Методическая разработка урока физики для 8 класса по теме «Тепловые явления – повторение»
презентация к уроку по физике (8 класс)

Непомнящий Сергей Михайлович

Урок предназначен для учащихся 8го класса и может быть использован в качестве обобщительно-повторяющего урока по теме «тепловые явления».

Цели и задачи урока

•         Повторить учебные знания по физике в форме игры;

•         Прививать интерес к физике;

•         Воспитывать внимательность, целеустремлённость;

•         Показывать связь физики с жизнью.

•        Формирование УУД

 

Формируемые УУД:

Предметные (повторить тему «тепловые явления»)

Метапредметные (анализировать ответы одноклассников, формулировать ответы)

Личностные (формирование желания выполнять учебные действия, формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, умение добиваться результата в команде)

 

Тип урока: повторительно-обобщающий

Используемые педагогические технологии:

- Информационно – коммуникационная технология
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Групповые технологии
- Здоровьесберегающие технологии

 

Материально-техническое обеспечение: Компьютер, проектор, колонки (презентация). Листы с вопросами, таймер  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку1.36 МБ
Файл описание урока87.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Слайд 3

СИЛЬНОЕ ЗВЕНО



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока физики для 8 класса по теме

«Тепловые явления – повторение»

Автор: Сергей Михайлович Непомнящий, учитель физики ГБОУ гимназия № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Урок предназначен для учащихся 8го класса и может быть использован в качестве обобщительно-повторяющего урока по теме «тепловые явления».

Программа физика-8, учебник Перышкин А.В. Физика 8 класс. М. Дрофа 2019.

Цели и задачи урока

•         Повторить учебные знания по физике в форме игры;

•         Прививать интерес к физике;

•         Воспитывать внимательность, целеустремлённость;

•         Показывать связь физики с жизнью.

•          Формирование УУД

Формируемые УУД:

Предметные (повторить тему «тепловые явления»)

Метапредметные (анализировать ответы одноклассников, формулировать ответы)

Личностные (формирование желания выполнять учебные действия, формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, умение добиваться результата в команде)

Тип урока: повторительно-обобщающий

Используемые педагогические технологии:

- Информационно – коммуникационная технология
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Групповые технологии
- Здоровьесберегающие технологии

Материально-техническое обеспечение: Компьютер, проектор, колонки (презентация). Листы с вопросами, таймер  https://secundomeronline.ru/taymer/

Библиография

В. И . Лукашик – сборник задач по физике

Г.Н. Степанова – сборник вопросов и задач по физике 7-8

Д.А. Артеменков и др Физика. Задачник 8 класс. Пособие к учебнику СФЕРЫ

https://iralebedeva.ru/physic15.html


Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Игра – повторение материала
  3. Рефлексия

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Способы

поддержки

детской

инициативы

1 этап -

определение идейно-тематического замысла развлечения

Цель:формирование интереса у детей к последующей деятельности.

четкое формулирование темы и идеи

Звучит музыка (На мониторе презентация).

Картинки на экране формируют вопрос – что же мы будем изучать. Через беседу дети формулируют тему, и мы вместе решаем, что будет повторение темы «Тепловые явления»

- Добрый день, сегодня мы с вами поиграем в «Слабое звено», чтобы выяснить, кто лучше понял тему «тепловые явления». Рассказываю правила игры, формирую группы

Дети дают согласие, организуют группы

Сюрпризный момент

Стимулирование детской деятельности

2 этап –

игра

Организация познавательной деятельности

Работа в группах (основная часть урока)

объяснить правила, провести игру, выбрать учащегося, который записывает баллы

Командная работа. Дети по командам (всего из три) выходят вперед и отвечают на вопросы. Раунд длится три минуты. поочерёдно отвечают на вопросы, зарабатывая как можно больше баллов

Оставшиеся две команды письменно отвечают на вопросы на карточках за дополнительные баллы

Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей

Поощрения в виде баллов

Словесные поощрения

Возможность проявить смекалку, самостоятельно выдвигать предположения

Игра - конкурс

Создание ситуации успеха

3 этап-

развязка или финал

Цель: Создание ситуации успеха

максимальное проявления активности всеми участниками развлечения

Итак, лучшая группа, которая набрала больше всего баллов – это …. Им, конечно же, пятерки за урок, но и остальные молодцы, знания проявили, просто не смогли вовремя положить свои ответы в банк

Дети обмениваются впечатлениями

Создание ситуации успеха, поощрение

4 этап - рефлексия

Объяснить принцип самооценки, подведение итогов, выставление оценок

Индивидуальная работа. Заполняют листы самооценки


Приложения

Карточки с вопросами

1 этап - разминка

  1. Ближайшая к Земле звезда? (Солнце)
  2. В ведро или бутылку надо перелить молоко из литровой банки, чтобы его давление на дно стало меньше? (в ведро)
  3. В какой среде свет распространяется быстрее: в воде или воздухе? (в воздухе)
  4. В чем измеряется время в Международной системе единиц (СИ) : в секундах или в часах? (в секундах)
  5. В чём измеряется скорость в Международной системе единиц: в км/ч или в м/с? (в м/с)
  6. Верхний край лопаты, на который надавливают ногой отогнут для того, чтобы увеличить давление или уменьшить? (уменьшить)
  7. Вы согласны с утверждением, что только твёрдые тела состоят из молекул? (нет)
  8. Длина траектории – это путь или перемещение? (путь)
  9. Для измерения атмосферного давления применяют барометр или динамометр? (барометр)
  10. Единица измерения силы в международной системе единиц – Эйнштейн или Ньютон? (Ньютон)
  11. Единица массы равная 1000кг – тонна или центнер? (тонна)
  12. Имеет ли атом ядро? (да)
  13. Как взаимодействуют одноимённые заряды: притягиваются ил отталкиваются? (отталкиваются).
  14. Какая единица является единицей длины: литр или метр? (метр)
  15. Какая из величин векторная – путь или перемещение? (перемещение)
  16. Какое вещество слабее притягивается магнитом: бумага или сталь? (бумага)
  17. Какое слово обозначает физическую величину: масса тела или движение? (масса тела)
  18. Какой буквой обозначается скорость? (v)
  19. Какой энергией обладает тело поднятое над Землёй – потенциальной или кинетической? (потенциальной)
  20. Кому по легенде принадлежит возглас «Эврика» прозвучавший вслед за сделанным им открытием: Паскалю или Архимеду? (Архимеду)
  21. Кто сформулировал закон всемирного тяготения: Ньютон или Галилей? (Ньютон)
  22. Летательный аппарат аэростат или батискаф? (аэростат)
  23. Можно ли отнести притяжение всех тел к Земле к проявлению явления Электризации? (нет)
  24. На столе лежат два кубика одинаковой массы: стальной и деревянный. Объём какого кубика больше? (деревянного)
  25. Надувной шарик сжали руками, как изменится плотность воздуха внутри шарика? (увеличится)
  26. Небесное тело притягивающее к себе Землю наиболее сильно: Луна или Солнце? (Солнце)
  27. Образец единицы какой-либо физической величины – идеал или эталон? (эталон)
  28. Один кирпич лежит на столе «плашмя», а другой поставлен «торцом». Какой из них оказывает большее давление? (торцом)
  29. Отрицательно заряженная элементарная частица – протон или электрон? (электрон)
  30. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах? (3)
  31. При равномерном или равноускоренном движении скорость тела постоянна по величине? (при равномерном)
  32. Прибор для измерении сил: динамометр или манометр? (динамометр)
  33. Прибор для измерения силы тока: амперметр или вольтметр? (амперметр)
  34. Притягивается ли Земля к висящему на ветке яблоку? (да)
  35. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес – это масса или вес? (вес)
  36. Сколько килограмм в одной тонне? (1000)
  37. Сколько спутников у Земли? (один)
  38. Скорость звука больше в воздухе или в воде? (в воде)
  39. Теплоход переплывает из реки в море. Глубина его погружения уменьшится или увеличится? (уменьшится)
  40. Траектория лыжника, прыгающего с трамплина  - это кривая линия или ломаная? (кривая)
  41. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
  42. Что идет не двигаясь с места? (время)
  43. Явление сохранения скорости тела при отсутствии внешних воздействий – трение или инерция? (инерция)
  44. Является ли прямолинейным и равномерным движение лифта? (нет)
  45. Явление сохранения скорости тела при отсутствии внешних воздействий? (инерция)
  46. Изменение формы тела? (деформация)

