Технологическая карта к уроку физики 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс)
Технологическая карта урока "Основное уравнение МКТ" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_10_klass_fizika.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Основное уравнение МКТ».
Тема | «Основное уравнение молекулярно - кинетической теории». |
Тип урока: | комбинированный |
Цель | расширение представлений обучающихся о взаимосвязи микро- и макропараметров идеального газа посредством введения основного уравнения МКТ идеального газа. |
Задачи | Образовательные: 1. вспомнить основные положения МКТ; 2.используя демонстрационный и модельный эксперимент понять, от чего зависит давление газа; 3.опираясь на результаты демонстрационного и модельного эксперимента, теорию размерностей физических величин вывести основное уравнение МКТ. Развивающие:
1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету через постановку модельного и демонстрационного эксперимента; 2.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.обсуждая вопросы и задачи, решая предложенную проблемную ситуацию, воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о МКТ идеального газа; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное понимание, того как устроены газы и от чего зависит давление газов. 2.Знать основное уравнение молекулярно-кинетической теории. 3.применение новых знаний в новой ситуации. | УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями. |
Основные понятия темы | Среднее значение квадрата скорости молекул, давление, температура, концентрация, идеальный газ. |
Организация пространства |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент | ||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. |
2. | Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности). | Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. | Предлагает ответить на вопросы «Блиц – опроса», обсудить высказывание Р. Фейнмана и назвать тему урока, определить цель. Здравствуйте дети, рада встречи с вами! Вспомним основные положения МКТ. «Блиц-опрос». 1. Назовите макропараметры идеального газа. (Давление, объем, температура, масса). 2. Какие микропараметры идеального газа вы знаете? (Масса молекулы, скорость молекулы, кинетическая энергия). 3. Что доказывает, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении. (Диффузия, броуновское движение) 4. Что общего и в чем различие между водой и водяным паром. (Молекулы одинаковы, скорость разная) 5.Какой газ можно назвать идеальным? Назовите три условия. (1. Молекулы – материальные точки; 2. Потенциальной энергией взаимодействия можно пренебречь; 3. Столкновения между молекулами являются абсолютно упругими). 6.Почему газы легче сжать, чем жидкости? (У газов расстояние между молекулами больше, чем у жидкостей). 7. Что такое концентрация молекул? Как вычислить? Единицы измерения? (n=N/V; число частиц в единице объема; м-3). 8. От чего зависит скорость движения молекул? (От температуры). 9. Что такое давление? Единицы измерения? (p - давление; Па) 10. Вещество, которое не имеет формы и занимает весь предоставленный ему объем? (Газ). О чем сегодня мы будем говорить? Выскажите свои предположения. Обсуждают. Сегодня нам предстоит вывести основное уравнение МКТ, и выяснить от чего будет зависеть давление газа | Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель. | Личностные, познавательные, регулятивные | 6 мин. |
Операционно – исполнительный компонент | ||||||
3. | Изучение нового материала. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. | Предлагает придумать и провести демонстрационный и модельный эксперимента для решения проблемы. «…вы думаете, я собираюсь объяснять так, чтобы вы все знали и понимали? Нет, вы не сможете этого понять. Зачем же я хочу докучать вам, зачем вам сидеть и слушать все это… Моя задача – убедить вас не отворачиваться от того чего вы не понимаете». (Отрывок из книги Р. Фейнмана «КЭД – странная теория света и вещества»). Изучение многих физических явлений начинается с их упрощения, выбора модели. Поэтому предлагаю выбрать вам модель и для нашего случая – изучения молекулярно-кинетических процессов. Учащиеся предложат принять за модель молекулы кого-нибудь из присутствующих учеников. Тогда действуем по следующему плану. 1. Ставим вопрос. 2. Даем на него ответ в виде гипотезы. 3. Делаем эксперимент с выбранной моделью – моделируем процесс. 4. Проверяем ответ на реальной физической установке. 5. Делаем вывод. Демонстрационная установка. На одном штативе закреплен наклонный желоб, на другом (расположен напротив первого штатива) горизонтальный стержень с подвешенной к нему металлической пластиной. Внизу второго штатива ставим кювету с песком. Один из учеников должен придумать и провести опыты с установкой. 1. Вопрос. От чего зависит давление газа? 2. Ученики отвечают. Сделаем предположение, что давление газа зависит от массы молекулы. 3. Моделируем процесс. Модель №1. Хаотичное движение молекул. Движение группы учеников по классу. Модель №2. Давление молекул на стенки сосуда. Другая группа учеников закончила свое беспорядочное движение ударом ладоней о дверь класса, изображавшую стенку сосуда. Дверь приоткрылась, что свидетельствовало о давлении на нее. Модель№3. Несколько учащихся с разной массой начали движение примерно с одинаковой скоростью. По очереди они ударяли ладонями в дверь, дверь открывалась по - разному. 