Технологическая карта урока: Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление
план-конспект урока по физике (8 класс)
При разработке урока были применены здоровьесберегающие технологии. При планировании содержания учебного материала и нагрузки учитывались особенности и потребности, обучающихся с ОВЗ. Урок написан в соответствии с адаптированной программой для детей с задержкой в развитии. Объём учебного материала дозирован, работа на уроке способствует развитию различных УУД. Так же в рамках профилактики утомляемости применяются разные виды деятельности, которые сменяют друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
При разработке урока были применены здоровьесберегающие технологии. При планировании содержания учебного материала и нагрузки учитывались особенности и потребности, обучающихся с ОВЗ. Урок написан в соответствии с адаптированной программой для детей с задержкой в развитии. Объём учебного материала дозирован, работа на уроке способствует развитию различных УУД. Так же в рамках профилактики утомляемости применяются разные виды деятельности, которые сменяют друг друга.
Учитель: Шапиров Рашид Закарьевич
Предмет: физика
Класс: 8
Базовый учебник: А. В. Перышкин, «Физика 8»
Тема: Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
Задачи урока:
Образовательные:
- Формирование понятия удельного сопротивления проводника.
- Формирование умения определять сопротивление проводника при помощи электроизмерительных приборов и объяснение результатов физического опыта.
- Закрепление умения учащихся работать с учебной литературой и справочником.
- Систематизация информации путем составления конспекта.
Развивающие:
- Стимулировать познавательную активность учеников и интерес к предмету.
- Развивать наблюдательность, самостоятельность.
- Способствовать развитию мышления учащихся посредством логических учебных действий.
- Развивать умения правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал
- Формировать умения анализировать полученную информацию.
- Видеть причинно – следственные связи.
Воспитательные:
- Способствовать развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей
- Воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках.
- Способствовать формированию способностей в принятии совместного решения.
- Развивать самостоятельность, ответственность.
- Формировать навыки работы в группах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, оборудование для проведения физического эксперимента (на каждый стол учащихся):
1). Амперметр
2). Вольтметр
3). Два резистора на 2 Ом
4). Выключатель рычажный
5). Источник тока на 4,5 В
6). Соединительные проводники 7 шт.
7). Прибор для демонстрации зависимости проводника от его длины, сечения и материала (один на весь класс).
8). Справочник с таблицами.
Технологии, методы: ИКТ;
1.Здоровьесберегающие технологии
2.Проблемное обучение. (Постановка проблемы, выдвижение гипотез обучающимися, проверка гипотез на практике).
3.Поисково – исследовательский метод. ( Проблема, самостоятельное исследование, исследование через фронтальный эксперимент, формирование вывода)
4.Элементы традиционного обучения.
5.Работа в группах.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||||||||||||||||
1.Организационный момент | ||||||||||||||||||||||||
Формирование самооценки готовности к уроку. | Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку. Демонстрирует доброжелательное отношение к детям. Создать эмоциональный настрой к совместной деятельности на уроке | Отвечают на приветствие учителя Приветствуют друг друга улыбками. Слушают, настраиваются на работу. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала. | |||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока | ||||||||||||||||||||||||
У. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Напоминаю, для дальнейшей работы вам необходима рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка и учебник. О чем же мы будем говорить сегодня? Для начала предлагаю вам отгадать загадку: Бегу, бегу по проводам, И нет меня быстрее! Тепло и свет несу я вам, И делать все умею! Сегодня мы продолжим изучать основные физические величины, влияющие на силу электрического тока в проводнике. Нам предстоит экспериментальным путем выяснить, от чего они зависят. Великий китайский философ Конфуций сказал «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Но, мы, то с вами помним, что эксперимент – основной метод познания в физике. | Объявляет тему урока, формулирует его цели и настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграф к уроку (создает эмоциональный настрой на восприятие нового материала). Постановка проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении целей урока. | Выделение существенной информации из слов | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. | ||||||||||||||||||
3.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||
Для повторения изученного ранее материала давайте вспомним: 1. Что называют электрическим током? 2. Какими физическими величинами его характеризуют количественно? 3. На предыдущем уроке мы выяснили, что является причиной сопротивления проводника. Назовите ее. Затем 3 учащихся вызываются к доске отвечать на вопросы о силе тока, напряжении и сопротивлении по плану. Примерные вопросы для одного из опрашиваемых: 1. Что показывает сила тока (напряжение, сопротивление)? 2. Какой буквой она (-оно) обозначается, по какой формуле рассчитывается? 3. Как называется единица измерения силы тока (напряжения, сопротивления)? 4. Как называется прибор для измерения силы тока (напряжения, сопротивления)? 5. Каким способом он включается в цепь? Как обозначается в схеме эл. цепи? Далее учитель предлагает учащимся устно решить графическую задачу: по графику зависимости силы тока от напряжения необходимо сравнить сопротивления трех проводников. (Использование электронного приложения [3]) | Беседует по вопросам. Даёт задания обучающимся. Осуществляет индивидуальный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения, проводит параллель с ранее изученным материалом | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении решения качественных задач, предложенных учителем. | Компетенция обучающихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя, работа с рисунком, с символами. | Самоконтроль. Взаимоконтроль выполнения задания в парах | Регуляция учебной деятельности | |||||||||||||||||
