Урок в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Урок в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление", презентация, конспект, задания группам, тестовая проверочная работа по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление", задания для проверки домашней работы, лист контроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_gruppam.doc | 94 КБ |
конспект урока | 45.5 КБ |
list_kontrolya.doc | 298.5 КБ |
proverka_domashnego_zadaniya.doc | 40 КБ |
proverochnyy_test_2.doc | 68.5 КБ |
struktura_moe_.doc | 101.5 КБ |
soprotivlenie.ppt | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Группа 1
Зависимость сопротивления от длины проводника
- Собираем цепь из нихромовой проволоки (R) длиной 3м, лампочки, амперметра, вольтметра, ключа.
- Измеряем силу тока и напряжение на проволоке.
- Определяем сопротивление по закону Ома.
- Заменим проволоку на другую, длина которой меньше(возьмем длину 1 м).
- Определяем сопротивление нового участка по закону Ома.
- Все данные внести в таблицу
- Ответьте на вопросы:
- Как изменилась сила тока?
- Как изменилось сопротивление?
- Зависит ли сопротивление от длины проводника?
№ опыта | I, А | U, В | R, Ом | L,м. Длина проводника |
1 | ||||
2 |
- Сделайте вывод.
Группа 2
Зависимость сопротивления от толщины проводника
- Собираем цепь из нихромовой проволоки (R), лампочки, амперметра, вольтметра, ключа.
- Измеряем силу тока и напряжение на проволоке.
- Определяем сопротивление по закону Ома.
- Заменим проволоку на другую, меньшего сечения
- Определяем сопротивление нового участка по закону Ома.
- Все данные внести в таблицу
- Ответьте на вопросы:
- Как изменилась сила тока?
- Как изменилось сопротивление?
- Зависит ли сопротивление участка цепи от площади поперечного сечения проводника?
№ | I, А | U, В | R.Ом | S,мм2, площадь поперечного сечения |
1 | ||||
3 |
- Сделайте вывод.
Группа 3
Зависимость сопротивления от рода вещества
- Собираем цепь из нихромовой проволоки (R), лампочки, амперметра, вольтметра, ключа.
- Измеряем силу тока и напряжение на проволоке.
- Определяем сопротивление по закону Ома.
- Заменим нихромовую проволоку на железную таких же размеров.
- Определяем сопротивление нового участка по закону Ома.
- Все данные внести в таблицу
- Ответьте на вопросы:
- как изменилась сила тока?
- как изменилось сопротивление?
- зависит ли сопротивление от рода вещества?
№ | I, А | U, В | R,Ом | Род вещества |
1 | ||||
2 |
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок изучения новой темы
Тема урока: «Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление»
ФИО (полностью) | Вахрушев Максим Юрьевич | |
Место работы | МОБУ «Алексинская средняя общеобразовательная школа» Волховского района | |
Должность | Учитель физики | |
Предмет | Физика | |
Класс | 8 | |
Тема и номер урока в теме | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление, 25 урок в теме «Электрические явления». | |
Базовый учебник | Учебник: А.В. Перышкин Физика. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., - М.: Дрофа, 2010 |
- Цель урока: закрепить навыки решения практических задач, ввести понятие удельного сопротивления, рассмотреть от каких величин зависит сопротивление проводников.
9. Задачи:
Образовательная:
- Создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, применять свои знания в новой ситуации,
- формировать навыки работы с приборами,
- умение решать расчетные, экспериментальные задачи.
- Установить зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен.
- закрепление практических умений по сборке электрических цепей, пользования амперметром и вольтметром для измерения параметров электрической цепи;
Развивающая:
- Развивать элементы творческого поиска на основе приема обобщения знаний,
- умение анализировать,
- наблюдать,
- собирать электрические цепи,
- чертить схемы,
- развивать навыки практической работы,
- развивать интерес к предмету путём выполнения разных заданий.
Воспитательная:
- приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю;
- воспитывать чувство сопереживания за товарищей;
- формировать познавательный интерес к физике.
.
- Тип урока: изучение новой темы.
- Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, комплект лабораторного оборудования каждой группе.
- Структура и ход урока
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ№1
1. Сила тока в проводнике ….
А. Обратно пропорциональна напряжению на его концах.