Вопросы по теме:

  1. Излучение – это явление или материальный объект? (явление)
  2. Есть ли отличие между молекулами холодного молока и горячего? (нет, все молекулы одного вещества одинаковы)
  3. Каким прибором измеряют объём жидкости: мензуркой или линейкой? (мензуркой)
  4. Мельчайшие частицы вещества – молекулы или атомы? (молекулы)
  5. Назовите три агрегатных состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное)
  6. Нарушается ли при плавлении порядок частиц в кристаллах? (да)
  7. Плотность какого олова больше твёрдого  или расплавленного? (твёрдого)
  8. Процесс превращения жидкости в пар (испарение)
  9. Солнце обогревает поверхность Земли. Какой вид теплопередачи при этом является основным – конвекция или излучение? (излучение)
  10. Тёплый воздух поднимается вверх или опускается вниз? (поднимается вверх)
  11. Увеличивается или уменьшается внутренняя энергия пара при конденсации? (уменьшается)
  12. Чья внутренняя энергия больше при одной и той же массе – холодной воды или горячей (горячей)
  13. Каким способом происходит теплопередача от утюга к гладильной доске (теплопроводность)
  14. Каким способом происходит теплопередача от костра к сидящим вокруг туристам (конвекция и излучение)
  15. Каким способом происходит теплопередача от Солнца к Земле (излучение)
  16. В какой одежде летом менее жарко – в светлой или в темной (в светлой)
  17. На сколько градусов нагреется 1 кг воды, если ей сообщить 4200 Дж энергии
    (на 1, это определение удельной теплоемкости)
  18. Можно ли в оловянном сосуде расплавить ртуть (да)
  19. Можно ли расплавить аморфное тело (нет)
  20. Сколько агрегатных состояний вещества существует? (три)
  21. Что такое туман (испарения воды, которые висят в воздухе)
  22. В каком случае испарение произойдет быстрее – в комнате или на улице при одной и той же температуре (на улице)
  23. На столе стоят стакан и графин с водой. Одинакова ли внутренняя энергия воды в этих сосудах (неизвестно)
  24. При быстром скольжении вниз по канату можно обжечь руки. Какой способ изменения внутренней энергии этому способствует (работа)
  25. Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему на ощупь ножницы кажутся холоднее (теплопроводность металла больше)
  26. Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда его поставили на лед или когда лед положили сверху? (сверху)
  27. Почему снег, покрытый сажей или грязью, тает быстрее (из-за излучения от Солнца)
  28. Почему реки и озера нагреваются солнечными лучами медленнее, чем суша (у воды большая удельная теплопроводность)
  29. Почему рачительные хозяева предпочитают на дачу покупать березовые дрова, а не сосновые? (плотность березы больше, значит, масса больше)
  30. Назовите 2 вещества, которые можно расплавить в кипящей воде (воск, глицерин, парафин, масло сливочное)
  31. Чтобы лед быстрее растаял в теплой комнате нужно укутать его куском ваты или оставить просто в открытом сосуде? (в открытом)
  32. Как влияет испарение на температуру жидкости? (понижается)
  33. Можно ли вскипятить воду в бумажном стаканчике? (можно)
  34. Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды той же температуры (больше внутренняя энергия)
  35. В кастрюле бурно кипит вода. В нее помещают меньшую кастрюлю с водой при 100 С. Закипит ли вода в малой кастрюле (нет)
  36. Почему коньки скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, кататься не получится? (плавление)
  37. В какой обуви зимой меньше мерзнут ноги – в просторной или тесной? (в просторной)
  38. Можно ли термос использовать как холодильник? (да)
  39. Почему на Севере для измерения уличных температур нельзя использовать ртутные термометры? (ртуть замерзает при -37 и трубка термометра лопнет)
