Методическая разработка урока физики для 8 класса по теме «Тепловые явления – повторение»
презентация к уроку по физике (8 класс)
Урок предназначен для учащихся 8го класса и может быть использован в качестве обобщительно-повторяющего урока по теме «тепловые явления».
Цели и задачи урока
• Повторить учебные знания по физике в форме игры;
• Прививать интерес к физике;
• Воспитывать внимательность, целеустремлённость;
• Показывать связь физики с жизнью.
• Формирование УУД
Формируемые УУД:
Предметные (повторить тему «тепловые явления»)
Метапредметные (анализировать ответы одноклассников, формулировать ответы)
Личностные (формирование желания выполнять учебные действия, формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, умение добиваться результата в команде)
Тип урока: повторительно-обобщающий
Используемые педагогические технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Групповые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Материально-техническое обеспечение: Компьютер, проектор, колонки (презентация). Листы с вопросами, таймер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 1.36 МБ |
описание урока | 87.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
СИЛЬНОЕ ЗВЕНО
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока физики для 8 класса по теме
«Тепловые явления – повторение»
Автор: Сергей Михайлович Непомнящий, учитель физики ГБОУ гимназия № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Урок предназначен для учащихся 8го класса и может быть использован в качестве обобщительно-повторяющего урока по теме «тепловые явления».
Программа физика-8, учебник Перышкин А.В. Физика 8 класс. М. Дрофа 2019.
Цели и задачи урока
• Повторить учебные знания по физике в форме игры;
• Прививать интерес к физике;
• Воспитывать внимательность, целеустремлённость;
• Показывать связь физики с жизнью.
• Формирование УУД
Формируемые УУД:
Предметные (повторить тему «тепловые явления»)
Метапредметные (анализировать ответы одноклассников, формулировать ответы)
Личностные (формирование желания выполнять учебные действия, формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, умение добиваться результата в команде)
Тип урока: повторительно-обобщающий
Используемые педагогические технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Групповые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Материально-техническое обеспечение: Компьютер, проектор, колонки (презентация). Листы с вопросами, таймер https://secundomeronline.ru/taymer/
Библиография
В. И . Лукашик – сборник задач по физике
Г.Н. Степанова – сборник вопросов и задач по физике 7-8
Д.А. Артеменков и др Физика. Задачник 8 класс. Пособие к учебнику СФЕРЫ
https://iralebedeva.ru/physic15.html
Ход урока
- Организационный момент
- Игра – повторение материала
- Рефлексия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
1 этап - определение идейно-тематического замысла развлечения | Цель:формирование интереса у детей к последующей деятельности. | ||
четкое формулирование темы и идеи | Звучит музыка (На мониторе презентация). Картинки на экране формируют вопрос – что же мы будем изучать. Через беседу дети формулируют тему, и мы вместе решаем, что будет повторение темы «Тепловые явления» - Добрый день, сегодня мы с вами поиграем в «Слабое звено», чтобы выяснить, кто лучше понял тему «тепловые явления». Рассказываю правила игры, формирую группы | Дети дают согласие, организуют группы | Сюрпризный момент Стимулирование детской деятельности |
2 этап – игра | Организация познавательной деятельности | ||
Работа в группах (основная часть урока) | объяснить правила, провести игру, выбрать учащегося, который записывает баллы | Командная работа. Дети по командам (всего из три) выходят вперед и отвечают на вопросы. Раунд длится три минуты. поочерёдно отвечают на вопросы, зарабатывая как можно больше баллов Оставшиеся две команды письменно отвечают на вопросы на карточках за дополнительные баллы | Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей Поощрения в виде баллов Словесные поощрения Возможность проявить смекалку, самостоятельно выдвигать предположения Игра - конкурс Создание ситуации успеха |
3 этап- развязка или финал | Цель: Создание ситуации успеха | ||
максимальное проявления активности всеми участниками развлечения | Итак, лучшая группа, которая набрала больше всего баллов – это …. Им, конечно же, пятерки за урок, но и остальные молодцы, знания проявили, просто не смогли вовремя положить свои ответы в банк | Дети обмениваются впечатлениями | Создание ситуации успеха, поощрение |
4 этап - рефлексия | Объяснить принцип самооценки, подведение итогов, выставление оценок | Индивидуальная работа. Заполняют листы самооценки |
Приложения
Карточки с вопросами
1 этап - разминка
- Ближайшая к Земле звезда? (Солнце)
- В ведро или бутылку надо перелить молоко из литровой банки, чтобы его давление на дно стало меньше? (в ведро)
- В какой среде свет распространяется быстрее: в воде или воздухе? (в воздухе)
- В чем измеряется время в Международной системе единиц (СИ) : в секундах или в часах? (в секундах)
- В чём измеряется скорость в Международной системе единиц: в км/ч или в м/с? (в м/с)
- Верхний край лопаты, на который надавливают ногой отогнут для того, чтобы увеличить давление или уменьшить? (уменьшить)
- Вы согласны с утверждением, что только твёрдые тела состоят из молекул? (нет)
- Длина траектории – это путь или перемещение? (путь)
- Для измерения атмосферного давления применяют барометр или динамометр? (барометр)
- Единица измерения силы в международной системе единиц – Эйнштейн или Ньютон? (Ньютон)
- Единица массы равная 1000кг – тонна или центнер? (тонна)
- Имеет ли атом ядро? (да)
- Как взаимодействуют одноимённые заряды: притягиваются ил отталкиваются? (отталкиваются).