Б. Больше напряжения на его концах.
В. Равна напряжению на его концах.
Г. Меньше напряжения на его концах.
Д. Прямо пропорциональна напряжению на его концах.
2. На графике представлены зависимости силы тока от напряжения для нескольких резисторов. Сопротивление какого из них самое большое?
А. 1
Б. 2
В. 3
Г. Сопротивление всех резисторов
одинаковое.
3. Напряжение на концах проводника уменьшили в 2 раза, а время прохождения тока оставили без изменения. Изменилась ли сила тока в цепи?
А. Уменьшилась в 2 раза. Б. Увеличилась в 2 раза.
В. Не изменилась.
4. На рисунке изображен график зависимости силы тока от напряжения. Определите по графику силу тока при напряжении 12В.
А. 0,6А. Б. 0,5А. В. 0,4А.
Г. 0,3А. Д. 0,2А. Е. 0,1А.
5. Определите по графику, при каком напряжении сила тока равна 0,5А.
А. 18В. Б. 17В. В. 16В. Г. 15В. Д. 14В. Е. 13В.
ВАРИАНТ№2
1. Сила тока в цепи зависит ….
А. Только от свойств проводника.
Б. Только от напряжения на концах проводника.
В. От напряжения и свойств проводника.
Г. От времени, в течение которого идет ток.
2. На графике представлена зависимость силы тока от напряжения для нескольких резисторов. Сопротивление какого из них самое малое?
А. Сопротивление всех резисторов одинаковое.
Б. 1
В. 2
Г. 3
3. Напряжение на концах проводника не изменяли, а время прохождения тока увеличили в 2 раза. Изменилась ли сила тока в цепи?
А. Уменьшилась в 2 раза. Б. Увеличилась в 2 раза.
В. Не изменилась
4. На рисунке изображен график зависимости силы тока от напряжения. Определите по графику силу тока при напряжении 60В.
А. 5А. Б. 10А. В. 15А.
Г. 2,5А. Д. 7,5А.
5. . Определите по графику, при каком напряжении сила тока равна 12,5А.
А. 120В. Б. 110В. В. 100В. Г. 90В. Д. 80В.
Предварительный просмотр:
Вариант I
Часть 1
- Сопротивление проводника зависит от
- приложенного к нему напряжения
- от силы тока и приложенного напряжения
- от материала проводника
- от длины, площади поперечного сечения и материала проводника
- Удельное сопротивление никелина равно 0,4 . Это означает, что
- сопротивление никелинового проводника длиной 0,4 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм2 равно 1 Ом
- сопротивление никелинового проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм2 равно 0,4 Ом
- сопротивление никелинового проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 0,4 мм2 равно 1 Ом
- сопротивление никелинового проводника длиной 0,1 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм2 равно 0,4 Ом
- Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить в 2 раза?
- увеличится в 2 раза 3) не изменится
- уменьшится в 2 раза 4) станет равным нулю
- Как изменится сила электрического тока, протекающего по проводнику, если уменьшить в 2 раза напряжение на его концах, а площадь поперечного сечения проводника увеличить в 2 раза?
- не изменится 3) увеличится в 2 раза
- уменьшится в 2 раза 4) увеличится в 4 раз
- Медный провод имеет длину 240 см и площадь поперечного сечения 0,2 мм2. Вычислите сопротивление этого провода.
1) 0,204 Ом 2) 0,816 Ом 3) 2,04 Ом 4) 28,23 Ом
- Для плавного изменения силы тока нужно использовать
- Выключатель 3) рычажный реостат
- ползунковый реостат 4) амперметр
- Какой длины нужно взять никелиновую проволоку сечением 0,2 мм2 для изготовления реостата сопротивлением 20 Ом?
