Рабочая программа по проектной деятельности 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс)

Семишина Нина Борисовна

Рабочая программа (+ КТП) по внеурочной деятельности Учебные проекты для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_9_klass_proekty1.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа  разработана в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Основной образовательной программой основного общего образования ОУ (ФГОС).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

  • Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
  • Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
  • Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

По окончании изучения курса «Проектная деятельность» учащиеся будут знать:

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

По окончании изучения спецкурса «Проектная деятельность» учащиеся будут уметь:

  • формулировать тему проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • составлять индивидуальный план проектной работы;
  • выделять объект и предмет проектной работы;
  • определять цель и задачи проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной работы;
  • рецензировать чужую проектную работу;
  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
  • проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

По окончании изучения курса «Проектная деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии;

Содержание программы

  1. Основные понятия  проектной деятельности(3 часа)

Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования. Особенности и структура проекта.

  1.  Виды проектов (10 часов)

 Виды проектов. Информационный проект. Творческий проект. Ролевой проект. Практико-ориентированный проект .Исследовательский проект. Планирование проекта. Проекты в современном мире.

  1. Этапы создания проекта.(2 часа)

Этапы создания проекта. Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Учимся сотрудничеству.

Обучающиеся будут знать:

  • основные понятия проектирования;
  • этапы создания проектов.

Обучающиеся будут уметь:

  • работать в команде.
  1. Подготовка к выполнению проекта (11 часов)

Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Определять проблему. Постановка проблемы. Определение целей и задач проекта. Лист планирования и продвижения по заданию. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Гипотеза и доказательства.

Обучающиеся будут знать:

  • отличие цели от задач;
  • понятие гипотезы, актуальности.

Обучающиеся будут уметь:

  • правильно формулировать цели и задачи;
  • распределять этапы проектов;
  • искать и структурировать информацию.
  1. Работа с научной литературой

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Информационное обеспечение исследования

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.

Конспектирование источников

Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.

Обработка содержания научных текстов.  

Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

  1. Работа над проектом. (33 часов)

Основы риторики. Публичное выступление. Работа над проектом. Особенности краткосрочных и долгосрочных  проектов

Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Планирование. Принятие решения. Выполнение проекта

Требования к оформлению индивидуального проекта.

Оформление проекта в программе Мicrosoft Word.

Подготовка к защите проекта.Самооценка.

Требования к оформлению индивидуального проекта

Оформление проекта в программе Мicrosoft Word

Подготовка к защите проекта.

Речевая компетенция учащихся. Структура публичного выступления.      

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление

Аргументация.

Понятие информационной речи.

Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний.

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование).

Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.

Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти.

Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.

Подготовка к защите проекта.

Подготовка к защите исследования. Рекомендации изложения материала.

Защита проекта в классе. Презентация проекта

Обучающиеся будут знать:

  • правила публичного выступления;
  • правила создания презентации.

Обучающиеся будут уметь:

  • структурировать полученные данные;
  • строить грамотную речь защиты.
  • проводить оформлять презентацию;
  • самооценку. 
  1. Подведение итогов (4 часа)

Литература, используемая при составлении рабочей программы курса

1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения/ В.В. Гузеев//Директор школы. – 1995. - №6.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/Н.Ю. Пахомова.- М.:АРКТИ, 2003.-112с

3. Цветкова Г.В. Литература  5-11 классы: проектная деятельность учащихся. -В.: Учитель, 2012. – 283с.


Тематическое планирование по предмету проектная деятельность, 9 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

Раздел 1.        Основные понятия  проектной деятельности

3

Основные понятия

1

03.09.18-09.09.18

Особенности и структура проекта.

2

03.09.18-16.09.18

Раздел 2.         Виды проектов

10

Типы и виды учебных исследований. Типология источников познания.

1

10.09.18-16.09.18

Информационный проект.

1

17.09.18-23.09.18

Творческий проект.

1

17.09.18-23.09.18

Ролевой проект.

