Архимедова сила, конспект урока физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)

Николаева Ирина Викторовна

Архимедова сила, конспект урока физика 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по физике

по теме: «Архимедова сила», 7 класс

Цель урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов она зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила.

Экспериментальный метод:

  • выдвигается вопрос, который раскрывается на основе опыта;
  • формулируется рабочая гипотеза;
  • проводится планирование эксперимента;
  • проводится экспериментальная работа; дается теоретический вывод на основе экспериментальных данных.

(изучаемый материал ученики получают из эксперимента наглядным образом и практическими действиями.)

Задачи урока:

Образовательная

  • освоение знаний о выталкивающей силе, действующей на тело, погружённое в жидкость;
  • освоение знаний о методах познания природы;
  • овладение умениями проводить экспериментальные исследования и обобщать результаты опытов;
  • применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений.

Воспитательная

  • воспитание убежденности в возможности познания природы;
  • формирование навыков коллективной работы над общей проблемой.

Развивающая – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при выполнении экспериментальных исследований.

     На уроке осуществляется: познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность учащихся.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: 

  • На уроке используются пять наборов оборудования:
  1. динамометр, тело – груз, сосуд с водой;
  2. динамометр, два металлических цилиндра равного объема, но разной плотности, сосуд с водой;
  3. динамометр, металлический цилиндр, сосуд с водой;
  4. динамометр, 2 картофелины разного объема, сосуд с водой;
  5. динамометр, 2 сосуда: один сосуд с водой, другой с насыщенным раствором соли, тело-груз.
  • Мячик
  • Карточки – буквы физических величин
  • Портрет Архимеда.

Описание хода урока:

  1. Организационный момент (1мин)
  2. Физическая разминка (5мин)

    На доске при помощи магнитов располагаются карточки – буквы физических величин.

Перед ребятами ставится задача: составить из карточек – букв как можно больше формул, связывающих их.  

  1. Опыты по обнаружению выталкивающей силы.

     Ребятам предлагается выполнить экспериментальную работу в группах, согласно предложенным инструкциям и наборов оборудования (7мин).

  1. По окончании работы, предлагается сделать перерыв в виде игры:

        «Я знаю в чём измеряется и чем измеряется эта физическая величина!» (3мин)

Задание: Учитель называет физическую величину, бросает мячик учащемуся, а тот называет прибор для измерения этой величины и единицу её измерения в СИ и бросает мяч обратно учителю и т.д.

5. Перерыв закончен, приступаем к анализу проведенных экспериментов (15мин).

  • 1 группа, согласно предложенной инструкции, должна была выяснить,

                             что происходит с весом тела, погружённого в жидкость.

  • Предполагаемый вывод:

Вес тела, погружённого в жидкость меньше веса тела в воздухе.

Вопрос группе: Как вы считаете почему вес тела уменьшился?

Ответ: в жидкостях на тело действует сила, выталкивающая его из жидкости, которая направленна вертикально вверх и из-за нее вес тела уменьшается.

Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого учёного Архимеда, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение.

И поэтому тема нашего урока: «Архимедова сила» (ребята записывают тему урока в своих тетрадях).

Итак, ребята! Используя выводы 1 группы, мы можем с вами записать первую формулу для расчёта архимедовой силы:

Fa= Р тела в воздухе - Р тела в воде

  • 2 группа, согласно предложенной инструкции, должна выяснить зависит ли сила, действующая на тело, погружённое в жидкость, от глубины погружения.

  • Предполагаемый вывод:

Сила, действующая на тело, погружённое в жидкость, не зависит от глубины погружения.

  • 3 группа, согласно предложенной инструкции, должна была выяснить, зависит ли сила, действующая на тело, погружённое в жидкость, от рода вещества из которого изготовлено тело.

  • Предполагаемый вывод:

Сила, действующая на тело, погружённое в жидкость не зависит от рода вещества из которого изготовлено тело.

Вопрос группе: Ребята, а как вы можете объяснить полученный результат?

Ответ: Тела имеют разный вес в воздухе и в воде, т.к. они изготовлены из разных материалов, но равные объемы. Выталкивающие же силы одинаковы в воде, отсюда следует, что выталкивающая сила не зависит от плотности тел.

  • 4 группа, согласно предложенной инструкции, должна выяснить зависит ли сила, действующая на тело, погружённое в жидкость, от объёма этого тела.

  • Предполагаемый вывод:

Сила, действующая на тело, погружённое в жидкость, зависит от объёма этого тела.

Вопрос группе: А как вы можете объяснить полученный результат?

Ответ: тела имеют одинаковую плотность, но разные объёмы, имеют разный вес в воздухе и в воде, а, следовательно, на них действуют разные выталкивающие силы: на тело большего объёма действует бо́льшая выталкивающая сила.

  • 5 группа, согласно предложенной инструкции, должна выяснить ли сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, от рода жидкости.

  • Предполагаемый вывод:

Сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, зависит от рода жидкости.

Вопрос группе: Ребята, как вы можете объяснить полученный результат?

Ответ: выталкивающая сила в разных жидкостях для одного и того же тела разная, т.к. вес этого тела в разных жидкостях – разный, следовательно, в жидкости с большей плотностью – выталкивающая сила больше, а в жидкости с меньшей плотностью - выталкивающая сила меньше.

6. Обобщение результатов всех опытов (6мин).

Учитель. Итак, ребята, обобщив результаты опытов мы можем теперь установить от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила или сила Архимеда.

         

Запишем еще одну формулу для расчёта архимедовой силы.

                        Faж ×g×Vт

5. Закрепление материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами не только познакомились с новой физической величиной – «Архимедовой силой», но и выяснили от чего она зависит и от чего не зависит данная физическая величина, а также получили формулу для расчёта архимедовой силы.

                 На следующем уроке мы с вами узнаем, при каких условиях тело, погруженное в жидкость будет плавать на ее поверхности, внутри жидкости, или будет тонуть. А также выясним влияет ли на эти факторы архимедова сила.

6. Рефлексия. Ребятам предлагается заполнить листочки обратной связи и сдать учителю.

7. Домашнее задание: §51, упр.26(3,4)

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу! До свидания!

Список литературы.

1. Ерунова Л. И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. Книга для учителей. М., просвещение.,1988г. 160с

3. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.,Воронеж. Издательство НПО “МОДЕК”,1998г. 160с.

5. Шевцов В. А. физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А, В. Перышкина. Волгоград., Учитель., 2005г. 303с.

7. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина, “М.: Дрофа”;

8. С, В, Громова, Н, А, Родиной “М,: Просвещение” 7 класс,- М,: ВАКО 2005. -304 с.

9. Родина Н. А. и др. Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы. Дидактический материал. М., Просвещение., 1991г., 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"...

Викторина по физике "Архимедова сила. Плавание тел"(7 класс)

Данная разработка выполнена в виде презентации. Может использоваться при проведении внеклассных мероприятий и декады физики, а также как обобщающе-повторяющий материал....

Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...

Конспект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Конспект урока изучения нового материала по физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила". Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости...

"Архимедова сила" конспект урока, 7 класс

Сформировать понятие об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, на основе закона Паскаля; показать связь изучаемого мате...

Конспект урока физики Архимедова сила

Цели урока:        Выяснить причины возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах;Показать зависимость силы Архимеда от объема тела и плотности жидкости....