Урок физики по теме «Давление» в 7 классе
презентация к уроку по физике (7 класс)

Юмова Зинаида Жимбиевна

Урок физики по теме «Давление»  (7 класс) изучения нового материала с первичным закреплением с использованием интерактивного оборудования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_davlenie_7_kl_yuzzh.docx203.33 КБ
Файл davlenie.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Иволгинское районное управление образования

МОУ «Оронгойская средняя общеобразовательная  

школа им. Н.Г.Балдано»

разработка

урока физики по теме «Давление». 7 класс

Урок изучения нового материала с первичным закреплением

 с использованием интерактивного оборудования

Урок составила: учитель физики

Юмова Зинаида Жимбиевна

Оронгой-    2018 г

Сценарий урока

Давление твердых тел. Единицы давления.

 Цель  урока: развитие интересов и способностей учащихся на основе изучения темы «Давление твердых тел».                                     

 Задачи:        - обучающие:

сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления; ввести понятие силы давления; сформировать умения рассчитывать давление твердых тел аналитически и практически; научить применять знания в жизни.

-развивающие

продолжить  развивать речь, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы.

  -воспитательные

 содействовать развитию познавательного интереса и коммуникативной компетентности; Способствовать формированию культуры умственного труда; культуры межличностного общения через организацию работы в группах и публичного выступления

 Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала

 Формы работы учащихся: заполнение конспекта, выполнение виртуальных экспериментов, решение задач.

 Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с мультимедийной системой, весы напольные, бумага в клеточку, линейка, спичечный коробок, карточки с заданиями, презентация.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ИКТ, наблюдение, решение задач.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:                                                                                                     Таблица 1.

Этап урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Реализуемые УУД

1.

Мотивация.

3-4 мин.

 Мотивировать обучающихся к изучению темы.

Задает проблемные вопросы:

1.Представьте, что папа с сыном идут по рыхлому снегу. Кому и почему идти труднее?

2.Теперь представьте, что папа встал на лыжи, а сын продолжает идти в сапогах. Кому и почему теперь идти труднее?

3. А почему папе стало легче, то изменилось у папы?

Отвечают на вопросы учителя.

1. Папе идти труднее, так как папа проваливается глубже, т.к. папа тяжелее.

2. Теперь папе идти легче, т.к. он не будет проваливаться в снег.

3. У папы изменилась площадь опоры.(площадь лыж больше площади сапог)

Психологическая готовность и эмоциональная настроенность учащихся на работу.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии

2-3 мин

Формулировка темы урока.

Сформулировать цель урока

Послушайте несколько высказываний:

- на человека оказывали психологическое давление.

- у больного повысилось давление;

- давление падает, наверно, будет дождь;

- защитники не выдержали давления нападающих;

- тонкий каблук женских туфель может произвести очень большое давление;

Что общего в этих высказываниях?

Верно, но это слово использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл. Сегодня мы с вами рассмотрим один из случаев – про идти на лыжах и идти на сапогах.

Тема урока «Давление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления». Наша цель-?

Внимательно слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос: везде употребляется слово «давление».

Записывают тему урока в тетрадях.

Цели: Изучить понятие давление, как определить, примеры (дают ответы)

Актуализированные знания об опорных понятиях, необходимых для освоения нового учебного материала.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

III Выявление места и причины затруднения

4-5 мин

1) Организовать фиксацию места где возникло затруднение.

2) организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для объяснения или формулировки

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

Откройте учебники, смотрите на рис.1

сканирование0001

Составьте рассказ по рисунку

Почему, надев лыжи можно ходить по рыхлому снегу, а без лыж человек может  проваливаться? Какой же из этого можно сделать вывод? От чего же зависит результат действия силы?

Для получения ответа на вопрос, решим два номера №360, 361 из сборника задач Лукашик В.И. на стр.41, но в «361 немного изменим условие: вместо 78 кг возьмем 48 кг.

Ученики отвечают-

Дают свои версии

Вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

Учащиеся записывают условие задач, сравнивают решение.

Обнаружение учениками своей некомпетентности в новой теме.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

4.

Первичное усвоение материала.

7-8 мин

Ввести понятие давления, единицы измерения давления.

Показать зависимость давления от силы давления и площади опоры.

Выяснить способы увеличения и уменьшения давления.