1

24.09.18-30.09.18

Практико-ориентированный проект

1

24.09.18-30.09.18

Исследовательский проект.

1

01.10.18-07.10.18

Планирование проекта.

2

01.10.18-21.10.18

Типы и виды учебных исследований. Методы научного познания.

2

15.10.18-28.10.18

Раздел 3.        Этапы создания проекта.

3

Этапы создания проекта.

1

22.10.18- 28.10.18

Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Учимся сотрудничеству.

2

29.10.18- 04.11.18

Раздел 4.        Подготовка к выполнению проекта

11

Основные правила делового общения и ведения дискуссий.

1

05.11.18-11.11.18

Учимся определять проблему. Постановка проблемы. От проблемы к цели.

2

05.11.18-18.11.18

Лист планирования и продвижения по заданию.

1

12.11.18-18.11.18

Работа со справочной литературой.

1

26.11.18-02.12.18

Способы первичной обработки информации

2

26.11.18-09.12.18

Поиск информации в интернете

2

03.12.18-16.12.18

Гипотеза и доказательства

2

10.12.18-23.12.18

Раздел 5. Работа с научной литературой

4

Информационное обеспечение исследования.

1

17.12.18-23.12.18

Конспектирование источников.

1

24.12.18-30.12.18

Обработка содержания научных текстов.

Контроль по результату.

2

24.12.18-13.01.19

Раздел 6. Работа над проектом.

33

Основы риторики. Публичное выступление.

1

09.01.19-13.01.19

Работа над проектом (У каждого ученика своя тема проекта)

1

14.01.19-20.01.19

Особенности краткосрочных и долгосрочных  проектов

1

14.01.19-20.01.19

Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения

1

21.01.19-27.01.19

Планирование.

2

21.01.19-03.02.19

Принятие решения.

1

28.01.19-03.02.19

Требования к оформлению индивидуального проекта

1

04.02.19-10.02.19

Оформление проекта в программе Мicrosoft Word

1

04.02.19-10.02.19

Подготовка к защите проекта.

1

11.02.19-17.02.19

Речевая компетенция учащихся. Структура публичного выступления.      

1

11.02.19-17.02.19

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление

1

25.02.19-03.03.19

Аргументация.

1

25.02.19-03.03.19

Понятие информационной речи.

1

04.03.19-10.03.19

Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний.

1

04.03.19-10.03.19

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование).

1

11.03.19-17.03.19

Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.

1

11.03.19-17.03.19

Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти.

1

18.03.19-24.03.19

Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.

1

18.03.19-24.03.19

Выполнение проекта

3

25.03.19-07.04.19

Подготовка к защите проекта.

3

01.04.19-21.04.19

Подготовка к защите проекта. Рекомендации изложения материала.

2

22.04.19-28.04.19

Защита проекта в классе. Презентация проекта

3

29.04.19-12.05.19

Самооценка

1

06.05.19-12.05.19

Раздел 6. Подведение итогов 

4

Тестирование по вопросам проектной деятельности

1

13.05.19-19.05.19

Обработка результатов

1

13.05.19-19.05.19

Итоговое занятие

1

20.05.19-26.05.19

Защита проекта на конференции

1

20.05.19-26.05.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел  учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 час...

Рабочая программа по проектной деятельности «Клуб робинзонов» по географии, 5 класс

Программа программа курса "Клуб робинзонов" расчитан на 16 часов, 1 час в неделю. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения у школьников учиться - самос...

Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год

Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год...

Рабочая программа по проектной деятельности"Я выбираю профессию". 5 класс. Потапкина М.С. Лесколово.

Рабочая программа для внеурочной деятельности. Проектная работа "Я выбираю профессию" для учащихся 5 классов....

Рабочая программа по проектной деятельности для 10 класса

Рабочая программа по проектной деятельности для 10 класса составлена в сответсвии с требованиями ФГОС и дополнена КТП занятий....

Рабочая программа "Основы проектной деятельности" 5 - 7 классы

Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных ...