Путешествие на остров знаний. Урок решения задач.
план-конспект урока по физике (7 класс)

Урок решения задач. Направлен на развитие познавательного интереса на уроках физики. Проводится в виде игры по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_resheniya_zadach_7_kl.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ЗНАНИЙ

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

УРОК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

7 КЛАСС

Форма проведения урока: игра по станциям.

Цели урока:

Развитие познавательного интереса на уроках физики.

Планируемые результаты.

предметные: закрепление навыков решения расчётных и качественных задач, умения пользоваться физическими приборами и таблицами, закрепить навык перевода единиц измерения физических величин в систему СИ;

метапредметные: продолжить формирование навыков логического мышления, установления причинно – следственных связей, умения применять знания на практике для решения жизненных задач, умения анализировать; развитие речевых навыков;

личностные: продолжение формирования навыков работы в команде, формирование навыков здорового образа жизни.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: карта путешественников, ареометр, термометр, динамометр, измерительный цилиндр, барометр – анероид, соль, пластмассовые вёдра (2 шт.), 1 картофелина, плитка, калориметр, запрещающие плакаты, карточки с заданиями.

План игры, разбивка по времени.

Сиракузы.  3 мин.

Остров невезения.  7 мин.

Трясина неучей.   7 мин.

Риф разбежавшихся формул.   5 мин.

Зарядка. Поиск Страны Знаний.   3 мин.

Мель линейных зависимостей.   15 мин.

Страна знаний. 3 мин.

Подведение итогов урока. 2 мин.

Дети работают на листах с заданиями. Дома необходимо оформить выполненные задания в тетради. Оценка за урок выставляется после предоставления отчёта. Комментарии и указания по выполнению домашнего задания даются в процессе  работы на уроке.

Дорогие ребята. В этом году вы начали изучать совершенно новый для вас предмет – физику. Сегодня нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы его поняли и изучили.

Сейчас мы с вами отправимся в Страну Знаний. Путешествие долгое и опасное. Но на помощь в решении трудных вопросов вам придут ваши знания.

Сиракузы.  Работа в группах. Если класс маленький, обсуждают все вместе.

Начинается наше путешествие с острова Сицилия, который принадлежал грекам. На этом острове в городе Сиракузы в 3 веке до нашей эры жил знаменитый механик, геометр, изобретатель различных приспособлений – АРХИМЕД. С этим именем мы уже встречались и встретимся еще не раз, а сегодня Архимед, узнав о вашем путешествии, приготовил вам в дорогу несколько приборов.

Подойдите к столу, посмотрите на приборы, обсудите, для чего они нужны, как ими пользоваться, как они называются / мензурка, барометр – анероид, динамометр, ареометр, термометр/.

/Заслушиваются ответы детей/.

Прежде, чем пользоваться прибором, что необходимо сделать? /Определить цену деления шкалы/

Как найти цену деления шкалы?

Оборудование и припасы погружены на 4корабля. Пора в путь.

Остров Невезения. Индивидуальная работа

Через несколько часов скитания по морю ваш корабль пристал к берегу. Вы высадились на него и отправились исследовать остров. На пути вам встретились 2 озера. Одно с пресной водой, а другое с солёной. Как определить, в каком озере какая вода?

Задание № 1.                          Обсуждаете всей командой.

Предложить как можно больше способов определения, в каком озере находится пресная вода.

1. При помощи динамометра определить, в каком сосуде выталкивающая сила, действующая на тело больше. Сила Архимеда зависит от плотности жидкости. Чем больше плотность, тем больше выталкивающая сила. Чем больше выталкивающая сила, тем меньше растянута пружина динамометра.

2. При помощи ареометра определить плотность жидкости.

3. Использовать подручные средства (картошку).

4. Искупаться. Плавать легче в соленой воде, т. к. в ней больше плотность и, следовательно, выталкивающая сила.

Учитель: А я знаю еще один способ - попробовать воду на вкус. Можно так узнать,  что за жидкость перед вами?

 Дети в недоумении. Отвечают, что нельзя.

Учитель: Совершенно верно.

 Вывешивается плакат

ЗАПРЕЩАЕТСЯ                                                                                                                         ОПРЕДЕЛЯТЬ НЕЗНАКОМЫЕ  ЖИДКОСТИ НА ВКУС И ПО ЗАПАХУ.

Задание № 2.                               Индивидуальные ответы

Узнав, в каком озере пресная вода, вы принялись готовить обед. Когда обед был готов, на поляне появился голодный циклоп.

Каким образом он узнал об обеде?

Какое явление мы наблюдаем в данном случае, в чем оно заключается?                                  В каких состояниях вещества может наблюдаться это явление?

Задание № 3.                                Индивидуальные ответы, выполнение краткой лабораторной работы в группах

Пообедав, вы продолжили путешествие по острову и обнаружили горячие источники. Захотели искупаться. Температура воды неизвестна. Ну и что! Сейчас узнаем!

Надо разбежаться и прыгнуть в воду. Да или нет?

Надо сунуть в воду палец. Да или нет?

Вывешивается плакат

ЗАПРЕЩАЕТСЯ                                                                                                                          ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ЖИДКОСТИ ЛЮБЫМИ ЧАСТЯМИ ТЕЛА.

Определяем температуру жидкости при помощи термометра.

Какова цена деления термометра?                                                                                                             Какова температура жидкости?

Приборы: термометры. Оборудование: плитка, калориметры, плакат.

Вы уже много времени провели на Острове Невезения пора и в дальнейший путь.

Океанское течение несёт вас в Трясину Неучей. Чтобы в ней не увязнуть, необходимо выполнить следующие задания. /Выдаются карточки. На одной карточке написано одно задание./

Трясина неучей. Индивидуальная работа.

1) Найти соответствие между физическими величинами и единицами измерений.

ρ ;  F;   t;   g;   m;   A;  

кг;   кг/м³;   н/кг;   с;   Дж;    н;   м.

Проверяем.

2) Перевести в систему СИ:

25 мН =

0, 63 км =

36 км/ч =

1л =

26 М Дж =

48 дм² =

Проверяем.

3) Объясните физический смысл записи:

ρ = 2700 кг/м³

v = 26 м/с

Проверяем.

Обошлось. Трясина позади. Но опять поднялся ветер, и он гонит ваш корабль на скалы. Перед вами Риф разбежавшихся формул

Риф разбежавшихся формул. Работа в группах.

Собрать разбежавшиеся формулы.

А, F, v, s, E, b, g, v, m, a,  m, h, c, ρ.  1 группа

s, F, P, v, m, g, t, g, h, ρ.                       2 группа.

После выполнения задания проверяем правильность написания формул. Готовые формулы записываем на доске.

Мель линейных зависимостей. Индивидуальная работа.

Океан не выбросил вас на риф, но трудности еще не закончились. Судно легло в дрейф. Давайте посмотрим, нет ли на горизонте нашего Острова Знаний.

Зарядка. Встали, приложили руку к глазам и пытаемся рассмотреть на горизонте остров, поворачивая голову налево и направо. Поворачиваем медленно, высматриваем остров.

На горизонте видна земля! Садимся в лодки и начинаем грести к берегу.

Теперь осталось забросить якорь. Проделываем 3 раза. Выходим из лодок.

Мель линейных зависимостей.

Вы попали на мель линейных зависимостей. Она вас отпустит только тогда, когда вы решите следующие задачи. /В классе решаем 4 задачи. Задачу № 5 оставляем на дом. Дети решают её по желанию./

№ 1.

До берега вы добрались за 5 минут, двигаясь со скоростью 5 м/с. Определить расстояние от берега до корабля.

№ 2.

За спиной у вас рюкзак. Определить силу тяжести, действующую на рюкзак, если его масса 15 кг.

№ 3.

На острове вы обнаружили пресное озеро, глубиной 3 м. Определить давление воды на дно озера.

№ 4.

Гора высотой 1 км. Какую работу вы совершите, забравшись на вершину, если ваша масса вместе с рюкзаком 50 кг?

№ 5.

Исследуя остров, вы обнаружили гору высотой 1 км, на самой вершине которой лежал огромный мраморный камень.

Определите потенциальную энергию камня, если он имел ширину 50 см, высоту 2 м, а длину 3 метра.

Проверяем решение устно. Первые 4 задачи должны быть решены и перенесены в тетрадь всеми учащимися. Задача № 5 – повышенной сложности. Решают дети, которые хотят иметь 4 или 5.

Исследовав мель, вы вернулись на корабль и снова пустились в путь.

И вот, наконец, на горизонте показались два острова: Страна Знаний и Страна Невыученных Уроков.

Страна Знаний. Фронтальная работа.

Чтобы не попасть в Страну Невыученных Уроков, надо,

услышав правильное высказывание, хлопнуть в ладоши.

Все вещества состоят из молекул

При нагревании все тела уменьшаются в объёме

Явление инерции заключается в том, что все тела падают на землю

Сила – величина векторная

Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся во все стороны без изменения

Давление твердого тела на грунт уменьшится, если увеличить площадь его  опоры

Атмосферное давление в горах меньше, чем у поверхности земли

Как вы думаете, почему  вы так долго хлопали в ладоши? Правильно. Потому что вы, благодаря своему упорному труду, своим знаниям и умениям, благополучно прошли все испытания и попали в Страну Знаний. Поздравляю.

Подведение итогов урока.  Обобщение материала.  Повторение формул и правил пользования приборами. Чтение плакатов безопасности. Повторное объяснение выполнения домашнего задания. Выставление оценок

Карта путешествий.

Сиракузы                                    Риф                       Остров Знаний

Мель линейных  зависимостей                                           Страна  

                                                                                     Невыученных Уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...

Сценарий выпускного вечера "Путешествие на остров Знаний"

Сценарий выпускного вечера для дошкольников...

Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса: "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»".

Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса – "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»"....

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....

Урок "Решение задач на совместную работу а так же задач повышенной сложности" (алгебра 9 класс)

Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений; формировать умение решать задачи на совместную работу и задачи повышенной сложности.Формы организ...

Урок решения задач по теме «Признаки равенства треугольников, задачи на построение»

Самостоятельная работа по теме  «Признаки равенства треугольников, задачи на построение»...