  40. При выходе из моря после купания мы ощущаем холод, хотя температура воздуха выше температуры воды. Почему? (ветер испаряет воду и кожа охлаждается вместе с остатком воды)
  41. Сырые дрова горят хуже сухих. Почему? (большая удельная теплоемкость воды)
  42. В тарелку и стакан налили воду одинаковой массы. Из какого сосуда она испарится быстрее? (из тарелки)
  43. Единственный металл жидкий при обычной температуре: ртуть или спирт? (ртуть)
  44. Какова температура кипения воды – ноль градусов или сто градусов Цельсия? (сто)
  45. Лёд – это физическое тело или вещество? (вещество)
  46. Где лужа быстрее высохнет: на солнце или в тени? (на солнце)
  47. Диффузия может происходить в любых телах или только в газах? (в любых)
  48. Единицей энергии в Международной системе единиц является Ватт или Джоуль? (Джоуль)
  49. Вы согласны, что объём газа при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по объёму? (нет)
  50. Огурцы быстрее просаливаются в горячей воде или в холодной? (в горячей)
  51. Радиаторы отопления устанавливают под окном или над окном? (под окном)
  52. Что стынет быстрее при одинаковых условиях – жирный суп или чай? (чай)
  53. В закрытой или открытой кастрюле вода нагревается быстрее (в закрытой)
  54. В пустыне или в тропиках человек в жару начинает быстрее испытывать жажду?
  55. В колбе находятся одинаковые массы воды и льда. У какого тела больше внутренняя энергия?
  56. Чайную и столовую ложку из стали надолго опустили в кипящую воду. Внутренняя энергия какой ложки изменилась больше? (столовой)
  57. Какие превращения энергии происходят при торможении автомобиля (из кинетической во внутреннюю)
  58. Почему алюминиевая кружка обжигает губы? (большая теплопроводность металла)
  59. Когда тяга в трубах лучше – зимой или летом? (зимой)
  60. В каком чайнике – темном или светлом – вода быстрее закипает? (в темном, он лучше поглощает тепло)
  61. Можно ли вскипятить кастрюлю воды на спиртовке (нет, кастрюля отдает в окружающую среду много тепла, энергии спиртовки не хватит)
  62. Можно ли расплавленным металлом заморозить воду? (да, например ртутью)
  63. Возможно ли такое – тело отдает некоторое количество теплоты окружающим телам, но при этом не охлаждается? (Да, если это тело получает тепло где-то еще)
  64. Почему нагретые детали в воде охлаждаются быстрее, чем на воздухе? (теплопроводность воды намного больше)
  65. Зачем водопроводные и канализационные трубы зарывают в землю на значительную глубину?  (чтобы, используя низкую теплопроводность грунта, не допустить замерзания в них воды)
  66. Какой кирпич – сплошной или пористый – лучше обеспечивают теплоизоляцию здания? (пористый, у воздуха плохая теплопроводность, лучше задерживает тепло)
  67. Почему на холоде у нас мёрзнут нос и уши, а вот глаза не ощущают холода? (Глаза не имеют нервных окончаний)
  68. Зачем наружные термометры устанавливают обычно на окнах, обращённых на север? (чтобы они не нагревались от Солнечного излучения)
  69. Если температура в комнате 16°C, то нам не холодно, но если войти в воду, температура которой 20°C, то мы ощущаем довольно сильный холод. Почему? (теплообмен с водой происходит намного быстрее)
  70.  Какой дом теплее – деревянный или каменный, если толщина стен одинаковая? (деревянный)
  71.  Зачем в верхних и нижних частях корпусов проекционных аппаратов, телевизоров, больших электрических фонарей делают отверстия? (чтобы благодаря конвекции горячий воздух замещался холодным и охлаждал прибор)
  72.  С какой целью в северных районах кусты малины пригибают на зиму к земле? (чтобы их засыпало снегом и тогда они не так сильно будут мерзнуть)
  73.  Океанские течения – это пример естественной или искусственной конвекции,  (искусственной)
  74.  Как поступают на кухне, чтобы не обжечься о горячую посуду? (используют теплоизоляторы)