4. Проверяем ответ на реальной физической установке. Ученик – экспериментатор опускает с одинаковой высоты шарики разной массы. Ударяясь о пластину, они отклоняют ее на разные углы. 5. Делаем вывод. Давление идеального газа связано с тем, что молекулы газа беспорядочно движутся, сталкиваются друг с другом и со стенками сосуда. Учащиеся записывают вывод: p зависит от m0. Совместно с учащимися, опираясь на теорию размерностей физических величин, выводит основное уравнение МКТ. 1. Вопрос. От чего еще зависит давление газа? 2. Ученики отвечают. Сделаем предположение, что давление газа зависит от числа молекул в единице объема. 3. Моделируем процесс. Модель №4. Группа учеников из 2 человек и группа из 5 двигаются с одинаковой скоростью и ударяют в дверь. Результирующее действие в первом случае было слабее, чем во втором. 4. Проверяем ответ на реальной физической установке. Ученик – экспериментатор опускает с одинаковой высоты сначала один шарик, потом несколько. В первом случае пластина отклонилась - слегка, а во втором - сильнее. 5. Делаем вывод. Учащиеся записывают вывод: p зависит от n. 1. Вопрос. Какие еще есть идеи? 2. Ученики отвечают. Сделаем предположение, что давление газа зависит от скорости движения молекул. 3. Моделируем процесс. Модель №5. Два ученика одного роста и примерно одной массы двигаются по определенной траектории и ударяют в дверь. Первый ученик двигается медленно, а другой быстро. Результирующее действие в первом случае было слабее, чем во втором. 4. Проверяем ответ на реальной физической установке. Ученик – экспериментатор опускает с разной высоты шарик. В первом случае, когда высота была маленькая, пластина отклонилась - слегка, а во втором - сильнее. 5. Делаем вывод. Учащиеся записывают вывод: p зависит от v. С точки зрения математики, запись может иметь вид p = km0anbvc , где k - константа, a, b, c – показатели степени, т.к. на данный момент мы не знаем вид строгой зависимости между исследуемыми величинами. Сделаем анализ размерностей величин в уравнении. [p] =Па=Н/м2 = кг*м/с2м2=кг1*м-1*с-2 [m0a]= кгa [nb]= м-3в [vc]= (м/с)с = мс * с-с Следовательно, уравнение примет вид p = km0nv2 Вспомним, что скорости молекул различны, поэтому взяли среднее значение квадрата скорости. Если предположить, что свои рассуждения мы проводили относительно одного из трех возможных направлений движений молекул в пространстве, то K= 1/3. Окончательно имеем вид уравнения: p = 1/3m0nv2. Это и есть основное уравнение МКТ, которое связывает макропараметры и микропараметры идеального газа. Мы его вывели, опираясь на эксперимент, свои рассуждения и теорию размерностей физических величин. А главным инструментом физических исследований стал язык математики. Великий ученый Галилео Галилей писал: «Глубокая философия скрыта в великой книге – Вселенной, всегда открытой нашему пытливому взору. Но прочесть эту книгу можно, лишь научившись разбираться в ее языке, научившись читать буквы, из которых она состоит. А написана она языком математики и ее буквы – это треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без знания которых люди не смогут понимать в ней ни одного слова, и собьются с пути познания, словно в темном лабиринте». | Изучение нового материала на основе демонстрационного и модельного эксперимента. | Личностные, познавательные, регулятивные | 20 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент | ||||||
4. | Контроль и самопроверка знаний. | Выявить качество усвоения материала. | Предлагает решить задачи. Проверь себя! Задачи. 1. При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя квадратичная скорость теплового движения его молекул уменьшилась в 4 раза. Во сколько раз уменьшилось при этом давление газа? 2. При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя квадратичная скорость теплового движения его молекул увеличилась в 3 раза. Во сколько раз изменилось при этом давление газа? 3. При постоянном давлении концентрации молекул идеального газа увеличилась в 5 раз, а масса его не изменилась. Во сколько раз изменилась при этом средняя квадратичная скорость молекул газа? | Решают. Отвечают. Обсуждают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 10 мин. |
5. | Подведение итогов, рефлексия. | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | «Пора делать выводы». Предлагает ответить на вопросы. Подведем итог нашей работы на уроке. (Слайд№9) Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы». Учащиеся. Пора делать выводы. Я сам ? Самым трудным было ! Есть предложение | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 2 мин. |
6. | Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. | Записывают в дневник. | Личностные | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта конструирования урока физики в 7 классе
Технологическая карта конструирования урока физики в 7 классе составлена с принципами ФГОС...
Технологическая карта конструирования урока физики в 8 классе
Технологическая карта конструирования урока физики в 8 классе согласно ФГОС...
Технологическая карта к уроку физики в 7 классе"Взаимодействие тел"
Материал представляет собой технологическую карту урока усвоения новых знаний. Системно-деятельностный подход реализуется в разных формах индивидуальной и групповой работы....
технологическая карта к уроку физики 7 класс по ФГОС
Тема урока: Способы увеличения и уменьшения давления. Данный урок помогает развивать способности к выделению, описанию и объяснению физических явлений; самооценке на основе...
Рабочие планы (технологические карты) к урокам физики 7 класса
Представлены технологические карты к урокам физики 7 класса. УМК Пёрышкина...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...
Технологическая карта к уроку физики в 8 классе по теме "Работа и мощность электрического тока"
Карта рассчитана на урок изучения нового материала, подробно описаны цели и задачи урока в соответствии с ФГОС, указаны все этапы урока, деятельность учителя и учащихся....