Конкурс « Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» )
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Тютина Татьяна Геннадьевна

Конкурс « Умники и умницы»

(внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» )

  Одной из форм способствующей эффективному усвоению знаний, является самостоятельная работа учащихся. Понятие « самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Так, одно из  понятий « самостоятельной работы»  трактуется как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности обучаемых на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Низамов).

  Реализация таких  творческих и исследовательских проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности учащихся  и стимулировать их научно-исследовательскую работу, формирует коммуникативные компетенции,

 Конкурс был проведён в рамках    недели «Гуманитарных дисциплин».

   В конкурсе участвовало шесть групп 10-11 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_chehovu_posvyashchaetsya_umniki_i_umnitsy.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тютина Т.Г. (учитель  МАОУ « СОШ № 32 г. Улан-Удэ»)

Реализация компетентностного подхода через организацию внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Конкурс « Умники и умницы»

(внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» )

  Одной из форм способствующей эффективному усвоению знаний, является самостоятельная работа учащихся. Понятие « самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Так, одно из  понятий « самостоятельной работы»  трактуется как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности обучаемых на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Низамов).

  Реализация таких  творческих и исследовательских проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности учащихся  и стимулировать их научно-исследовательскую работу, формирует коммуникативные компетенции,

 Конкурс был проведён в рамках    недели «Гуманитарных дисциплин».

   В конкурсе участвовало шесть групп 10-11 классов.

Цель: Уметь подобрать и систематизировать материал, работать с информацией.

           Развить коммуникативные навыки.

           Пробудить интерес к биографическим  фактам А.П. Чехова.

           Способствовать формированию мировоззрения учащихся.

           Развить исследовательские умения и творческие способности.

           Выявление творческих личностей для приобщения их к исследовательской работе.

 Сценарий литературного конкурса  « Умники и умницы»

  Ведущий 1: Здравствуйте дорогие теоретики, зрители и уважаемое жури.

  Ведущий 2: «Умники и умницы » - российская телевизионная викторина, выходящая         на «Первом канале».  Результатом  конкурса является  поступления в МГИМО.

  Ведущий 1: Впервые передача появилась  на канале «Россия» 18 сентября 1991 года.

  Ведущий 2: И сегодня подобная игра проходит у нас в колледже. Её ведущие (представление ведущих).  

  Ведущий 1:  А так же помогают в игре наши помощницы (представление помощников).

  Ведущий 2: Сегодня у нас в жюри (представление жюри)

  Ведущий 1: Тема сегодняшнего  конкурса  посвящена 150-летию со дня рождения А.П. Чехова.

  Ведущий 2:  Игра состоит из 3-х этапов: первый этап - отборочный тур. В отборочном туре мы задаем вопросы по биографии Чехова, а вы теоретики, сидящие в аудитории, на них отвечаете. Выкрикивать нельзя. Теоретики поднимают руки, а жюри спрашивает того, кто первый поднял руку, и дают право ответа. За каждый правильный ответ помощницы награждают теоретиков  медалями.

     Ведущий 1: Второй этап полуфинал. В полуфинал проходят девять человек с большим числом медалей. Ребята, набравшие большее количество медалей, делятся на три команды. Команды формируются по цвету вытянутой эмблемы.  

      Ведущий 2: Полуфинал состоит из пролога. В прологе два конкурса. Первый конкурс-   русского языка.  Второй конкурс-  вопросы по пьесе А.П. Чехова

 « Вишнёвый сад».  За каждый правильный ответ вручается орден.

   Ведущий 1:   Третий этап - финал. В финал  выходят по одному человеку из каждой команды  с большим числом очков  по итогам двух конкурсов.

   Ведущий 2: В финале предоставляется на выбор три  дорожки.

      Ведущей 1: Зелёная дорожка состоит из четырех этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ.

  Ведущий 2: Желтая дорожка - из трех этапов, но неправильных ответов может быть не более одного;

   Ведущий 1:  Красная дорожка -  из двух этапов , но ошибаться нельзя (допустивший ошибку имеет право сыграть ва-банк, ответив на два вопроса, но,  если не отвечает на два вопроса, то  выбывает из игры.) Выбор дорожки определяется по итогам конкурса красноречия.