1) 5 м 2) 10 м 3) 15 м 4) 20 М
Часть 2
- Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Физические величины Формула
А) сила тока 1)
Б) напряжение 2)
В) сопротивление 3)
4)
5)
А | Б | В |
- Где используются эти устройства? В каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Применение Устройство
А) для измерения напряжения 1) реостат
Б) для измерения силы тока 2) вольтметр
В) для регулирования силы тока 3) гальванометр
4) амперметр
5) электроскоп
А | Б | В |
Вариант II
Часть 1
- Сравните сопротивление двух медных проволок одинаковой толщины, если первая из них короче второй
- их сопротивления одинаковы
- сопротивление первой проволоки меньше, чем второй
- сопротивление первой проволоки больше, чем второй
- сопротивление второй проволоки меньше, чем первой
- Сравните сопротивление двух константановых проволок одинаковой длины, если первая из них тоньше второй
- их сопротивления одинаковы
- сопротивление первой проволоки меньше, чем второй
- сопротивление первой проволоки больше, чем второй
- сопротивление второй проволоки больше, чем первой
- Сравните сопротивление двух проволок одинаковой длины и толщины
- их сопротивления одинаковы
- сопротивление первой проволоки меньше, чем второй
- сопротивление первой проволоки больше, чем второй
- их сопротивления сравнить невозможно
- Что показывает удельное сопротивление
- чему равно сопротивление любого проводника
- чему равно сопротивление проводника длиной 1 м
- чему равно сопротивление проводника площадью поперечного сечения 1 м2 и длиной 1 м
- чему равно сопротивление проводника площадью поперечного сечения 1 м2
- По какой формуле можно рассчитать длину проводника?
1) 3)
2) 4)
- Удельное сопротивление золота равно 0,024 . Что это означает?
- сопротивление золотого проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм2 равно 0,024 Ом
- сопротивление золотого проводника площадью поперечного сечения 1 мм2 равно 0,024 Ом
- сопротивление золотого проводника равно 0,024 Ом
- сопротивление золотого проводника длиной 1 м равно 0,024 Ом
- Какая связь существует между удельным сопротивлением вещества и его свойством проводить электричество?
- чем больше удельное сопротивление, тем лучше вещество проводит электричество
- чем меньше удельное сопротивление, тем лучше вещество проводит электричество
- чем больше удельное сопротивление, тем хуже вещество проводит электричество
- свойство проводить электричество не зависит от удельного сопротивления проводника
Часть 2
- Установите соответствие между физическими величинами и их обозначениями.
В каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Физические величины Обозначения
А) удельное сопротивление 1)
Б) сопротивление 2) А
В) плотность вещества 3) I
4) R
А | Б | В |
- Установите соответствие между элементами цепи и их функциями. В каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Элементы цепи Функции
А) гальванический элемент 1) измеряет напряжение
Б) реостат 2) регулирует силу тока
В) вольтметр 3) измеряет силу тока
4) создает электрическое поле
А | Б | В |
Таблицы ответов:
Вариант I
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 341 | 241 |
Вариант II
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 141 | 421 |
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока | Задача этапа | Время | Содержание УВМ данного этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Контроль |
1 | Организационный Момент | Подготовка учащихся к работе на уроке | 1 | Знакомство учащихся с ходом урока | Знакомство учащихся с ходом урока | Нацеливание на работу | |
2 | Проверка домашнего задания | Установить правильность и осознанность выполнения д.з. | 6 | Учащиеся выполняют задания аналогичные тем, которые были в домашней работе в специальных тетрадях для домашних работ | Проверка наличия д.з. Дает задания на листочках аналогичные домашней работе | Решают у доски те задачи, с которым возникли вопросы. Выполняют задания | Взаимопроверка, Ответы на экране |
3 | Этап всесторонней проверки знаний | Проверить знания учащихся, выявив пробелы. Стимулировать к овладению рациональными приемами учения | Физический диктант Наиболее подготовленный ученик решает с обратной стороны доски и по его записям осуществляется взаимопроверка | Вспомним закон Ома для участка цепи. Напишем физический диктант по теме «Электрическая цепь и её составляющие» Критерии оценки: 0 ошибок – 5 1,2 ошибки – 4 3,4 ошибки – 3 5 и более - 2 | Запись закона, расшифровка обозначений. Учащиеся работают самостоятельно с заданиями на экране. Выставляют оценки в лист самоконтроля | Взаимопроверка | |
4 | Этап подготовки к активному усвоению нового материала | Организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению | Сообщение темы нового материала. Выработка совместно с учащимися цели урока. | На предыдущем уроке мы выяснили, что является причиной сопротивления проводника. Назовите её. Вспомним методы измерения сопротивления проводников | 1. Электрическое поле положительных ионов действует на электроны и уменьшает их скорость. В результате уменьшается сила тока, увеличивается сопротивление проводника. 2. Электрическое поле, созданное электронами, тоже влияет на соседние электроны, уменьшая их скорость, а значит и уменьшает силу тока, увеличивает сопротивление проводника.
