Урок-практикум “ Экспериментальное изучение законов динамики”
учебно-методический материал по физике (9 класс)

Логинов Михаил Анатольевич

Урок-практикум

      “ Экспериментальное

изучение законов динамики”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum.docx54.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 184

Калининский район

        

                   04_zst

Урок-практикум

        “        Экспериментальное

изучение законов динамики”

9 класс

                                              Разработка учителя физики

 Логинова Михаила Анатольевича

г. Санкт-Петербург

2020

Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Для учебного предмета “физика” – собственная деятельность — это учебный эксперимент.

 Одна из важнейших задач школы — научить учащихся учиться, укрепить их способность к саморазвитию в процессе образования, для чего необходимо сформировать у школьников соответствующие устойчивые желания, интересы, умения. Большую роль в этом играют экспериментальные задания по физике, представляющие по своему содержанию кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Чем больше наблюдений физических явлений, опытов проделает учащийся, тем лучше он усвоит изучаемый материал.

Для изучения мотивации учащихся им были предложены следующие вопросы и получены результаты:

Что вам нравится при изучении физики?

а) решение задач -19%;

б) демонстрация опытов -21%;

в) чтение учебника дома -4%;

г) рассказ учителем нового материала -17%;

д) самостоятельное выполнение опытов -36%;

е) ответ у доски -3%.

Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?

а) чтение учебника -22%;

б) решение задач из учебника -20%;

в) наблюдение физических явлений -40%;

г) составление задач -75;

д) изготовление простых устройств, моделей -8%;

е) решение трудных задач -3%.

На каком уроке вам интересно?

 

 а) на контрольной работе -3%;

б) на лабораторной работе -60%;

в) на уроке решения задач -8%;

г) на уроке изучения нового материала -29%;

д) не знаю -7%.

Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее экспериментальный характер. Необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов, измерений.

Систематическое выполнение учащимися экспериментальных лабораторных работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности”

Урок-практикум  

Тема: «Экспериментальное изучение законов динамики»

Цели урока:  

 

Педагогические:

  • изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;
  • формирование творческого, интеллектуального потенциала учащегося;
  • совершенствование у учащихся навыков самостоятельной работы.

Учебные:

  • ликвидация пробелов по основным темам курса физики;
  • отработка физических навыков в соответствии с требованием стандартов образования;
  • формирование навыка оформления экзаменационных работ;
  • выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.

Методические:

  • Усовершенствовать средства диагностики усвоения учащимися составляющих учебно-познавательной компетенции по физике.
  • Экспериментально проверить эффективность разработанной методики урока в реальном учебном процессе.
  • Воспитывать чувство ответственности.
  • Учить  обучаемых  работать в коллективе.
  • Продолжить формирование вычислительных навыков, формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент.
  • Научить учащихся определять необходимые результаты опытным путем.
  • Научить пользоваться справочной литературой, работать с таблицами.

Тип урока: урок-практикум, информационно-развивающий.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, лабораторное оборудование.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД – преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями

познавательными УУД:

– определять способы решения проблем под руководством учителя

– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска .

– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями

коммуникативными УУД:

– участвовать в коллективном обсуждении проблем

личностными УУД:

– проявляют ситуативный познавательный интерес к учебному материалу.

Планируемые результаты:

Знать понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Законы Ньютона, свойства сил трения, упругости, тяготения. Законы кинематики. Законы сохранения импульса и энергии. Прямые и косвенные измерения.

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

формирование умений работать в группе с выполнением различных функциональных обязанностей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности.

Ход урока.

I Организационный момент

 

Учащиеся распределяются по группам.

 

Мотивировка учащихся к самостоятельной постановке цели урока.

 

Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия. Кто попробует? Пожалуйста…

-мы изучаем раздел физики -“Динамика”;

-основу динамики составляют Законы Ньютона;

-при решении задач мы используем также знания о свойствах сил природы

-следовательно, в практических работах необходимо подтвердить известные нам закономерности.

Учащиеся определяют тему урока: «Экспериментальное изучение законов динамики» 

(в ходе урока пройдет повторение ранее изученного материала)

Учащееся при контроле со стороны руководителя группы получают оборудование, бланки заданий и приступают к выполнению эксперимента.

        II  Выполнение учащимися экспериментов.

III Подведение итогов работы и отчет руководителей групп. 

  1. Сдают бланки своей группы для  проверки.
  2. Демонстрация эксперимента.
  3. Учащиеся сдают приборы и оборудование.

   

      IV Рефлексия.

Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал ….

      .       Теперь я могу …

  •  Было интересно…

  •  Знания, полученные сегодня на уроке,  пригодятся… 

Д/з повт § №21,15,16. Физика 9 класс.

Интернет-ресурсы использованные для подготовки к уроку:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии» 11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящи...

Бинарный урок – практикум на тему «Изучение покровов тела различных животных»

Расширить знания учащихся по теме «Покровы тела», выяснить особенности покровов арктических животных....

Открытый урок-практикум Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Открытый урок-практикумРешение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»...

Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...