- Какая единица является единицей длины: литр или метр? (метр)
- Какая из величин векторная – путь или перемещение? (перемещение)
- Какое вещество слабее притягивается магнитом: бумага или сталь? (бумага)
- Какое слово обозначает физическую величину: масса тела или движение? (масса тела)
- Какой буквой обозначается скорость? (v)
- Какой энергией обладает тело поднятое над Землёй – потенциальной или кинетической? (потенциальной)
- Кому по легенде принадлежит возглас «Эврика» прозвучавший вслед за сделанным им открытием: Паскалю или Архимеду? (Архимеду)
- Кто сформулировал закон всемирного тяготения: Ньютон или Галилей? (Ньютон)
- Летательный аппарат аэростат или батискаф? (аэростат)
- Можно ли отнести притяжение всех тел к Земле к проявлению явления Электризации? (нет)
- На столе лежат два кубика одинаковой массы: стальной и деревянный. Объём какого кубика больше? (деревянного)
- Надувной шарик сжали руками, как изменится плотность воздуха внутри шарика? (увеличится)
- Небесное тело притягивающее к себе Землю наиболее сильно: Луна или Солнце? (Солнце)
- Образец единицы какой-либо физической величины – идеал или эталон? (эталон)
- Один кирпич лежит на столе «плашмя», а другой поставлен «торцом». Какой из них оказывает большее давление? (торцом)
- Отрицательно заряженная элементарная частица – протон или электрон? (электрон)
- Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах? (3)
- При равномерном или равноускоренном движении скорость тела постоянна по величине? (при равномерном)
- Прибор для измерении сил: динамометр или манометр? (динамометр)
- Прибор для измерения силы тока: амперметр или вольтметр? (амперметр)
- Притягивается ли Земля к висящему на ветке яблоку? (да)
- Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес – это масса или вес? (вес)
- Сколько килограмм в одной тонне? (1000)
- Сколько спутников у Земли? (один)
- Скорость звука больше в воздухе или в воде? (в воде)
- Теплоход переплывает из реки в море. Глубина его погружения уменьшится или увеличится? (уменьшится)
- Траектория лыжника, прыгающего с трамплина - это кривая линия или ломаная? (кривая)
- Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
- Что идет не двигаясь с места? (время)
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии внешних воздействий – трение или инерция? (инерция)
- Является ли прямолинейным и равномерным движение лифта? (нет)
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии внешних воздействий? (инерция)
- Изменение формы тела? (деформация)
Вопросы по теме:
- Излучение – это явление или материальный объект? (явление)
- Есть ли отличие между молекулами холодного молока и горячего? (нет, все молекулы одного вещества одинаковы)
- Каким прибором измеряют объём жидкости: мензуркой или линейкой? (мензуркой)
- Мельчайшие частицы вещества – молекулы или атомы? (молекулы)
- Назовите три агрегатных состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное)
- Нарушается ли при плавлении порядок частиц в кристаллах? (да)
- Плотность какого олова больше твёрдого или расплавленного? (твёрдого)
- Процесс превращения жидкости в пар (испарение)
- Солнце обогревает поверхность Земли. Какой вид теплопередачи при этом является основным – конвекция или излучение? (излучение)
- Тёплый воздух поднимается вверх или опускается вниз? (поднимается вверх)
- Увеличивается или уменьшается внутренняя энергия пара при конденсации? (уменьшается)
- Чья внутренняя энергия больше при одной и той же массе – холодной воды или горячей (горячей)
- Каким способом происходит теплопередача от утюга к гладильной доске (теплопроводность)
- Каким способом происходит теплопередача от костра к сидящим вокруг туристам (конвекция и излучение)
