Конкурс « Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» )
учебно-методический материал по литературе (11 класс)
Конкурс « Умники и умницы»
(внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» )
Одной из форм способствующей эффективному усвоению знаний, является самостоятельная работа учащихся. Понятие « самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Так, одно из понятий « самостоятельной работы» трактуется как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности обучаемых на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Низамов).
Реализация таких творческих и исследовательских проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности учащихся и стимулировать их научно-исследовательскую работу, формирует коммуникативные компетенции,
Конкурс был проведён в рамках недели «Гуманитарных дисциплин».
В конкурсе участвовало шесть групп 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_chehovu_posvyashchaetsya_umniki_i_umnitsy.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тютина Т.Г. (учитель МАОУ « СОШ № 32 г. Улан-Удэ»)
Реализация компетентностного подхода через организацию внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Конкурс « Умники и умницы»
(внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» )
Одной из форм способствующей эффективному усвоению знаний, является самостоятельная работа учащихся. Понятие « самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Так, одно из понятий « самостоятельной работы» трактуется как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности обучаемых на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Низамов).
Реализация таких творческих и исследовательских проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности учащихся и стимулировать их научно-исследовательскую работу, формирует коммуникативные компетенции,
Конкурс был проведён в рамках недели «Гуманитарных дисциплин».
В конкурсе участвовало шесть групп 10-11 классов.
Цель: Уметь подобрать и систематизировать материал, работать с информацией.
Развить коммуникативные навыки.
Пробудить интерес к биографическим фактам А.П. Чехова.
Способствовать формированию мировоззрения учащихся.
Развить исследовательские умения и творческие способности.
Выявление творческих личностей для приобщения их к исследовательской работе.
Сценарий литературного конкурса « Умники и умницы»
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие теоретики, зрители и уважаемое жури.
Ведущий 2: «Умники и умницы » - российская телевизионная викторина, выходящая на «Первом канале». Результатом конкурса является поступления в МГИМО.
Ведущий 1: Впервые передача появилась на канале «Россия» 18 сентября 1991 года.
Ведущий 2: И сегодня подобная игра проходит у нас в колледже. Её ведущие (представление ведущих).
Ведущий 1: А так же помогают в игре наши помощницы (представление помощников).
Ведущий 2: Сегодня у нас в жюри (представление жюри)
Ведущий 1: Тема сегодняшнего конкурса посвящена 150-летию со дня рождения А.П. Чехова.
Ведущий 2: Игра состоит из 3-х этапов: первый этап - отборочный тур. В отборочном туре мы задаем вопросы по биографии Чехова, а вы теоретики, сидящие в аудитории, на них отвечаете. Выкрикивать нельзя. Теоретики поднимают руки, а жюри спрашивает того, кто первый поднял руку, и дают право ответа. За каждый правильный ответ помощницы награждают теоретиков медалями.
Ведущий 1: Второй этап полуфинал. В полуфинал проходят девять человек с большим числом медалей. Ребята, набравшие большее количество медалей, делятся на три команды. Команды формируются по цвету вытянутой эмблемы.
Ведущий 2: Полуфинал состоит из пролога. В прологе два конкурса. Первый конкурс- русского языка. Второй конкурс- вопросы по пьесе А.П. Чехова
« Вишнёвый сад». За каждый правильный ответ вручается орден.
Ведущий 1: Третий этап - финал. В финал выходят по одному человеку из каждой команды с большим числом очков по итогам двух конкурсов.
Ведущий 2: В финале предоставляется на выбор три дорожки.
Ведущей 1: Зелёная дорожка состоит из четырех этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ.
Ведущий 2: Желтая дорожка - из трех этапов, но неправильных ответов может быть не более одного;
Ведущий 1: Красная дорожка - из двух этапов , но ошибаться нельзя (допустивший ошибку имеет право сыграть ва-банк, ответив на два вопроса, но, если не отвечает на два вопроса, то выбывает из игры.) Выбор дорожки определяется по итогам конкурса красноречия.
