конспект урока физики 7 класс по теме Архимедова сила
план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме

Подолян Ирина Викторовна

конспект к открытому уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_arhimedova_sila.rar18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Предмет: физика, урок изучения нового материала.

Тема: сила Архимеда.

Продолжительность: 1 урок(40 минут).

Класс:7.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, ПО: MS Power Point 2003 для просмотра презентационного сопровождения урока, Macromedia Flash 8.0 и выше для просмотра флеш-роликов, Media Player Classic.

Использованные материалы: материалы ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru и  http://infoteka.intergu.ru

Флеш-объекты из ЕКЦОР встроены в презентацию. Во время запуска презентации необходимо разрешить подключение содержимого, для этого выставить низкую степень защиты.

Условные сокращения и обозначения: Обычный шрифт в конспекте – действия учителя или учащихся.

Шрифт-курсив – слова учителя или учащихся.

- переход на следующий слайд

Цели урока: 

Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.

Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.

Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике, для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.

Оборудование: у каждой группы набор оборудования для проверки той или иной зависимости (независимости) архимедовой силы от различных величин, карточки с заданиями.

Этап урока

Содержание

I

Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

II

Сообщение темы и целей урока. Мотивация.

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры.

(просмотр видео, кликнуть заголовок слайда 2)

Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда.

III

Объяснение нового материала.

I.Создание проблемной ситуации.

Учитель. Исследуем, как действует жидкость или газ на погруженные в них тела. 

(слайд3) 

( Слайд 4. Трое учеников по очереди выходят к доске и работают с интерактивной моделью «Измерение силы Архимеда». Грузики подвешивают к динамометру, записывают показания динамометра; опускают в мензурку с водой, записывают показания.)

Вывод: вес тела в жидкости меньше, чем в воздухе. Учащиеся убеждаются, что на тело, погруженное в жидкость, действует сила направленная вертикально вверх, которая выталкивает тело из жидкости. ( Слайд 5)

Учитель. Верно. Эта сила называется архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют.

II.Как объяснить существование выталкивающей силы?

Учитель. Ребята давайте подумаем, как можно объяснить существование выталкивающей силы?

(Слайд6.  Учащиеся высказывают свои предположения, учитель направляет и помогает. )

Учитель.  Посмотрим на модели как появляется сила Архимеда.

(Слайд 7.Кликнуть название модели: откуда появляется архимедова сила.)

Учитель. Таким образом, причиной появления выталкивающей силы является давление жидкости, возникающее под действием силы тяжести. Рассчитаем значение выталкивающей силы.

( Слайд 8 учащиеся делают записи в тетрадях)

Учитель( анализируют полученную формулуF = pж gV= Pж)

Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.

Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела.

(Слайд 9. Опыт Архимеда- видео. Кликнуть на черный фон)

Учитель. Закон Архимеда формулируется таким образом: на тело, погруженное  в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме этого тела(или погруженной его части).

        Fа= Pж

( Кликнуть в любом месте слайд 10.  Учащиеся записывают в тетради)

III. От чего зависит сила Архимеда

Учитель. А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе ( слайд 11).

 

Работа в группах (прил.1).

После получения результатов каждая группа сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы. Представители от групп по очереди выходят к доске и кликают на «свою» рыбку.

( Слайд 12)

Учитель обобщает высказывания и кликнув в любом месте слайда, показывает формулу, которую учащиеся записывают в тетради.

(Слайд 13)   Учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V,   повторяет физический смысл и единицу измерения данной величины. Затем кликнув значок        «стрелка» подводит итог.

IV

Закрепление полученных знаний.

Учитель. А теперь давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон. (слайд 14, кликнуть в любом месте)

1. Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу.

Fа = Рв – Рж

2. Затем Архимед определил объем короны.

3. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?

Учитель. Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел.

V

Итог урока.

Учитель. Сегодня мы познакомились с новой темой «Архимедова сила», а главное мы решили задачу Архимеда, совершив путешествие в 3 век до нашей эры, выяснив при этом, от чего зависит выталкивающая сила.

(слайд 15, сняв знак «галочка», учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V,   спрашивает у учащихся физический смысл и единицу измерения данной величины.)

VI

Домашнее задание

Учитель предлагает ученикам подумать дома над вопросом. ( слайд16).

Учащиеся записывают домашнее задание(кликнуть в любом месте слайд16).

Урок окончен. (слайд17)


Приложение 1

Исследовательская работа в группах

Задание первой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
  2. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

  1. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
  2. Сравните эти силы.
  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.

Задание третьей группе

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле.
  2. Чем отличаются эти жидкости?
  3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
  4. Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.

Задание четвертой группе.

Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.

  1. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
  2. Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
  3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"

В метериалле дается подробный план конспект урока  в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Архимедова сила»

Урок изучения нового материала на основе исследовательской деятельности учащихся...

Конспект урока 10 класс по теме"Роль силы трения в природе и технике"

В конспекте урока дается развернутый материалл для учащихмя 10 класса ,выводятся формулы ,которые объясняют зависимость силы терения от разных факторов .Приводятся примеры проявления силы трения в окр...

Урок физики в 7 классе по теме "Архимедова сила"

План урока и презентация к нему...

Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".

Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...