Урок физики по теме "Давление в жидкости и газе" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Чикалева Елена Николаевна

Урок разработан в логике системно-деятельностного подхода. УМК Перышкин А.В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davlenie_v_zhidkosti_i_gaze.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по теме «Давление в жидкости и газе»

Класс: 7

Форма урока: комбинированный

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная беседа, проведение лабораторного эксперимента — работа в группах, решение задач.

Используемые технологии: личностно-ориентированные 

Цели урока: организовать деятельность учащихся на изучение темы «Давление жидкости и газа.»

Задачи урока:

Воспитательные:

     содействовать формированию умения работать в группе

Развивающие:

     развивать мотивацию к изучению физики;

     развивать умение анализировать, обобщать, высказывать суждения;

     формировать исследовательские способности

Образовательные:

     выяснить, что внутри жидкости существует давление, это давление одинаковое на одном уровне по всем направлениям, как изменяется давление с глубиной;

     вывести формулу для вычисления давления жидкости на дно и стенки сосуда;

     научить применять формулу для решения практических задач.

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация.

Приветствует учащихся, делит их на группы для работы на уроке.

Настраивает учащихся на работу на уроке: придумать слова на каждую букву слова «сила» из тем, изученных по физике.

Слушают учителя, готовятся к уроку.

Придумывают и называют слова на каждую букву слова.

2. Актуализация знаний учащихся

Опрос по домашнему заданию:

- Как передается давление в жидкости и газе? (сформулировать закон Паскаля)

- Какие экспериментальные подтверж-дения данного закона существуют?

- Как вычисляется давление?

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы по заданиям из  домашнего упражнения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Постановка проблемы на основе закона Паскаля: давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку жидкости или газа одинаково во всех направлениях. А существует ли давление внутри жидкости? И можно ли его вычислить?

Учащиеся высказывают свои предположения на вопросы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте  выполним практическую работу по группам. Инструкции по выполнению данной работы (см. приложение 1) находятся у вас на столах. А по результатам, которые у вас получатся после выполнения этой работы мы дадим ответ на поставленные вопросы.

Изучают инструкции, если есть какие-либо вопросы, задают учителю

5. Реализация построенного проекта

Следит за ходом выполнения работы группами.

Выполняют практические работы в группах по инструкциям, находящимся на столах.

Получившиеся результаты записывают в тетрадь.

6. Первичное закрепление с проговариванием.

1. Сделать выводы из опытов, проведенных учащимися.

2. Обобщить выводы, полученные учащимися:

Внутри жидкости существует давление одинаковое по всем направлениям на одном уровне.

А на разных уровнях?

(слушает высказывания учащихся)

В качестве подтверждения демонстрация: сосуд с тремя отверстиями на разных уровнях заполнить водой: вода будет выливаться по разным дугам.

Если внутри жидкости существует давление по всем направлениям, следовательно жидкости оказывают давление на дно и стенки сосуда.

3. Мы ответили на один из вопросов, поставленных перед нами сегодня на уроке. Но без ответа остался следующий: от чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда?

(дать возможность каждой группе подумать над вопросом и высказать свои предположения)

Давайте выведем формулу для вычисления давления, производимого жидкостью на дно и стенки сосуда.

Что такое давление?

Как вычислить силу, с которой жидкость давит на дно сосуда? Что это за сила?

Как найти массу тела?

Тогда мы можем записать:

p=P/S=gρSh/S

 

или  p=gρh

Предоставляется возможность одному из учащихся каждой группы кратко рассказать о проделанном опыте и сделать вывод.

Общий вывод записывают в тетрадь.

Высказывают свои предположе-ния, исходя из проделанных опытов.

(увеличивается с глубиной)

Пытаются дать ответ на поставленный вопрос исходя из тех знаний, которые получили на предыдущих уроках.

(давление зависит от рода жидкости, высоты столба жидкости.)

Вместе с учителем записывают вывод формулы в тетрадь

p=F/S

P=Fтяж=mg

m=ρV=ρSh

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Определить, какое давление оказывает вода на дно сосуда в тех опытах, которые учащиеся проделывали.

2. Ответить на вопросы мини-теста. Каждому выдать карточки с тестом (см. приложение 2)

А теперь проверим ваши ответы. Каждый проверяет у своего соседа. Помечаем неправильные ответы карандашом.

На доске открыть ответы на него (см. приложение 3)

Определяют высоту столба жидкости, плотность воды берут из таблицы «плотности некоторых жидкостей» и вычисляют давление.

Обсудить полученные результаты давления.

Отвечают на вопросы мини-теста.

Проводится проверка ответов по шаблону на доске.

8. Домашнее задание.

п.37, 38, упр.15(1,2)

Дать пояснение к задаче

Задание записывают в дневник. Фиксируют в тетради пояснения.

6. Рефлексия.

Подводит итоги урока, комментирует полученные отметки.

Ответьте на вопросы: Что вам на уроке понравилось? Чего еще хотелось бы сделать?

Приложение1

1 группа.

В стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, налить воды на половину. Посмотреть, что будет со дном трубки.

Затем добавить воды до верху. Как изменилось дно трубки? Вывод записать в тетрадь.

2 группа.

В стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, налить воды на половину. Опустить эту трубку в более широкий сосуд с водой ниже уровня воды в трубке.

Затем опустить трубку ниже так, чтобы уровни воды совпали. Как меняется дно трубки? Вывод записать в тетрадь.

3 группа.

В стеклянную трубку, боковое отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, налить воды на половину. Опустить эту трубку в более широкий сосуд с водой ниже уровня воды в трубке.

Затем опустить трубку ниже так, чтобы уровни воды совпали. Как меняется дно трубки? Вывод записать в тетрадь.

Приложение 2

Мини-тест для самопроверки.

1. Внутри жидкости давление на одном и том же уровне …

    а) различно по всем направлениям;

    б) одинаково по всем направлениям;

    в) однозначно сказать нельзя.

2. Если высота столба жидкости в сосуде увеличилась в 2 раза, то давление жидкости на дно сосуда …

    а) увеличится в 2 раза;

    б) уменьшится в 2 раза;

    в) не изменится.

3. В каких единицах измеряется давление?

    а) Дж;

    б) Н;

    в) Па.

4. Каково давление внутри жидкости плотностью 1200 кг/м3  на глубине 0,5 м?

    а) 60 Па;

    б) 600 Па;

    в) 6000 Па.

Приложение 3

Ключ к мини-тесту:

1-б,    2-а,   3-в,   4-в.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики с презентацией по теме "Лазеры", 11 класс

Конспект урока в 11 классе по базовой двухчасовой программе, учебник Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, «Физика-11» для базового уровня – М.: Илекса, 2007 г.  В презентации, используемой в качестве сопр...

Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."

Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...

Урок физики" Сила Архимеда. Закон Архимеда." в 7 классе с использованием ЭОР.

Методическая разработка урока физики в 7 классе с использованием ЭОР....

Интегрированный урок физики и биологии для 9 и 11 класса "Путешествие в страну Ушарию"

Интегрированный урок наглядно показывает связь физики с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла, что способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, ...

Урок физики по теме "Реактивное движение" 9-10 класс

Данный урок можно проводить как в 9, так и в 10 классе в зависимости от вашего планирования материала. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

конспект урока физики по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Полный конспект урока физики 7 класс по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело" в соответствии с ФГОС...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...