Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Шуваева Ольга Алексеевна

Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhimedova_sila.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока  физики по теме:

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока : установить и доказать существование выталкивающей силы в жидкости и газе, вывести формулу для вычисления силы Архимеда. Научиться объяснять явления, обусловленные действием силы Архимеда.

Задачи:

образовательные: познакомить с действием выталкивающей силы в жидкости и газе; научиться выводить формулу для определения величины Архимедовой силы; развивать  познавательную активность.

воспитательные: формировать научное мировоззрение, показать роль эксперимента в изучении физики, повышать интерес к физике.

развивающие: развивать умения анализировать и объяснять явления, обусловленные действием выталкивающей силы, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

ТСО : компьютер, медиа-проектор, классная доска, пробка, теннисный шарик, ведерко Архимеда, отливной сосуд;

 Для фронтальной работы: динамометры, наборы грузов, сосуды с водой и раствором соли.

Используемая литература:

Перышкин А.В.,  Физика, 7 класс, изд-во М., «Дрофа, 2012»

Кирик Л.А., Физика, 7 класс, методические материалы, М. «Илекса» 2009

Уроки физики с применением информационных технологий 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Серия «Современная школа», М. Глобус 2009г.

Перечень используемых ЭОР

ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Уроки физики 7-11 класс. Мультимедийное приложение к урокам. М. Глобус 2009г.

информационный

презентация

диск

2

Школьный физический эксперимент «Гидроаэростатика» ч.2 . М. СГУ ТВ 2012г.

информационный

Видеофрагменты

диск

Этап урока

Наглядные пособия

Классная доска

Экран

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный этап

ЭОР №1 слайд №1

Тема урока, портрет Архимеда

Цель: обеспечить оптимальные условия для восприятия нового материала

Взаимное приветствие

Проверка готовности к уроку;

проверка отсутствующих;

Сообщение темы урока: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

Цель для учеников: настроиться на получение знаний

Слушают, открывают тетрадь, записывают дату и тему урока с доски

2

2

Актуализация знаний и проверка домашнего задания

ЭОР №2 сюжет 6

Цель:  проверить готовность учеников к уроку, подготовить к восприятию нового материала

Беседа. Вспомним лето, водоем.

Легко ли поднять тяжелый камень в воде? А вынести его на берег?

Можете ли вы удержать друга в воде? А на суше?

Что будет с мячом, если его погрузить в воду, а потом отпустить?

Убедимся в этом на опыте. Учитель демонстрирует опыт с теннисным шариком.

Как это можно объяснить?

Делаем вывод о действии жидкости на погруженное в нее тело. А как будет в газе? Посмотрите видео ролик.

Цель для учеников: продемонстрировать готовность к уроку

Отвечают на вопросы. Обосновывают свои ответы. Приводят примеры

Смотрят на экран.

10

3

Изучение нового материала

ЭОР №2 сюжет 5

Цели для учителя:

Образовательные

1.Сформировать знания о выталкивающей силе в жидкости и газе.

2. Выяснить от каких физических величин  зависит выталкивающая сила, а от каких не зависит

3. Научить выводить формулу для вычисления выталкивающей силы

Развивающие

Научить применять теоретические знания для объяснения практических опытов

Развивать логическое мышление и устную речь

Выполним экспериментальную работу. Посмотрим видео-ролик и проведем аналогичные опыты самостоятельно

Учитель меняет слайды и дает теоретическое объяснение возникновения выталкивающей силы, выводит формулу для ее вычисления.

Fвыт = gmж = Pж

Учитель показывает опыт с ведерком Архимеда. Формулирует закон Архимеда.

Цель : получить новые знания о выталкивающей силе, научиться выводить формулу для вычисления выталкивающей силы

Смотрят видеоролик.

Ученики выполняют фронтальные опыты

Ученики слушают и делают записи в тетради

Ученики смотрят и записывают формулировку закона Архимеда

20

4

Обобщение и закрепление полученных знаний

ЭОР №1 слайд № 14-18

Слайд № 19

Развивающая цель:

Научить применять теоретические знания для объяснения практических задач

Развивать логическое мышление, выявлять причинно-следственные связи и развивать устную речь

Для закрепления изученного материала ответим на вопросы:

На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая выталкивающая сила?

Два тела одинакового объема (стеклянное и стальное) опущены в воду. Одинаковая ли выталкивающая сила действует на них?

Тело погружаем на разную глубину, как будет меняться при этом выталкивающая сила?

Изменится ли выталкивающая сила, если брусок, находящийся в жидкости перевести из горизонтального в вертикальное положение?

Решение проблемной задачи(текст на слайде)

Цель: научиться решать качественные задачи

Ученики отвечают, аргументируют ответ и дополняют друг друга

Один ученик решает у доски, остальные записывают в тетради.

10

5

Подведение итогов, запись домашнего задания

Выставление оценок учащимся.

Указание к выполнению домашнего задания.

Критерии оценки применяются к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей:

Ответы полные  и превышают базовый уровень.

Ответы  правильные, но неполные

Ответы соответствуют базовому уровню

Записывают домашнее задание:

§48,49  упр. №24, вопросы к параграфу 49 (устно).

Доп. Легенда об Архимеде §8

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе.  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание.

слайды к 4-му уроку  краткосрочного пребывания уч-ся ( 3 смена) в школе...

Технологическая карта фрагмента занятия по теме: "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело".

Материал содержит технологичесую карту фрагмента учебного занятия по физике в 7 классе с использованием технологии проблемного обучения....

Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...

Технологическая карта урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательн...

Конспект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Конспект урока изучения нового материала по физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила". Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости...

Урок Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

В ходе урока учащимся предстоит объяснить как можно обнаружить и изучить действие жидкости на погруженное тело; осознать причины возникновения выталкивающей силы и вывести правила для её вычисления....