Урок-практикум “ Экспериментальное изучение законов динамики”
учебно-методический материал по физике (9 класс)
Урок-практикум
“ Экспериментальное
изучение законов динамики”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum.docx | 54.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 184
Калининский район
Урок-практикум
“ Экспериментальное
изучение законов динамики”
9 класс
Разработка учителя физики
Логинова Михаила Анатольевича
г. Санкт-Петербург
2020
Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Для учебного предмета “физика” – собственная деятельность — это учебный эксперимент.
Одна из важнейших задач школы — научить учащихся учиться, укрепить их способность к саморазвитию в процессе образования, для чего необходимо сформировать у школьников соответствующие устойчивые желания, интересы, умения. Большую роль в этом играют экспериментальные задания по физике, представляющие по своему содержанию кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Чем больше наблюдений физических явлений, опытов проделает учащийся, тем лучше он усвоит изучаемый материал.
Для изучения мотивации учащихся им были предложены следующие вопросы и получены результаты:
Что вам нравится при изучении физики?
а) решение задач -19%;
б) демонстрация опытов -21%;
в) чтение учебника дома -4%;
г) рассказ учителем нового материала -17%;
д) самостоятельное выполнение опытов -36%;
е) ответ у доски -3%.
Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?
а) чтение учебника -22%;
б) решение задач из учебника -20%;
в) наблюдение физических явлений -40%;
г) составление задач -75;
д) изготовление простых устройств, моделей -8%;
е) решение трудных задач -3%.
На каком уроке вам интересно?
а) на контрольной работе -3%;
б) на лабораторной работе -60%;
в) на уроке решения задач -8%;
г) на уроке изучения нового материала -29%;
д) не знаю -7%.
Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее экспериментальный характер. Необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов, измерений.
Систематическое выполнение учащимися экспериментальных лабораторных работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности”
Урок-практикум
Тема: «Экспериментальное изучение законов динамики»
Цели урока:
Педагогические:
- изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;
- формирование творческого, интеллектуального потенциала учащегося;
- совершенствование у учащихся навыков самостоятельной работы.
Учебные:
- ликвидация пробелов по основным темам курса физики;
- отработка физических навыков в соответствии с требованием стандартов образования;
- формирование навыка оформления экзаменационных работ;
- выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.
Методические:
- Усовершенствовать средства диагностики усвоения учащимися составляющих учебно-познавательной компетенции по физике.
- Экспериментально проверить эффективность разработанной методики урока в реальном учебном процессе.
- Воспитывать чувство ответственности.
- Учить обучаемых работать в коллективе.
- Продолжить формирование вычислительных навыков, формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент.
- Научить учащихся определять необходимые результаты опытным путем.
- Научить пользоваться справочной литературой, работать с таблицами.
Тип урока: урок-практикум, информационно-развивающий.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, лабораторное оборудование.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
регулятивными УУД – преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями
познавательными УУД:
– определять способы решения проблем под руководством учителя
– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска .
– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями
коммуникативными УУД:
– участвовать в коллективном обсуждении проблем
личностными УУД:
– проявляют ситуативный познавательный интерес к учебному материалу.
Планируемые результаты:
Знать понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Законы Ньютона, свойства сил трения, упругости, тяготения. Законы кинематики. Законы сохранения импульса и энергии. Прямые и косвенные измерения. | овладение навыками работы с физическим оборудованием самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | формирование умений работать в группе с выполнением различных функциональных обязанностей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности. |
Ход урока.
I Организационный момент
Учащиеся распределяются по группам.
Мотивировка учащихся к самостоятельной постановке цели урока.
Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия. Кто попробует? Пожалуйста…
-мы изучаем раздел физики -“Динамика”;
-основу динамики составляют Законы Ньютона;
-при решении задач мы используем также знания о свойствах сил природы
-следовательно, в практических работах необходимо подтвердить известные нам закономерности.
Учащиеся определяют тему урока: «Экспериментальное изучение законов динамики»
(в ходе урока пройдет повторение ранее изученного материала)
Учащееся при контроле со стороны руководителя группы получают оборудование, бланки заданий и приступают к выполнению эксперимента.
II Выполнение учащимися экспериментов.
III Подведение итогов работы и отчет руководителей групп.
- Сдают бланки своей группы для проверки.
- Демонстрация эксперимента.
- Учащиеся сдают приборы и оборудование.
IV Рефлексия.
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал ….
. Теперь я могу …
- Было интересно…
- Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…
Д/з повт § №21,15,16. Физика 9 класс.
Интернет-ресурсы использованные для подготовки к уроку:
- http://5terka.com/node/6977
- http://www.metod-kopilka.ru/laboratornaya_rabota_7_klass-52102.htm
- http://physics-lab.ucoz.ru/publ/laboratory_work/laboratory_work_10/laboratornaja_rabota_3_zhestkosti_pruzhiny/17-1-0-70
- https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-opredelenie-zhestkosti-pruzhini-850138.html
- http://www.obereg29.ru/learn/catalog/detail.php?ELEMENT_ID=7352
- http://www.himlabo.ru/gia-po-fizike
- http://5terka.com/node/1138
- http://kab2.id1945.com/gia_lab.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные р...
Урок практикум "Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии"
Урок-практикум для 11 класса (профильный уровень обучения)...
Урок практикум "Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии"
Урок-практикум для 11 класса (профильный уровень обучения)...
Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии» 11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящи...
Бинарный урок – практикум на тему «Изучение покровов тела различных животных»
Расширить знания учащихся по теме «Покровы тела», выяснить особенности покровов арктических животных....
Открытый урок-практикум Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Открытый урок-практикумРешение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»...
Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...