Урок физики по теме «Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин» 7 класс
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Щетинина Вера Николаевна

Имя урока - « Планете имя – Океан »

Урок  изучения нового материала по теме

«Давление на дне морей и океанов. Исследование  морских глубин» 7 класс

Цель:  Создать условия для успешного знакомства обучающихся с явлением гидростатическое давление и  показать применение физических знаний на практике.

     Задачи урока:

  • Вспомнить понятие «гидростатическое давление»,  от каких физических величин оно зависит; 
  • развивать мыслительные операции: синтез, индукцию; воображение обучающихся;
  • познакомить детей с профессиями связанными с освоением морских глубин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики по теме

«Давление на дне морей и океанов. Исследование  морских глубин» 7 класс

        

                             

Имя урока - « Планете имя – Океан »

Урок  изучения нового материала по теме

«Давление на дне морей и океанов. Исследование  морских глубин» 7 класс

Цель:  Создать условия для успешного знакомства обучающихся с явлением гидростатическое давление и  показать применение физических знаний на практике.

     Задачи урока:

  • Вспомнить понятие «гидростатическое давление»,  от каких физических величин оно зависит;  
  • развивать мыслительные операции: синтез, индукцию; воображение обучающихся;
  • познакомить детей с профессиями связанными с освоением морских глубин.

   

 Оборудование урока:  высокий сосуд с водой, деревянный кружок, картонный  человек – водолаз,  стакан.

 Мультимедийное сопровождение урока:

 презентация к уроку «Планете имя – Океан», видеосюжет Программы «Вести» от 11.02.11года.

Ход урока:

1. Организационный момент)- 0,5 мин.

  1. Актуализация знаний- 3 мин
  • Беседа учителя с учащимися:

Слайд № 1

Вы когда – нибудь ходили по лужам в резиновых сапогах? Что ощущали? А глубина погружения ноги в воду и была-то всего несколько сантиметров!!!

Слайд № 2

Причина -  действие в газах и жидкостях закона Паскаля, который звучит…

Слайд № 3

Мы научились рассчитывать  гидростатическое давление.  Вспомните его формулу и поясните, от каких именно физических величин оно зависит? 

Слайд № 4

  • Вступительное слово учителя:

        Из космоса наша Земля кажется голубой планетой. И не только потому, что большую ее часть окутывают облака, отливающиеся голубоватым светом под лучами Солнца, но и потому  что большую часть поверхности планеты образуют океана и моря, они - то и кажутся синими. Общая их площадь превышает территорию суши в 2,5 раза, слой океанской воды в среднем составляет 4 км. Не случайно древние люди представляли Землю плавающую в океане на трех кита.  Так много воды на планете, что ученые предлагают даже выделить ее в отдельную земную оболочку - океаносферу.

Моря и океаны хранят в своих глубинах множество тайн и богатств. Говорят, что в этих водах столько золота, что каждого человека на Земле можно сделать миллионером. Однако как только будет найден дешевый промышленный метод извлечения золота из морской воды, оно в значительной степени потеряет свою стоимость.

Нельзя сказать, что людям надоело жить на суше  или места вдруг стало катастрофически не хватать, но мысли о переселении в океан манят все сильнее. А как человек может жить под водой?

Слайд № 5  Тема урока: «Исследование морских глубин»- 0,5 мин

Слайд № 6 – 1 мин

Цель урока:

Сегодня цель нашего урока рассмотреть вопрос о возможностях исследования  морских глубин, основываясь на знаниях о гидростатическом давлении.  

Наши задачи:

  1. Найти на географической карте и назвать самые глубокие моря и океаны, рассчитать давление на дно самой глубокой впадины.
  2. Используя знания о гидростатическом давлении, объяснить с физической точки отличительные признаки обитателей морских глубин.
  3. Узнать, как человек может дышать, находясь под водой, что такое акваланг, чем отличается батискаф от батисферы.
  4. А еще не забыть, что мы тоже живем в краю озер и рек и узнать об их тайнах глубин.
  5. Узнать какая аппаратура используется сегодня для изучения глубин.
  • Изучение нового материала – 35 мин.

 Работа учащихся с учебником и тем дополнительным материалом, который принесли группы в качестве домашнего задания. Время подготовки 5-7 мин. Выступления до 3 мин.

1) Задания группам:

1.Найти на географической карте и назвать самые глубокие моря и океаны.

2. № 86  Вычислите давление воды на дно Марианской впадины, глубина которой 11 022 м. Плотность морской воды считать равной 1030 кг/м3.

(Ответ: 11352660 Па ≈ 113,5 М Па)

3. Кто живет в океанских глубинах? Как их организмы  приспособлены к такой жизни?

        

4. Каким образом человек может дышать, находясь под водой? На какую глубину погружался человек без аппаратов? Что препятствует погружению людей таким образом?

 

5. Изобретение, устройство, предназначение акваланга.