Ведущий 2: Первый, кто прошел все этапы своей дорожки , становится победителем.
Ведущий 1: И так мы начинаем! Первый этап.
Ведущий 2: Отборочный тур
Вопросы на отборочный тур
1.Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?
а) Юрист;
б) Учитель;
в) Врач;
г) Дипломат.
2. Где находилось, купленное Чеховым в 1892 году, имение, в котором писатель вырастил сад и построил школу?
а) Тарханы;
б) Ясная Поляна;
в) Мелихово;
г) Болдино.
3.Как назывался санкт- петербургский еженедельный художественно- юмористический журнал, в котором в 1878г. дебютировал А.П. Чехов?
а) «Крокодил»;
б) «Ёрш»;
в) « Стрекоза»;
г) «Бабочка».
4. Один из псевдонимов А.П. Чехова ?
а) «Человек без сердца»;
б) «Человек без желудка»;
в) «Человек без селезёнки»;
г) «Человек без юмора».
5. Кто из этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?
а) В.Ию Суриков;
б) И.И Левитан;
в) О.А. Кипренский;
г) В.Д. Поленов.
6. Как А.П. Чехов определил краткость?
а) Мать учения;
б) Мать порядка;
в) Сестра таланта;
г) Сирота казанская.
7. Какой из театров Москвы носит имя А.П. Чехова?
а) Большой театр;
б) Малый театр;
в) МХАТ (МХТ);
г) Театр «Сатирикон».
8.Как звали героиню пьесы А.П. Чехова «Чайка»?
а) Нина Заречная;
б) Нина Заморская;
в) Нина Заболоцкая ;
г) Нина Запрудная.
9.В какой пьесе А.П.Чехова прозвучала фраза: « В человеке всё должно быть прекрасно…»?
а) «Дядя Ваня»;
б) «Чайка»;
в) «Три сестры»;
г) « Вишнёвый сад».
10. Что в известной пьесе А.П. Чехова приобрёл купец Лопахин?
а) Вишнёвый сад;
б)Вишнёвое варенье;
в) Вишнёвый ликер;
г) Тёмно- вишнёвую шаль.
11.Кто из героев пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад» не имел права претендовать на деньги, полученные от продажи сада?
а) Раневская;
б) Аня;
в) Гаев;
г) Трофимов.
12. Что крал чеховский «злоумышленник»?
а) Гайки;
б) Шпалы;
в) Рельсы;
г) Паровозы.
13.Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой одноименного рассказа А.П. Чехова:?
а) Уздечкин;
б) Копытин;
в)Коневский;
г) Овсов.
14.Какой рассказ есть у Чехова?
а) «Толстый и тонкий»;
б) «Высокий и низкий»;
в) «Умный и глупый»;
г) «Старый и молодой».
15.Чулок какого цвета фигурирует в названии рассказа Чехова (как символ глупой, необразованный женщины)?
а) Синий;
б) Чёрный;
в) Белый;
г) Розовый. ( «Розовый чулок»)
16. С каким именем не было сестры среди героинь чеховских «Трёх сестер»?
а) Мария;
б) Анна;
в) Ирина;
г) Ольга.
17.Куда писал письмо чеховский Ванька Жуков?
а) В Лапландию Деду Морозу;
б) В Кремль царю;
в) На деревню дедушке;
г) В город бабушке.
18.Как звали собаку в произведении Антона Павловича Чехова?
а) Блондинка;
б) Шатенка;
в) Брюнетка
г) Каштанка.
19.Сколько российских городов названы в честь А.П. Чехова?
а) Один;
б) Два;
в) Три;
г) Четыре.
20.Какое из этих «строений» создано пером А.П.Чехова?
а) «Хижина дяди Тома»;
б) «Домик в Коломне»;
в) «Кошкин дом»;
г) « Дом с мезонином».
21. Кем по профессии был хозяин Каштанки из рассказа А.П. Чехова «Каштанка»?
а) Кузнецом;
б) Столяром;
в) Дрессировщиком;
г) Врачом.