Демонстрирует интерактивное задание мультимедиа (Давление единицы давления: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5249-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/  из коллекции ЦОР)

Обращение к  классу:

При изучении новой физической величины мы с вами всегда даем характеристику физической величине.

Начинаем:

Пункт 1.

Задание классу. Дайте определение давления и единицы давления с предыдущего урока.

  Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.

  Давление - величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует.

Пункт 2. Как обозначается давление? Единица давления-?

Пункт 3. Как определить давление?

Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.

Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности.

Пункт 4. Возвращаемся к решению задач №360, 361. При одинаковой силе на опору давление зависит от площади опоры.

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..

Чтобы уменьшить давление следует…..

Пункт 5. За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1  перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: .  Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Воспринимают материал и делают записи в тетрадях (определение давления, формулы для его вычисления, единиц измерения давления)

Вспоминают, что входит в характеристику физической величины.

Ответ: определение.

Формулируют определение.

Ответ: обозначение буквой .

Помогают ответами

Обучающиеся делают выводы.

Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры.

Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления.

Кратные и дольные единицы измерения:

  1 кПа = 1000 Па                

 1 Па = 0,001 кПа

  1 МПа = 1000000 Па        

  1 Па = 0,000001 МПа

  1 мПа = 0,001 Па                

 1 Па = 1000 мПа

Учебные:

сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.

Развитие коммуникативных способностей

1 мин

Для разрядки напряжения на уроке

Физкультминутка

     Раз, два, три, четыре.

     Руки выше, руки шире.

     Поворот направо, влево –

     Все мы делаем умело.

     Одну ногу поднимаем,

     Этим площадь уменьшаем.

     А давление растет.

Выполняют  упражнения

У учащихся проходит напряженность

5. Осознание и осмысление.

7 мин.

Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации.

 Создавать взаимообучение

Пункт 5.  Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на 4 группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 7 минут.

Перед вами 4 бруска, имеющие одинаковые размеры форму прямоугольного параллелепипеда. Объемы у всех брусков одинаковы и площадь поверхности соприкосновения со столом также одинаковы. Сейчас вы должны определить, какой из этих брусков оказывает большее давление на стол. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Известно, что  площадь поверхности соприкосновения со столом S=a*b=4см*2,5см=10см2=10/10000=0,001м2.

Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.

Какой вывод можно сделать из этих данных?

Пункт 6.  Посмотрите на рисунки на следующих слайдах. Вы можете видеть примеры увеличения и уменьшения давления.

Подумайте, когда тело оказывает большее давление?

Вопрос классу: Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.

Класс делится на 4 групп. Каждой группе дается один из 4 брусков (деревянный, оловянный, алюминиевый, пластмассовый).

Делают расчеты в тетрадях; выбирают выступающего. решают практическую задачу на вычисление силы, давления,

При помощи интерактивной модели «Зависимость давления от силы и площади» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c27bbaf8-db87-48ed-8fed-7affc9db4358/view/

Приводят примеры.

Творческое применение знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися при изучении новой темы.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

6. Систематизация и обобщение.

6 мин

Проверить усвоение материала, выявить пробелы в понимании материала.

Молодцы! Отлично поработали!

Быстро пробежал урок.

Давайте подведем итог.

Весь урок мы говорили.

Многое мы повторили,

В тетрадку взором посмотрите

И наш урок восстановите.

Сейчас попробуйте опять

Все тесты написать на 5!

А сейчас я предлагаю вам проверить вашу память и написать небольшой тест. Возьмите и подпишите листочки. На выполнение теста вам дается 6 минут. Время пошло.

Время прошло. Поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте работы. На следующем слайде показаны правильные ответы теста. Оцените работы друг друга. Критерии оценивания следующие: за три правильных ответа- 5, за два – 4, за один – 3. Проверим, кто какие оценки получил (поднятием руки).

Берут и подписывают листочки.

Меняются листочками и проверяют. Ставят оценки.

Регулятивные: самоконтроль; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Навыки работы с литературой, разными источниками информации

7. Домашнее задание.

2-3 мин

Объявить домашнее задание. Обеспечить самоопределение учащихся в выборе домашнего задания

Обязательное домашнее задание – прочитать §33,34, ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи индивидуального домашнего задания, количество задач и их номера вы определяете сами.

Дополнительное домашнее задание – найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей; подготовить доклад о жизни и деятельности Блеза Паскаля.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник, тянут карточки с задачами

Самостоятельный выбор и осмысление учащимися характера и содержания домашней работы

8.