Почему в акваланге используется не обычный, а сжатый воздух?

         

6. Изобретение, устройство, предназначение батисферы.

7. Изобретение, устройство, предназначение батискафа.

Чем отличается батискаф от батисферы?

8. Рассказать о глубине озер Пеновского края.

Вступительное слово учителя перед выступлением каждой группы:

  • Глубина морей и океанов в отдельных местах настолько велика, что высочайшие горные хребты и отдельные вершины скрылись бы целиком под водой, если бы каким-либо путём удалось погрузить эти горы в морскую пучину.

1группа  Назовите и покажите самые глубокие моря и океаны. 

Слайд № 8. Выступление  группы.

  • В морской глубине существуют особые условия. Там царствует мрак, так как солнечный свет, постепенно угасая, совершенно исчезает на глубине 180 м. Там достаточно холодно и существует огромное давление воды.  А как его можно рассчитать?

  2 группа  Решение задачи вычислению  давления воды на дно Марианской впадины 

Работа группы на доске, учащихся класса в тетрадях.

  • Кто живет в океанских глубинах? Как их организм приспособлен к такой жизни?

3 группа  Сообщение группы по теме.

Слайд № 9

  • Погружаться под воду люди начали достаточно давно. Уже в 4 тысячелетии до нашей эры находились смельчаки, которые ныряли в бездну, чтобы добыть кораллы. Так же известны случаи, когда  воины под водой выстраивали целые искусственные рифы для  вражеского судна или же совершали другие мелкие шалости, например, обрезали якоря.  

Опыт. Ловкий водолаз. На поверхности   воды в высоком сосуде  плавает   деревянный кружок, а на нём стоит картонный  человек - водолаз… Накрывают  стаканом фигурку и медленно погружают  в воду, а затем поднимают.  Водолаз остаётся сухим. Объясните.

Где применяется  этот  опыт? В воздушных   колоколах. Что представляет собой воздушный колокол? Если верить преданиям, то первым спустился  под воду в таком колоколе Александр  Македонский.

Каким образом человек может дышать, находясь под водой? На какую глубину погружался человек без аппаратов? Что препятствует погружению людей таким образом?

4 группа  Сообщение группы по теме.

Слайд № 10

  • Куски дерева, опущенные на глубину 5 км, уплотняются таким давлением настолько, что после этого тонут бочке с водой, как кирпичи.

Вот почему при погружении на большие глубины человеку приходится использовать специальное снаряжение.

5 группа  Сообщение группы по теме.

Слайд № 11

  • Акваланг произвёл революцию в изучении и освоении Мирового океана - человек почувствовал себя в водной стихии совершенно свободным. За первым изобретением сразу последовали другие.

Жесткие скафандры дают возможность большего проникновения

вглубь океана. Но и этого людям оказалось недостаточно.

6 группа  Сообщение группы  по теме.

Слайд № 12

  • Только два других аппарата в истории спускались на самое дно Марианской впадины.

7 группа  Сообщение группы по теме.

Слайд № 13

  • А еще мы не должны забывать, что мы тоже живем в краю озер и рек. Это конечно не океан, но вода нас окружает везде. Давайте  узнаем об их тайнах глубин.

8 группа Сообщение группы по теме

Слайд № 14

  • А вы знаете как развивается техника изучающая морские глубины сегодня?

Сюжет Программы «Вести» от 11.02.11года – 1,5 мин

2) Обсуждение итогов работы групп- 5 мин.

  • Беседа учителя с учащимися:

Сегодня мы узнали, как исследуют морские глубины. А для чего? Как вы думаете?
Выслушивает ответы учащихся, подводит итог.

Слайд № 15

- Чтобы изучать морских животных и морские растения;
- Чтобы добывать со дна морей и океанов полезные ископаемые;
- Чтобы прокладывать по дну кабели и трубопроводы;
- Чтобы производить спасательные работы;
- Для подводной охоты;
- Ради спорта (дайвинг).

  • Выставление оценок, д /з : § 38, № 90  

Слайд №16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физике на тему: "Давление на дне морей и океанов".

Данная презентация используется на уроках физики в 7 классе при изучении темы : "Плавание тел"...

Урок физики по теме "Давление в жидкости и газе" 7 класс

Урок разработан в логике системно-деятельностного подхода. УМК Перышкин А.В....

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса с ЭОР....

Урок физики по теме"Давление"

Конспект урока, инструктивная карточка, презентация по теме"давление"...

Урок физики по теме «Давление» в 7 классе

Урок физики по теме «Давление»  (7 класс) изучения нового материала с первичным закреплением с использованием интерактивного оборудования...

Презентация на тему "Экология: загрязнение морей и океанов" для 10 класса по учебнику Spotlight

Данная презентация поможет педагогам провести увлекательный урок по теме "Экология"...

Презентация к уроку физики по теме "Давление"

Развитие естественно- научной грамотности -одно из приоритетных направлений в образовании...