22. Антон Чехов называл литературу своей « любовницей». А как он называл медицину?
а) Верной подругой;
б) Законной женой;
в) Музой;
г) Кормилицей.
Ведущий 1: Полуфинал. Пролог- конкурс русского языка.( II тур)
Задание 1
Расставьте ударение в следующих словах. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения. Назовите стилистические и смысловые различия между вариантами.
апостроф, бутик, вероисповедание, гусеница, дремота, запасник, знамение, избалованный, козлы, коклюш, насадит, новорожденный, обнаружение, оркестровый, откупорить, петля, сливовый, созыв, украинский, умно, ходатайствовать.
Задание 2
Выберите правильные словосочетания из предложенного списка:
заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос.
Задание 3
В каких словах количество звуков и букв не совпадает. Почему?
Аллея, зайчик, веер, праздник, восстановление, юла, подъезд, сельдь.
Задание 4
Какими русскими словами можно заменить иноязычные слова.
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, ситуация, триумф.
Задание 5
Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Яблоко, помидор, теленок, килограмм, чулки, носки, облака, места, туфли, сапоги, ботинки, валенки, лужа, круча, Даша, встреча.
Ведущий 2: Вопросы на II тур.
Вопросы по пьесе «Вишневый сад»
- Авторское обозначение жанра «Вишневого сада»
а) драма;
б) трагедия;
в) комедия.
- Девичья фамилия Л. А. Раневской
а) Гаева;
б) Раневская;
в) Заречная.
- «Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья…» Кого?
а) Конторщика Епиходова;
б) Фриса;
в) Симеонова-Пищика
- Кому принадлежат слова: « Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»?
а) Лопахину;
б) Гаеву;
в) Трофимову.
- Чьи это слова: «О, природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасна и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь…»?
а) Лопахина;
б) Гаева;
в) Трофимова.
- Кого из героев «Вишневого сада» назвали «облезлым барином»?
а) лакея Яшу;
б) Гаева;
в) Трофимова.
- Кому принадлежит следующее обращение книжному шкафу:
«Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существованье, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая… в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»?
а) Гаеву;
б) Лопахину;
в) Трофимову.
- Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни.
Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали. Вперед! Не отставайте, друзья!»?
а) Гаева;
б) Трофимова;
в) Яшин.
9. Чей род, по словам его представителя, происходит от лошади,
которую Калигула ввел в Сенат?
а) Симеонова-Пищика;
б) Лопахина;
в) Гаева
10. Кто обладает даром чревовещания?
а) Симеонов-Пищик;
б) Шарлотта Ивановна;
в) Варя.
11. Кто о ком говорит: «Вот как в смысле обмена веществ нужен
хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути,
так и ты нужен»?
а) Трофимов о Лопахине;
б) Лопахин о Трофимове;
в) Фирс о Гаеве.
12. Кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»?
а) Лопахину;
б) Гаеву;
в) Фирсу.
13. Чьи это слова: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!..
Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»?
а) Ане;
б) Раневской;
в) Варе.
14. Кому принадлежат слова: «Мой папаша был мужик, идиот,
ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В
сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался,
почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как
свинья»?
а) Лопахину;
б) Симеонову-Пищику;
в) Епиходову.
15. Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло,
простите»?
а) Раневская;
б) Гаев;
в) Шарлотта Ивановна.
16. Кому принадлежат слова: «Я стала тревожная, все
беспокоюсь. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь
отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у
барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего
боюсь... Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не
знаю, что будет с моими нервами»?
а) Шарлотте Ивановне;
б) Варе;
в) Дуняше.
17. Кому из персонажей пьесы принадлежат слова: «И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно...»?
а) Шарлотте Ивановне;
б) Варе;
в) Дуняше.
18. Кому принадлежат слова о вишневом саде: «О, сад мой! После
темной ненавистной осени и холодной зимы опять ты молод,
полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы
снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла
забыть мое прошлое»?
а) Варе;
б) Ане;
в) Раневской.
