План урока и презентация " Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление проводника"
план-конспект урока по физике (8 класс)
план урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raschet_soprotivleniya_provodnika._udelnoe_soprotivlenie.doc | 746.5 КБ |
raschyot_soprotivlenie_provodnika.1.pptx | 738.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Современный урок физики в рамках ФГОС
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Невельска»
Фамилия, имя, отчество учителя: Мондич Евгения Викторовна
Название УМК: Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - 6-е издание.- М.: Дрофа, 2018
Предмет: физика
Класс: 8
Тема урока: Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока - смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)
Цели урока:
Образовательные:
- создание условий для экспериментального определения зависимости сопротивления проводника от его параметров;
- формирования первоначального представления учащихся об удельном сопротивлении материала проводника;
- формирования умения определять сопротивление проводника при помощи электроизмерительных приборов;
- формирования навыков объяснять результаты физического опыта и применять полученные знания при решении практических задач.
Развивающие:
- сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
- развивать умение анализировать учебный материал;
- развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
Воспитательные:
- воспитать умения и навыки коллективной работы;
- содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, линейка, ключ, исследуемые
проводники , соединительные провода, компьютер, проектор.
- Планируемые результаты:
- личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
- метапредметные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- развитие ИКТ–компетенции.
- Предметные -
- умение формулировать понятие удельного сопротивления;
- знать/называть единицы измерения удельного сопротивления в различных системах единиц измерения;
- умение наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о сопротивлении проводника;
- умение записывать формулу для вычисления сопротивления проводника;
- умение рассчитывать сопротивление, силу тока и напряжение по известным параметрам проводника;
- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
- приобретение опыта простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.
План урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Объяснение нового материала
- Решение задач
- Подведение итогов урока
- Постановка домашнего задания
- Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время (в мин.) | ||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | |||||
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте учебник, тетрадь, ручки, карандаши и дневник. Итак, начнем сегодняшний урок. Сегодня мы познакомимся с новой физической величиной, научимся её рассчитывать. Прошу вас быть на уроке внимательными, активными, помогать учителю и друг другу. | Проверяют свою готовность к уроку Принять цели познавательной деятельности | Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | 2 | ||
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | |||||
1. Что такое сила тока? Кокой буквой она обозначается? 2. По какой формуле рассчитывается сила тока? 3. Как называется единица измерения силы тока? Как она обозначается? 4. Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается на схемах? 5. По какой формуле находится электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, если известны сила тока и время его прохождения? 6. Что такое электрическое напряжение? Кокой буквой оно обозначается? 7. По какой формуле рассчитывается электрическое напряжение? 8. Как называется единица измерения напряжения? Как она обозначается? 9. Как называется прибор для измерения электрического напряжения? Как он обозначается на схемах? 10. Какими правилами следует руководствоваться при включении вольтметра в цепь? 11. Какова зависимость силы тока от напряжения? 12. Как обозначается электрическое сопротивление? 13. Как зависит сила тока от сопротивления? 14. Сформулируйте закон Ома для участка цепи | Ученики отвечают на вопросы учителя | Умение выражать мысли (К). Планирование (Р). ППостроение логической цепи (П). | 10 | ||
III. Объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма | |||||
Мы знаем, что причиной сопротивления проводника является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки. Разные проводники обладают различным сопротивлением из – за различия в строении их кристаллической решетки, из – за разной длины и площади поперечного сечения. Значит можно предположить, что сопротивление проводника зависит от его длины и площади поперечного сечения, и от вещества, из которого он изготовлен.( 2слайд презентации) Проведем опыт: Силу тока в цепи измеряют амперметром, напряжение – вольтметром. Зная эти параметры и используя закон Ома можно определить сопротивление каждого из проводников. В цепь источника тока по очереди включают различные проводники: 1.один проводник, 2. два проводника Делаем вывод: Длина проводника увеличилась в 2 раза и сопротивление проводника увеличилось в 2 раза ( 3и 4 слайд презентации) 3. увеличиваем площадь поперечного сечения проводника Делаем вывод: Сопротивление проводника обратно пропорционально площади его поперечного сечения ( 5 и 6 слайд презентации) 4. нихромовую и стальную проволоки одинаковой длины и толщины. Делаем вывод: Сопротивление проводника зависит от материала, из которого изготовлен проводник. ( 7 и 8 слайд презентации) Выводы( 9 слайд презентации) Зависимость сопротивления проводника от его размеров и вещества, из которого изготовлен проводник, впервые на опытах изучил Георг Ом. Он установил, что сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от его вещества проводника. ( 10 слайд презентации) Как учесть зависимость сопротивления от вещества, из которого изготовляют проводник? Для этого вычисляют так называемое удельное сопротивление вещества. Удельное сопротивление – это физическая величина, которая определяет сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м2.