- Каким способом происходит теплопередача от Солнца к Земле (излучение)
- В какой одежде летом менее жарко – в светлой или в темной (в светлой)
- На сколько градусов нагреется 1 кг воды, если ей сообщить 4200 Дж энергии
(на 1, это определение удельной теплоемкости) - Можно ли в оловянном сосуде расплавить ртуть (да)
- Можно ли расплавить аморфное тело (нет)
- Сколько агрегатных состояний вещества существует? (три)
- Что такое туман (испарения воды, которые висят в воздухе)
- В каком случае испарение произойдет быстрее – в комнате или на улице при одной и той же температуре (на улице)
- На столе стоят стакан и графин с водой. Одинакова ли внутренняя энергия воды в этих сосудах (неизвестно)
- При быстром скольжении вниз по канату можно обжечь руки. Какой способ изменения внутренней энергии этому способствует (работа)
- Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему на ощупь ножницы кажутся холоднее (теплопроводность металла больше)
- Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда его поставили на лед или когда лед положили сверху? (сверху)
- Почему снег, покрытый сажей или грязью, тает быстрее (из-за излучения от Солнца)
- Почему реки и озера нагреваются солнечными лучами медленнее, чем суша (у воды большая удельная теплопроводность)
- Почему рачительные хозяева предпочитают на дачу покупать березовые дрова, а не сосновые? (плотность березы больше, значит, масса больше)
- Назовите 2 вещества, которые можно расплавить в кипящей воде (воск, глицерин, парафин, масло сливочное)
- Чтобы лед быстрее растаял в теплой комнате нужно укутать его куском ваты или оставить просто в открытом сосуде? (в открытом)
- Как влияет испарение на температуру жидкости? (понижается)
- Можно ли вскипятить воду в бумажном стаканчике? (можно)
- Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды той же температуры (больше внутренняя энергия)
- В кастрюле бурно кипит вода. В нее помещают меньшую кастрюлю с водой при 100 С. Закипит ли вода в малой кастрюле (нет)
- Почему коньки скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, кататься не получится? (плавление)
- В какой обуви зимой меньше мерзнут ноги – в просторной или тесной? (в просторной)
- Можно ли термос использовать как холодильник? (да)
- Почему на Севере для измерения уличных температур нельзя использовать ртутные термометры? (ртуть замерзает при -37 и трубка термометра лопнет)
- При выходе из моря после купания мы ощущаем холод, хотя температура воздуха выше температуры воды. Почему? (ветер испаряет воду и кожа охлаждается вместе с остатком воды)
- Сырые дрова горят хуже сухих. Почему? (большая удельная теплоемкость воды)
- В тарелку и стакан налили воду одинаковой массы. Из какого сосуда она испарится быстрее? (из тарелки)
- Единственный металл жидкий при обычной температуре: ртуть или спирт? (ртуть)
- Какова температура кипения воды – ноль градусов или сто градусов Цельсия? (сто)
- Лёд – это физическое тело или вещество? (вещество)
- Где лужа быстрее высохнет: на солнце или в тени? (на солнце)
- Диффузия может происходить в любых телах или только в газах? (в любых)
- Единицей энергии в Международной системе единиц является Ватт или Джоуль? (Джоуль)
- Вы согласны, что объём газа при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по объёму? (нет)
- Огурцы быстрее просаливаются в горячей воде или в холодной? (в горячей)
- Радиаторы отопления устанавливают под окном или над окном? (под окном)
- Что стынет быстрее при одинаковых условиях – жирный суп или чай? (чай)
- В закрытой или открытой кастрюле вода нагревается быстрее (в закрытой)
- В пустыне или в тропиках человек в жару начинает быстрее испытывать жажду?
- В колбе находятся одинаковые массы воды и льда. У какого тела больше внутренняя энергия?
