Урок – конкурс «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления»
учебно-методический материал по физике (8 класс)
активизация познавательной деятельности к предмету посредством игр, воспитание всесторонне развитой личности, развитие внимания, мышления, мотивации учебной деятельности, умений сравнивать, находить оптимальные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – конкурс «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления»
Цель : активизация познавательной деятельности к предмету посредством игр, воспитание всесторонне развитой личности, развитие внимания, мышления, мотивации учебной деятельности, умений сравнивать, находить оптимальные решения.
- Образовательная: формировать умение активизировать и планировать, объяснять физические опыты и явления.
- Развивающие: развивать умение систематизировать и обобщать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным материалом и явлениями в жизни.
- Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции.
Правила игры: Организаторы (2-3 ученика во главе с учителем) готовят:
- Ордена умников по числу вопросов;
- Дорожки трех цветов;
- Вопросы и задания.
Красная дорожка состоит из двух квадратов, желтая- из трех, зелёная- из четырех.
Выявляем трех «умников». Учащиеся отвечают на вопросы отборочного тура. за полный и правильный ответ ученик получает орден «умника». Три ученика, получившие наибольшее число орденов разыгрывают дорожки. Особенности дорожки:
Красная –игрок не должен ошибаться , ему задают один вопрос.
Желтая- надо ответить правильно на один из двух вопросов, он имеет право на ошибку.
Зеленая- игрок должен ответить правильно хотя бы на один из трех вопросов.
Игрок первым прошедший свою дорожку становиться «умником» и садится на «трон».
Оставшееся два игрока присоединяются к «теоретикам». Игра идет между умниками.
Отборочные вопросы
- Если в летний солнечный день измерить температуру голой почвы и находящейся неподалеку почвы , покрытой растениями, то окажется , что голая почва нагрета сильнее. Но если же в этих местах измерить температуру ночью, то, наоборот, почва под растениями будет иметь более высокую температуру, чем голая. Объясните почему?
- Почему в холодных помещениях у нас быстрее мёрзнут ноги?
- Ящерицы и другие мелкие животные , обитающие в пустынях, в самое жаркое время дня часто забираются на верхушки кустарников. Почему?
- Даже в тихую погоду, когда ветер не шевелит листья, осина не остается в покое. Её листочки все время дрожат. Почему?
- В стихотворении А.С.Пушкина «Кавказ» есть такие слова « Орел с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне…» объясните, почему орлы, ястребы, коршуны, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, не взмахивая при этом крыльями.
- Каким образом моржи, киты, тюлени, живущие в воде, с вечно плавающими льдами, постоянно сохраняют высокую температуру тела (38-40
?
- Почему северные олени не замерзают даже в большой мороз? Что защищает их от холода?
- Почему утки и другие водоплавающие птицы могут долгое время находиться в холодной воде и при этом не переохлаждаются?
- С какой целью кусты малины в северных районах пригибают на зиму к земле?
- Чем можно объяснить, что некоторые виды птиц (тетерев, куропатки, рябчики и другие)зарываются снежные сугробы и там проводят иногда по несколько суток?
- Какова нормальная температура тела человека и домашних животных?
- Почему утки в сильный мороз охотно лезут в воду?
- Зимой на сильном ветру нам гораздо холоднее, чем в затишье. Будет ли при этом разница в показаниях температур?
Вопросы для определения дорожки
- Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате?
- Почему опасна для растений гололедица?
Вопросы для состязания умников
Для игрока на красной дорожке:
- Простейший парник – это плотно сколоченный ящик, в который насыпана земля. Одна сторона заклеена. Солнечные лучи одинаково нагревают паник и окружающую его землю. Однако температура в парнике будет значительно выше, чем вне его. Откуда же берется дополнительное тепло?
Для игрока на желтой дорожке:
- Путники суровой зимой разожгли костер. Над костром устроили примитивный полог: натянули кусок парусины, чтобы задерживал тепло и отбрасывал его вниз,- способ хорошо известный людям которые учатся физики у природы. Почему теплый воздух поднимается вверх?
- Перед тем как взлететь ночная бабочка довольно долго подрагивает крылышками. Почему?
Для игрока на зелёной дорожке:
- Предшественница электрической лампочки – керосиновая лампа - временами коптила, поэтому над ней на потолке образовывалось черное пятно. Но и над светильником с электрической лампой иногда возникает черное пятно на потолке. Неужели электрические лампы коптят?
- В трудных условиях приходится работать сталеварам , имеющим дело с расплавленным металлом. Его горячее дыхание буквально обжигает человека. Казалось бы, что для облегчения условий труда костюмы должны изготавливаться из материалов с низкой теплопроводностью. Между тем на самом деле спецодежда металлургов часто покрывается тонким слоем металла – великолепного проводника тепла. С какой целью так поступают?
Подведение итогов
Награждение победителей. Выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-233527-1364827424.jpg)
Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.
8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-723886-1449815761.jpg)
Интеллектуальная игра для 8 класса «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления».
Работа была написана для использования как внеклассное мероприятие. Данная работа развивает интерес к предмету....
Урок физики в 8 классе. Повторение темы "Тепловые явления"
Повторить основные понятия и формулы, изученные по теме «Тепловые явления» для успешного выполнения контрольной работы. ...
Урок физики в 8 классе. Повторение темы "Тепловые явления"
Повторить основные понятия и формулы, изученные по теме «Тепловые явления» для успешного выполнения контрольной работы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-23288-1606649856.jpg)
Урок физики в 8 классе по теме "Тепловые явления"
Учебный предмет: физикаКласс, профиль: 8 класс, общеобразовательный.УМК: Учебник «Физика. 8 класс», авторы: А.В.Перышкин, Е.М.ГутникТема урока: Тепловые явления Тип урока: урок обобщения и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-575270-1422436673.jpg)
Методическая разработка урока физики для 8 класса по теме «Тепловые явления – повторение»
Урок предназначен для учащихся 8го класса и может быть использован в качестве обобщительно-повторяющего урока по теме «тепловые явления».Цели и задачи урока&bull...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1078727-1541510806.jpg)
Конкурс « Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» )
Конкурс « Умники и умницы»(внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» ) Одной из форм способствующей эффективному усвоению знаний, является самостоя...