей.
Принцип работы тепловой машины.
Преимущества и недостатки развития теплотехники.
Существующие проблемы экологии.
Способы решения проблем.
Обучающиеся должны уметь:
Объяснять принцип работы тепловой машины, на основе процессов проходящих с газом.
Делать выводы о целесообразности использования той или другой машины с учетом КПД.
Отбирать необходимый материал для подготовки докладов по данным темам.
Опорный конспект (выдается каждому).
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Виды тепловых двигателей. (КПД, год создания, создатель)
- паровая машина < 9% 1766 – 1784 И. Ползунов и Д. Уатт.
- паровая турбина 25% 1889 Густав Лаваль.
- газовая турбина 25 – 30%
- карбюраторный двигатель 22 -35% 1860 Э. Ленуар, 1862 Бо де Роша.
- дизельный двигатель 40 -42% 1892 Рудольф Дизель.
Преимущества использования. Проблемы теплотехники.
- загрязнение окружающей среды.
- развитие науки, энергетики, среды транспорта.
- сокращение количества кислорода в воздухе
- «парниковый эффект»
- нехватка топлива.
Возможные пути решения проблем теплотехники:
- использование очистных сооружений
- использование альтернативных видов топлива.
ЭТАПЫ УРОКА:
- Организационный момент (2 мин.).
Цель: Подготовить обучающихся к восприятию материала.
- Введение (сообщение учителя). (5 мин.).
Цель: постановка проблемного вопроса на уроке, активизация обучающихся.
- Выступления учащихся с докладами. (20 мин.).
Цель: донести до обучающихся исторические сведения о развитии теплотехники.
- Преимущества и недостатки тепловых машин (Выступления обучающихся). (10 мин.).
Цель: донести до обучающихся существующие проблемы экологии.
- Подведение итогов (слово преподавателя). (5 мин.).
Цель: обобщение знаний полученных на уроке, решение поставленной проблемы.
- Домашнее задание. (2 мин.).
Цель: закрепление полученных знаний, путем высказывания своего мнения по данному вопросу и эпиграфу к уроку.
7. Выставление оценок. (1 мин.).
Итого 45 мин.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Подготовка учащихся к восприятию материала.
- Введение. Слово преподавателя.
- Постановка проблемного вопроса на уроке:
Сегодня на уроке мы должны проследить историю развития тепловых машин, принцип их действия, преимущества и недостатки тепловых двигателей.
Все физические законы находят применение в повседневной жизни человека, жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии. Для удовлетворения потребностей современного человека необходимо применение разного вида тепловых машин: турбины для получения электрического тока, механизмы; приводимые в движение станки на заводах и фабриках, автомобильный, железнодорожный, водный, движение космических ракет, авиатранспорт.
Для работы тепловых машин используют такие виды энергии как: энергия Солнца, ветра, приливов и отливов, геотермальная энергия и энергия сгоревшего топлива (нефть, газ).
Тепловой энергией Солнца человечество пользовалось с древнейших времен. Затем люди начали пользоваться для нужд тепловой энергией, выделяемой при сгорании топлива.
Следующий шаг в применении тепловой энергии сделан, когда Герон создал специальный механизм, приводимый в движение паром. Но этот механизм был несовершенен и остался без внимания со стороны науки и техники. Лишь в
16 – 18 веках изобретатели Леонардо да Винчи, Панин, Ньюкомен и др. создали установки, в которых использовалась тепловая энергия для получения работы. Правда и эти установки были несовершенными и оказались непригодными для применения на заводе.
Первая паровая машина, пригодная для промышленных целей создана И. И. Ползуновым в 1766 году на Алтае; им построена первая машина непрерывного действия. Д. Уатт в 1784 году усовершенствовал паровую машину, которая нашла применение на заводах и фабриках, в сухопутном и водном транспорте.
3) Выступления учащихся с докладами.
Сейчас мы заслушаем доклады учащихся по видам тепловых двигателей, а на местах необходимо оформить конспект в виде:
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Виды тепловых двигателей. (КПД, год создания, создатель)
- паровая машина < 9%, 1766 – 1784 И. Ползунов и Д. Уатт.
- паровая турбина 25% 1889, Густав Лаваль.
- газовая турбина 25 – 30%, Павел Дмитриевич Кузьминский в 1887 году
- карбюраторный двигатель, 22 -35% 1860 Э. Ленуар,1862 Бо де Роша.
- дизельный двигатель 40 -42%, 1892 Рудольф Дизель.
Преимущества использования. Проблемы теплотехники.
и развития теплотехники.
– загрязнение окружающей
- развитие науки, энергетики, среды транспорта.
– сокращение количества кислорода в воздухе
- «парниковый эффект»
- нехватка топлива.
Возможные пути решения проблем теплотехники:
- использование очистных сооружений
- использование альтернативных видов топлива.
- Недостатки тепловых машин.
Если проследить историю развития тепловых машин, то следует заметить, что постоянное усовершенствование машин в конструкции, в создании новых видов топлива привело к тому, что современные машины имеют высокое значение КПД по сравнению с первоначальными моделями. Разнообразие видов машин указывает на разные типы конструкций и принцип преобразования энергии.
Большое количество тепловых машин, используемых человеком, отрицательно влияет на окружающую среду. Еще полвека назад академик Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить облик Земли».
Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду связано с действием разных факторов:
- При сгорании топлива используется кислород из атмосферы, поэтому количество кислорода в воздухе сокращается.
- Сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу
углекислого и угарного газа. Увеличение концентрации газов приводит к повышению температуры - «парниковому эффекту», что вызывает таяние ледников и повышение уровня Мирового океана.
3. При сгорании топлива атмосфера загрязняется азотными и
серными соединениями, вредными для здоровья человека
приводит к отравлению и гибели живых организмов.
4.Более половины всех загрязнений атмосферы создает
транспорт, кроме оксида углерода и соединений азота,
автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают в атмосферу 2 -3 млн. т. свинца, который содержится в бензине,
для предотвращения детонации – быстрого сгорания топлива.
Проанализировав эти факторы можно сделать вывод, что слова Вернадского оказались пророческими, если проследить за тем как изменилась жизнь человека на Земле:
1) истощены запасы природных ресурсов, такие виды топлива как нефть, природный газ, уголь являются невосполнимыми источниками энергии. В ближайшие 50 – 100 лет человечество столкнется с проблемой нехватки традиционных видов топлива;
2) повысилась средняя температура на планете.
Для решения экологической проблемы используют очистные сооружения, нетрадиционные виды энергии, альтернативное топливо.
5. Подведение итогов урока.
Можно много говорить о недостатках тепловых машин, но с другой стороны прогресс нашей цивилизации напрямую связан с применением разных видов тепловых машин: нет ни одной области человеческой деятельности, где бы не применялись машины. Именно применение машин позволило человечеству познать космос, раскрыть тайны морских глубин и очень сильно изменить содержание человеческого труда.
6. Домашнее задание:
Написать сочинение – рассуждение на слова Вернадского.
Литература:
- Волков В. А. Поурочные разработки по физике. М.: «ВАКО» 2005.
- Дуков В. М. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М.: «Просвещение», 1983.
- Кабардин О. Ф. Физика: Справочные материалы: М.: Просвещение, 1991.
- Крикунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология. М.: Дрофа, 1995.
- Маркина Г. В. Физика 10 класс. Поурочные планы. Волгоград: «Учитель», 2000.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика 10. М.: Просвещение, 2004.
- Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике. М.: «ВАКО», 2003.
- Спасский Б. И. Физика и ее развитие. М.: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...