Рефлексия.

3 мин

Подвести итоги урока.

Учитель раздает карточки для заполнения «ПМИ (плюсы, минусы, интерес)»

Беседа по вопросам:

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
  • Достигнута ли наша цель?
  • Что нового Вы узнали на уроке?
  • Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?
  • Отметьте положительные моменты урока.
  • Что можно было сделать еще лучше?

В заключении  учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке  и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Обучающиеся рефлексируют  и анализируют  деятельность на уроке.

Ученики осмыслили результаты своей работы на уроке, оценили себя как субъектов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давление

Слайд 2

Когда тело оказывает большее давление? Два одинаковых стакана стоят на столе. Один дном кверху, другой – дном книзу …

Слайд 3

Когда тело оказывает большее давление? Когда человек идет, опираясь на тросточку, или когда идет без нее?

Слайд 4

Когда тело оказывает большее давление? Два одинакового веса колеса имеют одинаковую ширину шины, но диаметр одного колеса больше другого …

Слайд 5

Когда тело оказывает большее давление? Когда человек сидит на кровати или когда он лежит на ней…

Слайд 6

На какой картине правильно оказывают помощь?

Слайд 7

Когда тело оказывает большее давление?

Слайд 8

Когда тело оказывает большее давление?

Слайд 9

Когда тело оказывает большее давление?

Слайд 10

Тест Вариант 1 Вариант 2 1.Единицы измерения давления в СИ: А.) кг Б.) Па В.) Н Г.) км/с Давление принято обозначать буквой: А.) t Б.) F В.) g Г.) p 2. Физическое тело, площадь которого 0,3 м 2 , оказывает на опору давление 1600 Па. Определите силу тяжести. А.) 1920 Н Б.) 480 Н В.) 600Н Г) 0,00004 Н 2. Физическое тело, площадь которого 0,6 м 2 , оказывает на опору давление 1600 Па. Определите силу тяжести. А.) 960 Н Б.) 10 Н В.) 3000Н Г.) 0,00002 Н 3. Сколько в 1 Па килопаскалей ? А .) 10 Б.) 1000 В .) 0,001 Г.) 0,1 3. Сколько в 1 кПа паскалей? А .) 10 Б.) 1000 В .) 0,001 Г.) 0,1

Слайд 11

Правильные ответы теста Вариант 1 Вариант 2 1.Единицы измерения давления в СИ: А.) кг Б.) Па В.) Н Г.) км/с Давление принято обозначать буквой: А.) t Б.) F В.) g Г.) p 2. Физическое тело, площадь которого 0,3 м 2 , оказывает на опору давление 1600 Па. Определите силу тяжести. А.) 1920 Н Б.) 480 Н В.) 600Н Г) 0,00004 Н 2. Физическое тело, площадь которого 0,6 м 2 , оказывает на опору давление 1600 Па. Определите силу тяжести. А.) 960 Н Б.) 10 Н В.) 3000Н Г.) 0,00002 Н 3. Сколько в 1 Па килопаскалей ? А.) 10 Б.) 1000 В.) 0,001 Г.) 0,1 3. Сколько в 1 кПа паскалей? А.) 10 Б.) 1000 В.) 0,001 Г.) 0,1

Слайд 12

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок-аукцион по теме "Давление" 7 класс

Данный урок позволяет повторить. систематизировать и закрепить знания по теме: "Давление твердых тел. жидкостей и газов"....

Конспект урока физики по теме "Электростатика". 10 класс

Урок обобщает знания учащихся по теме "Электростатика", развивает навыки решения экспериментальных задач, расчетных и качественных задач по предложенной теме, развивает устную речь учащихся и коммуник...

Урок физики по теме "Давление в жидкости и газе" 7 класс

Урок разработан в логике системно-деятельностного подхода. УМК Перышкин А.В....

Урок физики по теме"Давление"

Конспект урока, инструктивная карточка, презентация по теме"давление"...

Урок - обобщения на тему "Давление" 7 класс.

Сценарий урока, предусматривает несколько вариантов проведения занятия и презентация в помощь учителю....

Урок физики по теме «Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин» 7 класс

Имя урока - « Планете имя – Океан »Урок  изучения нового материала по теме«Давление на дне морей и океанов. Исследование  морских глубин» 7 классЦель:  Соз...

Презентация к уроку физики по теме "Давление"

Развитие естественно- научной грамотности -одно из приоритетных направлений в образовании...