Единица удельного сопротивления в системе СИ является 1 Ом *м, или ( 11 и 12 слайд презентации) Опытным путем было установлено, что у металлов удельное сопротивление с повышением температуры увеличивается. Из всех металлов наименьшим удельным сопротивление обладают серебро и медь. Следовательно, серебро и медь – лучшие проводники электричества. При проводке электрических цепей используют алюминиевые, медные и железные провода. Во многих случаях бывают нужны приборы, имеющие большое сопротивление. Их изготавливают из специально созданных сплавов – веществ с большим удельным сопротивлением. Например, как видно из таблицы 8( стр 130 учебника), сплав нихром имеет удельное сопротивление почти в 40 раз больше, чем алюминий. Фарфор и эбонит имеют такое большое удельное сопротивление, что почти совсем не проводят электрический ток, их используют в качестве изоляторов. ( 13 слайд презентации) | Записывают в тетради | Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К). Рефлексия способов и условий действия (П). | 13 | ||
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции. | |||||
Экспериментальное задание: «Выяснить, от чего зависит сопротивление проводника». Сейчас вам предоставляется возможность самостоятельно экспериментально решить поставленную задачу в группах, сделать выводы и поделиться выводами со всем классом. Для этого трем группам предоставляются наборы приборов. Каждая из этих групп должна выбрать способ решения поставленной задачи при помощи данного экспериментального оборудования, провести эксперимент и проанализировать его результаты. Затем составить отчет по результатам проведенной работы. I группа исследует зависимость сопротивления от длины проводника II группа исследует зависимость сопротивления проводника от площади сечения. III группа исследует зависимость сопротивления проводника от вида материала проводника. К каким выводам вы пришли? Решение задач ( 15-19 слайд презентации) | Выполнение экспериментального задания, составление отчета и проведение опыта. Отчет группы № 1: Сила тока увеличивается, при уменьшении длины проводника, напряжение осталось прежним. Следовательно: сопротивление зависит от длины проводника. Во сколько раз больше длина проводника, во столько раз меньше сила тока, а значит больше сопротивление. Отчет группы № 2: Сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения: во сколько раз больше площадь, во столько раз меньше сопротивление (и наоборот, чем меньше площадь сечения проводника, тем больше сопротивление). Отчет группы № 3: Сопротивление проводника зависит от рода вещества (материала), из которого он изготовлен. Выполняют упражнение. | Оценивание усваиваемого содержания (Л). | 15 | ||
V. Итог урока (рефлексия деятельности) . Подведение итогов. Выставление оценок. Дом. задание Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | |||||
1 Какую тему мы изучили на уроке? 2. Как зависит сопротивление проводника от длины, площади его поперечного сечения, вещества? 3.В каких единицах измерения представлены значения удельного сопротивления в таблице? 4.Какое вещество имеет наибольшее удельное сопротивление? 5.Какое вещество используется в проводах линий электропередач? Почему? 6.Чему равно удельное сопротивление алюминия? Что означает эта запись в таблице? 7.Чему равно удельное сопротивление меди? Что означает эта запись? Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Прочитать § 45.46, выполнить упражнение 30(1.2) | Учащиеся дают ответы на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Анализируют работу на уроке через самооценку. Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К). | 5 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
R 1 А V Причиной сопротивления проводника является взаимодействие электронов с ионами кристаллической решетки металла. Можно предположить, что сопротивление проводника зависит от : 1 длины проводника 2 площади поперечного сечения проводника 3 вещества из которого он изготовлен
Как на опыте проверить зависимость сопротивления проводника от его длины?
R 1 А V R 2 Вывод: Длина проводника увеличилась в 2 раза и сопротивление проводника увеличилось в 2 раза. R~ L Проведем опыт
Как на опыте проверить зависимость сопротивления проводника от его площади поперечного сечения ?
