Урок по теме : Относительность движения.
методическая разработка по физике (9 класс)
Относительность движения
Класс: 9. Учебник: Физика 9. Автор Перышкин А.В.
Тип урока – изучение нового материала. Технология урока: технология группового обучения. УРОК усвоения сущности относительности механического движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело имеет разные скорости, перемещения, траектории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме: Относительность механического движения . | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Относительность движения
Учитель: Теребило Наталья Михайловна.
Класс: 9.
Учебник: Физика 9. Автор Перышкин А.В.
Тип урока – изучение нового материала.
Технология урока: технология группового обучения.
Цель:
- обеспечить усвоение сущности относительности механического движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело имеет разные скорости, перемещения, траектории;
- правила сложения скоростей и перемещений; способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, творческого подхода в различных жизненных ситуациях;
- воспитывать внимательность, уважение к другим точкам зрения, толерантность.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие мотивации образовательной деятельности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода;
- развитие познавательных интересов обучающихся;
- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умений организации учебной деятельности: постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- развитие умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- развитие уменийоценивать правильность выполнения учебной задачи;
- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- продолжить формирование у школьников научного мировоззрения;
- глубже познакомить учащихся с процессом физического познания мира;
- познакомить учащихсяс понятием относительности.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.
Методы обучения: частично-поисковый, иллюстративно-словесный.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель:Здравствуйте ребята!Успешность нашего урокабудет завесить от того, как вы усвоили предыдущий материал, хорошо ли вы знаете характеристики механического движения.
- Актуализация знаний.
Учитель:Предлагаю проверить знания понятий механического движения в ходе выполнения задания. Вам необходимо соотнести левый и правый столбик. Работаем самостоятельно. Все понятия вам знакомы! Первый вариант выполняет нечетные номера, а второй четные.
1 | Скорость – это… | 1 | Физическое явление изменения местоположения тела в пространстве с течением времени, относительно других тел |
2 | Траектория – это… | 2 | Направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение точек |
3 | Тело отсчёта – это… | 3 | Линия, вдоль которой движется тело |
4 | Система отсчёта – это… | 4 | Векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения местоположения тела в пространстве с течением времени, относительно других тел |
5 | Путь – это… | 5 | Длина траектории |
6 | Перемещение – это… | 6 | Векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости тела в пространстве с течением времени, относительно других тел |
7 | Механическое движение – это… | 7 | это движение с ускорением |
8 | Равномерное движение | 8 | Это движение без ускорения, с постоянной скоростью |
9 | Неравномерное движение | 9 | Система включающая: тело отсчёта, систему координат (линейку) и прибор для измерения времени (часы) |
10 | Ускорение – это… | 10 | Тело относительно которого рассматривается движение |
Учитель:Проведём проверку. Каждый проверяет работу соседа по парте. Выставляют отметки:
- 3 задания – удовлетворительно;
- 4 задания – хорошо;
- 5 заданий – отлично.
Отметки выставляются по желанию, неудовлетворительные не выставляются с целью повышения мотивации учащихся.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель:Ребята!Допустим, что человек, неподвижно сидящий на движущейся платформе, наблюдает за мячом, лежащим на той же платформе. Естественно, что он мысленно свяжет систему отсчета с платформой. Для него (или в системе отсчета, связанной с платформой) мяч находится в покое.
В это же время человек, находящийся у полотна железной дороги, мысленно связав систему отсчета с землей, увидит, что мяч движется.
Что показывает данный пример?
Возможные ответы учащихся. Рассмотренный пример показывает, что одно и тоже тело движется в разных системах отсчета по-разному: в системе отсчета, связанной с платформой, мяч находится в покое, а относительно системы отсчета, связанной с землей, движется. Поэтому движение относительно.
Учитель:В стихотворении И.А. Бунина «В поезде» есть такие строки:
Вот мост железный над рекой
Промчался с грохотом под нами ...
- Что писатель-пассажир выбрал за систему отсчета?
Возможные ответы учащихся. Писатель «выбрал» систему отсчета, связанную с поездом. Поэтому поезд условно считается неподвижным. Относительно этой системы отсчета мост в самом деле движется.
Учитель:Обратите внимание, в двустишии отмечается также, что не только движение тела, но и его положение относительно: мост расположен под поездом, но над рекой.
Вопрос к ученикам:
Что нужно учесть, определяя, двигается тело или нет? Как же нам всё-таки выяснить истину?
Из совместного обсуждения учитель должен подвести детей к мысли о необходимости изучения самого распространённого физического явления – относительности механического движения. Помогает детям чётко сформулировать тему урока: Относительное движение.
IV.Усвоение новых знаний и способов действий.
Решение задач.
Задача 1
Пловец пересек реку шириной 20 м, выдерживая курс поперек реки (см. рис.). В то же время течение реки его снесло на расстояние 8 м. Каков модуль суммарного перемещения пловца?
(Ответ: модуль суммарного перемещения .)
Задача 2
Самолет движется относительно воздуха со скоростью 50 м/с. Скорость ветра относительно земли 15 м/с. Какова скорость самолета относительно земли, если он движется по ветру? Против ветра? Перпендикулярно направлению ветра? (Ответ:v1 = 65 м/с, v2 = 35 м/с, v3 = 52 м/с.)
Задача 3
Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 1 минуты. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3 минуты. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору. (Ответ: 45 с.)
V.Закрепление новых знаний.
Работа в группах
Задание группы № 1
1. На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов?
2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели?
3. Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги.
Задание группы № 2
1. Укажите тело отсчета для автомобиля, который двигается.
2. Прямолинейным или криволинейным является движение: кабины лифта, карандаша когда им пишут, дождевых капель в безветренную погоду?
3. Нарисуйте траекторию движения педали велосипеда относительно дороги.
Отчет творческих групп. Каждая группа рисует на доске траекториидвижения тел.
VI.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. §9.
- Выяснить - В чём основное отличие геоцентрической и системы от гелиоцентрической?
(Таблицу подготовить и раздать учащимся).
Геоцентрическая система | Гелиоцентрическая система | |
Автор теории | ||
Относительно чего рассматривается движение небесных тел? | ||
Что позволяет объяснить? | ||
Преимущества |
VI. Рефлексия (подведение итогов).
Учитель просит закончить предложения.
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
Было бы хорошо, если бы…
Мне не понравилось…
Выставлениеотметок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Относительные местоимения" 6 класс
По учебнику М.М.Разумовской "Русский язык" 6 класс...
Тест по теме "Относительность движения"
Тест по теме "Относительность движения" для учащихся 9 и 10 классов...
конспект урока по теме "Относительные прилагательные"
Урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний. Это второй урок по теме "Разряды прилагательных"....
Презентация-тест по теме "Относительность движения. Траектория, путь" для 7 класса
Презентация составлена на основе авторских тестов Кирик Л.А. Физика.7 класс. Обучающие тесты.-М.:ИЛЕКСА,2009...
Методическая разработка открытого урока на тему «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel»
Значение темы в курсе.Изучение данной темы в курсе ОУД.07. «Информатика» студентами первых курсов техникума связано с тем, что Ехсеl является наиболее распространенным редактором для созда...
Тест физика 9 класс по теме "Относительность движения"
Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Громцева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 9 класс"...
План-конспект урока физики в 9 классе по теме «Относительность движения»
Урок физики в 9 классе по теме «Относительность движения». Место урока в учебной программе: данный урок изучается в главе 1 «Законы взаимодействия и дви...