Письменные задания для команд

  1. Смешали воду массой 0,8 кг, имеющую температуру 25 °С, и воду при температуре 100 °С массой 0,2 кг. Температуру полученной смеси измерили, и она оказалась равной 40 °С. Вычислите, какое количество теплоты отдала горячая вода при остывании и получила холодная вода при нагревании. Сравните эти количества теплоты.
  2. В сосуде содержится 3 л воды при температуре 20 °С. Сколько воды при температуре 45 °С надо добавить в сосуд, чтобы в нём установилась температура 30 °С? Необходимый свободный объём в сосуде имеется. Теплообменом с окружающей средой пренебречь
  3. По графику определите удельную теплоёмкость образца, если его масса 50 г.

  1. Металлический цилиндр массой m = 60 г нагрели в кипятке до температуры 
    t = 100 °С и опустили в воду, масса которой mв = 300 г, а температура
     tв = 24 °С. Температура воды и цилиндра стала равной  27 °С. Найти удельную теплоёмкость металла, из которого изготовлен цилиндр. Удельная теплоёмкость воды св = 4200 Дж/(кг К).


Ответы на письменные задания:

  1. 50400 Дж
  2. 2 л или 2 кг
  3. 500 Дж/кг С
  4. 863 Дж/кг С


Лист самооценки

Фамилия, Имя____________________________________________________________

С каким настроением ты работал на уроке сегодня?

+++ отличное настроение, все понравилось,
++ не очень интересно,

+ не интересно

Как ты оцениваешь свою деятельность?

+++ отлично, все получилось

++ хорошо, получалось не все

+ удовлетворительно, не получилось

Я получил оценку за урок

Поставь оценку, если она была

Выводы, которые я сделал для себя после урока

+++ я хорошо знаю материал

++ материал в целом знаю, но есть над чем работать

+ надо бы повторить

Оцени работу учителя, по пятибалльной шкале

Лист самооценки

Фамилия, Имя____________________________________________________________

С каким настроением ты работал на уроке сегодня?

+++ отличное настроение, все понравилось,
++ не очень интересно,

+ не интересно

Как ты оцениваешь свою деятельность?

+++ отлично, все получилось

++ хорошо, получалось не все

+ удовлетворительно, не получилось

Я получил оценку за урок

Поставь оценку, если она была

Выводы, которые я сделал для себя после урока

+++ я хорошо знаю материал

++ материал в целом знаю, но есть над чем работать

+ надо бы повторить

Оцени работу учителя, по пятибалльной шкале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по теме "Тепловые явления"

Дифференцированный урок-зачет...

презентация урока в 8 классе по теме "Тепловые явления"

урок проводится для повторения и закрепления темы "Тепловые явления. Урок проводится по индивидуальной траектории...

Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"

Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...

Контрольная работа физика 8 класс по теме "Тепловые явления"

Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...

Тест физика 8 класс по теме "Тепловые явления. Способы изменения внутренней энергии""

Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Чеботарева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...

Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".

Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...