Проведем опыт R 1 А V R 3 Вывод: Сопротивление проводника обратно пропорционально площади его поперечного сечения R~ 1 /S
Как вы думаете, одинаково ли сопротивление проводников одинаковой толщины и длины, но сделанных из разного материала?
Проведем опыт R 1 А V R 4 А V Нихром Сталь Вывод: Сопротивление проводника зависит от материала, из которого изготовлен проводник. 4
Чем длиннее проводник, тем больше его сопротивление . Чем толще проводник, тем меньше его сопротивление . Сопротивления проводников одинаковой длины и толщины могут быть различны, в зависимости от вещества . Выводы
Георг Ом 1787—1854 Зависимость сопротивления проводника от его размеров и вещества впервые на опытах изучил Георг Ом. Сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника
Удельное сопротивление Удельное сопротивление обозначается буквой Удельное сопротивление проводника — это сопротивление проводника из данного вещества с площадью поперечного сечения 1 и длиной 1 м. Вещество Серебро 0,016 Медь 0,017 Золото 0,024 Алюминий 0,028 Вольфрам 0,055 Железо 0,1 Нихром (сплав) Фарфор Эбонит 10 19
Расчет сопротивления и единицы измерения l S
Удельное электрическое сопротивление некоторых веществ ( при t=20 C) Вещество Серебро 0,016 Медь 0,017 Золото 0,024 Алюминий 0,028 Вольфрам 0,055 Железо 0,1 Нихром (сплав) Фарфор Эбонит 10 19
Решение задач
Железный провод длиной 250 м имеет площадь поперечного сечения 2 . Найдите сопротивление данного провода. Дано: Вещество Серебро 0,016 Медь 0,017 Золото 0,024 Вольфрам 0,055 Железо 0,1 Фарфор Эбонит Ответ: 12,5 Ом
Какое напряжение должно быть на эбонитовом диске толщиной 1 мм, чтобы через него прошел ток в 1 мкА? Диаметр диска составляет 1 см. Дано: СИ Вещество Серебро 0,016 Медь 0,017 Золото 0,024 Вольфрам 0,055 Железо 0,1 Фарфор Эбонит Вещество Серебро 0,016 Медь 0,017 Золото 0,024 Вольфрам 0,055 Железо 0,1 Фарфор Эбонит
Какое напряжение должно быть на эбонитовом диске толщиной 1 мм, чтобы через него прошел ток в 1 мкА? Диаметр диска составляет 1 см. Большой адронный коллайдер в Женеве. Протяженность составляет около 27 км
У какого из медных проводников сопротивление больше и во сколько раз, если: А). Площадь сечения проводов одинакова, а длина одного провода в 3 раза больше другого? Б) Длина проводов одинакова, а площадь сечения второго больше первого в 2,5 раза? 1 Решение задач 2 Проволоку согнули пополам и включили в сеть. Как изменилось сопротивление проводника?
Длина медного провода 200 м, площадь поперечного сечения 2 мм 2 . Чему равно сопротивление такого проводника? Никелиновый провод длиной 50 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм 2 включён в электрическую цепь с напряжением 220 В. Определите силу тока в этой цепи? 3 4
Основные выводы Сопротивление проводника прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади поперечного сечения и зависит от вещества. Удельное сопротивление проводника — это сопротивление проводника из данного вещества с площадью поперечного сечения 1 и длиной 1 м. Площадь поперечного сечения проводника для удобства измеряют в квадратных миллиметрах , поэтому удельное сопротивление проводника имеет соответствующие единицы измерения .
Домашнее задание: § 45, 46 упр 30 (1.2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8 классе. "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"
Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. ...
Урок в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление"
Урок в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление", презентация, конспект, задания группам, тестовая проверочная работа по теме "Расчет сопротивления проводников. Удель...
Урок по физике в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление."
Урок построен по технологической карте ФГОС в разделе предполагаемых образовательных результатов. Частично теоретический материал и интерактивный эксперимент взят с сайта "Класс!ная физ...
Урок по теме: "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"
Урок по физике в 8 классе....
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...
Урок физики в 8 классе по теме: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление».
Разработка открытого урока для аттестации на 1 категорию....