- Чайную и столовую ложку из стали надолго опустили в кипящую воду. Внутренняя энергия какой ложки изменилась больше? (столовой)
- Какие превращения энергии происходят при торможении автомобиля (из кинетической во внутреннюю)
- Почему алюминиевая кружка обжигает губы? (большая теплопроводность металла)
- Когда тяга в трубах лучше – зимой или летом? (зимой)
- В каком чайнике – темном или светлом – вода быстрее закипает? (в темном, он лучше поглощает тепло)
- Можно ли вскипятить кастрюлю воды на спиртовке (нет, кастрюля отдает в окружающую среду много тепла, энергии спиртовки не хватит)
- Можно ли расплавленным металлом заморозить воду? (да, например ртутью)
- Возможно ли такое – тело отдает некоторое количество теплоты окружающим телам, но при этом не охлаждается? (Да, если это тело получает тепло где-то еще)
- Почему нагретые детали в воде охлаждаются быстрее, чем на воздухе? (теплопроводность воды намного больше)
- Зачем водопроводные и канализационные трубы зарывают в землю на значительную глубину? (чтобы, используя низкую теплопроводность грунта, не допустить замерзания в них воды)
- Какой кирпич – сплошной или пористый – лучше обеспечивают теплоизоляцию здания? (пористый, у воздуха плохая теплопроводность, лучше задерживает тепло)
- Почему на холоде у нас мёрзнут нос и уши, а вот глаза не ощущают холода? (Глаза не имеют нервных окончаний)
- Зачем наружные термометры устанавливают обычно на окнах, обращённых на север? (чтобы они не нагревались от Солнечного излучения)
- Если температура в комнате 16°C, то нам не холодно, но если войти в воду, температура которой 20°C, то мы ощущаем довольно сильный холод. Почему? (теплообмен с водой происходит намного быстрее)
- Какой дом теплее – деревянный или каменный, если толщина стен одинаковая? (деревянный)
- Зачем в верхних и нижних частях корпусов проекционных аппаратов, телевизоров, больших электрических фонарей делают отверстия? (чтобы благодаря конвекции горячий воздух замещался холодным и охлаждал прибор)
- С какой целью в северных районах кусты малины пригибают на зиму к земле? (чтобы их засыпало снегом и тогда они не так сильно будут мерзнуть)
- Океанские течения – это пример естественной или искусственной конвекции, (искусственной)
- Как поступают на кухне, чтобы не обжечься о горячую посуду? (используют теплоизоляторы)
Письменные задания для команд
- Смешали воду массой 0,8 кг, имеющую температуру 25 °С, и воду при температуре 100 °С массой 0,2 кг. Температуру полученной смеси измерили, и она оказалась равной 40 °С. Вычислите, какое количество теплоты отдала горячая вода при остывании и получила холодная вода при нагревании. Сравните эти количества теплоты.
- В сосуде содержится 3 л воды при температуре 20 °С. Сколько воды при температуре 45 °С надо добавить в сосуд, чтобы в нём установилась температура 30 °С? Необходимый свободный объём в сосуде имеется. Теплообменом с окружающей средой пренебречь
- По графику определите удельную теплоёмкость образца, если его масса 50 г.
- Металлический цилиндр массой m = 60 г нагрели в кипятке до температуры
t = 100 °С и опустили в воду, масса которой mв = 300 г, а температура
tв = 24 °С. Температура воды и цилиндра стала равной 27 °С. Найти удельную теплоёмкость металла, из которого изготовлен цилиндр. Удельная теплоёмкость воды св = 4200 Дж/(кг К).
Ответы на письменные задания:
- 50400 Дж
- 2 л или 2 кг
- 500 Дж/кг С
- 863 Дж/кг С
Лист самооценки
Фамилия, Имя____________________________________________________________
С каким настроением ты работал на уроке сегодня? | +++ отличное настроение, все понравилось, + не интересно | |
Как ты оцениваешь свою деятельность? | +++ отлично, все получилось ++ хорошо, получалось не все + удовлетворительно, не получилось | |
Я получил оценку за урок Поставь оценку, если она была | ||
Выводы, которые я сделал для себя после урока | +++ я хорошо знаю материал ++ материал в целом знаю, но есть над чем работать + надо бы повторить | |
Оцени работу учителя, по пятибалльной шкале |
Лист самооценки
Фамилия, Имя____________________________________________________________
С каким настроением ты работал на уроке сегодня? | +++ отличное настроение, все понравилось, + не интересно | |
Как ты оцениваешь свою деятельность? | +++ отлично, все получилось ++ хорошо, получалось не все + удовлетворительно, не получилось | |
Я получил оценку за урок Поставь оценку, если она была | ||
Выводы, которые я сделал для себя после урока | +++ я хорошо знаю материал ++ материал в целом знаю, но есть над чем работать + надо бы повторить | |
Оцени работу учителя, по пятибалльной шкале |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе по теме "Тепловые явления"
Дифференцированный урок-зачет...
презентация урока в 8 классе по теме "Тепловые явления"
урок проводится для повторения и закрепления темы "Тепловые явления. Урок проводится по индивидуальной траектории...
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...
Контрольная работа физика 8 класс по теме "Тепловые явления"
Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...
Тест физика 8 класс по теме "Тепловые явления. Способы изменения внутренней энергии""
Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Чеботарева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...
Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»
Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...
Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".
Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...