  Ведущий 2: Первый, кто прошел все этапы своей дорожки , становится победителем.

  Ведущий 1:  И так мы начинаем! Первый этап.

  Ведущий 2:  Отборочный тур  

Вопросы на отборочный тур

1.Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?

а) Юрист;

б) Учитель;

в) Врач;

г) Дипломат.

2. Где находилось, купленное Чеховым в 1892 году, имение,  в котором писатель вырастил сад  и построил школу?

а) Тарханы;

б) Ясная Поляна;

в) Мелихово;

г) Болдино.

3.Как назывался санкт- петербургский еженедельный  художественно- юмористический журнал, в котором в 1878г. дебютировал А.П. Чехов?

а) «Крокодил»;

б) «Ёрш»;

в) « Стрекоза»;

г) «Бабочка».

4. Один из псевдонимов А.П. Чехова ?

а) «Человек без сердца»;

б) «Человек без желудка»;

в) «Человек без селезёнки»;

г) «Человек без юмора».

5. Кто из этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?

а) В.Ию Суриков;

б) И.И Левитан;

в) О.А. Кипренский;

г) В.Д. Поленов.

6. Как А.П. Чехов определил краткость?

а) Мать учения;

б) Мать порядка;

в) Сестра таланта;

г) Сирота казанская.

7. Какой из театров Москвы носит имя А.П. Чехова?

а) Большой театр;

б) Малый театр;

в) МХАТ (МХТ);

г) Театр «Сатирикон».

8.Как звали героиню пьесы А.П. Чехова «Чайка»?

а) Нина Заречная;

б) Нина Заморская;

в) Нина Заболоцкая ;

г) Нина Запрудная.

9.В какой пьесе А.П.Чехова прозвучала фраза: « В человеке всё должно быть прекрасно…»?

а) «Дядя Ваня»;

б) «Чайка»;

в) «Три сестры»;

г) « Вишнёвый сад».

10. Что в известной пьесе А.П. Чехова приобрёл купец Лопахин?

а) Вишнёвый сад;

б)Вишнёвое варенье;

в) Вишнёвый ликер;

г) Тёмно- вишнёвую шаль.

11.Кто из героев пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад» не имел  права претендовать на деньги, полученные от продажи сада?

а) Раневская;

б) Аня;

в) Гаев;

г) Трофимов.

12. Что крал чеховский «злоумышленник»?

а) Гайки;

б) Шпалы;

в) Рельсы;

г) Паровозы.

13.Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой одноименного рассказа А.П. Чехова:?

а) Уздечкин;

б) Копытин;

в)Коневский;

г) Овсов.

14.Какой рассказ есть у Чехова?

а) «Толстый и тонкий»;

б) «Высокий и низкий»;

в) «Умный и глупый»;

г) «Старый и молодой».

15.Чулок  какого цвета  фигурирует в названии рассказа Чехова (как символ глупой, необразованный женщины)?

а) Синий;

б) Чёрный;

в) Белый;

г) Розовый. ( «Розовый чулок»)

16.  С каким именем не было сестры среди героинь чеховских «Трёх сестер»?

а) Мария;

б) Анна;

в) Ирина;

г) Ольга.

17.Куда писал письмо чеховский Ванька Жуков?

а) В Лапландию Деду Морозу;

б) В Кремль царю;

в) На деревню дедушке;

г) В город бабушке.

18.Как звали собаку в произведении Антона Павловича Чехова?

а) Блондинка;

б) Шатенка;

в) Брюнетка

г) Каштанка.

19.Сколько российских городов названы в честь А.П. Чехова?

а) Один;

б) Два;

в) Три;

г) Четыре.

20.Какое из этих «строений» создано пером А.П.Чехова?

а) «Хижина дяди Тома»;

б) «Домик в Коломне»;

в) «Кошкин дом»;

г) « Дом с мезонином».

21. Кем по профессии был хозяин Каштанки из рассказа А.П. Чехова «Каштанка»?

а)  Кузнецом;

б) Столяром;

в) Дрессировщиком;

г) Врачом.