(зарисовывают схему в тетрадях) | ||
5 | Этап усвоения новых знаний | Восприятие, осознание и первичная систематизация на качественном и количественном уровне. Выработка соответствующих ЗУНов на основе приобретаемых знаний | Класс разбивается на три группы, в каждой группе по 3 человека. (данный урок проводился в классе, где присутствовало 10 человек), если групп больше , то некоторые эксперименты повторяютя | Выясним: от чего зависит сопротивление проводника? Выясним зависимость от длины проводника. Выясним зависимость от толщины (площади сечения). Выясним зависимость от вида материала. Контролирует работу групп. Предупреждает о технике безопасности. Проверяет правильность сборки электрической цепи К каким выводам пришли ? Отчет группы № 1 Отчет группы № 2 Отчет группы № 3 Делаем общий вывод: Вывод расчетной формулы Сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника. Вводим понятие удельного сопротивления: Сопротивление проводника из данного вещества длиной 1метр, площадью поперечного сечения 1 квадратный миллиметр называется удельным сопротивлением проводника. | Выдвигают гипотезы Ожидаемый ответ: длина, материал, толщина (площадь поперечного сечения) Работа I группы по исследованию зависимости сопротивления от длины проводника Работа II группы по исследованию зависимости сопротивления проводника от площади сечения Работа III группы по исследованию зависимости сопротивления проводника от вида материала Проводят эксперименты, заносят все полученные данные в таблицу, делают выводы. Все результаты, выводы вносят в полученную карточку. Сила тока увеличилась, при уменьшении длины проводника, напряжение осталось прежним. Следовательно: сопротивление зависит от длины проводника. Сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения: чем больше площадь, тем меньше сопротивление (и наоборот, чем меньше площадь сечения проводника, тем больше сопротивление). Сопротивление проводника зависит от рода вещества (материала), из которого он изготовлен. Предлагают зависимости (делают выводы по пройденным практическим работам). Записывают формулу | Контроль полученных выводов | |
6 | Этап закрепления новых знаний
| Установить усвоены или нет содержание новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные проблемы | Решение задач (слайд ) Выполнение теста. Тест на листочках | Вызываем желающего к доске Задача представлена на экране Проверочная работа. Тест по теме «Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление» | Решают вместе, кто решил, выполняет следующее задание Выполняют тест в тетради, Ставят оценку за тест в лист контроля, | Оценка выставляется, тому кто работал у доски тест проверяя-ют обменявшись тетрадями | |
7 | Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Разъяснение методики выполнения д.з. подведение итогов урока (оценки) | Запись д.з. Слайд | Прочитать П. 45, 46, упражнение 20 № 2 (а), 4. Задачи на применение формул Выставляем оценки за тест в лист самоконтроля , ставим итоговую оценку за урок | Записывают задания в дневник Ставят итоговую оценку | Оценка за урок (всего в листе самоконтроля 2 оценки, ставим среднее арифметическое ) | |
8 | Рефлексия | Осознание учащимися способов деятельности, обнаружение смысловых особенностей |
| Формулирует выводы по уроку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление" для 8 класса.
Урок изучения новой темы с использованием поисково-исследовательского метода.Для усиления наглядности материала разработано мультимедийное приложение к уроку....
Физика. 8 класс. Перышкин А.В. Урок "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление"
Урок физики в 8 классе (по учебнику Физика. 8 класс. Перышкин А.В.) по теме "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление" с применением ЦОР...
Урок физики в 8 классе. "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"
Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. ...
Урок по физике в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление."
Урок построен по технологической карте ФГОС в разделе предполагаемых образовательных результатов. Частично теоретический материал и интерактивный эксперимент взят с сайта "Класс!ная физ...
Урок физики в 8 классе «Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление»
Форма урока: Организация исследовательской и поисковой деятельности учащихся на уроке....
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...
План урока и презентация " Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление проводника"
план урока и презентация...