Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса
методическая разработка по физике (9 класс)
Задачи урока:
- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания, полученные на уроке, с объективными реалиями жизни;
- формирование ценности здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_fizike_na_temuzvuk._istochniki_zvuka_dlya_9_klassa.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса
Предмет: Физика
Класс:9
Тема урока:Звук, источники звука
Тип урока:Открытия новыхзнаний
Цель урока:актуализация и расширение знаний по разделу «Механические колебания и волны. Звук»
Задачи урока:
- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания, полученные на уроке, с объективными реалиями жизни;
- формирование ценности здорового образа жизни.
Формируемые учебные результаты и УУД**
Планируемые результаты | Детализация результата | Метод/средство диагностики |
Предметные результаты | - знакомство спонятиями:акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук; - углубление знания о понятии «звук»; . | Наблюдение, самооценка, взаимооценка |
Вид УУД | Конкретное умение | Метод/средство диагностики |
Личностные | - развитие умения демонстрировать прочные убеждения при обосновании своей позиции; -формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели - понимание ценности здорового образа жизни | Наблюдение |
Коммуникативные | - формирование умения общаться со сверстниками в совместной деятельности; - формирование уважительного отношения к мнению другого человека | Наблюдение. |
Регулятивные | -развитие умения контролировать и давать оценку своим действиям и действиям других учащихся; - развитие умения работать в рамках отведённого времени; | Наблюдение. |
Познавательные | - сформулировать цель учебной деятельности, урока; - уметь выделять признаки, устанавливать логические связи, систематизировать; - развитие умения работать с источниками, анализировать текст, искать информацию | Наблюдение |
Ресурсы:
-учебник «Физика» 9 класс (А В. Пёрышкин, Е. М. Гутник, М., Дрофа, 2014), примеры источников звука, презентация, видеофрагмент;
- оборудование: компьютер, проектор, камертон, штатив с лапкой и закреплённым на нитишариком, укулеле;
-средства обучения: рабочий лист.
Этап урока | Деятельность учителя / содержание, метод, средство, прием, вопросы | Деятельностьученика / форма работы, используемые средства | Время* |
Организационный | Приветствие, организация учащихся на урок. | Рассаживаются на места, изучают материалы для урока. | |
Мотивационно-целевой (включение учащихся в активную деятельность) | Демонстрирует фрагмент из фильма «Берега моей мечты» | Формулируют тему и цель урока. Записывают в рабочие листы определение акустики. | |
Операционно-деятельностный | Напоминает о трёх агрегатных состояниях вещества. Даёт задание заполнить таблицы «Распространение звуков», проверяет результат работы. Проводит опыт с камертоном и шариком. Обращает внимание на примеры источников звука, находящиеся в классе. Объясняет принцип распространения звуковой волны.Организует выполнение упражнения. Напоминает строение органа слуха. Даёт задание определить частотный диапазон восприятия человеком звука. Рассказывает о проявлении инфразвука и ультразвука в природе и применении в технике. Обращает внимание на возможный вред воздействия звука на человека. Даёт задание прочитать текст в рабочих листах и ответить на вопрос. | Отвечают на вопросы. Заполняют таблицы в рабочих листах (работа в парах). Отвечают по рядам. Делают вывод из проведённого опыта. Формулируют определение источника звука. Записывают его в рабочие листы. Ищут возможные источники звука. Распределяют их на группы (искусственные и естественные), заполняют таблицу в рабочих листах – работа на выбор: самостоятельно или в парах. Выполняют упражнение «Волна» по рядам. Находят в учебниках определение ультразвука и инфразвука, выписывают в рабочие листы. Читают текст в рабочих листах. Записывают ответ на вопрос, почему вредны наушники. Участвуют в обсуждении. | |
Контрольно-оценочный | Предлагает проверить качество усвоения материала. Вместе с детьми формулирует критерии оценивания. Предлагает вопросы. | Формулируют критерии оценивания вместе с учителем. Записывают ответы на вопросы в рабочих листах. Проводят взаимопроверку по критериям. | |
Рефлексивный | В качестве рефлексии учитель предлагает досочинить английскую сказку. | Досочиняют сказку (работа индивидуально или в парах – на выбор). Озвучивают ответы. | |
Организационный: | Подводит итог урока. |
*- рекомендуемое время, заполняется при желании учителя.
