конспект урока физики 7 класс по теме Архимедова сила
план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Предмет: физика, урок изучения нового материала.
Тема: сила Архимеда.
Продолжительность: 1 урок(40 минут).
Класс:7.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, ПО: MS Power Point 2003 для просмотра презентационного сопровождения урока, Macromedia Flash 8.0 и выше для просмотра флеш-роликов, Media Player Classic.
Использованные материалы: материалы ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru и http://infoteka.intergu.ru
Флеш-объекты из ЕКЦОР встроены в презентацию. Во время запуска презентации необходимо разрешить подключение содержимого, для этого выставить низкую степень защиты.
Условные сокращения и обозначения: Обычный шрифт в конспекте – действия учителя или учащихся.
Шрифт-курсив – слова учителя или учащихся.
- переход на следующий слайд
Цели урока:
Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.
Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.
Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике, для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.
Оборудование: у каждой группы набор оборудования для проверки той или иной зависимости (независимости) архимедовой силы от различных величин, карточки с заданиями.
№ | Этап урока | Содержание |
I | Организационный момент. | Учитель. Здравствуйте, ребята! |
II | Сообщение темы и целей урока. Мотивация. | Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры. (просмотр видео, кликнуть заголовок слайда 2) Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда. |
III | Объяснение нового материала. I.Создание проблемной ситуации. | Учитель. Исследуем, как действует жидкость или газ на погруженные в них тела. (слайд3) |
( Слайд 4. Трое учеников по очереди выходят к доске и работают с интерактивной моделью «Измерение силы Архимеда». Грузики подвешивают к динамометру, записывают показания динамометра; опускают в мензурку с водой, записывают показания.) Вывод: вес тела в жидкости меньше, чем в воздухе. Учащиеся убеждаются, что на тело, погруженное в жидкость, действует сила направленная вертикально вверх, которая выталкивает тело из жидкости. ( Слайд 5) Учитель. Верно. Эта сила называется архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют. | ||
II.Как объяснить существование выталкивающей силы? | Учитель. Ребята давайте подумаем, как можно объяснить существование выталкивающей силы? (Слайд6. Учащиеся высказывают свои предположения, учитель направляет и помогает. ) | |
Учитель. Посмотрим на модели как появляется сила Архимеда. (Слайд 7.Кликнуть название модели: откуда появляется архимедова сила.) Учитель. Таким образом, причиной появления выталкивающей силы является давление жидкости, возникающее под действием силы тяжести. Рассчитаем значение выталкивающей силы. ( Слайд 8 учащиеся делают записи в тетрадях) Учитель( анализируют полученную формулуF = pж gV= Pж) Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела. Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела. (Слайд 9. Опыт Архимеда- видео. Кликнуть на черный фон) | ||
Учитель. Закон Архимеда формулируется таким образом: на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме этого тела(или погруженной его части). Fа= Pж ( Кликнуть в любом месте слайд 10. Учащиеся записывают в тетради) | ||
III. От чего зависит сила Архимеда | Учитель. А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе ( слайд 11).
Работа в группах (прил.1). После получения результатов каждая группа сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы. Представители от групп по очереди выходят к доске и кликают на «свою» рыбку. ( Слайд 12) Учитель обобщает высказывания и кликнув в любом месте слайда, показывает формулу, которую учащиеся записывают в тетради. | |
(Слайд 13) Учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V, повторяет физический смысл и единицу измерения данной величины. Затем кликнув значок «стрелка» подводит итог. | ||
IV | Закрепление полученных знаний. | Учитель. А теперь давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон. (слайд 14, кликнуть в любом месте) 1. Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу. Fа = Рв – Рж 2. Затем Архимед определил объем короны. 3. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне? Учитель. Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. |
V | Итог урока. | Учитель. Сегодня мы познакомились с новой темой «Архимедова сила», а главное мы решили задачу Архимеда, совершив путешествие в 3 век до нашей эры, выяснив при этом, от чего зависит выталкивающая сила. (слайд 15, сняв знак «галочка», учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V, спрашивает у учащихся физический смысл и единицу измерения данной величины.) |
VI | Домашнее задание | Учитель предлагает ученикам подумать дома над вопросом. ( слайд16). Учащиеся записывают домашнее задание(кликнуть в любом месте слайд16). Урок окончен. (слайд17) |
Приложение 1
Исследовательская работа в группах
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема.
- Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
- Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.
Задание второй группе
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
- Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
- Сравните эти силы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.
Задание третьей группе
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле.
- Чем отличаются эти жидкости?
- Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
- Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.
Задание четвертой группе.
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
- Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
- Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
- Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"
В метериалле дается подробный план конспект урока в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...
Разработка урока физики в 7 классе по теме "Архимедова сила"
урок разработан для учителей физики...
Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Архимедова сила»
Урок изучения нового материала на основе исследовательской деятельности учащихся...
Конспект урока 10 класс по теме"Роль силы трения в природе и технике"
В конспекте урока дается развернутый материалл для учащихмя 10 класса ,выводятся формулы ,которые объясняют зависимость силы терения от разных факторов .Приводятся примеры проявления силы трения в окр...
Технологическая карта урока по физике в 7 классе на тему "Архимедова сила"
технологическая карта урока...
Урок физики в 7 классе по теме "Архимедова сила"
План урока и презентация к нему...
Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".
Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...