22. Антон Чехов называл литературу своей « любовницей». А как он называл медицину?

а) Верной подругой;

б) Законной женой;

в) Музой;

г) Кормилицей.

Ведущий 1:  Полуфинал. Пролог- конкурс русского языка.( II тур)

 

 Задание 1

 

Расставьте ударение в следующих словах. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения. Назовите стилистические и смысловые различия между вариантами.

 

 апостроф, бутик, вероисповедание, гусеница,  дремота, запасник, знамение, избалованный, козлы, коклюш, насадит, новорожденный, обнаружение, оркестровый, откупорить, петля, сливовый, созыв, украинский, умно, ходатайствовать.

Задание 2

 

Выберите правильные словосочетания из предложенного списка:

 

 заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос.

Задание 3

В каких словах количество звуков и букв не совпадает. Почему?

Аллея, зайчик, веер, праздник, восстановление, юла, подъезд, сельдь.

Задание 4

Какими  русскими словами можно заменить иноязычные слова.

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, ситуация, триумф.

Задание 5

Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Яблоко, помидор, теленок, килограмм, чулки, носки, облака, места, туфли, сапоги, ботинки, валенки, лужа, круча, Даша, встреча.

Ведущий 2: Вопросы на II тур.

                     Вопросы по пьесе «Вишневый сад»

  1. Авторское обозначение жанра «Вишневого сада»

а) драма;

б) трагедия;

в)  комедия.

  1. Девичья фамилия  Л. А. Раневской

а) Гаева;

б) Раневская;

в) Заречная.

  1. «Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья…» Кого?

а) Конторщика Епиходова;

б) Фриса;

в) Симеонова-Пищика

  1. Кому принадлежат слова: « Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»?

а) Лопахину;

б) Гаеву;

в) Трофимову.

  1. Чьи это слова: «О, природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасна и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь…»?

а) Лопахина;

б) Гаева;

в) Трофимова.

  1. Кого из героев «Вишневого сада» назвали «облезлым барином»?

а) лакея Яшу;

б) Гаева;

в) Трофимова.

  1. Кому принадлежит следующее обращение книжному шкафу:

«Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существованье, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая… в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»?

а) Гаеву;

б) Лопахину;

в) Трофимову.

  1. Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни.

Вперед! Мы идем неудержимо к  яркой звезде, которая горит там вдали. Вперед! Не отставайте, друзья!»?

а) Гаева;

б) Трофимова;

в) Яшин.  

9.        Чей род, по словам его представителя, происходит от лошади,
которую Калигула ввел в Сенат?

а) Симеонова-Пищика;

б) Лопахина;

в) Гаева

10.        Кто обладает даром чревовещания?

а) Симеонов-Пищик;

б) Шарлотта Ивановна;

в) Варя.

11.        Кто о ком говорит: «Вот как в смысле обмена веществ нужен
хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути,
так и ты нужен»?

а) Трофимов о Лопахине;

б) Лопахин о Трофимове;

в) Фирс о Гаеве.

12. Кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»?

а) Лопахину;

б) Гаеву;

 в) Фирсу.

13.        Чьи это слова: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!..
Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»?

а) Ане;

б) Раневской;

в) Варе.

14.        Кому принадлежат слова: «Мой папаша был мужик, идиот,
ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В
сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался,
почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как
свинья»?

а) Лопахину;

б) Симеонову-Пищику;

в) Епиходову.

15.        Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло,
простите»?

а) Раневская;

б) Гаев;

в) Шарлотта Ивановна.

16.        Кому принадлежат слова: «Я стала тревожная, все
беспокоюсь. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь
отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у
барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего
боюсь... Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не
знаю, что будет с моими нервами»?

а) Шарлотте Ивановне;

б) Варе;

в) Дуняше.

17. Кому из персонажей пьесы принадлежат слова: «И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно...»?

  а) Шарлотте Ивановне;

  б) Варе;

  в) Дуняше.

18.        Кому принадлежат слова о вишневом саде: «О, сад мой! После
темной ненавистной осени и холодной зимы опять ты молод,
полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы
снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла
забыть мое прошлое»?