19. Кому из персонажей «Вишневого сада» принадлежат слова:
«О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь
наша нескладная, несчастливая жизнь»?
а) Раневской;
б) Лопахину;
в) Епиходову.
20. Кто и кому говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо
понимать тех, кто любит. И надо самому любить... "Я выше
любви!" Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс,
вы недотепа»?
а) Раневская Трофимову;
б) Варя Епиходову;
в) Шарлотта Яше.
Ведущий 1: Вопросы на финал
- Кто из известных русских писателей был врачом по образованию?
- Что объединяет эти имена: Максим Горький, Демьян Бедный, Анна Ахматова, Жорж Санд, Брат моего брата, Стендаль?
- Какая книга Чехова имеет географическое название?
- Когда и в каком театре была впервые поставлена «Чайка»?
- Как назвал Чехов свое последнее драматическое произведение?
- Когда и почему Чехов отказался от звания академика?
- Чьи это слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
- Какой рассказ Чехова вызвал особенный восторг Л. Н. Толстого? (По словам его дочери Татьяны Львовны, Лев Николаевич читал его «четыре вечера подряд вслух и говорил, что поумнел от этой вещи».)
- Какие рассказы Чехова составляют так называемую маленькую трилогию?
- Назовите последний рассказ Чехова.
- Люди не слушают старого извозчика, когда тот пытается рассказать им о своем горе. Кто выслушал его?
- Герою какого чеховского рассказа принадлежат следующие слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»?
- На занавесе какого театра изображена чайка?
- Героем какого рассказа Чехова является Очумелов?
- В каком произведении Чехова героев зовут Иван Иваныч, Федор Тимофеевич и Тетка?
- Где родился и где похоронен Чехов?
Вопросы на ва-банк ( по рассказу «Ионыч»)
1. Как звали Старцева?
2.Где назначила свидание Старцеву Котик?
3.Как начала свой роман Вера Иосифовна?
4. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал
трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?
5. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте, пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?
6. Как звали кучера Старцева, и как он был одет?
7. Как звали Котика?
8. С какой целью уехала в Москву Котик?
9. Сколько у Ионыча домов в городе, и какой по счету дом он себе присматривает?
10. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?
В конце конкурса жюри подводит итоги. Ведущие оглашают результаты. Жюри награждает победителей дипломами и благодарностями за участие.
Список литературы
1.Бурдина И.Ю. Чехов в школе. М.: Дрофа, 2001.
2.Бердников Г.П. Чехов. Серия «ЖЗЛ». М., 1978.
3.Вайль П., Генис А. Все в саду. Чехов. М., 1995.
4.Есин А.Б. Русская литература XIX века. Задачи, тесты, полезные игры. Флинта.1997.
5.Жук А.А.Русская проза второй половины XIX века. М.: Просвещение, 1981 .
6.Лебедев Ю. В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 классов средних школ. М.: Просвещение, 1994 .
7.Мурин Н.Д. Русская литература II половины XIX века. СПб., 2000
8.Семёнова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...
Опорный конспект по литературе на тему: «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»
Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова. Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и твор...
Интеллектуальная игра-конкурс "Умники и умницы" (Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе)
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе...
План двухчасового занятия по дисциплине "Литература". Тема "Жизнь и творчество А.П. Чехова"
Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине "Литература"....
Зачётная работа по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова", 11 класс вечерней школы
Зачётная работа по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова" составлена на основе материалов учебника по литературе для 10 класса, часть 2, под редакцией Ю.В.Лебедева. Данная зачётная работа позволяет пров...
Материалы к теме "Жизнь и творчество А. П. Чехова"
Представлены материалы для самостоятельной работы учащихся. Тексты позволяют глубоко проникнуть в творчество Антона Павловича Чехова, не ограничиваясь программными произведениями....
Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина) , посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова
Методическая разработка внеклассного мероприятия ( викторина ) посвящена 160- летию со дня рождения А.П.Чехова. Возрастная категория 14-15 лет, 8-9 классы. Мероприятие носит не только познавател...