4.Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||||||||||||||||||||||
Графическое задание еще раз напомнило нам о том, что сила тока в проводнике определяется не только напряжением на концах проводника, но и его сопротивлением. Далее учитель демонстрирует настольную электрическую лампу переменной мощности. Вращая ручку регулятора светимости, педагог показывает разные режимы работы лампы. Затем проводится подобный эксперимент с магнитофоном: демонстрируется возможность изменять громкость звука. Ребята, как вы думаете, что происходит в данных электрических цепях при изменении светимости и громкости? Учитель акцентирует внимание на том, что приборы работают при одинаковом напряжении, предлагает объяснить результат эксперимента и вспомнить, не проявляется ли такая же ситуация у каждого дома. А как вы думаете, от чего зависит сопротивление проводника, и как его можно изменять? Учащиеся выдвигают различные гипотезы для ответа на поставленный вопрос. Задает вопрос: «Какую цель на уроке мы должны поставить, исходя из результатов наших наблюдений и рассуждений? Какие задачи нам необходимо решить?». У. Выясним: от чего зависит сопротивление проводника? | Создание проблемной ситуации для активизации познавательного процесса и условий для успешного усвоения нового материала. Учитель проводит демонстрационный эксперимент и обозначает перед обучающимися проблему. | Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Учащиеся анализируют демонстрационный эксперимент и предлагают пути решения поставленной проблемы. | Формирование умения наблюдать, делать выводы, Исследовать, сравнивать, пользоваться физическими терминами, участвовать в диалоге. | Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Обсуждают эксперимент прилагают усилия на решение поставленных вопросов, участвуют в диалоге по предложенным вопросам | Координация усилий по решению учебной задачи, учитывать мнения других при диалоге договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности | Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, работать в коллективе. Самоконтроль и взаимоконтроль Контроль правильности ответов обучающихся | Умение внимательно слушать, осмысленно читать, организовать себя, планировать, корректировать свои действия в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | |||||||||||||||||
Физминутка | Проводит занятие по устранению физических нагрузок опорно-двигательного аппарата | Выполняют упражнения по устранению нагрузок опорно-двигательного аппарата. | ||||||||||||||||||||||
5. Практикум | ||||||||||||||||||||||||
Среди задач, поставленных вами, была озвучена следующая задача: «Выяснить, от чего зависит сопротивление проводника». Сейчас вам предоставляется возможность самостоятельно экспериментально решить поставленную задачу каждый индивидуально, сделать выводы и поделиться выводами со всем классом. Для этого предоставляются для исследования наборы приборов. Каждый обучающиеся должен решить поставленную задачу при помощи данного экспериментального оборудования, провести эксперимент и проанализировать его результаты. Затем составить отчет по результатам проведенной работы.
| Ставит проблему, определяет путь и этапы работы с ЭОР, побуждает к поиску путей решения поставленной проблемы. Проводит инструктаж по ТБ. Контролирует работу групп. Проверяет правильность сборки электрической цепи | Умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Оформляют результат в произвольной форме, читают конспект, учебник, получают консультацию учителя ,готовят краткое выступление 1.Слушают рекомендации учителя для выполнения практического задания. 2.Выполняют 6 практических заданий по группам. 3. Делают выводы по результатам выполнения каждого задания в группах. 4. Обобщают результаты выполненных экспериментов и формулируют общий вывод. 5.Представляют результаты своей экспериментальной работы всему классу при помощи интерактивной доски и демонстрации своей экспериментальной установки. 6. Фиксируют вывод в тетради: «Сопротивление проводника зависит от длины проводника, площади его поперечного сечения и материала. Чем больше длина проводника, тем больше сопротивление. Чем больше площадь поперечного сечения, тем меньше сопротивление»7.Слушают объяснение учителя об удельном сопротивлении и выполняют записи в тетрадях. 8.Анализируют формулу для расчѐта сопротивления проводника и убеждаются в правильности сделанных выводов. 9.Устанавливают единицы измерения удельного сопротивления. 10.Воспринимают информацию. 10.Работают с таблицей удельного сопротивления (учебник) и отвечают на вопросы учителя. Построение по предложенному алгоритму речевого высказывания в устной форме. Выделение существенной информации оформление результатов творческой, коллективной работы. | Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Участвуют в работе группы, сотрудничают при решении учебных задач. Обсуждают результаты других групп фронтально.. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, понимать на слух ответы обучающихся. Умение оказать и принять помощь. | Умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, работать по коллективно составленному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Понимание заданий, планирование деятельности. Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль . | Умение готовить выступление ,слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Обсуждение, дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля | ||||||||||||||||||
6. Проверка полученных результатов. Коррекция. | ||||||||||||||||||||||||