а) Варе;

б) Ане;

в) Раневской.

19.        Кому из персонажей «Вишневого сада» принадлежат слова:
«О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь
наша нескладная, несчастливая жизнь»?

а) Раневской;

б) Лопахину;

в) Епиходову.

20.        Кто и кому говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо
понимать тех, кто любит. И надо самому любить... "Я выше
любви!" Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс,
вы недотепа»?

а) Раневская Трофимову;

б) Варя Епиходову;

в) Шарлотта Яше.

Ведущий 1:                Вопросы на финал

  1. Кто из известных русских писателей был врачом по образованию?
  2. Что объединяет эти имена: Максим Горький, Демьян Бедный, Анна Ахматова, Жорж Санд, Брат моего брата, Стендаль?
  3. Какая книга Чехова имеет географическое название?
  4. Когда и в каком театре была впервые поставлена «Чайка»?
  5. Как назвал Чехов свое последнее драматическое произведение?
  6. Когда и почему Чехов отказался от звания академика?
  7. Чьи это слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
  8. Какой рассказ Чехова вызвал особенный восторг Л. Н. Толстого? (По словам его дочери Татьяны Львовны, Лев Николаевич читал его «четыре вечера подряд вслух и говорил, что поумнел от этой вещи».)
  9. Какие рассказы Чехова составляют так называемую маленькую трилогию?
  1. Назовите последний рассказ Чехова.
  2. Люди не слушают старого извозчика, когда тот пытается рассказать им о своем горе. Кто выслушал его?
  3. Герою  какого чеховского рассказа принадлежат следующие слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»?
  4. На занавесе  какого театра изображена чайка?
  5. Героем какого рассказа Чехова является Очумелов?
  6. В каком произведении Чехова героев зовут Иван Иваныч, Федор Тимофеевич и Тетка?
  7. Где родился и где похоронен Чехов?

 

Вопросы на ва-банк  ( по рассказу «Ионыч»)

 1. Как звали Старцева?

 2.Где назначила свидание Старцеву Котик?

 3.Как начала свой роман Вера Иосифовна?

 4. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал

трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?

  5. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте, пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?

   6. Как звали кучера Старцева, и как он был одет?

   7. Как звали Котика?

   8. С какой целью уехала в Москву Котик?

   9.        Сколько у Ионыча домов в городе, и какой по счету дом он себе присматривает?

   10. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?

В конце конкурса жюри подводит итоги. Ведущие оглашают результаты. Жюри награждает победителей дипломами и благодарностями за участие.

Список литературы

1.Бурдина И.Ю. Чехов в школе. М.: Дрофа, 2001.

2.Бердников Г.П. Чехов. Серия «ЖЗЛ».  М., 1978.

3.Вайль П., Генис А. Все в саду. Чехов. М., 1995.

4.Есин А.Б. Русская литература XIX века. Задачи, тесты, полезные игры. Флинта.1997.

5.Жук  А.А.Русская проза второй половины XIX века.  М.: Просвещение, 1981 .

6.Лебедев Ю. В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 классов средних школ.  М.: Просвещение, 1994 .

7.Мурин Н.Д. Русская литература II половины XIX века. СПб., 2000

8.Семёнова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. М., 2000

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

Опорный конспект по литературе на тему: «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»

Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова.  Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и твор...

План двухчасового занятия по дисциплине "Литература". Тема "Жизнь и творчество А.П. Чехова"

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине "Литература"....

Зачётная работа по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова", 11 класс вечерней школы

Зачётная работа по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова" составлена на основе материалов учебника по литературе для 10 класса, часть 2, под редакцией Ю.В.Лебедева. Данная зачётная работа позволяет пров...

Материалы к теме "Жизнь и творчество А. П. Чехова"

Представлены материалы для самостоятельной работы учащихся. Тексты позволяют глубоко проникнуть в творчество Антона Павловича Чехова, не ограничиваясь программными произведениями....

Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина) , посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

Методическая разработка внеклассного мероприятия ( викторина ) посвящена 160- летию со дня рождения А.П.Чехова. Возрастная категория 14-15 лет, 8-9 классы. Мероприятие  носит не только познавател...