Рабочая программа по физике 7-9
рабочая программа по физике
Рабочая программа для 7 - 9 классов по физике к учебнику "Физика" под редакцией Перышкина А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_7-9.docx | 251.13 КБ |
Предварительный просмотр:
- Планируемые результаты изучения курса физики.
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Более детально планируемые результаты обучения представлены в тематическом планировании.
2. Содержание курса физики в 7 классе
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Введение (4 ч.)
Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физика и техника.
Демонстрации и опыты:
- Измерение размеров тел.
- Измерение расстояний.
- Измерение времени между ударами пульса
Фронтальная лабораторная работа:
№ 1. Определение цены деления измерительного прибора
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Демонстрации и опыты:
- Диффузия в растворах и газах.
- Модель хаотического движения молекул в газе.
- Модель броуновского движения.
- Сцепление твердых тел.
- Демонстрация образцов кристаллических тел.
- Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
- Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 2. Определение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (20 ч.)
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (траектория, путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Демонстрации и опыты:
- Равномерное прямолинейное движение.
- Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.
- Измерение скорости равномерного движения.
- Явление инерции.
- Измерение силы.
- Определение коэффициента трения скольжения.
- Определение жесткости пружины.
- Сложение сил, направленных по одной прямой.
- Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
- Исследование зависимости массы от объема (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
- Исследование зависимости деформации пружины от приложенной силы (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
Фронтальная лабораторная работа:
№ 3. Измерение массы тела на рычажных весах.
№ 4. Измерение объема тела.
№ 5. Определение плотности твердого тела, измерение плотности жидкости.
№ 6. Градуировка пружины и измерение сил динамометром.
№ 7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч.)
Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометр. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.
Демонстрации и опыты:
- Барометр.
- Измерение атмосферного давления.
- Опыт с шаром Паскаля.
- Гидравлический пресс.
- Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№ 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (13 ч.)
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Коэффициент полезного действия механизма.
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации и опыты:
- Равновесие тела, имеющего ось вращения.
- Определение момента силы.
- Нахождение центра тяжести плоского тела
Фронтальная лабораторная работа:
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Обобщающее повторение (3 ч.)
Содержание курса физики в 8 классе
I. Тепловые явления
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.
Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Конвекция.
Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.
Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества.
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении.
Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.
КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа.
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.
3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
II.Электрические явления.
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители.
Фронтальная лабораторная работа.
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
8. Измерение работы и мощности электрического тока.
Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.
III.Электромагнитные явления.
Магнитное поле.
Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов.
Постоянные магниты.
Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Фронтальная лабораторная работа.
10. Сборка действующей модели электромагнита.
IV.Световые явления.
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Оптические приборы.
Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа.
11.Изучение законов отражения света.
12.Наблюдение явления преломления света.
13.Получение изображения с помощью линзы.
Содержание курса физики в 9 классе
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Электромагнитное поле
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.
Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Квантовые явления
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОНОМИИ
Строение и эволюция Вселенной
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов(68) | В том числе на | Дата контр.работ | Примерное количество самостоятельных работ, тестов, зачетов учащихся | ||
Уроки | Лабораторные работы | Контрольные работы | |||||
1 | Введение | 4 | 3 | 1 | 0 | 1 | |
№1 «Определение цены деления измерительного прибора» | |||||||
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 4 | 1 | 1 | 2 | |
№2 «Измерение размеров малых тел» | Контрольная работа № 1. «Первоначальные сведения о строении вещества» | ||||||
3 | Взаимодействие тел | 21 | 16 | 4 | 1 | 6 | |
№3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Контрольная работа № 2 « Взаимодействие тел» | ||||||
№4 «Измерение объема тела» | |||||||
№5 «Определение плотности вещества твердого тела» | |||||||
№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | |||||||
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | 18 | 2 | 1 | 6 | |
№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Контрольная работа №3 « Давление твердых тел, жидкостей и газов» | ||||||
№8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | |||||||
5 | Работа. Мощность. Энергия. | 11 | 8 | 2 | 1 | 4 | |
№9 «Выяснение условия равновесия рычага» | Контрольная работа №4 « Работа, мощность, энергия» | ||||||
№10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | |||||||
6 | Повторение | 5 | 4 | 1 итоговая |
Тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов (68) | В том числе на | Дата контр. работ | Примерное количество самостоятельных работ, тестов, зачетов учащихся | |
Лабораторные работы | Контрольные работы | |||||
1 | Тепловые явления | 24 | 2 | 2 | 8 | |
Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | |||||
Контрольная работа № 2 «Агрегатные состояния вещества» | ||||||
Лабораторная работа №2 « Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | ||||||
2 | Электрические явления | 30 | 5 | 1 | 8 | |
Лабораторная работа № 3 « Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | Контрольная работа № 3 «Электрические явления» | |||||
Лабораторная работа № 4 « Измерение напряжения на различных участках | ||||||
Лабораторная работа №5 « Регулирование силы тока реостатом» , № 6 « Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | ||||||
Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | ||||||
3 | Электромагнитные явления | 5 | 2 | 1 | ||
Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | ||||||
Лабораторная работа № 9 « Изучение электрического двигателя постоянного тока ( на модели)». Повторение темы электромагнитные явления. | ||||||
4 | Световые явления | 9 | 1 | 1 | 2 | |
Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы» | Контрольная работа №4 «Световые явления» |
Тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | Дата контр. работ | Примерное количество самостоятельных работ, тестов, зачетов и физ. диктантов учащихся | |
Лабораторные работы | Контрольные работы | |||||
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 34 | 0 | 0 | 2 | |
2 | 1 | 1 | 5 | |||
№ 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Контрольная работа № 1 « Кинематика материальной точки» | |||||
3 | 1 | 0 | 7 | |||
№2 « Измерение ускорения свободного падения» | - | |||||
4 | 0 | 1 | 3 | |||
- | Контрольная работа №2 « Динамика материальной точки» | |||||
5 | Механические колебания. Звук | 16 | 0 | 1 | ||
№ 3 « Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | Контрольная работа №3 « Механические колебания и волны. Звук.» | 3 | ||||
6 | Электромагнитное поле | 26 | 1 | 1 | 2 | |
№4 « Изучение явления электромагнитной индукции» | Контрольная работа №4 « Электромагнитное поле» | |||||
№5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | ||||||
7 | Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер | 19 | 1 | 1 | 6 | |
№ 6 « Изучение деления ядер урана по фотографиям треков» | ||||||
Контрольная работа № 5 « Строение атома и атомного ядра» | ||||||
№7 «Изучение деления ядра урана по фотографиям готовых треков» | ||||||
№8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона» | ||||||
№9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | ||||||
8 | Строение и эволюция Вселенной | 5 | ||||
9 | Повторение | 2 | 0 | 1 итоговая контрольная работа за курс 9 класса в форме ОГЭ | 2 | |
Итого | 102 ч | 9 | 6 | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...