конспект урока по теме "Относительные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний. Это второй урок по теме "Разряды прилагательных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_otnositelnye_prilagatelnye.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Догадина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ Краснодонская ООШ Волгодонского района Ростовской области.
Класс: 6 класс, русский язык.
Тема: «Относительные прилагательные»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
- повторить и обобщить сведения по теме «Имя прилагательное. Качественные прилагательные»;
2)познакомить учащихся с относительными прилагательными,
с опознавательными признаками относительных прилагательных;
3)научить отличать относительные прилагательные от качественных; познакомить со значением новых словарных слов;
- развивать умение находить относительные прилагательные, отличать их от качественных, использовать в речи
- закрепить орфографические, пунктуационные и грамматические умения учащихся, приобретенные в ходе изучения темы «Имя прилагательное».
Задачи:
- создать условия для повторения и обобщения сведений по теме ««Имя прилагательное. Качественные прилагательные» и для изучения новой темы «Относительные прилагательные»
- создать условия для самостоятельной деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки;
- облегчить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся; организовать активный отдых учащихся средствами учебного предмета; снять умственное и физическое напряжение.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
- уметь прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;
- работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать учебную ситуацию;
- аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;
- самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Методы обучения: теоретический опрос, лингвистический эксперимент, работа в группах, беседа, самостоятельная работа.
Педагогические технологии: ИКТ - технологии, личностно - ориентированные технологии, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, доска, карточки, Толковый словарь
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Формулирование темы и целей урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный урок. У нас присутствуют гости.
Учитель: Запишите число, вид работы.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работу по теме, начатой вчера. А сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение:
Школьный прозвенел звонок, и пришли мы на урок
Потрудиться, не ленясь, не медля и не торопясь,
Отвечая, улыбаясь, и при этом, не теряясь.
В работе будем мы внимательные, изучая прилагательные.
_ Кто же сформулирует тему урока?
Объявление темы урока. Относительные прилагательные.
2. Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Ответ учащихся)
3. Действительно, мы познакомимся еще с одним разрядом прилагательного – с постоянным морфологическим признаком, узнаем отличительные признаки относительных прилагательных, научимся отличать их от качественных.
4. Запишем в тетради тему урока.
II. Повторение.
1. Начнем нашу работу с повторения.
Раздаются карточки с заданиями для индивидуальной работы:
- Найти по толковому словарю значение слов: «языковОй», «языкОвый».
- Найти по толковому словарю значение слов: «искусный», «талант».
3. Произвести синтаксический разбор предложения (У доски) В сильный мороз весело трещат в печи берёзовые дрова.
4. Карточка. Среди прилагательных найти качественные. Хитрый, деревянный, зелёный, январский, песчаный, узкий, высокий, стеклянный, кожаный, широкий, яркий, сладкий, осенний, весенний, сельский.
С одним прилагательным составь и разбери предложение.
ВСЕ ВМЕСТЕ
5. Повторение. Проверка усвоения темы и д/з. На прошлом уроке мы изучали качественные имена прилагательные. Расскажите о них, приводя примеры.
Слайды 1-10. Примеры из д/з и проверка на доске.
- Лингвист. Эксперимент. Из предложения выписать словосочетания прил.+сущ. (сильный мороз, берёзовые дрова) Определите разряд прилагательных. Докажите. Со словом «сильный» можем образовать степени сравнения, а со словом «берёзовые» нет!
IV. Изучение новой темы. Слайды 11-16
1. В отличие от качественных прилагательных относительные обозначают такой признак предмета, которые не может проявляться в большей или меньшей степени в предмете.
2. У вас на столах карточки «Опознавательные признаки относительных прилагательных». Обратите внимание на опознавательные признаки относительных прилагательных и прочитайте, какие признаки предметов могут обозначать относительные прилагательные. (Ученики читают по – очереди).
1. Не имеют степеней сравнения.
2. Не имеют краткой формы.
3. Не сочетаются с наречием очень.
4. Не имеют антонимов.
Обозначают:
- материал (стеклянная стена, песчаный берег);
- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);
- местонахождение (речной порт, московский житель);
- время (прошлогодний план, январские морозы);
- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);
- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).
V. Закрепление изученного материала. Параграф 59
1. Упр. № 344 По группам.
2. В чем вы видите различие слов языковОе (явление) и языкОвая (колбаса)? (Ответ учащегося, работавшего со словарем)
3. Слова талант и искусный (упр.345 и связь с технологией и жизнью)
4. С классом физзарядка. Встаём при употреблении относительных прилагательных
Белый, пластмассовый, подводный, высокий, луковый, здешний, тонкий, нагревательный, темный, компьютерный, алый, вечерний, копировальный.
5. В это время с классом пишется цифровой диктант: ИЛИ Слайды (18-24)
1 – качественные прилагательные,
2 – относительные прилагательные.
Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, языковОе явление, языкОвая колбаса
(Ключ: 2,1,1,2,2,2,2)
6.Проверяем цифровой диктант.
7. Работа с текстом.
1) Тяпка мой симпатичный пёс. 2 )Гуляя с ним, мы часто уходим в сосновый лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. 3)На зелёной ш..лковистой опушке леса черные пятна от костра. 4) В ложбине, изв..ваясь между камней, т..чёт ручей. 5)Тяпка пьёт из него, а я (не) могу. 6)Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного целлофанового пакета. 7)По дну стелется, зац..пившись за камешек, капроновый чулок. 8)Течение н..сёт школьную, с ф..олетовыми страницами, тетрадь, делает воду мутной. 9)Вон у берега груда железных пружин от раскладушки, соломенные остатки веника.
10)Кто и зачем пр..нёс сюда всё это?
1. О чём текст? Какие чувства вы испытывали, читая текст? Почему?
2.Актуальна ли проблема, затронутая автором? Как вы к этому относитесь?
3.Найдите в тексте прилагательные. Какова их роль?
4. Определите разряд.
5. Объясните пропущенные буквы. Расставьте знаки.
1 вариант– 1-5 предложение
2 вариант - 6-10 предложение.
VI. Обобщение.
1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?
2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?
3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?
VII. Задание на дом. Комментирование задания.
Параграф 59. Упражнение 343.
VIII. Оценки.
- Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Склонение полных прилагательных»
Конспект урока "Склонение полных прилагательных", 6 класс...
Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" с презентацией
Представляю Вашему вниманию конспект урока по совершенствованию навыков употребления степеней сравнения прилагательных с презентацией данного правила....
Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"
Конспект представлен в виде плана работы с песней ("Everything at once" исполнитель Lenka), целью которого является усвоение учащимися материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....
План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"
План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"...
Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" 4 класс
технологическая карта и конспект урока...
Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"
Материал представляет введение материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....
конспект урока "Степени сравнения прилагательных".
конспект урока английского языка в 5 классе по теме "Степени сравнения прилагательных"....