У. К каким выводам вы пришли? Отчет по опыту № 1: Сила тока проводника при постоянном напряжении остается неизменным на любом участке цепи. Отчет по опыту № 2: Длина проводника увеличилась в 2 раза и сопротивление проводника увеличилось в 2 раза. Отчет по опыту № 3: Сопротивление проводника обратно пропорционально площади его поперечного сечения. Какой общий вывод можно сделать? Для того, чтобы характеризовать материал по способности ограничивать силу тока в электрических цепях вводят такое понятие как «удельное сопротивление» (обозначение «ρ»). Для каждого вещества определено значение удельного сопротивления. Вводит понятие удельного сопротивления: Сопротивление проводника из данного вещества длиной 1метр, площадью поперечного сечения 1 квадратный миллиметр называется удельным сопротивлением проводника. С учетом сделанных вами выводов привожу формулу расчета электрического сопротивления. (Использование электронного приложения [3]) | Создание ситуации творчества. Помощь в систематизации знаний. Контроль за выполнением задания. Помощь учащимся, у которых возникли затруднения. Корректирует формулировку выводов. Формулирует понятие и физический смысл удельного сопротивления. Организует проверку полученных результатов и закрепление полученных знаний. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Формулируют выводы и выявляют закономерности. Формулируют конечный результат своей работы. | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания заданий. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. | |||||||||||||||||
7. Закрепление материала | ||||||||||||||||||||||||
Предлагает учащимся поработать с таблицей удельного сопротивления некоторых веществ и ответить на вопросы: 1.В каких единицах измерения представлены значения удельного сопротивления в таблице? 2.Какое вещество имеет наибольшее удельное сопротивление? 3.Какое вещество имеет наименьшее удельное сопротивление? 4.Какое вещество используется в проводах линий электропередач? Почему? 5.Чему равно удельное сопротивление алюминия? Что означает эта запись в таблице? 6.Чему равно удельное сопротивление меди? Что означает эта запись? | Помощь в систематизации знаний. Проведение закрепления материала. Контроль за выполнением задания. Организует самостоятельную работу учащихся с учебником. | Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера | Закрепление знаний, полученных на уроке. Построение речевого высказывания в устной форме. | Участвуют в диалоге с учителем и в обсуждении ответов на вопросы . | Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументированно отстаивать свою точку зрения | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля | |||||||||||||||||
8. Подведение итогов. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||
Обобщить знания по теме урока. Оценить достижения учеников. Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности Приведите в порядок свои рабочие места. Предлагает продолжить следующие фразы: сегодня я узнала… было интересно… было трудно… я выполняла задания… я поняла, что… теперь я могу… я почувствовала, что… я приобрела… я научилась… | Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения, объяснить результаты эксперимента, поставленного в начале урока с использованием новой терминологии, сделать выводы. Сообщает оценки за урок. Проводит рефлексию, анализирует | Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Корректируют выдвинутые предположения по результатам первичного эксперимента. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний. | Умение делать выводы | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Учащиеся проводят самоанализ деятельности, продолжая одну из предложенных фраз, саморегуляцию эмоционального состояния | Умение проводить самоанализ деятельности, продолжая одну из предложенных фраз | |||||||||||||||||
9. Домашнее задание. | ||||||||||||||||||||||||
Сообщает учащимся домашнее задание: 1.§43,45; упр. 20 № 2 (в) Благодарит учащихся за плодотворный совместный труд. Заключительное слово учителя: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Так сказал древний китайский философ Конфуций. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Список литературы для учителя:
1.Рабочие программы. Физика.7-9классы: учебно-методическое пособие/сост.Е.Н. Тихонова.-2-е изд.,стереоти.-М.:Дрофа,2013.-398.
2. Физика.8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС./ А.В.Перышкин.- М.: Дрофа,2013.
3. Электронное приложение к учебнику Физика8 класс/Перышкин А.В.- издательство «Дрофа»
4. Физика.7-9 класс. Сборник вопросов и задач. Учебное пособие. Вертикаль. ФГОС.-М.:Дрофа,2014
5. Физика. 8класс: тесты/ Н.К.Ханнанов, Т.А.Ханнанова.- М.:Дрофа,2011
6. Физика. 8 класс: дидактические материалы/ Марон А.Е., Марон Е.А. - М.: Дрофа, 2013
7. Проектирование урока по физике с позиции формирования универсальных учебных действий. Автор Кукина Е. Л. (материалы Всероссийский интернет-семинар 10 сентября - 15 октября 2013. "УУД как основа построения целостного образовательно-воспитательного процесса") - периодическое издание НАУКОГРАД. г.Томск
8. «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»,И.М.Логинова, Г.Л. Копотева ,- М.: «Управление начальной школы»,№12,2011год.
9. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов, Чернобай Е. В. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8 классе. "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"
Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. ...
Урок в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление"
Урок в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление", презентация, конспект, задания группам, тестовая проверочная работа по теме "Расчет сопротивления проводников. Удель...
Урок по физике в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление."
Урок построен по технологической карте ФГОС в разделе предполагаемых образовательных результатов. Частично теоретический материал и интерактивный эксперимент взят с сайта "Класс!ная физ...
Урок по теме: "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"
Урок по физике в 8 классе....
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...
План урока и презентация " Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление проводника"
план урока и презентация...