Открытый урок-практикум Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
план-конспект урока по химии (9 класс)
Открытый урок-практикум
Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 5
Решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений»
Учитель химии высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Гимназия №175»
Советского района города Казани
Нуриева Зульфира Зуферовна
Цель: научить распознавать вещества, подбирать необходимые реактивы, самостоятельно проводить химический эксперимент. Закрепить знания о правилах безопасности при работе с растворами кислот и щелочей.
Задачи:
- систематизировать знания о составе, свойствах, получении и применении важнейших классов неорганических соединений; уметь экспериментальным путём подтверждать химические свойства.
- формировать навыки экспериментальной работы, умение строить логические связи, осмысленно двигаясь по цепочке: простое вещество - оксид - основание - соль.
- развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии. как к науке имеющей огромное прикладное значение.
- выработать умение самостоятельно применять знания в комплексе.
Оборудования: пробирки, штатив для пробирок, химические стаканы, стеклянная палочка,
штатив, прибор для получения углекислого газа
Реактивы: растворы хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты; оксид кальция, оксид магния, вода; мрамор, гидроксида кальция (известковая вода). Индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж.
Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент
Слайд 1
Здравствуйте ребята!
Наш урок мне хочется начать со слов великого греческого философа Аристотеля.
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». У нас сегодня с вами практическая работа, на которой мы будем решать экспериментальные задания по важнейшим классам неорганических соединений.
I. Актуализация знаний
Давайте вспомним, с какими неорганическими соединениями на прошлых уроках вы познакомились.
Слайд 2-3.
А теперь вспомните их состав и расположите данные формулы соединений по классам
Исходя из состава веществ, дадим определение каждому классу неорганических соединений.
Молодцы! Все классы неорганических соединений вы вспомнили и теперь мы можем приступить к практической работе. Но для начала вспомним правила техники безопасности при работе с неорганическими соединениями, в частности с кислотами и щелочами.
Слайд 4
II. Инструкция по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами
- Работать в спецодежде.
-Не оставлять открытой посуду, в которой хранится кислота или щелочь.
-При попадании кислоты на кожу промыть проточной водой и обработать 5%-ным раствором питьевой соды.
- При попадании на кожу раствора щелочи промыть проточной водой и обработать 2%-ным раствором уксусной кислоты.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты сначала наливают воду, потом – кислоту.
III. Ход практической работы:
Слайд 5
Задание 1. Перед вами три пронумерованные пробирки, в которых содержатся растворы:
А) хлорида натрия;
Б) гидроксида натрия;
В) соляной кислоты.
Опытным путем докажите, в каких пробирках находятся данные растворы.
Свои наблюдения и результаты опыта учащиеся записывают в тетрадях для практических работ (в произвольной форме)
Слайд 6
Задание 2. В двух стаканах даны:
а) оксид кальция; б) оксид магния.
Определите в каком стакане находится каждое из этих веществ.
- Почему оксид магния не растворяется в воде?
Учащиеся опытным путем распознают в каком стакане находится какой оксид. Уравнение практически осуществимой реакции и результаты эксперимента записывают в тетрадях для практических работ
Слайд 7
Задание 3. Дан раствор гидроксида кальция (известковая вода). Получите карбонат кальция.
Учащиеся получают углекислый газ и пропускают его через раствор известковой воды. Записывают уравнения соответствующих реакций в тетрадях для практических работ:
СаСО3 + НСL →
Са(ОН)2 + СО2 →
Итак ребята, чему мы научились сегодня на уроке? (Беседа с учащимися)
Проделав экспериментальные задания, мы еще раз вспомнили свойства неорганических соединений (оксидов, оснований, кислот и солей). Мы на уроках изучаем состав и свойства веществ, их превращения, а также явления, сопровождающие эти превращения, а в жизни, ребята, вы должны уметь правильно применять эти знания.
Внимание на экран.
IV. Применение неорганических соединений в жизнедеятельности человека.
Слайд 8
Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая сложнейшими биологическими процессами в организме.
V. Рефлексия
А теперь открываем конверты с картинками. Это картинки, иллюстрирующие применение веществ в жизнедеятельности человека. Внимательно рассмотрите эти картинки и распределите их по классам (на магнитной доске).
Итак, вы еще раз убедились, что все изучаемые нами вещества так широко применяются в нашей жизни.
VI. Домашнее задание. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) Сu → СuО → СuSО4 → Сu(ОН)2
б) АL → АL2О3 → АLCL3 → АL(ОН)3
Слайд 9
Итог урока
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью стикеров (на обложке тетради)
«Зеленый» - «Я молодец, у меня все получилось»
«Желтый» - «Мне надо еще поработать»
«Красный»- «Мне было трудно»
Спасибо всем за активное участие на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"
Конспект урока....
Урок химии в 8 классе Повторение и систематизация знаний по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"
Данный урок является заключительным по теме, в игровой форме способствует закреплению знаний у учащихся уч: • определений понятий – оксиды, кислоты, основания, соли; специальные умения: • классифициро...
8 класс, химия, урок №40 :Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Практическая работа по химии...
Обобщающий урок по теме « Важнейшие классы неорганических соединений» в 8 классе
Обобщающий урок по теме ...
Обобщающий урок по химии в 8 классе по теме "Важнейшие классы неорганических соединений»
Урок проводится в конце учебного года после изучения классификации и свойств основных классов неорганических веществ. Для его проведения выбрана форма игрового химического кафе. Учитель выступает в ро...
Открытый урок. Решение экспериментальных задач по теме Металлы и их соединения 9 класс
Решение экспериментальных задачпо теме «Металлы и их соединения»...
Обобщающий урок по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» в 8 классе
Познавательные цели: повторение и обобщение изученного материала по теме: оксиды, кислоты, основания, соли; их классификацию; химические свойства, умение их подтверждать уравнениями реакции, умение пр...