**- формируемые УУД включают обязательные элементы для формирования в 6 классе по принятой «Динамической модели преемственности в формировании УУД» и иные, которые учитель также планирует развивать на этом уроке.
Приложение 1:
Рабочий лист по теме: «______________________________»
Задание №1
Запишите определение акустики.
Акустика – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2.
Даны ситуации. Определите, в какой среде распространяется звук.
Ситуация | Среда |
Крик чайки | Газ (воздух) |
Игра на гитаре | |
Топот копыт | |
Строительство метрополитена | |
«Разговор» китов | |
Мурлыкание кота | |
Шум водопада |
Приведите примеры ситуаций
Газ | |
Жидкость | |
Твердое тело |
Задание №3
Запишите вывод из проведенного опыта.
Источник звука – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4.
Попробуйте привести примеры и занесите их в таблицу.
Источники звука:
Искусственные | Естественные |
Задание № 5.
Выпишите из учебника определение ультразвука, инфразвука.
Ультразвук - ______________________________________________________________________________________________________
Инфразвук -______________________________________________________________________________________________________
Задание №6
Прочтите текст и ответьте на вопрос
«Изучая в течение двух месяцев поведение молодежи в столичном метрополитене, специалисты пришли к выводам, что в московском метро каждые 8 из 10 активных пользователей портативных электронных устройств слушают музыку. Для сравнения: при интенсивности звука в 160 децибел деформируются барабанные перепонки. Мощность звука, воспроизводимая плеерами через наушники, приравнивается к 110–120 децибел. Таким образом, на уши человека идет воздействие, равное тому, которое оказывается на человека, стоящего в 10 метрах от ревущего реактивного двигателя. Если такое давление на барабанные перепонки оказывается ежедневно, человек рискует оглохнуть. "За последние пять лет на прием стали чаще приходить молодые парни и девушки, – рассказала НИ отоларинголог Кристина Ананькина. – Все они хотят быть модными, постоянно слушать музыку. Однако длительное воздействие громкой музыки просто убивает слух". Если после рок-концерта организму нужно несколько дней, чтобы восстановиться, то при каждодневной атаке на уши времени на приведение слуха в порядок уже не остается. Слуховая система перестает воспринимать высокие частоты. «Любой шум интенсивностью более 80 децибел негативно влияет на внутреннее ухо, – сообщает кандидат медицинских наук, сурдолог Василий Корвяков. – Громкая музыка поражает клетки, отвечающие за восприятие звука, особенно если атака идет прямо из наушников. Ситуацию ухудшает еще и вибрация в метро, которая также негативно влияет на структуру уха. В сочетании эти два фактора провоцируют острую тугоухость. Основная ее опасность в том, что она наступает буквально в одночасье, однако вылечить ее очень проблематично. Из-за шумового воздействия в нашем ухе отмирают волосковые клетки, отвечающие за передачу звукового сигнала в мозг. А способа восстановить эти клетки медицина пока не нашла».
Почему вредны наушники?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверим себя
1. Как называется учение о звуке?____________________________
На Луне произошел сильный взрыв. Например, извержение вулкана. Услышим мы его на Земле?_________________________________
При полете большинства насекомых издается звук. Чем он вызван?__________________________________________________
Как могли бы люди переговариваться на Луне?____________________________________________________
Почему при проверке колес вагонов во время остановки поезда их простукивают?____________________________________________
Задание №7
Прочитайте текст английской сказки. Как вы думаете, что предложил путник?
«Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять. Черт шутя, справился с этим и забрал себе души обоих путников. Остался третий путник...»
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прриложение 2
ПРИМЕРЫ ИСТОЧНИКОВ ЗВУКА
- Укулеле
- Машинка
- Портативная колонка
- Фото певца
- Фото водопада
- Фото извержения вулкана
- Самолёт
- Собачка – игрушка
- Часы
- Птица
- Фото грозы
- Фото соседа с перфоратором
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"
Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика» проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...
Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....
Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые колебания"
Цель урока: изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений и знакомство с источниками и приемниками звука. Задачи:актуализировать и расши...
Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса
Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...
Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература
Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...
Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова – результат поисков ответов...
Методическая разработка урока.« Великая Отечественная война в исторических источниках »
Методическая разработка урока.« Великая Отечественная война в исторических источниках »...