План-конспект урока физики в 9 классе по теме «Относительность движения»
план-конспект урока по физике (9 класс)

Егоров Нестер Александрович

Урок физики в 9 классе по теме «Относительность движения». Место урока в учебной программе: данный урок изучается в главе 1 «Законы взаимодействия и движения тел», линия УМК А. В. Перышкина.

На уроке вводится учебный материал по следующей тематике «Всякое движение относительно», закрепляются навыки в выполнении текстовых заданий. Наглядные и словесные методы обучения урока способствуют формированию учебно-познавательной, коммуникативной компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика урока:

Цель урока:

  • закрепить знания учащихся о механическом движении и его особенности относительности движения;
  • научить решать задачи на относительность движения.

Планируемые результаты

  1. личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний об особенности механического движения — его относительности, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения.

2) метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об относительности механического движения тел из текста; выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы и излагать их.

3) предметные: пользоваться методами научного познания при рассмотрении механического движения и его характеристик относительно разных систем отсчета; применять теоретические знания на практике; овладеть коммуникативными УУД при ответах на вопросы.


Сценарий урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап – Организационный

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, приветствие учащимися друг друга.

2 этап – Мотивационный. Постановка целей и задач урока

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.

Задаваемые вопросы: 1) Что входит в систему отсчета? 2) Назовите причины смены дня и ночи на Земле? 3) Какие физические величины описывают механическое движение?

Взаимодействуют с учителем во время беседы. Вспоминают, что им известно по заданным вопросам (траектория движения, перемещение, путь, скорость). Систематизируют информацию. Делают предположения. Формулируют с помощью учителя что требуется узнать.

3 этап – Первичное усвоение новых знаний

Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов.

Демонстрация механического движения маятника и рассмотрения траектории его движения, пути, перемещения, скорости в системе отсчета, связанной с землей, и в системе отсчета, движущейся равномерно относительно земли.

Рассматривает с учащимися примеры из учебника §9 рис. 20 «Человек идет по вагону против движения поезда» и рис. 21 «Вертолет, вертикально опускающийся на землю» (приложение 3).

Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей. Обсуждают в группах, высказывают мнения в порядке очередности, приходят к единому выводу, что скорость одного и того же тела в разных системах отсчета может быть различной как по числовому значению, так и по направлению, что траектория движения тела и путь тоже относительны.  Выступают с сообщением от группы.

4 этап – Первичная проверка понимания

Организует фронтальную проверку понимания нового материала.

Раздает распечатанные тексты задания для работы с текстом «Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира» (приложение 1).

Первичное взаимодействие с собеседниками на уровне логических вопросов по теме. Выполняют задание для работы с текстом, направленное на построение логических умозаключений согласно геоцентрической и гелиоцентрической систем мира. Говорят с четким соблюдением очередности, концентрируют внимание не только на своих ответах, но и на ответах собеседников.

5 этап – Закрепление

Задает задание для самостоятельной работы: упражнение 1 (приложение 2), которое необходимо решить на основе  учебного материала, изученного на уроке.

Выполняют упражнение № 1491,  вспоминают, воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников. Высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению, составляют ответ. Воспроизводят ответ в письменной форме.

6 этап – Итоги урока

Организует обсуждение результатов урока. Объясняет смену дня и ночи на Земле в гелиоцентрической системе по рис. 22 учебника.

Формулировка учащимися итога урока: достижение каких  целей урока было достигнуто в ходе урока. Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

7 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет домашнее задание: §9, упр. 9 задания №2, 3, 4.

Обсуждают задания №2, 3, 4 из упражнения 9, задают вопросы. Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

8 этап – Рефлексия учебных действий

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз:

Сегодня  я узнал…

Было интересно…          

Было трудно…

Я понял, что…

Выбирают окончания фраз в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Сопоставляют поставленную цель с результатом своей деятельности.

Библиографический список

  1. Перышкин А. В. Физика : 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2019. – 350 с.: ил. ISBN 978-5-358-17783-3
  2. Перышкин А. В. Сборник задач по физике. 7-9 классы : Учеб.-метод. комплект - М.: Изд-во «Экзамен», 2019. - ISBN 978-5-377-13856-3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока (физика, 11 класс)

Основная задача урока - сформировать знания о явлениях  отражения и преломления  света; продемонстрировать отражение света от зеркальной поверхности, измерять показатель преломления стекла; ...

План конспект открытого урока в 10 класс по теме: "Прием и передача мяча при встречном движении"

Открытый урок в 10 классе по теме: "приём и передача мяча при встречном движении" с применением ИКТ...

План конспект открытого урока в 10 класс по теме: "Ловля и передача мяча в движении"

План конспект открытого урока в разделе Баскетбол по теме : " Ловля и передача мяча в движении"...

Тест физика 9 класс по теме "Относительность движения"

Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Громцева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 9 класс"...

Урок физики 9 класса по теме "Реактивное движение"

План-конспект урока в 9 классе к учебнику Перышкин А.В. по теме "Реактивное движение"...